Международный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретически навыков о международном кредите, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.
Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи:
Исследуется понятие, формы и значение международного кредитования;
Дается характеристика участию международных организаций в международном кредитовании
Анализируется динамика международного кредитования в Республике Беларусь; выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь.

Содержание

Введение 3
1.1 Международный кредит: понятие, сущность, основные функции. 6
1.2 Современные формы международного кредитования. 8
Глава 2. Оценка деятельности группы всемирного банка как мирового кредитора. 12
2.1 Характеристика основных организаций-кредиторов 12
2.2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования. 22
Глава 3. Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь. 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 36

Работа содержит 1 файл

кредит.docx

— 77.87 Кб (Скачать)

     Ключевые задачи БМР заключаются в содействии кооперации центральных банков и созданий условий для развития международных финансовых операций. Однако из основных целей кооперации центральных банков всегда было поддержание международной финансовой стабильности. В современных условиях глобализации финансовых рынков такая кооперация еще более важна. БМР представляет, таким образом, важный форум для международной финансовой кооперации центральных банков, ее регулирования и контроля.

Значительная  доля мировых валютных резервов сосредоточена  на депозитах в БМР. Банк действует  также как доверенный агент центральных банков в соответствии с различными международными финансовыми соглашениями.

     Европейский центральный банк (ЕЦБ). ЕЦБ – первый в истории поднациональный центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большой части государств ЕС к единой валюте. Предшественниками ЕЦБ были сначала Европейский фонд валютного сотрудничества, а с 1993 г. – Европейский валютный институт.

    ЕЦБ стоит во главе Европейской  системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все 15 центральных  банков стран ЕС. Центральные  банки государств, не входящие  в зону евро, являются участниками  ЕСЦБ с особым статусом: они  не имеют право влиять на  решения, которые действительны  только для зоны евро.

     Правление ЕЦБ избирается на восьмилетний срок без права переизбрания, и его члены независимы от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правление ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Общий совет, в отличие от Совета управляющих, наряду с президентом и вице-президентом, включает управляющих всех центральных банков стран ЕС. Таким образом, структура управления ЕСЦБ является двухъярусной с учетом наличия двух групп стран.  Общий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном между странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в нее (pre-ins).

     Уставный капитал ЕЦБ определен в 5 млрд. евро. Доля центральных банков в нем рассчитывается исходя из доли их стран в ВВП и населении ЕС.

При этом центральные банки стран ins должны вносить 100% подписанного капитала, а станы pre-ins – 5%. Наряду с этим центральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют (в сумме, эквивалентной 50 млрд. евро), за исключением их национальных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорциональными долями центральных банков в подписанном капитале.

    ЕЦБ принадлежит ключевая роль в осуществлении  кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. [4, с.463]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования.

 

В Республику Беларусь привлекаются иностранные  кредиты (на основе соглашений между  правительством РБ и правительством других государств) для поддержания  экономических реформ, перехода к  рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной  перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя  современные технологии, а также  развития экспортного потенциала, насыщения  внутреннего рынка товарами народного  потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем  использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность  РБ, а также о предоставлении правительственных  гарантий в отношении иностранных  кредитов принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.      

Республика  Беларусь в 1992 году стала членом Группы Всемирного банка: Международного банка  реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства  по гарантиям инвестиций (МАГИ) и  Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Подписка республики на акционерный капитал  Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США.[6, с.187]

В 1994 году в Минске открыто Постоянное представительство  Международного банка реконструкции  и развития. С августа 2009 г. его  главой назначен И.Велев.

4 декабря  2007 г. Исполнительным советом  директоров была одобрена Стратегия  сотрудничества Всемирного банка  с Республикой Беларусь на 2008-2011 финансовые годы. Принятие данного  документа позволило активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для Республики Беларусь.

   Республика Беларусь входит в состав страновой бельгийской группы МВФ и Всемирного банка, которая представляет интересы нашего государства в бреттон-вудских учреждениях. От Республики Беларусь в дирекции бельгийской группы Всемирного банка с 2009 года работает советник Мисюковец В.С. [14]  

    Республика  Беларусь взаимодействует с международными  финансово-кредитрыми организациями по реализации следующих проектов:

Проект  «Модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь»

Основная  задача проекта – снижение потребления  топливно-энергетических ресурсов на объектах социальной сферы.

 Проект  реализовывался с июня 2001 г. по  декабрь 2007 г. Выполненные в  рамках проекта мероприятия позволили  снизить потребление энергоресурсов  в среднем на 15-20%, а также получить  экологический и социальный эффект: снизить выбросы вредных веществ  в атмосферу; улучшить тепловой  комфорт и освещенность в помещениях, что положительно сказывается  на здоровье, в первую очередь  подрастающего поколения.

В декабре 2007 г. достигнута договоренность о дополнительном финансировании проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере  в размере 15 млн. долларов США сроком на 3 года – до 31 декабря 2010 г. Дополнительные средства будут использованы для  финансирования мероприятий, аналогичных  тем, которые проводились в рамках проекта: замена окон, изоляция стен и  крыш, замена котлов, а также установка  энергоэффективных систем освещения в 140 школах и больницах по всей территории Беларуси.

Проект  «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС»

Начало  проекта – 19 апреля 2006 г. Предполагаемая дата завершения 31 декабря 2010 г.

В рамках проекта реализуются два компонента: повышение энергоэффективности: оптимизация теплоснабжения (внедрение кооперационных установок, энергоэффективных светильников, тепловая реабилитацию зданий и др.) на 250 объектах социальной сферы загрязненных районов Могилевской, Гомельской и Брестской областей.

газификация индивидуальных жилых домов в  загрязненных радионуклидами районах (около 20 населенных пунктов). 

28 сентября 2010 года Совет исполнительных  директоров Всемирного банка  одобрил дополнительный заем  для Беларуси в размере $30 млн.  на финансирование проекта «Реабилитация  районов, пострадавших в результате  катастрофы на Чернобыльской  АЭС».

Проект  «Развитие систем водоснабжения  и водоотведения»

Начало  проекта – 30 сентября 2008 г. Предполагаемая дата завершения – 30 июня 2013 г.

 Цель  – повышение эффективности, качества  и устойчивости услуг по водоснабжению  и водоотведению для 1,7 миллиона  потребителей, проживающих в 20 районах  страны. Мероприятия дополняют Государственную  программу по водоснабжению и  водоотведению «Чистая вода». [14]

Проект  «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь»

Реализация  проекта, финансируемого Всемирным  банком, началась в 2009 году и займет пять лет.

Основная  задача – преобразование действующих  отопительных котельных, расположенных  в ряде городов Беларуси, в ТЭЦ. В результате, на основе установки  современных газотурбинных установок  и газомоторов будет получено около 90 мВт дополнительной электрической мощности. Ожидается, что эффективность производства тепла и электроэнергии на объектах проекта, увеличится на 30 процентов. По предварительным подсчетам, ежегодно будет сэкономлено около 90 миллионов кубических метров природного газа, что приведет к сокращению выбросов СО2 на 165000 тонн в год.

Стоимость проекта определена в размере 125 млн. долларов США.

Из средств  займа Минэнерго выделяется 109 млн. долларов США на реконструкцию объектов энергетики и 16 млн. долларов США –  Департаменту по энергоэффективности Госстандарта на реконструкцию котельных жилищно-коммунального хозяйства.

Проект  «Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь»

Проект  предполагает строительство в Гродно производства для сортировки мусора и передачи вычлененных из него вторичных  ресурсов на дальнейшую переработку.

5 июля 2010 года подписано Соглашение о  займе МБРР в размере 42,51 млн.  долл. США и Соглашение о гранте  Глобального экологического фонда  (ГЭФ) в сумме 5,5 млн. долл. США  на цели указанного проекта.

В настоящее  время ведется работа по подготовке нового проекта «Усовершенствование  и модернизация автомобильной дороги (М-5/Е 271 Минск – Гомель)». Сумма  займа – 150 млн. долл. США.

Проектом  предусмотрено совершенствование  определенных участков дороги (производство земляных работ, укладка асфальтобетонных смесей, строительство путепроводов и др.), а также обустройство дорог  элементами безопасности, устройство автобусных остановочных площадок, строительство  подземных пешеходных переходов, установка  шумозащитных экранов и др.

3 декабря  2009 г. в Минске было подписано  Соглашение между Республикой  Беларусь и Всемирным банком  о займе на цели развития (ЗЦР)  в размере 200 млн. долларов США. 

ЗЦР предусматривает  однотраншевый заем, поддерживающий реформы в двух областях:

  • решение проблемы последствий экономического спада и проведения реформ за счет укрепления системы социальной помощи;
  • создание основ для восстановления устойчивого экономического роста за счет содействия развитию частного сектора и повышения конкурентоспособности посредством либерализации экономики и ужесточения финансовой дисциплины.

Заем  выделяется на 16 лет и предусматривает  отсрочку начала погашения на 6 лет.

В ноябре 2010 года был опубликован ежегодный  доклад Всемирного банка и Международной  финансовой корпорации «Ведение бизнеса  – 2011: Улучшение условий для предпринимателей». В докладе приводится рейтинг 183 стран по ключевым аспектам нормативно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности для национальных компаний. По результатам исследования отчетного  периода Беларусь заняла 68 позицию  среди охваченных рассматриваемым  рейтингом стран.

 На  фоне стран своего региона  Беларусь по-прежнему остается  в первой половине списка наиболее  активных реформаторов, значительно  опережая Россию, Украину, Польшу. Беларусь стала одним из лидеров  нового показателя «Оценка по  изменению условий ведения бизнеса»  и заняла третье место среди  стран, которые добились крупнейших  успехов в создании более благоприятной  регулятивной среды для отечественных  предпринимателей за последние  пять лет.

Республика  Беларусь является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1992 года. Членство в Фонде является важнейшим составным элементом сотрудничества нашей страны в рамках системы международных финансовых и экономических организаций. [6, c.170]

Председатель  Правления Национального банка  Республики Беларусь Прокопович П.П. является управляющим от Республики Беларусь в Фонде, Первый заместитель Министра финансов Амарин В.В. – заместителем управляющего от Республики Беларусь в МВФ. В 1992 г. в Минске открыто Представительство МВФ. Постоянный представитель Фонда в Республике Беларусь – Колядина Н.А.

Деятельность  МВФ в нашей стране направлена на сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при  подготовке программ экономической  политики с акцентом на налогово-бюджетную  и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью  достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.

До 2009 года страна использовала ресурсы фонда  трижды для поддержки правительственных  программ экономических реформ. В 1993 и 1995 годах – по 70 миллионов долларов в рамках механизма финансирования системных преобразований. В 1995 году Беларусь получила 196 миллионов долларов (кредит stand-by).

Новый этап взаимодействия между Республикой  Беларусь и МВФ начался в 2009 г. 12 января Совет Исполнительных директоров Фонда одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе  stand-by. Первый транш кредита поступил в Беларусь в январе 2009 г., последний – в марте 2010 года. Общая стоимость программы составила около 3,5 млрд. долл. США.

Информация о работе Международный кредит