Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа
На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.
Целью данной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Введение. 3
Глава 1. Политика и международные отношения. 4
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления 4
1.2. Типология международных отношений 5
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений 6
1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику 8
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе 12
2.1. Россия в системе международных отношений 12
2.2. Внешняя политика современной России 17
2.3 Геополитическое положение современной России 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
В
настоящее время можно говорить
о трех основных направлениях (путях,
вариантах) выработки Россией своей
линии поведения на международной
арене.
Первый
вариант выбора внешнеполитической
стратегии связан с попытками сохранения
статуса великой державы и продолжения
прежней экспансионистской политики,
направленной на расширение зоны политического
влияния и контроля над другими государствами.
Несмотря на несбыточность такого рода
альтернативы, можно констатировать наличие
в стране определенных ресурсов для ее
воплощения. Прежде всего такая политика
возможна на основе угрозы использования
государством своего военного, прежде
всего атомного, потенциала, воплощения
определенных амбиций части политического
руководства, а также о непреодоленных
массовых стереотипов.
Второй
путь предполагает обретение Россией
статуса региональной державы. В одном
случае ее влияние может основываться
по преимуществу на факторах силового
давления на соседние государства и по
сути дела повторять логику поведения
«сверхдержавы» в локальном политическом
пространстве. При другом варианте завоевание
политического влияния страной может
основываться на налаживании ею равноправных
и взаимовыгодных отношений с соседями,
отказом от военных и силовых угроз по
отношению к ним и сознательным уходом
от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.
Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равно удаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на вне идеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.
В
реальной политической деятельности государства
переплетаются элементы каждой из трех
возможных стратегий, и каждая из них предполагает
непременное решение задач, связанных
с выработкой принципиальных отношений
как минимум к трем группам своих внешнеполитических
контрагентов: своим союзникам, Западу
и странам «третьего мира».
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
– создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
– вхождение в европейское и мировое сообщество;
– разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
– разработка новой военнополитической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
–
активизация отношений с
– равноправное развитие отношений с США;
– противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
–
участие в миротворческих акциях
пре-кращения вооруженных конфликтов
под эгидой ООН.
2.3
Геополитическое
положение современной
России
Роль
и место России в современном
мире во многом определяется ее геополитическим
положением, т.е. размещением, мощью и соотношением
сил в мировой системе государств. Геополитическое
положение России специалисты рассматривают
с учетом географических, политических,
военных, экономических и других факторов.
Одной
из важных составляющих геополитического
положения является способность контролировать
ключевые пространства и географические
точки. Такая способность является производной
от степени самодостаточности (жизнеспособности)
геополитического субъекта. С точки зрения
своего геополитического положения Россия
как прямая преемница СССР и Российской
империи оказалась в новой ситуации. Эта
ситуация сложилась в результате действий
определенных геополитических закономерностей.
Обеспечение
процессов формирования государственности
России и защиты ее территориальной
целостности считается приоритетной в
области внешней политики. Для России
является важным завершить процесс становления
в нынешних границах как современного
российского государства. При этом укрепление
государственности таких республик, как
Украина, Казахстан, Белоруссия, а также
экономическая интеграция с ними со стороны
России должны поддерживаться самым активным
образом. Именно эти три государства наиболее
важны с точки зрения геополитических
интересов России.
Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.
Для
российского геополитического положения
небезразличны изменения, происходящие
на европейском пространстве и связанные
с продвижением НАТО на Восток. Геополитически
это означает вторжение Запада в ту сферу,
которая исконно была «незападной».
Существует
точка зрения, согласно которой на западных
рубежах возникает своего рода «санитарный
кордон» стран НАТО, отрезающий Россию
от Балтики и Черного моря, контролирующий
все транспортные выходы на Запад и превращающий
Калининградскую область в оторванный
от основной российской территории эксклав.
Другая
точка зрения в менее драматизированной
форме представляет, что ряд стран Центральной
Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом
составляли для России плацдарм и буфер,
а сейчас только буфер, т.е. слабо милитаризованную
зону стабильности между Россией и НАТО.
В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Если
иметь в виду восточное направление,
то российские позиции на Дальнем Востоке,
Восточной Азии и западной части Тихого
океана оказались под угрозой. Место России
в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает
Китай, так как он оказался более конкурентоспособным.
По ВВП Китай передвинулся в лидирующие
страны: вместе с Японией делит 2- места
в мире, прогнозам Мирового банка, Китай
через 20 лет переместится на первое место
в мире, США спустится на второе место,
за ним будут следовать Япония, Индия и
Индонезия.
И
в Азиатско-Тихоокеанском
Задача,
которую Россия сама должна решить, не
допустить, во-первых, ущемления своих
позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения
от участия в решении проблем, затрагивающих
ее стратегические интересы.
Заключение
Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика ведется ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий любых государственных и общественных институтов - служение людям. Однако идея верховенства человека не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия. Он должен рассматриваться в неразрывной связи с другими людьми, производством, обществом, природой, осознавать, что смысл жизни - не в потреблении, а в созидании, в служении другим людям.
Таким
образом, глобальные проблемы современности
являются комплексными и всеобъемлющими.
Они тесно переплетены между
собой, с региональными и национально-
При
разработке внешнеполитической стратегии
нашей страны важно сохранить
органическое единство принципов формирования
внешней и внут-ренней политики государства.
То есть, государство должно предусматривать
наличие единых стандартов, регулирующих
отноше-ния со всеми этими группами стран.
Поэтому, борясь с авторитарны-ми тенденциями
Запада, Россия не должна сама допускать
такого рода действия по отношению к соседним
странам, осуждая проявле-ния национализма
и фашизма в сфере международных отношений,
столь же решительно бороться с ними внутри
страны, требуя откры-тости от своих конкурентов,
должна столь же гласно освещать свои
действия в стране и на международной
арене.
Список
использованной литературы
1.
Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.
2.
Лебедева М.М. Мировая
3.
Мухаев Р.Т. Политология:
4.
Политология в вопросах и
5.
Сирота Н.М. Основы
6.
Соловьев А.И. Политология:
7. Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003.