Международные торги

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить роль международных торгов в мировой торговле.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………4
1 Понятие и виды международных торгов………………………………………6
2 Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров…………………………………………………………………………..…13
3 Особенности проведения международных тендеров в Республике Беларусь......................................................................................................................20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………26
Приложение А.Тест………………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.38 Кб (Скачать)

     Обострение  проблемы сбыта и конкуренции  на мировом рынке влияет на ужесточение  условий торгов. Тендерные комитеты имеют право произвольно переносить сроки закрытия торгов и рассмотрения предложений, отвечающих их требованиям. Участники торгов при передаче своих  предложений обязаны давать письменные подтверждения, что они согласны с прилагаемыми к торгам условиям будущих контрактов, в которые  обычно включается повышенная ответственность  поставщиков за качество и сроки  выполнения обязательств, расширяется  их ответственность по претензиям покупателей, третьих лиц, организаций, предусматривается  подсудность сторон местным судам  и т.д[24, c. 390].

     Торги в зарубежной торговой практике играют важную роль, ежедневно в мире проводятся тысячи тендеров, по ним присуждаются многомиллионные контракты.

     Широкое использование тендеров связано  с тем, что они являются более  эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными [20, c.162].

     Их  проведение позволяет:

     − расширить круг участников переговоров  и выбрать партнера, обладающего  наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением;

     − добиться наиболее благоприятных условий  контракта (оптимальные цены, условия  финансирования, гарантии и т.д.) за счет обострения конкуренции среди  потенциальных продавцов и поставщиков.

     Кроме того, процедуры тендеров позволяют  обеспечить непредвзятый выбор поставщика (продавца) при условии соблюдения жесткого регламента их проведения и  использования единообразных, ясных  и беспристрастных правил, предъявляемых  ко всем участникам. В связи с  чем, законодательства целого ряда стран  предусматривают, что правительственные  заказы на приобретение товаров, услуг  или осуществление работ, как  правило, в объемах, превышающих  определенный лимит (порог), могут размещаться  только через торги, причем в основном международные, т.е. с привлечением иностранных участников. Четко установленные  правила и процедуры в законодательных  актах дают возможность избежать коррупции и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение госзаказов и контролировать эффективность  расходования бюджетных средств[19, c.210].

     Наиболее  часто торги при правительственных  заказах применяются развивающимися странами. На их долю приходится до 80 % общего числа проводимых в зарубежных странах торгов на машины и оборудование. Широкое распространение торгов в развивающихся странах тесно связано с усилением там государственного вмешательства как в сферу производства, так и в сферу внешней торговли. В большинстве развивающихся стран действующее законодательство обязывает импортеров закупать за границей товары, в особенности оборудование, стоимость которого превышает определенную сумму, только через торги. Такие страны, как Бирма и Египет, где осуществлена государственная монополия внешней торговли, практически весь импорт товаров и все подрядные операции осуществляют через торги. В целом в развивающихся странах от 20 до 40 % всех импортируемых товаров (по стоимости) ввозится государственными организациями преимущественно путем организации торгов. 

 

     

     3 Особенности проведения  международных тендеров в Республике Беларусь 

     Торги в зарубежной торговой практике играют важную роль, ежедневно в мире проводятся тысячи тендеров, по ним присуждаются многомиллионные контракты.

     Широкое использование тендеров связано  с тем, что они являются более  эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными.

     Их  проведение позволяет:

     − расширить круг участников переговоров  и выбрать партнера, обладающего  наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением;

     − добиться наиболее благоприятных условий  контракта (оптимальные цены, условия  финансирования, гарантии и т.д.) за счет обострения конкуренции среди  потенциальных продавцов и поставщиков [27].

     Торги являются одним из инструментов осуществления  государственных закупок товаров (работ, услуг). Внутреннее законодательство Республики Беларусь о государственных  закупках товаров (работ, услуг) состоит  из:

  • Гражданского Кодекса (параграф 4 гл.30 «Поставка товаров для государственных нужд»; параграф 5 гл.37 «Подрядные работы для государственных нужд»; ст.417-419, регламентирующие процедуру проведения торгов);
  • Закона Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» от 24.11.1993 г.;
  • Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2003 № 652 «О некоторый вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг», а также значительного числа подзаконных нормативных актов, в том числе регламентирующих процедуру госзакупок (в том числе тендеров) в рамках отдельных министерств и государственных концернов (например, Положение о порядке организации и проведения торгов на строительство объектов в Республике Беларусь, утв. Минстройархитектуры Республики Беларусь 12.06.2000 г. № 8) [4].

     Однако  в основном все эти нормативные  правовые акты регулируют процедуру  внутренних закупок. При проведении госзакупок за рубежом необходимо учитывать соответствующую специфику, которая определяется:

     - международно-правовыми актами;

     - национальным законодательством Республики Беларусь, регулирующим процедуру заключения и исполнения внешнеторговых контрактов.

     Гражданский кодекс Республики Беларусь, регулируя  общие положения о договоре, достаточно много внимания уделяет вопросам заключения договора на торгах. Статьи 417-419 ГК определяют:

  • договор, если, иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов, под которыми подразумевается тендер и аукцион;
  • выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной  организаторами торгов, предложило лучшие условия;
  • последствия нарушения правил торгов. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги [7].

     В Республике Беларусь порядок, по которому закупки товаров, работ и услуг  за счет средств республиканского бюджета  и предоставленных государственных  займов осуществляется на тендерной  основе, регулируется «Положением о порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг на тендерной основе», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2003 № 652 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг» (данное постановление признает утратившим силу предыдущее постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1999 года № 1944 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов») [4].

     На  этом Положении базируется технология проведения тендеров в Республике Беларусь.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 652 так же утверждено Типовое положение о тендерной комиссии, которая создается для подготовки и проведения тендеров на закупку товаров, работ и услуг в целях выбора оптимального поставщика товаров, работ и услуг.

     Следует отметить, что Положение  не распространяется на закупки:

  • товаров, работ и услуг, осуществляемых по проектам за счет кредитов, привлеченных в Республику Беларусь в рамках межправительственных кредитных соглашений и кредитных соглашений с иностранными и международными финансово-кредитными учреждениями под гарантии Правительства Республики Беларусь, в том числе за счет кредитов Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, а также других банковских и финансовых организаций, если условия предоставления кредита предусматривают специальные требования по процедурам осуществления закупок;
  • товаров, работ и услуг для целей, которые считаются секретными в соответствии с законодательством;
  • товаров, работ и услуг, которые необходимы поставщику (подрядчику), определенному заказчиком в установленном постановлением порядке, для выполнения заключенного контракта закупки, если этим контрактом и (или) законодательством не установлено иное;
  • строительных подрядных работ, проводимые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 1995 г. № 242 "О подрядных торгах в капитальном строительстве".

     В Республике Беларусь межотраслевая  координация деятельности по организации  закупок товаров, работ и услуг  на тендерной основе и разъяснение  постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 19.05.2003 № 652 « О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг» возлагаются на Министерство экономики [4].

     В январе-июне 2009 г. по данным Национального  статистического комитета Республики Беларусь проведено 86085 процедур закупок (соответственно за январь-июнь 2008 г. – 125587), в том числе:

  • конкурентных процедур закупок (конкурс (торги), процедура запроса ценовых предложений, процедура оформления конкурентного листа, процедура переговоров) – 54723 или 63,6% от общего количества проведенных процедур закупок (за январь-июнь 2008 г. соответственно 79972 или 63,7%);
  • неконкурентных процедур закупок (процедура закупки из одного источника) – 31362 или 36,4% от общего количества проведенных процедур закупок (за январь-июнь 2008 г. соответственно 45615 или 36,3%) [18].

     Существенно сократилось количество процедур госзакупок в 2009г. сравнительно с 2008 г., это вызвано экономическим кризисом и большим дефицитом государственного бюджета. Но в сравнении с 2002 и 2001 гг. наблюдается увеличение общего числа проведенных процедур закупок в 12,7 и 8,5 раз соответственно.

     В процедурах закупок приняли участие 167493 участника, в том числе 166098 (99,2%) отечественных и 1395 (0,8%) зарубежных участников (за январь-июнь 2008 г. соответственно 267996 участника, из них отечественных - 265886 или 99,2% и зарубежных – 2110 или 0,8%).

     При этом из общего числа зарубежных участников 31,4 % составили участники из Российской Федерации (за январь-июнь 2008 г. соответственно 30,6%). Маленький процент зарубежных участников в системе госзакупок вызван тем, что иностранные компании не заинтересованы в покупке акций белорусских компаний из-за их невысокой конкурентоспособности, небольшим количеством предложений со стороны белорусских компаний

     По  результатам проведенных в первом полугодии 2009 г. процедур закупок заключено 86174 контрактов (договоров) на сумму 7,9 трл. руб. (за аналогичный период 2008 г. - 131846 контрактов (договоров) на сумму 10,6 трл. руб.).

     Из  общего количества заключенных контрактов (договоров) 8221 (9,5%) был заключен с  субъектами малого предпринимательства. Общая сумма сделок с указанной  категорией участников составила 238,1 млрд. руб. или 3% от общей стоимости заключенных  контрактов (договоров).

     Удельный  вес общей стоимости контрактов (договоров) закупок, заключенных по результатам централизованных закупок, составил 9,2% от общей стоимости всех заключенных контрактов (договоров) закупок (в январе-июле 2008 г. – 12,5%).

     Затраты заказчиков на организацию и проведение процедур закупок составили 980,3 млн. руб. или 0,01% от суммы заключенных  контрактов (договоров) в рассматриваемом периоде (за январь-июнь 2008 г. соответственно 10540,6 млн. руб. или 0,1%).

     В первом полугодии 2009 г. обеспечена экономия денежных средств от проведенных  процедур закупок в размере 1082 млрд. руб., то есть эффективность государственных  закупок составила 13,7% [18].

     В 2010 году Беларусь приняла участие  в нескольких международных торгах,например, Республика Беларусь выиграла тендер на поставку в Молдову в 2010 году 73 тракторов "Беларус" Минского тракторного завода. Потребность в тракторах МТЗ в Молдове остается высокой. Белорусские тракторы отлично зарекомендовали себя и пользуются повышенным спросом как в крупных кооперативах, так и в крестьянских хозяйствах. Именно поэтому в настоящее время абсолютное большинство машинно-технологических станций (МТС) Молдовы оснащено тракторами МТЗ. Парк белорусских тракторов в этой стране насчитывает более 26 тыс. единиц. Только за последние два года - в 2008-2009 годах - Беларусь поставила в Молдову более 700 тракторов [5].

     19 февраля 2010 г. компания Heineken International B.V. выиграла конкурс на приобретение принадлежавших государству 9,2 проц акций СОАО «Речицапиво». Пакет акций первоначальной стоимостью 2,279 млрд бел руб продан на 19 млн. бел. Руб. дороже первоначальной стоимости, при этом первоначальная цена акций была повышена до 26 тыс. бел. Руб. за 1 акцию с 25,783 тыс. бел. руб. Условиями конкурса также предусмотрено сохранение профиля производства СОАО «Речицапиво» и развитие дополнительного производства безалкогольных напитков.

     Пивоваренное  предприятие «Речицапиво» работает с 1975 г. , в 2000 г. создано совместное белорусско-литовское ОАО. В мае 2008 г. голландская пивоваренная компания Heineken приобрела 51% акций предприятия. В результате выкупа акций у миноритарных акционеров, проходившего в два этапа, доля Heineken выросла и в настоящее время с учетом последней сделки составляет 95,4% уставного фонда [23].

     В Республике Беларусь международные  торги являются одним из инструментов осуществления государственных  закупок, работ, услуг. В настоящее  время в республике активно формируется  система проведения торгов в форме  тендеров (конкурсов).

Информация о работе Международные торги