Международные торги

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить роль международных торгов в мировой торговле.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………4
1 Понятие и виды международных торгов………………………………………6
2 Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров…………………………………………………………………………..…13
3 Особенности проведения международных тендеров в Республике Беларусь......................................................................................................................20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………26
Приложение А.Тест………………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.38 Кб (Скачать)

     В зарубежной закупочной практике существует уже устоявшаяся система базовых  принципов, которые включают в себя:

  • Прозрачность (открытость и доступность информации о закупках);
  • подотчетность и соблюдение процедур (четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном, контроле);
  • открытая и эффективная конкуренция (недопущение дискриминации);
  • справедливость (равные возможности для всех участников закупок).

     Эти принципы лежат в основе регламентирующего  закупки законодательства многих стран. Они нашли закрепление в ряде международных документов, в частности  в Многостороннем соглашении о государственных  закупках в рамках ВТО, и являются основными принципами прокьюремента.

     В ряде стран осуществляется государственное  регулирование международных тендерных  процедур с целью упорядочения притока  иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм [17, c. 132].

     Во  многих развивающихся и промышленно  развитых странах законодательно закреплено право местных фирм на приоритет  в уровне цен, т.е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местной  фирме даже в том случае, если цена ее предложения выше цены предложения  других иностранных участников. Ценовая  маржа в пользу местных фирм может  составлять от 6% (США, Канада) до 15% (Кувейт, Индия) и даже выше. В ряде стран  не допускаются к торгам те иностранные  участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части  подряда местным фирмам. Иногда иностранным  подрядчикам запрещается ввозить  оборудование и материалы, выпуск которых  освоен местной промышленностью, введено  правило тройного превышения числа  местного персонала над иностранным  для подрядных объектов, определен  перечень работ и услуг, которые  иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам. В некоторых странах  часть госзаказа резервируется  для определенных категорий поставщиков, например, малого бизнеса, организаций  инвалидов, учреждений пенитенциарной системы и т.д. Крупные контракты  умышленно разбиваются на более мелкие для облегчения доступа национальным производителям. Во многих государствах участие зарубежных компаний в тендерах возможно только через местных агентов или партнеров (Египет, Оман). Для преодоления таких ограничений и повышения возможности выигрыша заказов иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм[15, c.73].

     Наблюдается тенденция расширения прав организаторов  торгов, которые дополняют усилия государств по стимулированию деятельности национальных производителей и повышению  эффективности инвестиций. Так, например, широко применяется практика повторных  торгов с целью снижения цены. Наряду с ценовой политикой тендерные  комитеты при проведении подрядных  торгов стали все шире использовать в интересах заказчиков «конкуренцию кредитов», позволяющую принуждать участников тендера принимать на себя обязательства по участию в  кредитовании и даже финансировании расходов по сооружению объектов. Нередко  кредитно-финансовые условия тендерных  предложений являются решающим критерием  при определении победителя торгов. В современных условиях все чаще стали использоваться менее явные  способы ограничений, такие как  таможенные пошлины и нетарифные меры (стандарты, сертификаты, лицензии и т.д.).

     Таким образом, можно отметить, что большинство  стран используют различные способы  ограничения доступа на свои рынки  иностранных конкурентов. Однако, как  исключение, можно привести Германию, законодательство которой запрещает  оказывать предпочтение национальным участникам[9, c. 301].

     Система закупок на национальные нужды в  Соединенных Штатах Америки децентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды (обеспечение деятельности госаппарата и т. п.) напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.

     В настоящее время проведение закупок  для нужд федеральных органов  власти в США является прерогативой Управления общих услуг (General Services Administration, GSA). GSA организует на основе заявок министерств и ведомств крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь — тендеры. Далее закупленные товары хранятся на складах GSA и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, используемого для обеспечения жизнедеятельности GSA.

     Закупка на нужды национальной обороны осуществляет Министерство обороны США. Специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами.

     Законодательную основу системы государственных  закупок в США составляют «Правила закупок для федеральных нужд" (Federal Acquisition Regulations, FAR) и дополнение «Правила закупок для нужд обороны — дополнение» (Defense Federal Acquisition Regulations — Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур[35, c. 15].

     В США используется достаточно мощный механизм преференций и квот для  участия отдельных категорий  поставщиков в госзакупках, включая:

  • малый бизнес;
  • предприятия, возглавляемые женщинами;
  • предприятия с сотрудниками — представителями национальных меньшинств (в первую очередь — коренного населения);
  • бизнес с привлечением инвестиций;
  • учреждения исправительной системы (тюрьмы и т. п,).

     Главным координатором госзакупок на тендерной основе в Великобритании является Государственное казначейство. В основе закупочной системы лежит принцип делегирования полномочий и функций, вплоть до уровня конкретного чиновника.

     Сами  закупки входят в прерогативу  отраслевых министерств, причем действуют  и специализированные «отраслевые» закупочные службы. В каждом министерстве существует департамент контрактной  работы.

     Например, Служба обеспечения национальной системы  здравоохранения (National Health Service Supplies) обеспечивает закупки и поставки для медицинских учреждений всех уровней (до уровня сельских больниц включительно) всех видов необходимых товаров и услуг, от медицинского оборудования до бытового газа и электроэнергии[16, c.162].

     С одной стороны, это позволяет  избежать излишних расходов на содержание специалиста по закупкам в каждом из учреждений, с другой — сэкономить бюджетные средства за счет проведения конкурсов и оптовых поставок.

     Законодательной основой британских госзакупок служат «Руководства по закупочной политике» (Procurement Policy Guidelines), а также ряд других документов.

     Спецификой  госзакупок в Германии является минимальное разделение правил проведения закупок государством и коммерческими структурами на основе гражданского законодательства. Федеральные, региональные и местные органы власти, а также подчиненные им учреждения и организации руководствуются в своей деятельности бюджетным правом [21].

     Контрольная функция при проведении закупок  возложена на Федеральную счетную  палату и соответствующие контрольно-ревизионные  органы федеральных земель.

     В основе системы государственных  закупок в Германии лежат три  основных нормативных документа:

  • «Положение о госзаказе на услуги» (VOL), части «А» и «Б» в ред. от 12 мая 1997 г.;
  • «Положение о госзаказе на строительные услуги» (VOB), части «А» и «Б» в ред. от 3 июля 1996 г. (а также Закон «О внесении изменений в закон "О принципах формирования бюджета"» и «Положение о размещении госзаказов» в ред. от 22 февраля 1994 г. и «Порядок проверки исполнения бюджета» в ред. от 22 февраля 1994 г.); 
  • «Положение о госзаказе на услуги лиц свободных профессий» (VOF) от 12 мая 1997 г.

     Госзаказы размещаются на основе открытого (преимущественно) или закрытого конкурса, а в  исключительных случаях и без  объявления конкурса. При этом процедуры  несколько отличаются от привычных: например, на вскрытии тендерных предложений  участники конкурса не присутствуют.

     Для привлечения к госзакупкам малого и среднего бизнеса немецкое законодательство предусматривает разбиение крупных заказов на лоты, а при бесконкурсном размещении заказов — обязательную ротацию поставщиков.

     Начиная с определенного объема закупки  обязательна публикация извещения  о проведении конкурса в бюллетене закупок ЕС.

     Немецкое законодательство запрещает оказывать предпочтение отечественным оферентам [31].

     Рынок государственных закупок в Европейском  сообществе (ЕС) составляет порядка 11% ВВП входящих в него стран, из которых 20 % приходится на услуги, 45 % — на товары, 35 % — на работы.

     ЕС  ставит перед собой целью создание единого экономического пространства, регулируемого общими правилами, в  том числе и в области государственных  закупок. Они регламентируются посредством  Директив, определяющих правила и  процедуры закупки товаров, работ  и услуг, в число которых входят:

  • закупка товаров — The Supplies Directive 93/36/EEC;
  • закупка услуг — The Services Directive 92/50/EEC;
  • закупка работ - The Works Directive 93/37/EEC;
  • соглашение о государственных закупках — Government Procu rement Agreement (GPА) и ряд других (97/52/ЕС, 89/665/ЕЕС, 87/95/ЕЕС).

     В основе этих директив лежат принципы:

  • равного доступа к информации о планируемой закупке во всех странах — членах ЕС;
  • отсутствия дискриминации в отношении участников из стран — членов Союза, в том числе в технических спецификациях;
  • использования объективных критериев присуждения контракта.

     Постепенно  национальное законодательство стран-членов Союза приводится в соответствие с положениями данных документов.

     Правила закупок в ЕС во многом схожи с  рекомендуемыми международными документами, такими, как типовой закон о  государственных закупках ЮНСИТРАЛ, хотя имеются и некоторые важные отличия, которые, в частности, касаются набора применяемых при закупках процедур.

     Несмотря  на многолетний опыт проведения государственных  закупок, в Западной Европе периодически встречаются различные нарушения. Так, в июле 2002 г. Европейская комиссия была вынуждена обратиться в Европейский  суд (Court of Justice) в связи с выявлением отступлений от закупочных правил в Греции, Франции, Италии и Великобритании. Среди нарушений — проведение конкурсов без публикации приглашения в официальном издании (Греция), присуждение контракта без проведения конкурса (Греция, Италия), неоправданные ограничения или преференции для определенных категорий участников (Франция), неиспользование законодательства по госзакупкам полугосударственными предприятиями (Великобритания) [1].

     В феврале 2003 г. по обвинению в коррупции были арестованы 30 высокопоставленных чиновников итальянского правительственного агентства Anas, которое занимается организацией конкурсов по распределению правительственных и муниципальных строительных подрядов. Двое из задержанных были задержаны на месте преступления — в момент, когда получали деньги от представителей строительных фирм, выигравших с их помощью тендер на постройку автотрассы в провинции Ломбардия на севере страны.

     В связи с ростом государственной  собственности в промышленно  развитых странах торги все шире применяются для осуществления  закупок и выполнения подрядных  работ государственными хозяйственными предприятиями - электростанциями, угольными  шахтами, железными дорогами и др [13].

     Одной из наиболее сложных при участии  в торгах является проблема определения  оптимального уровня цены предложения, которая для получения заказа должна быть относительно ниже цен  конкурентов, но в интересах повешения  эффективности экспорта этот разрыв должен быть минимально допустимым. При  этом необходимо всегда принимать во внимание правовые нормы, регулирующие проведение торгов в каждой стране, поскольку они в большинстве  случаев предусматривают приоритет  получения заказов местными, национальными фирмами при незначительной разнице с ценами иностранных участников торгов. Так, в США и Канаде правилами, регламентирующими порядок проведения торгов, установлен «барьер цен», равный 6%. Если цены предложений иностранных участников торгов, объявленных американскими компаниями, ниже цен предложений американских поставщиков менее чем на 6%, тендерные комитеты обязаны отдавать предпочтение национальным фирмам.

Информация о работе Международные торги