Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретически навыков о международном кредите, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.
Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи:
Исследуется понятие, формы и значение международного кредитования;
Дается характеристика участию международных организаций в международном кредитовании
Анализируется динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.
Введение 3
1.1 Международный кредит: понятие, сущность, основные функции. 6
1.2 Современные формы международного кредитования. 8
Глава 2. Оценка деятельности группы всемирного банка как мирового кредитора. 12
2.1 Характеристика основных организаций-кредиторов 12
2.2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования. 22
Глава 3. Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь. 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 36
13. По способу использования:
14. По
характеру финансируемых
15. По источникам погашения:
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации – это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.
Международный валютный фонд (МВФ). Основные цели МВФ заключаются в следующем: содействие международной валютной кооперации; обеспечение сбалансированности роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов; осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли; обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей.
Количество стран-членов МВФ постоянно растет и составляет в настоящее время 182 страны. В 90-х гг. в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Европы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципов «конструктивного нечленства».
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя – в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. [7,с.454]
Основу
финансовых средств МВФ составляют
платежи стран-членов в счет установленных
для них квот. В соответствии с
квотами определятся права
Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами, поэтому необходимо отметить его наиболее важные черты. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов.
Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, постольку эта единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для определения цены SDR в настоящее время используют метод корзины четырех важнейших мировых валют: доллар США, японская иена, евро и британский фунт.
Каждой валюте присваивается свой относительный вес, вычисляемый на основе следующих показателей: а) доля экспорта товаров и услуг стран, валюты которых входят в состав корзины SDR, в общемировом экспорте; б) размер резервов, номинированных в соответствующих валютах, которые держаться другими членами МВФ (т.е. за исключением страны, валюта которой рассматривается).
Список валют пересматривается каждые пять лет на основе этих показателей. Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые колебания, которому подвержены курсы соответствующих валют, и, следовательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDR активно используется для деноминации финансовых активов не только самим МВФ, но и другими международными организациями, фирмами. SDR используют также и в многосторонних иностранных соглашениях в качестве счетной единицы.
Кредитный портфель МВФ достаточно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи странам-членам прекращают свое существование, другие – вводятся в практику. В связи с этим необходимо отметить наиболее важные из кредитов фонда.
Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ: а) «чистые» резервные транши; б) кредитные линии (транши); в) специальные кредитные (фондовые) линии; г) кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.
Резервные транши (reserve tranches) осуществляются за счет собственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» резервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляются процентные платежи.
Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, известных под названием «stand-by». Главное их назначение – кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами (общее количество – 4), каждый из которых соответствует 25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ.
Специальные кредитные линии открываются для стран – экспортеров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей.
Кредитные
линии структурных
Группа всемирного банка (ГВБ). К Всемирному банку причисляют две организации: Международный банк реконструкции и развития и его дочернюю структуру – Международную ассоциацию развития (International Development Association). В группу Всемирного банка помимо указанных организаций входят также на правах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация (International Financial Corporation, IFC), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) и Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID).
Основными
целями организации ГВБ
Разрабатываются
скоординированные механизмы
Однако
имеются особенности в
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Членство в МБРР являются, в свою очередь, предпосылкой членства в других организациях Группы Всемирного банка.
В
соответствии со ст. 1 Устава МБРР
он был создан в 1944 г. в
связи с большой потребностью
в финансовых средствах стран-
МАР была создана в 1960 г. с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Оно является почти доверительным органом, находящимся под управлением МБРР.
У МАР, также как и у MIGA, имеется две группы членов. К первой их них относятся в основном промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например, Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты. Все остальные члены отнесены к другой группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи и определения размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при прямых инвестициях.
Основные
средства в настоящее время МБРР
получает за счет операций на международных
финансовых рынках путем эмиссии
средне- и долгосрочных долговых обязательств,
имеющих наивысший кредитный
рейтинг, а также путем частного
размещения средств правительства,
центральных банков и других кредиторов
по фиксированным ставкам
В отличие от МВФ МБРР занимает средства не только у правительства, но и у частных организаций, причем в значительно больших размерах.
В последнее
время все большее значение приобретают
средства от погашения ранее
У МАР основным источником ресурсов являются взносы в уставный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР и погашение ранее выданных ссуд. МБРР и МАР проводят одинаковую политику в отношении отбора проектов для финансирования, предоставляя ссуды и кредиты для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют высокий приоритет для экономического развития стран-должников.
Ссудополучателем может быть правительство или организация, имеющая правительственную гарантию.
Специалисты Всемирного банка следующим образом классифицируют свои кредиты.
Особые инвестиционные ссуды (Specific Investment Loans). Они предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания. Фактически именно ссуды такого рода относятся к проектным ссудам и по-прежнему преобладают а общем объеме займов.
Секторальные
операции (Sector operations). Под этим названием
объединены различные ссуды, которые предоставляются
для финансирования проектов в границах
целевых секторов экономики, например
транспорта, энергетики, сельского хозяйства
т.д. Определение финансируемых проектов
в рамках целевых секторов осуществляются
правительствами-
Ссуды структурной реорганизации (бюджетозамещающие реабилитационные займы). Они введены в 1980 г. как помощь странам, испытывающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают проведение широкого спектра мероприятий национального правительства.
Международная финансовая корпорация (МФК). МФК была создана в 1956 г. Она содействует развитию частно экономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях. В отличие от МБРР и МАР страны-члены должны полностью выплачивать подписанную ими долю, что отражает коммерческий характер МФК.
Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинации.
Ссуды, предоставляемы МФК, предназначены в первую очередь для финансирования развития финансовых услуг и институтов рынка капиталов. Большое значение имеют также ссуды в перерабатывающую промышленность, автомобилестроение, химическую промышленность и сферу туризма.[1, с.461]
Многостороннее агентство
Основная цель этой организации – содействие прямых инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий против некоммерческих (политических) рисков. Кроме того, MIGA консультирует правительства развивающихся стран при разработке программ содействия иностранным инвестициям.
Гарантии обычно распространяются только на вновь вводимые предприятия, но могут включать также расширение, модернизацию и перестройку уже существующих предприятий, а также приобретение полугосударственных предприятий, подлежащих приватизации.
Гарантии также могут предоставляться и по ссудам частных инвесторов. Последние могут быть как физическими, так и юридическими лицами, на не должны принадлежать к стране, в которой осуществляется инвестиция. Сумма гарантий зависит от оценки рисков проекта.
Банк международных расчетов (БМР). БМР создан в 1930 г., является уникальным институтом центральных банков на международном уровне, который принадлежит им, контролируется ими и предоставляет им свои услуги.