Международные политические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.
Целью данной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Политика и международные отношения. 4
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления 4
1.2. Типология международных отношений 5
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений 6
1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику 8
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе 12
2.1. Россия в системе международных отношений 12
2.2. Внешняя политика современной России 17
2.3 Геополитическое положение современной России 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный университет

сервиса и экономики 

Кафедра «История и политология» 
 
 

Реферат на тему

«Международные политические отношения» 
 
 

                                                             

                                                               Выполнила студентка 2 курса

заочного  отделения 

специальности 080507

Жолудева  Екатерина Леонидовна 

                         Проверил: Козлов Александр Петрович,

зам. зав. каф. по воспитательной работе,

доцент, кандидат исторических наук                      
 
 

Санкт-Петербург

2011 год 

     Содержание. 

     Введение. 

     Для защиты своих национальных интересов  любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю  политику. Это деятельность государства  и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

     Внешняя политика являет собой продолжение  внутренней политики, ее распространение  на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она  теснейшим образом связана с  господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель - обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

     На  основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и  других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

     Целью данной работы является анализ внешней  политики России и выявление ее места  в системе международных отношений. 

     Глава 1. Политика и международные отношения.

    1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления
 

     Вешняя  политика обладает рядом собственных  специфических особенностей. Она  имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития.

     Специфика внешней политики обуславливается  и тем, что в мире существуют различные  государства (в настоящее время  около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, зако-номерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

     Важнейшим средством проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная  деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов внешних сношении по защите прав и интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений.

     В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем - утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств.  

     1.2. Типология международных  отношений 

     В отечественной и зарубежной литературе дается неоднозначная типология  международных отношений. Представители  марксистской традиции, кладя в основу формационный и классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы - от международных отношений господства и подчинения к отношениям товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.  

     Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права»

     Другие  западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии  кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой  ею «глобальной системы». По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век».  

     
    1. Теоретическое обоснование международных  отношений
 

     Международные отношения нуждаются в анализе  и с точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования  осуществляются разными путями:

     Первый  путь - это разработка концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике.

     Второй  путь теоретического обоснования международных  отношений связан с созданием  общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения:

     * международная политика должна  разрабатываться на основе со-временных  политологических теорий и тем  самым увеличивать надежность  предвидения, избавляться от непредсказуемости.  Рациональная международная политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха;

     * важнейшим ориентиром, позволяющим  политическому реализму найти  разумный путь в области международной  политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности извне;

     * моральные принципы могут применяться  к действиям государств и наций  не абстрактно, а лишь в соответствии  с конкретными обстоятельствами  места и времени. Прагматизм  и политический реализм Г. Моргентау  не допускают устремлений отдельных  государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира.  

     Третий  путь - конструирование специальных  концепций, по-зволяющих анализировать  состояние международных отношений. Примером такого рода концепций могут  служить теории мировых систем, международных организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д.

     Концепция всеобщей безопасности представляет собой  не новый комплекс идей, а скорее новую совокупность принципов подхода  к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формиро-вание концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.. Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий» Там же.. 

     1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику 

     Глобальные  проблемы современности - это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение  которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий характер, что обусловлено растущей целостностью современного мира. 

     Группа  глобальных проблем включает в себя в качестве главных:

     – нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли своего предела;

     – проблемы войны и мира, обеспечения  международной безопасности, разоружения  и конверсии, укрепления доверия  к сотрудничеству между народами;

     – экологические проблемы, поставившие  человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы;

     – преодоление экономической и  культурной отсталости, нищеты в развивающихся  странах Азии, Латинской Америки, Африки;

     – проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений. 

     Поскольку эти проблемы глобальные, общечеловеческие, то ес-тественно, что их решение должно находиться в эпицентре международной политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и потребления, ибо от ее решения в конечном счете зависит решение всех остальных проблем.  

     Все серьезные западные мыслители в  один голос и с возрастающим беспокойством  признают, что по мере становления  потребительского общества возрастает его отчужденный характер, усугубляется подчиненное, пассивное положение  человека как «винтика тотального общественного механизма». Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его социальный статус, личное самочувствие. 

     В потребительском обществе принуждение  к труду дополняется принуждением к потреблению различными средствами манипуляции, в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.). 

Информация о работе Международные политические отношения