Международный франчайзинг: организационные и управленческие аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.

Содержание

Введение 3
1. Международный франчайзинг: характеристика, особенности и организационнвя структура 4
1.1. Понятие франчайзинга 4
1.2. Участники франчайзинговых взаимоотношений 7
1.3. Виды франчайзинга 13
2. Франчайзинг в России 20
2.1. Развитие франчайзинга в России 20
2.2. Перспективы развития франчайзинга в России 24
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Корешевой.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнесконцепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу

    Франчайзи - это человек или компания, которая  покупает возможность обучения и  помощь при создании бизнеса у  франчайзора и выплачивает сервисную  плату (роялти) за использование товарного  знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

    Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору[4] .

    Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

    Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными  для обеих сторон. Франчайзи заинтересован  в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

    Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны  франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором.

    Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

  1. Прямой франчайзинг.

    Франчайзор  продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзоры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

  1. Мастер франшиза.

    Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.

    По  существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзор отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как его успешность доказана на практике. В ответ франчайзи делится с франчайзором частью дохода и, в какой-то степени, своей независимостью.

    Франчайзинг это бизнес-система состоящая  из компании франчайзора, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и множества компаний или индивидуальных предпринимателей, которые купили у франчайзора право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса. 

Франчайзинг
          Для франчайзоров     Для франчайзи
Преимущества 1. Быстрое расширение  бизнеса на новых рынках с  минимизацией собственных финансовых  затрат и трудовых ресурсов.

2.Снижение  риска, так как собственный  капитал участвует в расширении  дела в минимальной степени. 

3.Освобождение  от необходимости оперативного управления.

4.Получение  дополнительных доходов за счет  выплат франчайзи.

1. Возможность  начать собственное дело.

2. Готовая  "ниша". Франчайзи покупает  готовый бизнес, опробованный всесторонне  франчайзором.

3.Торговая  марка. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем.

4.Реклама.  Наличие товарного знака дает  возможность пользоваться всей  мощью рекламы этого товарного  знака. 

5.Помощь.Франчайзор  передает франчайзи технологию ведения бизнеса.

6.Облегчение  доступа к кредитным ресурсам, поскольку франчайзор может выступать  гарантом по кредитам.

Недостатки 1.Необходимость  кропотливой продуманной работы  с франчайзи, от которых фактически  зависит успех бизнеса в целом. 

    2.Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы.

    3.Влияние  плохо работающих франчайзинговых  предприятий. 

    4.Трудности  сохранения конфиденциальности  коммерческой тайны. 

    5. Выход из франчайзинговой системы  успешно работающих франчайзи.

    1. Меньше экономической свободы,  ограничение инициативы.

    2. Невозможность быстрого выхода  из бизнеса, так как договор  франчайза обычно заключается  на относительно большой срок.

    3.Установление  необходимого сотрудничества среди  всех франчайзи системы.

    4.Зависимость  от финансовой стабильности франчайзора.

Обязанности 1.Передача деловой  и технической информации.

2.Разработка  единой документации.

3.Контроль  качества.

4.Обеспечение  постоянной поддержки франчайзи. 

5.Заключение  и поддержка эксклюзивных договоров о поставках.

6.Предоставление  защищенной территории.

1.Регулярные  выплаты взносов. 

2.Следование  производственным стандартам и  программе франчайзора.

Перспективные направления 1.Предприятия  питания. 

2. Автотранспортные  предприятия. 

3. Услуги для дома.

4. Бытовое  обслуживание.

5. Обслуживание  бизнеса. 

6. Развлечения,  путешествия, спорт. 

7. Охрана  здоровья.

8. Строительные  услуги.

9. Учебные  центры.

10. Розничная  торговля.

     
 

    В заключение, в качестве краткого резюме приведем 10 практических советов по использованию системы франчайзинга в бизнесе:

    1. Для построения сети предприятий  используй франчайзинг как самый  эффективный инструмент развития  сетевого бизнеса.

    2. Не хватает средств для дальнейшего  развития сети успешных предприятий  - используй средства потенциальных франчайзи, т.е. начни продавать "готовый бизнес" другим предпринимателям.

    3. Подумай, что выгодней - все делать  самому для развития бизнеса,  решать все повседневные проблемы, аккумулировать и занимать деньги, открывать филиалы, руководить всеми точками, отвечать за всех и за все или - поделиться частью прибыли и повседневной "головной болью" с франчайзи, и на его деньги развиваться и, в итоге, получать значительную прибыль.

    4. Перед тем как принять решение  о продаже франшизы тщательно проанализируй способности и возможности потенциального франчайзи - с одной стороны он может стать твоим надежным партнером, с другой - он может дискредитировать твой бизнес.

    5. Если хочешь наиболее надежно  и успешно начать бизнес - купи  готовый бизнес у франчайзора.

    6. Перед тем как принять решение  о покупке готового бизнеса  подумай, для тебя ли франчайзинг  как метод предпринимательства.

    7. Потенциальному франчайзи необходимо  получить максимально подробную  информацию от франчайзора о  его бизнесе в целом и о всех деталях, особенно финансово-экономических, в частности.

    8. Покупателю франшизы желательно  получить контактную информацию  о действующих предпринимателях - франчайзи, встретиться с кем-нибудь  из них и тщательно расспросить  о бизнесе и взаимоотношениях с франчайзором.

    9. Франчайзор должен понимать, что  его прибыль зависит прежде  всего от сочетания двух основных  факторов: положительной репутации  его франшизной системы и количества  франшизных точек в системе. 

    10. Франчайзи должен понимать, что  он платит франчайзору за надежность и эффективность бизнеса, достижение которых невозможно без франчайзора.

    1. Виды франчайзинга.

    Важным  составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

    Существуют  три основных вида франчайзинга.

    Товарный  франчайзинг;

    Производственный франчайзинг;

    Деловой франчайзинг или франчайзинг  бизнес формата.

    Товарный  франчайзинг представляет собой  продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

    Данный  вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это  франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера[5] .

    Этот  вид деятельности, подразумевает  приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с  ее торговой маркой. В этом случае франчайзи  покупает у франчайзора товары и  после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

    В США франчайзинги стали популярными  в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В  тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал  гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзорами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

Информация о работе Международный франчайзинг: организационные и управленческие аспекты