Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа
На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.
Целью данной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Введение. 3
Глава 1. Политика и международные отношения. 4
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления 4
1.2. Типология международных отношений 5
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений 6
1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику 8
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе 12
2.1. Россия в системе международных отношений 12
2.2. Внешняя политика современной России 17
2.3 Геополитическое положение современной России 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Разрешение
всего комплекса проблем, стоящих
перед человечеством, невозможно путем
превращения западного
Создание
материального богатства все более
будет зависеть не от экстенсивного труда,
а от интеллектуального развития его субъекта,
от степени научного познания человеком
и обществом законов природы и технологий.
Соответственно главными становятся вложения
в человека, в науку, образование, культуру.
И мерой общественного богатства все более
становится не рабочее время и создаваемая
им меновая стоимость, а свободное время,
необходимое человеку для непрерывного
развития и самореализации в творчестве.
Эта
тенденция свидетельствует о
происходящей перемене соот-ношения объективных
и субъективных факторов производства,
о вы-движении человека как его главной
цели, о распространении принципа «не
человек для производства, а производство
для человека». Вкупе с необходимостью
разумного ограничения потребления ввиду
ресурсных и экологических проблем эта
перемена вступает в противоречие с капиталистической
формой функционирования общества с его
главной целью получения максимальной
прибыли. Это и требует ныне качественно
нового подхода к определению форм производства
и потребления. Его смысл не в свертывании
производства и потребления, а в практическом
выявлении подлинного соотношения человеческих
способностей и потребностей.
Это
соотношение правомерно определять
так: потребности человека определяются
способностями человека, а не наоборот,
как это еще часто делается. Круг потребностей
разумным субъектом определяется в той
мере, которая необходима ему для реализации
своих способностей в окружающем мире.
Владение ненужными вещами - это паразитизм.
На смену «сверхпотреблению», губительно
воздействующему на личность, все более
часто приходит разумное потребление
как функция развития творческих способностей
человека.
Устойчивое
развитие, требующее рациональной экономики,
снижения расходов материала и энергии
на душу населения, диктует необходимость
усиления общественного характера материального
потребления. Эта задача предполагает
глубокую реконструкцию всей инфраструктуры
жизни, принципиально новую ступень развития
системы общественного транспорта, связи
и информации, общественного доступного
питания, здравоохранения, центров образования
и творчества, культурно-эстетического
развития и отдыха, клубов, театров, парков,
стадионов, музеев, библиотек и т.д.
Из
всех глобальных проблем проблема войны
и мира до недавнего времени представлялась
самой жгучей проблемой современности.
Это свидетельствует о том, что мировое
сообщество еще не созрело для полного
предотвращения войн, хотя объективные
условия настоятельно требуют такой зрелости.
Но усилия народов и государств должны
быть направлены прежде всего на преодоление
причин, порождающих войны. Для этого требуется
ограничить, а затем и прекратить гонку
вооружений - своеобразную раковую опухоль
человечества. Милитаризация стала невыносимым
бременем для всех государств, поскольку
лишает их ресурсов, необходимых для преодоления
отсталости и нищеты.
Экологическая
проблема в ее современном виде возникла
в 60-х годах текущего столетия. С
этого времени стали
–
нарушение естественного
– разрушение озонового слоя атмосферы;
– состояние живой и неживой природы;
–
преодоление отсталости и нищеты
в развивающихся странах.
Мировое
сообщество пока не добилось крупных
достижений в защите окружающей среды,
но активно стремится
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе
2.1.
Россия в системе
международных отношений
Система международных отношений характеризуется совокупностью связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе международных отношений произошли коренные изменения.
В
истории крах одной системы международных
отношений вызывался либо масштабными
войнами, либо революциями. Своеобразие
современного периода заключается в том,
что замена системы международных отношений
(или, как говорят, международного политического
порядка), сложившейся после 1945 г., произошла
в условиях относительно мирного времени,
несмотря на наличие многочисленных региональных
вооруженных конфликтов, и «холодной войны»,
вызывавших постоянную напряженность
между двумя противоположными блоками.
Исследователи
считают, что в 1945-1989 гг. существовала особая
система международных отношений, для
которой характерными были следующие
черты: биполярная структура; придание
мировой политике нормативного порядка,
создание ООН, других международных организаций
и институтов; углубляющиеся противоречия
между экономически развитыми и слаборазвитыми
странами. В этой системе СССР принадлежала
одна из ведущих ролей, определяющая международный
климат.
В
условиях перехода к новой системе
международных отношений Россия
(преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию
как участник системы международных отношений.
Российское государство столкнулось с
серьезными геополитическими сдвигами,
временной дезориентацией в определении
главного противника на международной
арене, перегруппировкой сил, коалиций
и союзов, заменой ряда прежних идеологических
стереотипов, сменой политических режимов,
возниковением новых государств и т.д.
Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли все, и все выиграли от ее окончания. Тем не менее основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского договора и СССР составляли заявления западных политиков о «не нанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в «не
использование
нынешней слабости России в своих
односторонних интересах»). Такие формулировки
свидетельствуют об одном: сложилось новое
соотношение сил не в пользу России. Возникла
реальная перспектива утраты Россией
статуса великой державы на мировой арене.
Россия
не в состоянии была оказать противодействие
созданию своего рода «санитарного кордона»,
расширению НАТО за счет бывших государств
- членов Варшавского договора (Чехии,
Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет
«второго эшелона» (стран Балтии и других
стран). Все это – попытки исключить Россию
из механизма принятия решения по ключевым
вопросам европейской и мировой безопасности.
Такое развитие событий может придать
России роль «побежденной державы», не
имеющей равноправного статуса в международных
делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне
невыгодной обстановке для обеспечения
своего участия в формировании положения
дел в Европе и мире, России нужно в максимальной
степени использовать дипломатические
средства, переговорный процесс.
Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала эффективным регулятивным центром международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами.
Стать
полноценным членом «большой восьмерки»
- сложная задача, поскольку членство в
ней связано не только с правами, но и определенными
финансовыми обязательствами, которые
сегодняшней России пока не по плечу. Улучшение
же внутренних экономических показателей
и выполнение взятых на себя серьезных
обязательств, безусловно, скажется на
повышении роли России в принятии экономических
и политических решений мирового уровня
в рамках «восьмерки».
Никто
из внешнеполитических партнеров не
сомневается, что главной задачей
внешней политики самостоятельной
России является возрождение и укрепление
ее международных позиций. На реализацию
этой задачи нацелены разработанные Правительством
Основные положения концепции внешней
политики Российской Федерации.
Одной
из особенностей данной концепции является
отсутствие идеологических установок
или политических пристрастий к какой-либо
политической силе, поворот к национальным
интересам России и ее гражданам, защита
которых и есть предназначение внешней
политики ответственного демократического
государства.
К
основным положениям относятся: обеспечение
процессов формирования государственности
России и защита ее территориальной целостности;
создание условий, обеспечивающих стабильность
и необратимость политических и экономических
реформ; активное и полноправное участие
России в строительстве новой системы
международных отношений, в которой ей
было бы обеспечено достойное место.
В
складывающейся системе международных
отношений Россия, несмотря на переживаемый
кризис, остается одной из великих держав
и по своему потенциалу, и по влиянию в
мире. Россия несет ответственность за
формирующийся новый миропорядок, за построение
новой системы позитивных взаимоотношений
государств, ранее входивших в состав
СССР.
Любые
действия, направленные на подрыв целостности
Российской Федерации, интеграционных
процессов в СНГ, нарушение прав и свобод
человека, вооруженные конфликты в сопредельных
государствах рассматриваются как угроза
безопасности страны и жизненно важным
интересам ее граждан.
Принципиальное
значение для защиты внешнеэкономических
интересов России имеет сохранение
и развитие хозяйственных связей
с бывшими союзными республиками.
В целях создания эффективной системы
комплексной безопасности сотрудничество
и в военно-политической сфере.
В
фокусе внимания российской внешней
политики остаются отношения со странами
Востока и Центральной Европы,
находящихся в исторически
Для
России большую значимость имеют
отношения со странами Западной Европы.
Они важны с точки зрения вхождения
в формирующееся политическое, экономическое,
правовое, социальное пространство, ядром
которого выступает Европейское сообщество.
Объективной
базой развития российско-американских
отношений является взаимная заинтересованность
в формировании стабильной и безопасной
системы международных отношений. Здесь
ставятся задачи обеспечить на взаимной
основе выполнение достигнутых договоренностей
по сокращению и уничтожению ядерных,
химических и иных вооружений, соблюдение
положений Договора по ПРО.
Российская
внешнеполитическая концепция имеет целью
сформировать вокруг себя необходимый
общегосударственный консенсус. Наполнение
конкретно-историческим содержанием внешнеполитической
концепции поможет приобрести России
свойственную ей самодостаточность. Россия
найдет и займет свое неповторимое место
в мире. Положение региональной державы
с ограниченными международными интересами
сменится ситуацией, в которой России
будут обеспечены выходы на роль мировой
державы.
2.2.
Внешняя политика
современной России
Изменения
в мировой политике после окончания «холодной
войны», а также начавшаяся в стране демократизация
поставили Россию в положение страны,
которая должна заново определить свое
место в мировой политике, выявить те приоритеты
своей внешнеполитической деятельности,
которые определят ее роль и влияние на
мировой арене. Выработка же такой стратегии
и тактики определяется не только перспективными
планами обновления страны, она в полной
мере испытывает на себе влияние политических
традиций, массовых и элитарных стереотипов,
современных внешнеполитических отношений.