Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:42, реферат
Цель данной работы – узнать историю миграции Японии, выявить регион миграции, понять политику и найти ее изменения с течением времени.
Для достижения цели мы решим следующие задачи:
• рассмотрим историю миграции, возьмем отрезок в 100 лет. Чтобы не углубляться слишком далеко;
• рассмотрим 1980-е годы, так как именно в этот период происходил наивысший пик иммиграции;
• узнаем правовые основы и эволюцию политики;
• попробуем понять отношение японцем к иммигрантам.
В 1938 г. насчитывалось 309000 японцев в Тайване. К концу второй мировой войны насчитывалось более 850000 японцев в Корее и более 2 млн. человек в Китае, большинство из которых были фермерами в Маньчжоу-Го9 ( Японцы планируют привести в 5 млн. японских поселенцев в Маньчжоу-го).
После Второй мировой войны, большинство японцев за рубежом были репатриированы в Японию. Союзные державы репатриировали более 6 миллионов японских граждан из колоний во всей Азии10. Лишь немногие остались за рубежом, часто невольно, как и в случае с сиротами в Китае или военнопленными, захваченными Красной Армией и вынуждеными работать в Сибири.
Существует также сообществом Японцы в Гонконге в основном из бизнесменов-экспатриантов.
Подчеркну, что
потоки рабочей силы текут не только
в Японию, но и из нее, в обратном
направлении. Создаются японские диаспоры,
сообщества в чужих городах и
странах, чтобы поддерживать друг друга.
Глава II. Политика миграции
II.I. Японский рынок труда
Япония — один из мировых лидеров как по высоким темпам старения населения, так и по низким показателям рождаемости. Нынешняя численность в 127 млн. жителей, по прогнозам правительства, к 2055 году уменьшится до 82—99 млн. человек. А сокращение рядов японской трудовой армии будет происходить еще более быстрыми темпами.
Единственно возможным выходом из создавшейся ситуации правящая (вот уже долгие годы) Либерально-демократическая партия считает привлечение 10 млн. трудовых мигрантов (в течение ближайших 50 лет). Вот только реализации этих планов препятствует действующее национальное законодательство, которое считается одним из самых строгих в мире в отношении миграции.
По официальным данным, сейчас в стране работают около миллиона трудовых мигрантов (против 700 тыс. десять лет назад). В основном это сезонные рабочие, занятые на сельскохозяйственных работах. Впрочем, без импортных рабочих рук уже сейчас задыхаются и строительство, и рыболовецкий промысел, и ресторанный бизнес, но в первую очередь — предприятия по обслуживанию больных и престарелых.
Основным официальным каналом снабжения Японии зарубежной рабочей силой является предоставление права на трудоустройство иностранным студентам и стажерам. Молодые люди, приехавшие преимущественно из Китая, могут либо ежедневно подрабатывать в режиме неполной занятости после учебы, либо, отучившись несколько месяцев, заключать временный трудовой контракт.
Например, известная в стране ресторанная сеть Yoshinoya являет собой пример очень сильной зависимости от подобного рода трудовых резервов. На данный момент среди 3360 ее сотрудников 791 иностранец, из них 564 — иностранные студенты. В ближайшее время компания планирует утроить количество своих точек по всей стране. Основное препятствие — нехватка трудовых кадров.
Новых сотрудников планируют набирать либо среди пожилых японцев, либо среди молодых китайцев. Более того, иностранцев теперь предполагается брать не только на неквалифицированные работы, но и на менеджерские должности, что еще несколько лет назад считалось совершенно недопустимым.
Впрочем, такие перспективы ожидают только легальных мигрантов, тогда как масштабы нелегального человеческого трафика в эту страну оценить очень сложно. Норимитцу Ониси, автору статьи в International Herald Tribune, удалось лишь выяснить, что один китайский нелегал за сезон зарабатывает в Японии в среднем 5,5 тыс. долл. (за семь месяцев тяжелейшего труда). Из которых 2700 отдает агентству, организовавшему ему «трудовой туризм».
Впрочем, если о
необходимости изменения
II.II. Въезд
в страну иностранных граждан
Юридически разрешение на въезд иностранного гражданина в Японию оформляется иммиграционным инспектором в международных воздушных и морских портах в виде штампа в паспорте с указанием статуса и срока пребывания в стране.
Для въезда в Японию иностранный гражданин должен иметь въездную визу. При этом существуют семь категорий виз (дипломатическая, служебная, рабочая, общая, особая, краткосрочная, транзитная) и 28 статусов, которыми определяется цель, срок пребывания и право иностранца на оплачиваемую работу. Характер документов, которые иностранец вместе с паспортом и заполненной анкетой должен предоставить в загранпредставительство Японии для получения визы, зависят от получаемого статуса. В отдельных случаях вопрос о въезде решается непосредственно в посольстве или консульстве. Однако, как правило, документы лиц, желающих въехать в Японию, направляются на рассмотрение по следующей цепочке; МИД Японии, Минюст Японии, региональный департамент иммиграции, поручитель аппликанта и обратно по той же схеме в соответствующее посольство или консульство с заключением о результатах рассмотрения.
Процедура получения визы значительно ускоряется, если иностранный гражданин сам или через своего поручителя в Японии предоставляет необходимые документы сразу в региональный департамент иммиграции и заранее получает от Министра юстиции "свидетельство, подтверждающее статус пребывания". Предоставляемые аппликантом подтверждающие статус документы должны свидетельствовать о его профессии, стаже работы, служебном положении, получаемой зарплате и других данных. Поручителем, как правило, является японец, работающий в организации /НИИ, учебное заведение, промышленная или торговая фирма, редакция газеты и т.д./, куда по контракту направляется иностранец, или родственники в Японии, готовые оказать материальную поддержку во время его пребывания в стране. "Свидетельство, подтверждающее статус пребывания", действительно в качестве основания для подачи визовой заявки на въезд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Помимо вышеуказанной
процедуры выдачи виз существует
шесть видов безвизового
Лицо, получившее безвизовое разрешение на въезд, должно строго соблюдать установленные им сроки пребывания, маршруты передвижения, нормы поведения и другие ограничения и всегда иметь этот документ при себе для предъявления его сотрудникам иммиграционной инспекции или полиции. Наиболее часто выдаются разрешения на въезд в порт захода судна и на транзит. Первое из них получают пассажиры воздушного или морского судна, которые могут в течение не более чем 72-х часов отдохнуть или сделать покупки в ближайших от места высадки районах (обычно в пределах города или района, где расположены морской или воздушный порты).
Разрешение на
транзит бывает двух видов: для осмотра
достопримечательностей и с целью
переезда в соседний порт для выезда из
страны. И то, и другое предполагают, что
высадившиеся в том или ином месте иностранцы
с целью ознакомления со страной /на срок
не более 15 суток/ или переезда в другой
порт (не более 72 часов) должны покинуть
Японию через другой порт (например, прибыли
в Ханэда, а улетают из Нариты).
Запрещен въезд
в Японию бродягам, нищим, другим неимущим,
расходы по пребыванию которых легли
бы в этом случае на местные правительственные
и общественные организации. Кроме
того, запреты для въезда в страну
существуют и для лиц, которые были осуждены
на срок свыше одного года; нарушителей
закона о наркотических препаратах; лиц,
депортированных из страны менее года
назад и др.
II.III. Как
проходит регистрация иностранных граждан?
Вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются в Японии двумя основными законами: "О контроле за въездом и выездом и статусе беженцев" (иммиграционный закон) от 04 октября 1952 г. и "О регистрации иностранцев" от 28 апреля 1952г., который регламентирует правила проживания иностранных граждан в стране.
Согласно закону о регистрации каждый иностранец, находящийся в Японии свыше 90 дней с даты въезда, или 60 дней со дня рождения, либо при выходе из японского гражданства должен зарегистрироваться в муниципальных органах власти по месту жительства. При этом заполняется анкета из 18 пунктов (дата и место рождения, пол, гражданство, род занятий, статус, номер паспорта, период пребывания, место работы и др.).
Регистрационное удостоверение выдается всем иностранцам, в том тесле лицам без гражданства сроком на 5 лет.
Освобождаются от регистрации иностранцы, прибывшие в Японию на срок менее 90 дней, а также иностранные граждане, имеющие разрешение на въезд в случае крайней необходимости, при аварии, для временного укрытия, как члены экипажей воздушных и морских судов; лица с дипломатическими и служебными статусами (проходят регистрацию в МИД Японии), военнослужащие и вольнонаемные вооруженных сил США и ООН, а также члены их семей.
В соответствии с Законом о регистрации, из Японии могут быть депортированы:
- иностранцы, занимающиеся
деятельностью, не
- осужденные к тюремному заключению (за исключением тех, наказание которых откладывается);
- иностранцы, осужденные
по Закону о
- иностранцы, признанные виновными в нарушении Закона о наркотиках психотропных, стимулирующих препаратах и т.п.;
- осужденные к пожизненному заключению или на срок свыше одного года (за исключением лиц, наказание которых откладывается);
- лица, занимающиеся бизнесом, связанным с проституцией;
- содействующие нелегальному въезду в страну;
- иностранцы, ведущие
насильственную и
В декабре 1989 года парламент Японии утвердил постановление о частичном изменении контроля за въездом и выездом и закона о признании иностранного гражданина беженцем ("Поправки к закону об иммигрантах", которое вступило в силу 1 июня 1990 года. Вместе с некоторыми изменениями закона о регистрации иностранцев от 8 января 1993 года данные поправки ускорили процедуру рассмотрения визовых заявок на въезд, упорядочили статусы пребывания иностранных граждан в стране, урегулировали меры против несанкционированного их найма, на работу.
В соответствии с этими поправками иностранным гражданам со статусом "стажировка" и "учеба", может быть предоставлена возможность подзаработать ("арбайто"), если он обратится с соответствующей просьбой. Хотя статусы таких лиц не позволяют иметь оплачиваемую работу, им, как правило, предоставляют такую возможность в определенной области и не более 4 часов в сутки.
С I октября 1999 года вступили в действие новые поправки к Закону о контроле за въездом-выездом и признании иностранного гражданина беженцем, согласно которым, в частности, минимальный срок пребывания иностранцев со статусами "преподавание", "инвестиционная и управленческая деятельность", "супруга или дети японца" был увеличен с 6 месяцев до 1 года, а минимальный и максимальный сроки пребывания иностранных граждан со статусами, разрешающими устраиваться на работу /"гуманитарная и международная деятельность", " перемещение в рамках одного предприятия", "техника" и др./, увеличены соответственно с 6 месяцев до I года и с 1 года до 3 лет.
Сроки пребывания
иностранных граждан со статусом
"стажировка" теперь увеличены
соответственно с 6 месяцев до 1 года
и с 1 года до,2 лет, а для членов
семей стажирующихся -введен новый
срок - 2 года. Оплачиваемый труд иностранных
студентов со статусами "деятельность
в области культуры" и "краткосрочное
пребывание", принимаемых на работу
на японские предприятия, стал относиться
к категории "особые виды деятельности",
что позволяет обходиться без получения
разрешения на работу, выходящую за рамки
статуса пребывания.
II. IV. Правовые
основы и эволюция политики
Закон об иммиграционном контроле, первоначально принятый в 1952 году, предоставила основу для иммиграционной политики в послевоенной Японии. Хотя по образцу американской системе, закон с самого начала не была направлена на поощрение мигрантов поселиться в стране. Также не в закон о гражданстве облегчить приобретение японского гражданства иностранцами.