Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:04, реферат
В международных отношениях в середине 50-х – середине 60-х годов ХХ века появились сложные, противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжался и даже усугублялся раздел Европы и всего мира на две противоборствующие системы, продолжалась «холодная война», с другой – стали проявляться первые признаки отказа от непримиримости противоречий между империализмом и социализмом. Шаги навстречу делались с обеих сторон, и с обеих сторон они были крайне непоследовательны. Как западные, так и советские лидеры пытались переиграть своих оппонентов, получить какие-либо односторонние выгоды или хотя бы пропагандистский эффект.
Президиум ЦК КПСС начал готовить новое венгерское правительство; Первый секретарь Венгерской компартии Янош Кадар согласился на роль премьера будущего правительства.
3
ноября новое правительство
К
исходу дня 3 ноября венгерская военная
делегация во главе с министром
обороны Палом Малетером
4
ноября в 5 часов утра советская
артиллерия обрушила огонь на
венгерскую столицу, спустя
После подавления восстания-революции советская военная администрация вместе с органами госбезопасности учинила расправу над венгерскими гражданами: начались массовые аресты и депортации в Советский Союз.
Имре
Надь и его сотрудники нашли убежище
в югославском посольстве. После
двухнедельных переговоров
X.
Советско-китайские
отношения
Первые годы после образования Китайской Народной Республики (КНР с 21.09.49 г) были временем расцвета советско-китайских отношений, ставших особенно тесными во время корейской войны, когда СССР снабжал китайские дивизии в Корее вооружением.
С
1950 по 1962 год Советский Союз предоставил
Китаю долгосрочные кредиты на сумму
1.82 млрд. рублей. Они были использованы
Китаем для оплаты закупленного в
СССР вооружения и оказания помощи
Корее. Но советская помощь не была
столь уж значительна. В 1962 году Китай
получил только 13% от всей помощи, оказанной
Советским Союзом социалистическим странам
и только 8% от суммы всех кредитов, предоставленных
СССР другим странам в порядке экономической
помощи. Согласно официальным советским
данным с помощью СССР было построено
в Китае 256 предприятий разного рода. Советский
Союз оказывал помощь технической документацией,
строительством железных дорог, посылкой
экспертов. Все это делалось не безвозмездно.
За 12 лет в Китае побывало около 11 тысяч
советских экспертов, советников и прочего.
Им было выплачено около 30 тысяч годовых
заработных плат. Китай оплачивал все
услуги, оказываемые СССР: фрахт, строительство
железных дорог, расходы по обучению и
содержанию китайских студентов в Союзе
и прочего. Со своей стороны, Китай поставил
в СССР до конца 1962 г товаров, продовольствия
и сырья на сумму 2.1 млрд. рублей. В октябре
1957 года было подписано секретное соглашение
о военном сотрудничестве. Целью его было
усиление китайской военной промышленности,
строившейся по советским проектам и на
советском оборудовании, передача Китаю
атомной бомбы и технологии ее производства.
Это был первый договор, в котором великая
держава делилась с союзником атомными
секретами. В соглашении предусматривалось
укрепление сотрудничества не только
в экономике, но и в других сферах. Китайцы
разработали десятилетний план развития,
который должен был вывести китайскую
экономику и науку на мировой уровень.
Конфликт между СССР и Китаем.
Китай 50-х еще не был великой державой, но имел все, чтобы стать ею на равных правах с СССР. Национальный вопрос оказался одинаково важным в обеих революциях. Несмотря на взаимные связи, две социалистические страны развивались по-своему, каждая в своих границах, каждую представляло и защищало свое государство. Итак, Китай стремился стать великой державой. Однако именно в этом обнаружились противоречия с интересами СССР. Страна, которая уже была великой державой, вступила в конфликт с другой, которая стремилась стать великой, причем именно из-за диалога с США, ставшего основой советской дипломатии. У СССР было много способов заставить США себя слушать, а у Китая - нет. К тому же он не был еще членом ООН. Американцы продолжали поддерживать Чан Кайши на Тайване и отказывались признавать пекинское правительство. Также поступали и их союзники.
Разлад между двумя державами касался весьма конкретных вопросов. СССР неосторожно обещал поделится атомными секретами с Китаем, но Москва быстро передумала. Недовольство в кругах китайских коммунистов назревало и из-за осуждения в СССР культа Сталина. В Китае был свой собственный «культ» - Мао Цзедуна. Иначе и быть не могло, ибо «культ личности» или вождизм является непременной принадлежностью любого тоталитарного режима. Маоистов беспокоило не сколько развенчание Сталина, сколько последствия этого для Китая и международного коммунистического движения, на руководство которым КПК претендовала наряду с КПСС. Практическая позиция китайского руководства ярко проявилась в 1956 и 1957 годах, когда КПК поддержала кровавое подавление венгерской революции советскими войсками, а в 1958 году оказалась единственной коммунистической партией в мире, открыто приветствовавшей казнь Имре Надя.
Уже в августе 1958 г Хрущев с Малиновским направились в Пекин, чтобы предъявить Мао требования, касающиеся, насколько известно, сохранения в руках советской стороны определенного контроля над китайскими вооружениями или по крайней мере над их использованием в момент обострения отношений между Китаем и США по поводу островов в Тайваньском проливе. По мнению китайцев, речь шла о «несправедливых требованиях, направленных на то, чтобы поставить Китай под советский военный контроль». Мао добавлял, что русские «хотели создать смешанный флот, чтобы контролировать и блокировать нашу береговую линию.»
Предложения, которые выдвинул Хрущев на встрече в Пекине о создании «зоны, свободной от ядерного оружия» на Дальнем Востоке и в Тихом океане, были отвергнуты. Эти предложения и отказ от них китайцев были способом не выполнять обязательств, взятых перед Пекином. Наконец, в июне 1959 года, когда начали распространяться слухи, будто Китай скоро получит свою атомную бомбу, СССР, по китайским данным, решил отложить свое решение о передаче Китаю атомных секретов.
Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. (29 августа 1959 г китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Об этом объявил премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.) Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские,
открыто проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам
«третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев в объятия американцев, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта. Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы чинят препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались.
Советско-китайские отношения были осложнены общностью идеологии. Взаимные обвинения в уклонении от «истинного» учения - марксизма-ленинизма, а также в ревизионизме, догматизме, стремлении к гегемонии, подрывной деятельности, прислужничестве перед американским империализмом и так далее и тому подобное стали на многие годы как бы фоном советско-китайских отношений и международного коммунистического движения.
Политика Китая и СССР, или, вернее, КПСС и КПК по отношению друг к другу отличалась негибкостью, подозрительностью и враждой. В полемике с советскими руководителями китайцы выдвигали те предложения, которые Мао в образной форме высказал в Москве в 1957 г: всем вместе противостоять Америке, а не просить у нее мира. Эти тезисы, воскрешавшие старые концепции Молотова, не означали, что китайцы смирились с войной. Тем не менее, они призывали к более решительному и рискованному фронтальному противостоянию США и их союзникам. СССР проводил такую политику в первые послевоенные годы и теперь хотел бы ее избежать, так как был убежден, что есть другие средства сдерживания американцев. Китайские требования неизбежно ставили Москву перед дилеммой: остаться с Китаем и заплатить за это или рискнуть сделать ставку на проблематичное соглашение с США?
Выступая против линии КПСС, что война перестала быть фатальной неизбежностью, Мао Цзедун не только предрекал всемирную атомную войну, но приветствовал ее как возможность «покончить с империализмом». В одной из своих бесед Мао, назвав атомную бомбу «бумажным тигром», говорил, что даже если в будущей войне погибнет треть человечества (т. е. 900 млн.) или даже половина (1.350 млн.), то другая половина выживет, империализм будет сметен, повсюду воцарится социализм. Через 50-100 лет человечество вырастет вновь больше чем на половину. В одном из сборников, опубликованных в Китае в 1960 г, говорилось: «Победившие народы крайне быстрыми темпами создадут на развалинах погибшего империализма в тысячу раз более высокую цивилизацию, чем при капиталистическом строе, построят свое подлинное прекрасное будущее».
Откровения
Мао Цзедуна имели прямо
В 1958-1960 годах и особенно в связи с войной во Вьетнаме Китай усилил поддержку революционных движений на азиатском материке, стараясь подчинить эти движения и распространить свое влияние. Началось столкновение интересов с СССР. Борьба за гегемонию между СССР и Китаем распространилась затем на Африку и бассейн Индийского океана.
Итак, в рамках коммунистического движения произошел разлад, и постепенно он обострился. Китайцев поддерживало албанское правительство, которое так и не простило примирение Хрущева с Белградом. Казалось, что исправить положение в этот момент может созыв второго международного Совещания коммунистических и рабочих партий, призванного примирить противоречивые тенденции. Обмен мнениями об этом должен был состояться на съезде Румынской рабочей партии в Бухаресте в июне 1960 г. Разрыв связей между двумя коммунистическими гигантами - СССР и маоистским Китаем публично был подтвержден 22 июня 1960 г. в Бухаресте. Хрущев объявил Мао Цзедуна сталинистом; китайцы рассматривали Хрущева как опасного ревизиониста. Из Китая были отозваны советские специалисты и советники.
Совещание
все-таки состоялось; оно проходило в Москве
с 11 по 25 ноября 1960 г. В результате был составлен
документ, который скрыл очевидный конфликт
между СССР и Китаем. После московского
Совещания больше уже не было мира между
двумя гигантами коммунизма, были лишь
временные перемирия. Также ухудшились
отношения между СССР и Албанией (официально
разрыв дипломатических отношений произошел
19 декабря 1961 г. в знак протеста албанского
руководства против десталинизации).
Последствия
разрыва советско-китайских
отношений
Последствия этого гигантского разрыва не заставили себя долго ждать. В период между осенью 1962 и весной 1963 гг., когда Хрущев испытывал все большие трудности и в самой Москве, непримиримая острота борьбы стала очевидной для всех. Карибский кризис, о котором я расскажу далее, дал китайцам повод публично критиковать советскую политику, осудить как авантюристическое решение о размещении ракет на Кубе и как капитулянтское решение об их выводе под американским давлением.11
Наконец 5 июля 1963 года в Москве состоялась встреча делегаций двух партий. Атмосфера встречи была отравлена оскорбительными выпадами, взаимным недоверием. Через две недели они расстались, ничего не решив.
Информация о работе Международные отношения в 50-е – 60-е гг. XX в