Международные торги

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить роль международных торгов в мировой торговле.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………4
1 Понятие и виды международных торгов………………………………………6
2 Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров…………………………………………………………………………..…13
3 Особенности проведения международных тендеров в Республике Беларусь......................................................................................................................20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………26
Приложение А.Тест………………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.38 Кб (Скачать)

     Обычно  в открытых предквалификационных торгах принимают участие до нескольких десятков фирм и консорциумов. Объявления о проведении открытых торгов публикуются покупателями (заказчиками) в газетах или специализированных журналах, поэтому часто такие торги называют публичными.

     Применение  открытых тендерных процедур, обеспечивая  широкую гласность, позволяет добиться максимальной конкуренции и выбрать  наиболее дешевый и в то же время  качественный товар, услугу, следовательно, в полной мере гарантирует соблюдение принципа разумного расходования средств.

     Но  при всей значимости и важности открытых торгов для обеспечения эффективности  расходования средств нельзя не видеть и определенные недостатки этого  способа закупки. К их числу, в  первую очередь, можно отнести следующее:

  • длительность процедур проведения конкурсных торгов;
  • значительные затраты заказчика по планированию торгов, подготовке  конкурсных документов, рассмотрению  конкурсных предложений и выявлению победителей;
  • существенные затраты участников на подготовку конкурсных предложений, их прямые финансовые затраты, связанные с покупкой тендерной документации и получением необходимых гарантий, за которые коммерческие банки часто берут достаточно ощутимую плату[8, c. 513].

     К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенный список  фирм (5-7), которым высылаются специальные  приглашения.

     Заказчик  в этом случае персонально приглашает к участию в торгах всех солидных известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных поставщиков и исполнителей, которые, по его мнению, способны справиться с заданием. Публикация приглашения и процедура предквалификации в этом случае не производятся. В результате составляется «краткий список» возможных поставщиков, количество которых должно быть достаточно большим, так как только в этом случае может быть обеспечена конкуренция, а, следовательно, выбор наиболее выгодного предложения, а также нормальный ход процедуры.

     Как правило, закрытые торги  применяются  в случаях, когда специфика работ (услуг), являющихся предметом конкурса, предполагает ограниченный круг поставщиков, так как торги имеют высокую  техническую сложность, требуют  специальных знаний или, если речь идет о нуждах обороны или национальной безопасности, то есть в тех случаях, когда неэкономично и нецелесообразно  создавать неограниченную конкуренцию [3, c.123].

     Закрытые  торги - менее затратное по времени  мероприятие.

     При единичных торгах привлекается к участию одна фирма (оферент) без привлечения конкурентов, но соблюдается вся внешняя процедура торгов по правилам данной страны. Поскольку данный метод исключает конкуренцию, в Руководстве по применению Типового закона подчеркивается, что его использование допускается лишь в чрезвычайных экономических обстоятельствах, при которых такая закупка может предотвратить серьезный ущерб. Например, когда какому-либо предприятию, на котором занята большая часть населения какого-либо региона или города грозит закрытие, если не будет заключен договор о закупках, а также когда необходимый товар можно приобрести только у единственной фирмы-монополиста, а заключение прямого контракта запрещается законами данной страны. Признается, что решение о применении метода закупок из одного источника, как правило, должно применяться на высших уровнях правительства[12, c. 118].

     При гласных торгах цены, предложенные соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов в назначенный  день и час при открытии торгов. Кроме того, решение о победителях, а также о ценах других участников публикуются в печати, и сообщается заинтересованным лицам.

     При негласных торгах не объявляется  ни состав участников, ни предложенные ими цены. Они проводятся в отсутствие участников и без публикации результатов. А решение о победителях сообщается в конфиденциальном порядке. Обычно такие торги проводятся, если планируются  аналогичные заказы и нецелесообразно  информировать поставщиков и  подрядчиков об уровне приемлемых для  заказчиков условий[14, c. 154].

     В мировой практике могут применяться  «двухэтапные торги» (двухстадийный тендер) - тендерная процедура, в соответствии с которой тендерный процесс разбивается на две стадии.

     Первая - предусматривает в составе приглашения на участие лишь самое общее описание предмета закупки. В ответ на них потенциальные претенденты подают предложения, содержащие технические, технологические и качественные характеристики предлагаемых товаров, работ или услуг или возможные условия продажи, но без указания цены. Оценка таких предложений производится только с точки зрения технико-экономических аспектов.

     Вторая - подача окончательных технических предложений, отобранных на первом этапе фирм с указанием цены и всей требующейся в тендерной документации информации проводится как обычная тендерная процедура. Ей могут предшествовать переговоры между закупочной организацией и претендентами.

     В отличие от рассмотренных выше конкурсов  в двухстадийном инициатор может вносить изменения в конкурсные условия, а претендент на каждом этапе может уточнять, дополнять и изменять содержание своих конкурсных документов.

     Двухстадийные торги являются наиболее сложными и применяются, как правило, в тех случаях, если:

     - не представляется возможным определить предварительно точные технические и качественные параметры заказываемых товаров, работ и услуг;

  • существуют различные возможности удовлетворения потребности закупки;
  • предметом закупки является научное исследование, эксперимент или другие проекты, услуги специфического характера[28, c.289].

     Современная мировая практика разработала систему  мер и процедур, получивших название прокьюремент.

     Прокьюремент совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов.

     Таким образом, прокьюремент представляет собой взаимосвязанную систему, включающую:

  • планирование закупок;
  • определение целесообразности предложенной закупки;
  • регламентирование закупок;
  • проведение закупок;
  • контроль закупок.

     Одним из основных инструментов прокьюремента являются конкурентные закупки, в первую очередь торги (конкурсы, тендеры).

     В основу прокьюремента заложены следующие принципы:

  • открытость (гласность);
  • равноправие (справедливость);
  • экономичность;
  • эффективность;
  • ответственность.

     Основным  принципом прокьюремента, по мнению большинства специалистов, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством от коррупции.

     Принцип равноправия (справедливости) заключается  в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок  определения победителя устанавливаются  заранее, и для всех участников одинаковые. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.

     Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя.

     Принцип экономичности означает, что процедуры  тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов.

     В определенной степени экономичность  влияет на конечную эффективность.

     Принцип ответственности означает, что все  уполномоченные лица (сам заказчик) отвечают за свои действия не только в административном порядке, но и юридически. Все условия контракта должны обязательно выполняться и при любых условиях, что особенно важно в современных условиях[25, c. 349].

     Торги в зарубежной торговой практике играют важную роль, ежедневно в мире проводятся тысячи тендеров, по ним присуждаются многомиллионные контракты.

     Широкое использование тендеров связано  с тем, что они являются более  эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными.

     Их  проведение позволяет:

     − расширить круг участников переговоров  и выбрать партнера, обладающего  наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением;

     − добиться наиболее благоприятных условий  контракта (оптимальные цены, условия  финансирования, гарантии и т.д.) за счет обострения конкуренции среди  потенциальных продавцов и поставщиков [26, c. 210].

     Кроме того, процедуры тендеров позволяют  обеспечить непредвзятый выбор поставщика (продавца) при условии соблюдения жесткого регламента их проведения и  использования единообразных, ясных  и беспристрастных правил, предъявляемых  ко всем участникам. В связи с  чем, законодательства целого ряда стран  предусматривают, что правительственные  заказы на приобретение товаров, услуг  или осуществление работ, как  правило, в объемах, превышающих  определенный лимит (порог), могут размещаться  только через торги, причем в основном международные, т.е. с привлечением иностранных участников. Четко установленные  правила и процедуры в законодательных  актах дают возможность избежать коррупции и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение госзаказов и контролировать эффективность  расходования бюджетных средств [22, c. 113].

     Размещение  заказов через торги дает значительное преимущество покупателям, так как  проведение торгов обостряет конкуренцию  между поставщиками. В результате заказы получают компании или консорциумы  фирм, пользующиеся экономической поддержкой своих правительств. Поэтому компании имеют возможность при участии  в торгах предлагать на свои машины и оборудование цены ниже цен их производства, обеспечивая получение  прибыли и сверхприбыли за счет государственного стимулирования экспорта. 

 

     

     2 Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров 

     Законодательство  целого ряда промышленно развитых и  развивающихся стран предусматривает, что государственные заказы на приобретение товаров и услуг в объемах, превышающих определенный лимит, могут  размещаться только через торги. Исключение могут составлять уникальное оборудование, не имеющее аналогов, закупка запасных частей к уже  имеющемуся оборудованию, экстренные закупки товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также закупки в рамках специальных  межправительственных соглашений. Характерными особенностями международных торгов являются одновременное привлечение  к участию в них ряда соискателей, офферентов, общность требований ко всем участникам торгов и многоэтапный механизм реализации тендерной процедуры [30, c.121].

     Термин  «государственные закупки» почти в  каждой стране интерпретируется по-своему. Обычно разделяются закупки за счет государственного бюджета на обеспечение  жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти (канцтовары, оргтехника, транспорт  и т. п.) и закупки в целях  обеспечения функций государства (оборона, безопасность, здравоохранение  и т. д.). Из понятия «закупки для  государственных нужд» исключаются  товары (работы, услуги), закупаемые с  целью их дальнейшей перепродажи.

     Закупочная  практика, существующая в стране, является хорошим индикатором как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. Существуют различные модели организации закупочной деятельности. Доминируют две из них — распределенная (децентрализованная) и централизованная.

     Следует отметить две важные тенденции в  мировой закупочной практике. Первая заключается в постепенной децентрализации  проведения закупок, вторая — в смене  приоритета закупок от достижения минимальной  цены закупки к выбору максимально  эффективного для заказчика решения  в рамках установленного бюджета[33, c.280].

Информация о работе Международные торги