Миграционная политика и процессы Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:42, реферат

Описание работы

Цель данной работы – узнать историю миграции Японии, выявить регион миграции, понять политику и найти ее изменения с течением времени.
Для достижения цели мы решим следующие задачи:
• рассмотрим историю миграции, возьмем отрезок в 100 лет. Чтобы не углубляться слишком далеко;
• рассмотрим 1980-е годы, так как именно в этот период происходил наивысший пик иммиграции;
• узнаем правовые основы и эволюцию политики;
• попробуем понять отношение японцем к иммигрантам.

Работа содержит 1 файл

Курсова.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

В 1938 г. насчитывалось 309000 японцев в Тайване. К концу второй мировой войны насчитывалось более 850000 японцев в Корее и более 2 млн. человек в Китае, большинство из которых были фермерами в Маньчжоу-Го9 ( Японцы планируют привести в 5 млн. японских поселенцев в Маньчжоу-го).

После Второй мировой войны, большинство японцев за рубежом были репатриированы в Японию. Союзные державы репатриировали более 6 миллионов японских граждан из колоний во всей Азии10. Лишь немногие остались за рубежом, часто невольно, как и в случае с сиротами в Китае или военнопленными, захваченными Красной Армией и вынуждеными работать в Сибири.

Существует также  сообществом Японцы в Гонконге в основном из бизнесменов-экспатриантов.

Подчеркну, что  потоки рабочей силы текут не только в Японию, но и из нее, в обратном направлении. Создаются японские диаспоры, сообщества в чужих городах и странах, чтобы поддерживать друг друга. 
 
 
 
 
 

Глава II. Политика миграции

II.I. Японский рынок труда

     Япония  — один из мировых лидеров как  по высоким темпам старения населения, так и по низким показателям рождаемости. Нынешняя численность в 127 млн. жителей, по прогнозам правительства, к 2055 году уменьшится до 82—99 млн. человек. А сокращение рядов японской трудовой армии будет происходить еще более быстрыми темпами.

Единственно возможным  выходом из создавшейся ситуации правящая (вот уже долгие годы) Либерально-демократическая партия считает привлечение 10 млн. трудовых мигрантов (в течение ближайших 50 лет). Вот только реализации этих планов препятствует действующее национальное законодательство, которое считается одним из самых строгих в мире в отношении миграции.

По официальным  данным, сейчас в стране работают около  миллиона трудовых мигрантов (против 700 тыс. десять лет назад). В основном это сезонные рабочие, занятые на сельскохозяйственных работах. Впрочем, без импортных рабочих рук  уже сейчас задыхаются и строительство, и рыболовецкий промысел, и ресторанный бизнес, но в первую очередь — предприятия по обслуживанию больных и престарелых.

Основным официальным  каналом снабжения Японии зарубежной рабочей силой является предоставление права на трудоустройство иностранным студентам и стажерам. Молодые люди, приехавшие преимущественно из Китая, могут либо ежедневно подрабатывать в режиме неполной занятости после учебы, либо, отучившись несколько месяцев, заключать временный трудовой контракт.

Например, известная в стране ресторанная сеть Yoshinoya являет собой пример очень сильной зависимости от подобного рода трудовых резервов. На данный момент среди 3360 ее сотрудников 791 иностранец, из них 564 — иностранные студенты. В ближайшее время компания планирует утроить количество своих точек по всей стране. Основное препятствие — нехватка трудовых кадров.

Новых сотрудников  планируют набирать либо среди пожилых  японцев, либо среди молодых китайцев. Более того, иностранцев теперь предполагается брать не только на неквалифицированные работы, но и на менеджерские должности, что еще несколько лет назад считалось совершенно недопустимым.

Впрочем, такие  перспективы ожидают только легальных  мигрантов, тогда как масштабы нелегального человеческого трафика в эту  страну оценить очень сложно. Норимитцу Ониси, автору статьи в International Herald Tribune, удалось лишь выяснить, что один китайский нелегал за сезон зарабатывает в Японии в среднем 5,5 тыс. долл. (за семь месяцев тяжелейшего труда). Из которых 2700 отдает агентству, организовавшему ему «трудовой туризм».

Впрочем, если о  необходимости изменения японского  законодательства в области миграции уже сказано достаточно, и шансы  на позитивное решение вопроса достаточно высоки, то психологические проблемы в этой сфере остаются. Япония исторически гордится своей закрытостью и самобытностью и, даже страдая от невозделанных сельскохозяйственных плантаций и неубранного городского мусора, не слишком доброжелательно относится к появлению на своих улицах «лиц неяпонской национальности» 

II.II. Въезд в страну иностранных граждан 

     Юридически  разрешение на въезд иностранного гражданина в Японию оформляется иммиграционным инспектором в международных  воздушных и морских портах в  виде штампа в паспорте с указанием  статуса и срока пребывания в стране.

Для въезда в  Японию иностранный гражданин должен иметь въездную визу. При этом существуют семь категорий виз (дипломатическая, служебная, рабочая, общая, особая, краткосрочная, транзитная) и 28 статусов, которыми определяется цель, срок пребывания и право иностранца на оплачиваемую работу. Характер документов, которые иностранец вместе с паспортом и заполненной анкетой должен предоставить в загранпредставительство Японии для получения визы, зависят от получаемого статуса. В отдельных случаях вопрос о въезде решается непосредственно в посольстве или консульстве. Однако, как правило, документы лиц, желающих въехать в Японию, направляются на рассмотрение по следующей цепочке; МИД Японии, Минюст Японии, региональный департамент иммиграции, поручитель аппликанта и обратно по той же схеме в соответствующее посольство или консульство с заключением о результатах рассмотрения.

Процедура получения  визы значительно ускоряется, если иностранный гражданин сам или  через своего поручителя в Японии предоставляет необходимые документы сразу в региональный департамент иммиграции и заранее получает от Министра юстиции "свидетельство, подтверждающее статус пребывания". Предоставляемые аппликантом подтверждающие статус документы должны свидетельствовать о его профессии, стаже работы, служебном положении, получаемой зарплате и других данных. Поручителем, как правило, является японец, работающий в организации /НИИ, учебное заведение, промышленная или торговая фирма, редакция газеты и т.д./, куда по контракту направляется иностранец, или родственники в Японии, готовые оказать материальную поддержку во время его пребывания в стране. "Свидетельство, подтверждающее статус пребывания", действительно в качестве основания для подачи визовой заявки на въезд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Помимо вышеуказанной  процедуры выдачи виз существует шесть видов безвизового разрешения на въезд в Японию: разрешение на въезд в порт захода судна; на транзит; на въезд для членов экипажей воздушных  и морских судов; на въезд в  случае крайней необходимости; при аварии; для временного укрытия.

Лицо, получившее безвизовое разрешение на въезд, должно строго соблюдать установленные  им сроки пребывания, маршруты передвижения, нормы поведения и другие ограничения  и всегда иметь этот документ при  себе для предъявления его сотрудникам иммиграционной инспекции или полиции. Наиболее часто выдаются разрешения на въезд в порт захода судна и на транзит. Первое из них получают пассажиры воздушного или морского судна, которые могут в течение не более чем 72-х часов отдохнуть или сделать покупки в ближайших от места высадки районах (обычно в пределах города или района, где расположены морской или воздушный порты).

Разрешение на транзит бывает двух видов: для осмотра  достопримечательностей и с целью  переезда в соседний порт для выезда из страны. И то, и другое предполагают, что высадившиеся в том или ином месте иностранцы с целью ознакомления со страной /на срок не более 15 суток/ или переезда в другой порт (не более 72 часов) должны покинуть Японию через другой порт (например, прибыли в Ханэда, а улетают из Нариты). 

Запрещен въезд  в Японию бродягам, нищим, другим неимущим, расходы по пребыванию которых легли  бы в этом случае на местные правительственные  и общественные организации. Кроме  того, запреты для въезда в страну существуют и для лиц, которые были осуждены на срок свыше одного года; нарушителей закона о наркотических препаратах; лиц, депортированных из страны менее года назад и др. 

II.III. Как проходит регистрация иностранных граждан? 

     Вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются в Японии двумя основными законами: "О контроле за въездом и выездом и статусе беженцев" (иммиграционный закон) от 04 октября 1952 г. и "О регистрации иностранцев" от 28 апреля 1952г., который регламентирует правила проживания иностранных граждан в стране.

Согласно закону о регистрации каждый иностранец, находящийся в Японии свыше 90 дней с даты въезда, или 60 дней со дня рождения, либо при выходе из японского гражданства  должен зарегистрироваться в муниципальных органах власти по месту жительства. При этом заполняется анкета из 18 пунктов (дата и место рождения, пол, гражданство, род занятий, статус, номер паспорта, период пребывания, место работы и др.).

Регистрационное удостоверение выдается всем иностранцам, в том тесле лицам без гражданства сроком на 5 лет.

Освобождаются от регистрации иностранцы, прибывшие  в Японию на срок менее 90 дней, а также  иностранные граждане, имеющие разрешение на въезд в случае крайней необходимости, при аварии, для временного укрытия, как члены экипажей воздушных и морских судов; лица с дипломатическими и служебными статусами (проходят регистрацию в МИД Японии), военнослужащие и вольнонаемные вооруженных сил США и ООН, а также члены их семей.

В соответствии с Законом о регистрации, из Японии могут быть депортированы:

- иностранцы, занимающиеся  деятельностью, не соответствующей  статусу их пребывания, или нарушившие  установленный срок пребывания;

- осужденные  к тюремному заключению (за исключением  тех, наказание которых откладывается);

- иностранцы, осужденные  по Закону о несовершеннолетних  к тюремному заключению свыше  трех лет;

- иностранцы, признанные  виновными в нарушении Закона  о наркотиках психотропных, стимулирующих  препаратах и т.п.;

- осужденные  к пожизненному заключению или на срок свыше одного года (за исключением лиц, наказание которых откладывается);

- лица, занимающиеся  бизнесом, связанным с проституцией;

- содействующие  нелегальному въезду в страну;

- иностранцы, ведущие  насильственную и разрушительную  деятельность, которым предъявлено обвинение в нанесении ущерба интересам безопасности Японии.

В декабре 1989 года парламент Японии утвердил постановление  о частичном изменении контроля за въездом и выездом и закона о признании иностранного гражданина беженцем ("Поправки к закону об иммигрантах", которое вступило в силу 1 июня 1990 года. Вместе с некоторыми изменениями закона о регистрации иностранцев от 8 января 1993 года данные поправки ускорили процедуру рассмотрения визовых заявок на въезд, упорядочили статусы пребывания иностранных граждан в стране, урегулировали меры против несанкционированного их найма, на работу.

В соответствии с этими поправками иностранным  гражданам со статусом "стажировка" и "учеба", может быть предоставлена  возможность подзаработать ("арбайто"), если он обратится с соответствующей просьбой. Хотя статусы таких лиц не позволяют иметь оплачиваемую работу, им, как правило, предоставляют такую возможность в определенной области и не более 4 часов в сутки.

С I октября 1999 года вступили в действие новые поправки к Закону о контроле за въездом-выездом и признании иностранного гражданина беженцем, согласно которым, в частности, минимальный срок пребывания иностранцев со статусами "преподавание", "инвестиционная и управленческая деятельность", "супруга или дети японца" был увеличен с 6 месяцев до 1 года, а минимальный и максимальный сроки пребывания иностранных граждан со статусами, разрешающими устраиваться на работу /"гуманитарная и международная деятельность", " перемещение в рамках одного предприятия", "техника" и др./, увеличены соответственно с 6 месяцев до I года и с 1 года до 3 лет.

Сроки пребывания иностранных граждан со статусом "стажировка" теперь увеличены  соответственно с 6 месяцев до 1 года и с 1 года до,2 лет, а для членов семей стажирующихся -введен новый срок - 2 года. Оплачиваемый труд иностранных студентов со статусами "деятельность в области культуры" и "краткосрочное пребывание", принимаемых на работу на японские предприятия, стал относиться к категории "особые виды деятельности", что позволяет обходиться без получения разрешения на работу, выходящую за рамки статуса пребывания. 

II. IV. Правовые основы и эволюция политики 

     Закон об иммиграционном контроле, первоначально  принятый в 1952 году, предоставила основу для иммиграционной политики в послевоенной Японии. Хотя по образцу американской системе, закон с самого начала не была направлена на поощрение мигрантов поселиться в стране. Также не в закон о гражданстве облегчить приобретение японского гражданства иностранцами.

Информация о работе Миграционная политика и процессы Японии