Международный франчайзинг: организационные и управленческие аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.

Содержание

Введение 3
1. Международный франчайзинг: характеристика, особенности и организационнвя структура 4
1.1. Понятие франчайзинга 4
1.2. Участники франчайзинговых взаимоотношений 7
1.3. Виды франчайзинга 13
2. Франчайзинг в России 20
2.1. Развитие франчайзинга в России 20
2.2. Перспективы развития франчайзинга в России 24
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Корешевой.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Но  особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей.

    Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг  в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.

    Еще одним важным положительным моментом является наличие партнерских контактов  с московским правительством, которое  оказывает всестороннюю поддержку  Российской ассоциации развития франчайзинга.

    В таблице, приведённой ниже, представлены некоторые компании, развивающие  франчайзинг в нашей стране: 
 
 

    Таблица 2

    Компания     Происхождение, регион     Направление
    Benetton     Италия     Сеть  бутиков
    Coca-cola     США     Предприяти  питания
    Ecco     Дания     Обувные магазины
    English First     Великобритания     Школы иностранных языков
    Formoza     Россия, Москва     Сеть  компьютерных магазинов
    Grillmaster     Германия     Предприятия питания
    Ives Rocher     Франция     Салоны  парфюмерии
    KodakExpress     США     Фотолаборатории
    Naf-Naf     Франция     Сеть  бутиков
    Pizza Hut     США     Предприятия питания
    SPAR     Нидерланды     Сеть  супермаркетов
    Subway     США     Предприятия питания
    «Ароматный  мир»     Россия, Москва     Торговля, алкоголь
    «Баскин Роббинс»     США     Предприятия питания
    «Диана»     Россия, Москва     Сеть  химчисток
    «Копейка»     Россия,Москва     Сеть  универмагов
«Красный  куб»     Россия,Москва     Магазины  посуды и подарков
«Крошка-картошка»     Россия, Москва     Предприяти  питания
    «Куда.ru»     Россия, Москва     Сеть  турагенств
«Обувь XXI века»     Россия, Москва     Обувные магазины
    «Очаково»     Россия, Москва     Реализация  пива
    «Сибнефть»     Россия, Омск     АЗС
«ТЕХНОСИЛА»     Россия, Москва Сеть магазинов  электроники и бытовой техники
    ТНК     Россия, Тюмень     АЗС
    ЮКОС     Россия, Москва     АЗС
 
 
 
    1. Перспективы развития франчайзинга в России.

    В настоящее время в Европе действует более 4500 франчайзинговых систем и приблизительно 180,000 франчайзи, которые достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем превысил 800 млрд. долларов. Только в трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской деятельностью, различные нормативные акты, принятые Правительством или специализированными неправительственными организациями. В институционном плане франчайзинг представлен Европейской федерацией франчайзинга.

    Либерализация экономик стран Центральной и Юго-Восточной Европы и их стремление стать частью организованной коммерческой системы позволили развить бизнес франчайзинга. Абсолютными лидерами в осуществлении франчайзинговых систем являются Чешская Республика и Венгрия. Этот вид деятельности также развивается на рынках Польши, Болгарии и Румынии.

    Процессу  развития франчайзинга препятствуют следующие  факторы: неадекватная законодательная  основа,

    недостаток  внутреннего капитала,

    ограниченный  доступ к кредитам,

    относительно большой риск страны

    и другие препятствия.

    Хотя  франчайзинг представляет собой  относительно новую индустрию в  центральных и юго-восточных европейских  странах, в будущем ожидается  непрерывное развитие этого рода деятельности. На рынке франчайзинга в этом регионе регистрируется сильная конкуренция между американскими и западноевропейскими франчайзерами. Европейские фирмы, такие как Kookai, Zimbo, Nord-West-Ring, обладая преимуществом знакомства с местным рынком, развили относительно легко собственные сети. Американские франчайзеры вообще, а особенно обладающие известной торговой маркой, имеют хорошую репутацию: McDonald’s, Kentucky Fried Chicken и др. Успех этих компаний обусловил рост интереса к франчайзингу.

    Рынок данного региона привлекателен  для иностранных инвесторов из-за квалифицированной рабочей силы, относительно низких затрат на работу и рекламу, благоприятных норм заработной платы, разумной цены на недвижимое имущество и роста рыночного спроса.

    Необходимо  отметить, что в этих странах регистрируются высокие темпы развития розничной торговли и сферы услуг. Местный спрос на высококачественные изделия и услуги пока невысок, но имеет тенденцию роста. Кроме того, отмечается растущая восприимчивость рынка к иностранным изделиям и услугам (особенно американским), большой интерес потребителей к изделиям и услугам, предлагаемым иностранными компаниями с известными торговыми марками, эмблемами и фирменными знаками.

    Общественное  питание и розничная торговля преобладают в настоящее время  на франчайзинговом рынке стран Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные резервы развития этого бизнеса. Поэтому иностранные компании планируют открыть новые рестораны. Например, McDonald’s в Чешской Республике планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.

    Хорошие перспективы у гостиничной индустрии, особенно в странах Юго-Восточной Европы, где туризм бурно развивался в течение последних лет. Этот сектор может также расширяться в сельских зонах, так как интерес к сельскому туризму постоянно растет, а инфраструктура все еще остается малоразвитой. Услуги по химической чистке одежды могут развиваться в маленьких городах. То же самое и операции с недвижимостью, которые находятся на начальной стадии развития. Франчайзинг также имеет хороший потенциал развития в области производства изделий и услуг для детей, типа компьютерных программ образования и детского развлечения.

    Перспективы развития франчайзинга в России самые  благоприятные. В последнее время  намечается тенденция ускоренного  развития и распространения франшизного  метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 2001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

    На  графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год. 

    

 

    Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Что же мешает развитию российского франчайзинга, а также широкому выходу зарубежных франшизных компаний на российский рынок?

    В числе специфических, негативных явлений, препятствующих эффективному формированию российского рынка франчайзинга, потенциально огромного и представляющего собой "не паханое поле", можно назвать следующие элементы реальной общей предпринимательской практики:

    - несовершенство законодательства,

    - отсутствие в предпринимательских кругах серьезных знаний о франчайзинге,

    - практика ухода от налогов  и обыденность применения "теневых"  операций,

    - практика невыполнения обязательств  между партнерами,

    - излишняя бюрократическая регламентация  бизнеса и взяточничество.

    Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54 глава Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Следует отметить, что некоторые ведущие  специалисты по франчайзингу критикуют  сам факт наличия главы 54, считая, что строгие, не всегда оправданные регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты. В отличие от общепринятой мировой практики в 54 главе применена новая терминология: франчайзинг называется "коммерческая концессия", франчайзор - "правообладатель", франчайзи - "пользователь". Это вносит некоторые неудобства в развитии международного франчайзинга.

    Конспективно  критика некоторых положений  главы 54 сводится к следующему:

    - Двойная регистрация договоров  коммерческой концессии (статья 1028) является ничем не оправданной мерой, так как совершенно непонятно к каким нежелательным последствиям приводит отсутствие регистрации договоров в налоговых инспекциях. Требование регистрации в патентном ведомстве договоров коммерческой концессии абсолютно оправдано. На наш взгляд такой регистрации вполне достаточно, так как все франшизные договора содержат элементы, касающиеся передачи права на использование товарного знака.

    - Статья 1034 "Ответственность правообладателя  по требованиям, предъявляемым  к пользователю", констатирующая субсидиарную ответственность франчайзора по предъявляемым к франчайзи требованиям, нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзора и франчайзи. Наличие субсидиарной ответственности в значительной мере уменьшает преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем создания собственных корпоративных предприятий.

    - Положение статьи 1035 о праве франчайзи  на заключение нового договора  с франчайзором по истечении  срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит необходимости развития франшизной системы, так как условия через 5 - 10 и более лет могут существенно измениться.

    Следует отметить, что приведенные выше недостатки главы 54 ГК РФ хотя и создают некоторые  неудобства в развитии франшизных систем в России, но пока на практике не являются существенным препятствием для предпринимателей.

    Что касается других приведенных причин медленного развития франчайзинга в  России, то вселяет надежду, что программа  дебюрократизации экономики, налоговая и судебная реформы, мероприятия по поддержке малого предпринимательства должны существенно улучшить предпринимательский климат в России, а это неизбежно положительно скажется на темпах развития российского франчайзинга.

    Российская  система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами. Это одна из причин.

    Другая  причина также связана с менталитетом. Российский предприниматель готов  платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.

    Российский  же предприниматель не всегда готов  платить за этот, так называемый, интеллектуальный капитал. Это нечто  неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении опять-таки длительного времени пользоваться. В этом и заключается причина, по которой франчайзинг, такой популярный на западе, не очень у нас развивается.

    Третья  причина - несовершенство российской законодательной  базы.

    Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

    Интерес со стороны физических лиц - потенциальных  предпринимателей будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.

Информация о работе Международный франчайзинг: организационные и управленческие аспекты