Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа
Цель работы: оценить роль международных торгов в мировой торговле.
Введение………………………………………………………………...……………4
1 Понятие и виды международных торгов………………………………………6
2 Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров…………………………………………………………………………..…13
3 Особенности проведения международных тендеров в Республике Беларусь......................................................................................................................20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………26
Приложение А.Тест………………………………………………………………...29
Обычно в открытых предквалификационных торгах принимают участие до нескольких десятков фирм и консорциумов. Объявления о проведении открытых торгов публикуются покупателями (заказчиками) в газетах или специализированных журналах, поэтому часто такие торги называют публичными.
Применение открытых тендерных процедур, обеспечивая широкую гласность, позволяет добиться максимальной конкуренции и выбрать наиболее дешевый и в то же время качественный товар, услугу, следовательно, в полной мере гарантирует соблюдение принципа разумного расходования средств.
Но при всей значимости и важности открытых торгов для обеспечения эффективности расходования средств нельзя не видеть и определенные недостатки этого способа закупки. К их числу, в первую очередь, можно отнести следующее:
К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенный список фирм (5-7), которым высылаются специальные приглашения.
Заказчик в этом случае персонально приглашает к участию в торгах всех солидных известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных поставщиков и исполнителей, которые, по его мнению, способны справиться с заданием. Публикация приглашения и процедура предквалификации в этом случае не производятся. В результате составляется «краткий список» возможных поставщиков, количество которых должно быть достаточно большим, так как только в этом случае может быть обеспечена конкуренция, а, следовательно, выбор наиболее выгодного предложения, а также нормальный ход процедуры.
Как правило, закрытые торги применяются в случаях, когда специфика работ (услуг), являющихся предметом конкурса, предполагает ограниченный круг поставщиков, так как торги имеют высокую техническую сложность, требуют специальных знаний или, если речь идет о нуждах обороны или национальной безопасности, то есть в тех случаях, когда неэкономично и нецелесообразно создавать неограниченную конкуренцию [3, c.123].
Закрытые торги - менее затратное по времени мероприятие.
При единичных торгах привлекается к участию одна фирма (оферент) без привлечения конкурентов, но соблюдается вся внешняя процедура торгов по правилам данной страны. Поскольку данный метод исключает конкуренцию, в Руководстве по применению Типового закона подчеркивается, что его использование допускается лишь в чрезвычайных экономических обстоятельствах, при которых такая закупка может предотвратить серьезный ущерб. Например, когда какому-либо предприятию, на котором занята большая часть населения какого-либо региона или города грозит закрытие, если не будет заключен договор о закупках, а также когда необходимый товар можно приобрести только у единственной фирмы-монополиста, а заключение прямого контракта запрещается законами данной страны. Признается, что решение о применении метода закупок из одного источника, как правило, должно применяться на высших уровнях правительства[12, c. 118].
При гласных торгах цены, предложенные соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов в назначенный день и час при открытии торгов. Кроме того, решение о победителях, а также о ценах других участников публикуются в печати, и сообщается заинтересованным лицам.
При
негласных торгах не объявляется
ни состав участников, ни предложенные
ими цены. Они проводятся в отсутствие
участников и без публикации результатов.
А решение о победителях
В мировой практике могут применяться «двухэтапные торги» (двухстадийный тендер) - тендерная процедура, в соответствии с которой тендерный процесс разбивается на две стадии.
Первая - предусматривает в составе приглашения на участие лишь самое общее описание предмета закупки. В ответ на них потенциальные претенденты подают предложения, содержащие технические, технологические и качественные характеристики предлагаемых товаров, работ или услуг или возможные условия продажи, но без указания цены. Оценка таких предложений производится только с точки зрения технико-экономических аспектов.
Вторая - подача окончательных технических предложений, отобранных на первом этапе фирм с указанием цены и всей требующейся в тендерной документации информации проводится как обычная тендерная процедура. Ей могут предшествовать переговоры между закупочной организацией и претендентами.
В отличие от рассмотренных выше конкурсов в двухстадийном инициатор может вносить изменения в конкурсные условия, а претендент на каждом этапе может уточнять, дополнять и изменять содержание своих конкурсных документов.
Двухстадийные торги являются наиболее сложными и применяются, как правило, в тех случаях, если:
- не представляется возможным определить предварительно точные технические и качественные параметры заказываемых товаров, работ и услуг;
Современная мировая практика разработала систему мер и процедур, получивших название прокьюремент.
Прокьюремент — совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов.
Таким образом, прокьюремент представляет собой взаимосвязанную систему, включающую:
Одним из основных инструментов прокьюремента являются конкурентные закупки, в первую очередь торги (конкурсы, тендеры).
В основу прокьюремента заложены следующие принципы:
Основным принципом прокьюремента, по мнению большинства специалистов, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством от коррупции.
Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковые. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.
Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя.
Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов.
В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность.
Принцип ответственности означает, что все уполномоченные лица (сам заказчик) отвечают за свои действия не только в административном порядке, но и юридически. Все условия контракта должны обязательно выполняться и при любых условиях, что особенно важно в современных условиях[25, c. 349].
Торги в зарубежной торговой практике играют важную роль, ежедневно в мире проводятся тысячи тендеров, по ним присуждаются многомиллионные контракты.
Широкое использование тендеров связано с тем, что они являются более эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными.
Их проведение позволяет:
− расширить круг участников переговоров и выбрать партнера, обладающего наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением;
−
добиться наиболее благоприятных условий
контракта (оптимальные цены, условия
финансирования, гарантии и т.д.) за
счет обострения конкуренции среди
потенциальных продавцов и
Кроме
того, процедуры тендеров позволяют
обеспечить непредвзятый выбор поставщика
(продавца) при условии соблюдения
жесткого регламента их проведения и
использования единообразных, ясных
и беспристрастных правил, предъявляемых
ко всем участникам. В связи с
чем, законодательства целого ряда стран
предусматривают, что правительственные
заказы на приобретение товаров, услуг
или осуществление работ, как
правило, в объемах, превышающих
определенный лимит (порог), могут размещаться
только через торги, причем в основном
международные, т.е. с привлечением
иностранных участников. Четко установленные
правила и процедуры в
Размещение
заказов через торги дает значительное
преимущество покупателям, так как
проведение торгов обостряет конкуренцию
между поставщиками. В результате
заказы получают компании или консорциумы
фирм, пользующиеся экономической поддержкой
своих правительств. Поэтому компании
имеют возможность при участии
в торгах предлагать на свои машины
и оборудование цены ниже цен их
производства, обеспечивая получение
прибыли и сверхприбыли за счет государственного
стимулирования экспорта.
2
Мировой опыт организации
и регулирования международных
тендеров
Законодательство
целого ряда промышленно развитых и
развивающихся стран
Термин
«государственные закупки» почти в
каждой стране интерпретируется по-своему.
Обычно разделяются закупки за счет
государственного бюджета на обеспечение
жизнедеятельности и
Закупочная практика, существующая в стране, является хорошим индикатором как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. Существуют различные модели организации закупочной деятельности. Доминируют две из них — распределенная (децентрализованная) и централизованная.
Следует
отметить две важные тенденции в
мировой закупочной практике. Первая
заключается в постепенной