Международный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретически навыков о международном кредите, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.
Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи:
Исследуется понятие, формы и значение международного кредитования;
Дается характеристика участию международных организаций в международном кредитовании
Анализируется динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.

Содержание

Введение 3
1.1 Международный кредит: понятие, сущность, основные функции. 6
1.2 Современные формы международного кредитования. 8
Глава 2. Оценка деятельности группы всемирного банка как мирового кредитора. 12
2.1 Характеристика основных организаций-кредиторов 12
2.2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования. 22
Глава 3. Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь. 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 36

Работа содержит 1 файл

кредит.docx

— 77.87 Кб (Скачать)

В 1992 году в Минске открыто Представительство  МВФ. В марте 2009г. для осуществления регулярного мониторинга реализации программы stand-by и оперативного решения вопросов взаимодействия Республики Беларусь и МВФ с согласия Национального банка и Правительства Республики Беларусь назначен Постоянный представитель Фонда в Республике Беларусь – Колядина Н.А.

Республика  Беларусь в 2004 году приняла решение  отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и  в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.[14]

Новый этап взаимодействия между Республикой  Беларусь и МВФ начался в 2009 г. 12 января Совет Исполнительных директоров Фонда одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе  stand-by. Первый транш кредита поступил в Беларусь в январе 2009 г., последний – в марте 2010 года. Общая стоимость программы составила около 3,5 млрд. долл. США.

Для получения  финансирования в рамках программы  stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия: отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе; установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация курса белорусского рубля; принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.

Основанием  для положительного решения руководства  МВФ послужило выполнение Беларусью  всех принятых на себя обязательств в  рамках программы stand-by.

 В Нацбанке Белоруссии считают, что программа stand-by сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики республики в 2009 - начале 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить устойчивость финансовой системы.

 

Глава 3. Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь.

 

Разные формы международных  капиталопотоков оказывают различное влияние на экономику страны-рецепиента.

Международное движение капитала осуществляется в форме международной миграции капитала, который представляет собой  перемещение капиталов между  странами, определяемое источниками, интервалом времени и причинами.

В целом привлечение зарубежных инвестиций содействует модификации  производственных методов национальных фирм. Зарубежные инвестиции оказывают  положительное влияние на рост производительности труда в принимающей стране. Также, зарубежные инвестиции стимулируют  рост спроса на высококвалифицированную  рабочую силу, повышают уровень благосостояния населения.

Наряду с позитивным влиянием притока  зарубежных инвестиций  на экономику  принимающей стороны есть и возможные  негативные эффекты: эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными  инвестициями вытеснения местных фирм более конкурентноспособными зарубежными ТНК.

За четверть века доля прямых зарубежных инвестиций в мировом ВВП постоянно  растет.

За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла большое количество иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.

За январь-сентябрь 2011 г . в реальный сектор экономики (кроме  банков) иностранные инвесторы вложили 12,6 млрд. долларов США инвестиций , что в 2 раза больше , чем за январь -сентябрь 2010 г.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (47,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (21,3%), Кипра (7,8%), Австрии (6%).

Иностранные кредиты и займы, привлекаемые в Республику Беларусь, расходуются  по различным областям республики (прил. А), по различным отраслям экономики (прил. Б).

Национальный  банк недавно отчитался о том, что валовой внешний долг Беларуси за январь-июнь 2011 г. вырос на 4,7 млрд долларов (на 16,5%) и составил на 1 июля 33,1 млрд. долларов (прил. В), что составляет 56,3% ВВП. Долг каждого белоруса иностранным кредиторам страны на   1 июля 2011 сложился в сумме почти 3,5 тыс. долларов. На 1 января 2011 года долг равнялся 28,4 млрд долларов (52% ВВП на то время). Между тем МВФ прогнозирует увеличение валового внешнего долга Белоруссии. В частности, в 2013 году они ожидают рост внешнего государственного долга до 27,3% ВВП, в 2016 году - до 29% ВВП. Валовой внешний долг, по их оценке, в 2013 году составит 67,3% ВВП, в 2016 году - 74,5% ВВП.[12]

    Несмотря на то что суммы долгов не являются критическими, о чем постоянно заявляют представители правительства, их темпы и необеспеченность возврата вызывают беспокойство экспертов. Для Беларуси более важен не сам объем этой задолженности, а темпы ее роста. Вот эти темпы и вызывают беспокойство. Если посмотреть с точки зрения международных стандартов, внешняя задолженность Беларуси не такая уже и большая. Есть страны, которые имеют и более высокие долги. Но в случае Беларуси проблема состоит именно в том, что внешний долг растет очень быстро и нет никаких гарантий для его погашения.

     Экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич отмечает тот момент, что большинство взятых Белоруссией кредитов долгосрочны, однако это не значит, что время рассчитываться по долгам не наступит никогда. С 2011 года из бюджета придется выделять 1 миллиард долларов на обслуживание долгов. С каждым годом сумма будет расти.

   Эксперты предостерегают руководство страны от дальнейшего наращивания внешней задолженности в первую очередь из-за того, что эти ресурсы идут не на развитие, не создают основу для возврата заимствований, а фактически проедаются. Они идут на оплату дефицита торгового баланса. По итогам прошлого года этот показатель превысил 7 млрд. долл.

     Эксперты, как международные, так и белорусские, рекомендуют властям начинать-таки рыночные реформы, предоставлять предприятиям свободу в принятии решений, проводить приватизацию и делать более либеральным хозяйственное законодательство. Тогда создастся база для возврата накопленных долгов. Однако в ближайшее время едва ли стоит этого ожидать. Во-первых, потому, что любые реформы, как бы щадяще они ни проводились, ведут к изменению привычных схем действий, ухудшают уровень жизни. Во-вторых, укрепление бизнеса и превращение его в самостоятельную силу в принципе невыгодно правительству.

Республика  Беларусь в международном кредитовании чаще выступает в качестве страны-заемщика иностранного капитала, т.к за счет своих резервов (банковских) республика способна осуществлять кредитование предприятий, юридических и физических субъектов только внутри страны. Для преодоления данной проблемы следует модернизировать собственный кредитный аппарат: создавать условия для привлечения иностранного капитала в большем объеме за счет снижения налоговой ставки на международный капитал ввозимый в страну, предлагать проекты, которые будут привлекать иностранных инвесторов. В данной ситуации объем совокупного предложения иностранного капитала не должен превышать спрос на его т.к при несоблюдении этих условий может возникнуть инфляция. Страны-кредиторы оценивая ситуацию в стране потенциального заемщика капитала, приходят к заключения: выдавать кредит или нет, определяют ставку процента по кредиту в зависимости от платежеспособности страны, в которую будет направлены инвестиции.[13]

Меры  государственного регулирования структуры  движения международного капитала должны быть дополнены тщательным мониторингом, позволяющим сделать вывод о  соответствии Беларуси международным  экономическим задачам.

1.Сопоставление  стоимостных характеристик обслуживания  экспорта и импорта капитала  Беларуси с международными и внутрибелорусскими финансовыми показателями.

2. Структуру  использования привлеченных иностранных  ресурсов на обслуживание и  рефинансирование ранее взятых  долгов, вложений в модернизацию  отечественных производства и  приобретение импортного оборудования  производственного назначения.

3. Анализ  уровня проникновения иностранного  капитала в акционерный капитал  белорусских компаний и контроль  за сохранением экономической  безопасности  РБ.

4. Выявление  объемов привлеченного иностранного  капитала отечественного происхождения  и уровень нагрузки на прибыль  отечественных предприятий, связанных  с репатриацией доходов нерезидентов  за рубеж.

Данный  комплекс мер позволит достигнуть сбалансированности государственных и частных экономических  интересов РБ в области эффективного  использования капитала, снижения риска  эксплуатации, мобилизированного с международных рынков для поступательного развития экономики Республики Беларусь, снизить риск эксплуатации отечественного экономического потенциала.

 

Заключение

 

Как свидетельствуют  статистические данные, роль международного кредита в последние годы значительно  увеличилась. Это объясняется тем, что  сегодня международный кредит осуществляет более интенсивное  стимулирование внешнеэкономической  деятельности стран, обеспечивая бесперебойность  международных расчетов и устанавливая внешнеэкономические связи между  странами.

За последние  годы поток иностранного капитала в  Республику Беларусь значительно увеличился. Причиной этого явилось высокая  динамика международного валютного  и кредитного рынка.

Международный кредит, предоставляя дополнительные ресурсы республике, способствует повышению эффективности экономики, помогая в преодолении кризиса. Использование международного кредита в экономике может нести и отрицательный эффект. Международный опыт показывает, что международное кредитование связано с риском. В кризисных ситуациях обычно страна, которая получает кредит, больше всего страдает от нарушения взаимоотношений между кредитором и заемщиком иностранного капитала. Для того чтобы избежать таких последствий необходимо крайне обдумано создавать внешнюю кредитную политику.

Приток  иностранного капитала в последние  годы, убеждает в том, что у Беларуси есть предпосылки занять определенное  место  на мировом рынке капитала.

Участие финансовых институтов республики в  мировом движении капитала и стремление развиваться наравне с ведущими международными финансовыми институтами  говорит о том, что страна не согласна с той ролью, которая отводится  ей в современной экономике.

Республика  Беларусь вплоть до начала 1994 г. наращивала внешнее заимствование и имела  стабильную репутацию платежеспособного  заемщика, что позволяло планировать как заключение новых кредитных соглашений, так и график погашения задолженности. Вместе с тем к середине 1994 г. стало очевидно, что сформировавшийся массив внешнего долга имеет обременительный для страны характер, в силу чего в дальнейшем нельзя рассчитывать на благосклонное отношение внешних кредиторов к Республике Беларусь.

Главными  причинами достаточно быстро произошедшей перемены в видении этой проблемы со стороны как международных  финансовых организаций, так и органов  государственного управления и экспертов  Республики Беларусь являются введение жесткого административного контроля за внешнеэкономической деятельностью, существование множественности  валютных курсов, а также несовершенство системы государственного управления иностранными заимствованиями.

На основании  вышесказанного следует отметить, что  дальнейшее привлечение кредитных  ресурсов в Республику Беларусь будет  происходить только при наличии  у правительства четкой внутри- и  внешнеэкономической ориентации, программы  проведения рыночных реформ.

Хочется верить, что в ближайшее  время Республика Беларусь  будет  выступать на мировом рынке капитала не столько заёмщиком, сколько кредитором.

 

Список использованных источников

  1. Артемьева С.С., Митрохин В.В., Чугунов В.И. Финансы, денежное обращение, кредит: -М.: Академ проект, 2008.-469с.
  2. Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность: - М.: МТ-Пресс, 2001г.-186с.
  3. Деньги, кредит, банки: Учеб./Г.И.Кравцова, Н.К.Василенко, Г.С.Кузьменко и др.; Под общ. ред. Г.И.Кравцовой. - Мн.:ООО «Мисанта», 1996.436с.
  4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ, 2001.-622с.
  5. Жукова Е.Ф. Общая теория денег и кредита. –М.: Юнити, 1998.-360 с.
  6. Котелкин С. В, Тумаров Т. Г., Круглов А. В., Мишальченко Ю. В. Основы международных валютно - финансовых и кредиторских отношений. –М.: Инфра-М, 1998. -623 с.
  7. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/под ред. Смитиенко Б.М. –М.: Инфра-М, 2008, 527с.
  8. Рудый К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности. -Мн.: Вышейшая школа, 2004.-348с.
  9. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. - СПб: Питер, 2001.-272с.: ил.
  10. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. –М.: Магистр, 2008.-527с.
  11. http://belstat.gov.by/ – сайт Национального статистического комитета        Республики Беларусь 
  12. http://www.nbrb.by – сайт Национального банка Республики Беларусь.
  13. http://www.neg.by – сайт экономической газеты.
  14. http://mfa.gov.by – сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Информация о работе Международный кредит