Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретически навыков о международном кредите, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.
Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи:
Исследуется понятие, формы и значение международного кредитования;
Дается характеристика участию международных организаций в международном кредитовании
Анализируется динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.
Введение 3
1.1 Международный кредит: понятие, сущность, основные функции. 6
1.2 Современные формы международного кредитования. 8
Глава 2. Оценка деятельности группы всемирного банка как мирового кредитора. 12
2.1 Характеристика основных организаций-кредиторов 12
2.2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования. 22
Глава 3. Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь. 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 36
В 1992 году в Минске открыто Представительство МВФ. В марте 2009г. для осуществления регулярного мониторинга реализации программы stand-by и оперативного решения вопросов взаимодействия Республики Беларусь и МВФ с согласия Национального банка и Правительства Республики Беларусь назначен Постоянный представитель Фонда в Республике Беларусь – Колядина Н.А.
Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.[14]
Новый этап
взаимодействия между Республикой
Беларусь и МВФ начался в 2009 г.
12 января Совет Исполнительных директоров
Фонда одобрил выделение
Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия: отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе; установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация курса белорусского рубля; принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.
Основанием для положительного решения руководства МВФ послужило выполнение Беларусью всех принятых на себя обязательств в рамках программы stand-by.
В Нацбанке Белоруссии считают, что программа stand-by сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики республики в 2009 - начале 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить устойчивость финансовой системы.
Разные формы международных капиталопотоков оказывают различное влияние на экономику страны-рецепиента.
Международное движение капитала осуществляется в форме международной миграции капитала, который представляет собой перемещение капиталов между странами, определяемое источниками, интервалом времени и причинами.
В целом привлечение зарубежных инвестиций содействует модификации производственных методов национальных фирм. Зарубежные инвестиции оказывают положительное влияние на рост производительности труда в принимающей стране. Также, зарубежные инвестиции стимулируют рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу, повышают уровень благосостояния населения.
Наряду с позитивным влиянием притока зарубежных инвестиций на экономику принимающей стороны есть и возможные негативные эффекты: эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями вытеснения местных фирм более конкурентноспособными зарубежными ТНК.
За четверть века доля прямых зарубежных инвестиций в мировом ВВП постоянно растет.
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла большое количество иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.
За январь-сентябрь 2011 г . в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 12,6 млрд. долларов США инвестиций , что в 2 раза больше , чем за январь -сентябрь 2010 г.
Основными
инвесторами организаций
Иностранные кредиты и займы, привлекаемые в Республику Беларусь, расходуются по различным областям республики (прил. А), по различным отраслям экономики (прил. Б).
Национальный банк недавно отчитался о том, что валовой внешний долг Беларуси за январь-июнь 2011 г. вырос на 4,7 млрд долларов (на 16,5%) и составил на 1 июля 33,1 млрд. долларов (прил. В), что составляет 56,3% ВВП. Долг каждого белоруса иностранным кредиторам страны на 1 июля 2011 сложился в сумме почти 3,5 тыс. долларов. На 1 января 2011 года долг равнялся 28,4 млрд долларов (52% ВВП на то время). Между тем МВФ прогнозирует увеличение валового внешнего долга Белоруссии. В частности, в 2013 году они ожидают рост внешнего государственного долга до 27,3% ВВП, в 2016 году - до 29% ВВП. Валовой внешний долг, по их оценке, в 2013 году составит 67,3% ВВП, в 2016 году - 74,5% ВВП.[12]
Несмотря на то что суммы долгов не являются критическими, о чем постоянно заявляют представители правительства, их темпы и необеспеченность возврата вызывают беспокойство экспертов. Для Беларуси более важен не сам объем этой задолженности, а темпы ее роста. Вот эти темпы и вызывают беспокойство. Если посмотреть с точки зрения международных стандартов, внешняя задолженность Беларуси не такая уже и большая. Есть страны, которые имеют и более высокие долги. Но в случае Беларуси проблема состоит именно в том, что внешний долг растет очень быстро и нет никаких гарантий для его погашения.
Экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич отмечает тот момент, что большинство взятых Белоруссией кредитов долгосрочны, однако это не значит, что время рассчитываться по долгам не наступит никогда. С 2011 года из бюджета придется выделять 1 миллиард долларов на обслуживание долгов. С каждым годом сумма будет расти.
Эксперты предостерегают руководство страны от дальнейшего наращивания внешней задолженности в первую очередь из-за того, что эти ресурсы идут не на развитие, не создают основу для возврата заимствований, а фактически проедаются. Они идут на оплату дефицита торгового баланса. По итогам прошлого года этот показатель превысил 7 млрд. долл.
Эксперты, как международные, так и белорусские, рекомендуют властям начинать-таки рыночные реформы, предоставлять предприятиям свободу в принятии решений, проводить приватизацию и делать более либеральным хозяйственное законодательство. Тогда создастся база для возврата накопленных долгов. Однако в ближайшее время едва ли стоит этого ожидать. Во-первых, потому, что любые реформы, как бы щадяще они ни проводились, ведут к изменению привычных схем действий, ухудшают уровень жизни. Во-вторых, укрепление бизнеса и превращение его в самостоятельную силу в принципе невыгодно правительству.
Республика Беларусь в международном кредитовании чаще выступает в качестве страны-заемщика иностранного капитала, т.к за счет своих резервов (банковских) республика способна осуществлять кредитование предприятий, юридических и физических субъектов только внутри страны. Для преодоления данной проблемы следует модернизировать собственный кредитный аппарат: создавать условия для привлечения иностранного капитала в большем объеме за счет снижения налоговой ставки на международный капитал ввозимый в страну, предлагать проекты, которые будут привлекать иностранных инвесторов. В данной ситуации объем совокупного предложения иностранного капитала не должен превышать спрос на его т.к при несоблюдении этих условий может возникнуть инфляция. Страны-кредиторы оценивая ситуацию в стране потенциального заемщика капитала, приходят к заключения: выдавать кредит или нет, определяют ставку процента по кредиту в зависимости от платежеспособности страны, в которую будет направлены инвестиции.[13]
Меры государственного регулирования структуры движения международного капитала должны быть дополнены тщательным мониторингом, позволяющим сделать вывод о соответствии Беларуси международным экономическим задачам.
1.Сопоставление
стоимостных характеристик
2. Структуру
использования привлеченных
3. Анализ
уровня проникновения
4. Выявление
объемов привлеченного
Данный
комплекс мер позволит достигнуть сбалансированности
государственных и частных
Как свидетельствуют
статистические данные, роль международного
кредита в последние годы значительно
увеличилась. Это объясняется тем,
что сегодня международный кредит
осуществляет более интенсивное
стимулирование внешнеэкономической
деятельности стран, обеспечивая бесперебойность
международных расчетов и устанавливая
внешнеэкономические связи
За последние годы поток иностранного капитала в Республику Беларусь значительно увеличился. Причиной этого явилось высокая динамика международного валютного и кредитного рынка.
Международный кредит, предоставляя дополнительные ресурсы республике, способствует повышению эффективности экономики, помогая в преодолении кризиса. Использование международного кредита в экономике может нести и отрицательный эффект. Международный опыт показывает, что международное кредитование связано с риском. В кризисных ситуациях обычно страна, которая получает кредит, больше всего страдает от нарушения взаимоотношений между кредитором и заемщиком иностранного капитала. Для того чтобы избежать таких последствий необходимо крайне обдумано создавать внешнюю кредитную политику.
Приток иностранного капитала в последние годы, убеждает в том, что у Беларуси есть предпосылки занять определенное место на мировом рынке капитала.
Участие финансовых институтов республики в мировом движении капитала и стремление развиваться наравне с ведущими международными финансовыми институтами говорит о том, что страна не согласна с той ролью, которая отводится ей в современной экономике.
Республика Беларусь вплоть до начала 1994 г. наращивала внешнее заимствование и имела стабильную репутацию платежеспособного заемщика, что позволяло планировать как заключение новых кредитных соглашений, так и график погашения задолженности. Вместе с тем к середине 1994 г. стало очевидно, что сформировавшийся массив внешнего долга имеет обременительный для страны характер, в силу чего в дальнейшем нельзя рассчитывать на благосклонное отношение внешних кредиторов к Республике Беларусь.
Главными
причинами достаточно быстро произошедшей
перемены в видении этой проблемы
со стороны как международных
финансовых организаций, так и органов
государственного управления и экспертов
Республики Беларусь являются введение
жесткого административного контроля
за внешнеэкономической
На основании
вышесказанного следует отметить, что
дальнейшее привлечение кредитных
ресурсов в Республику Беларусь будет
происходить только при наличии
у правительства четкой внутри- и
внешнеэкономической
Хочется верить, что в ближайшее время Республика Беларусь будет выступать на мировом рынке капитала не столько заёмщиком, сколько кредитором.