Международные отношения в 50-е – 60-е гг. XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

В международных отношениях в середине 50-х – середине 60-х годов ХХ века появились сложные, противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжался и даже усугублялся раздел Европы и всего мира на две противоборствующие системы, продолжалась «холодная война», с другой – стали проявляться первые признаки отказа от непримиримости противоречий между империализмом и социализмом. Шаги навстречу делались с обеих сторон, и с обеих сторон они были крайне непоследовательны. Как западные, так и советские лидеры пытались переиграть своих оппонентов, получить какие-либо односторонние выгоды или хотя бы пропагандистский эффект.

Работа содержит 1 файл

Международные отношения.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     В конце 1960 – начале 1970-х годов увеличилась зависимость Кубы от СССР. На экономике страны тяжело сказался провал кампании по производству 10 млн. т сахара в 1970, и Куба была вынуждена просить об увеличении поставок из Советского Союза.

     На  мой взгляд, Кубинской революции нельзя было избежать, экономика страны полностью зависела от инвестиций США, кроме того большой процент производящих отраслей принадлежал Соединенным Штатам, которые не хотели терять дешевое производство сахара и табака. США была не выгодна эта революция, в результате которой, они потеряли всю собственность на территории Кубы. Революция и последующее объявления о выборе социалистического пути развития сильно ухудшили отношения между США и Кубой. США сделали все возможное, чтобы оградить Кубу от внешнего мира. Было введено жесткое эмбарго, в результате которого, единственными торговыми партнерами Кубы стали страны социалистического лагеря и в первую очередь СССР. 

     Попытка СССР разместить на территории Кубы свои ядерные ракеты чуть не привела к началу новой мировой войны, которую удалось предотвратить только благодаря не желанию обоих сторон совершать глупости, у мирового сообщества были два примера всего ужаса ядерной войны: Хиросима и Нагасаки. В результате Карибского кризиса отношения между СССР и Кубой ухудшились. Несмотря на экономическую помощь Кубе со стороны СССР, Остров Свободы испытывал финансовые проблемы, которые, не смотря на рост ВВП, ни чуть не уменьшались.

     Однако  после революции Куба – страна с аграрной экономикой сделала большой  шаг вперед. По моему мнению, создание промышленной основы и усовершенствование сельскохозяйственной деятельности за такой короткий срок (с 60-х по средину 70-х годов) является одним из ярчайших показателем достижения главной цели революции – подъем уровня жизни и создание более эффективной экономики, которая в меньшей степени зависит от внешних факторов и вмешательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     VI. Великобритания 

     Внешняя и колониальная политика Великобритании

     в 1950—1960 гг. 

     В 50-х годах основное направление внешней политики Великобритании фактически не изменилось по сравнению с первыми послевоенными годами. Ее внешнеполитический курс базировался на концепции “трех кругов”, сформулированной Черчиллем. Суть этой концепции заключалась в том, что Англии якобы было обеспечено особое влияние на ход международных событий вследствие ее тройной роли — главного партнера США, ведущей западноевропейской державы и лидера Содружества наций. Однако международная обстановка 50-х годов — растущая мощь социалистических стран, и особенно СССР, успехи национально-освободительного движения, стремление американского империализма к мировому господству, быстрое укрепление позиций западногерманских монополий — в значительной степени воздействовала на внешнеполитический курс Великобритании.

     Правящие  круги Англии пытались проводить  внешнюю политику на двухпартийной основе, сохраняя ее преемственность вне зависимости от того, какая партия — Консервативная или Лейбористская — находится у власти.

     В период своего пребывания у власти руководство Консервативной партии продолжало политику “холодной войны”, проводя курс на активное участие Великобритании в агрессивных военных блоках, в гонке вооружений. Правительство Черчилля уделяло большое внимание созданию атомного оружия. Первая стадия осуществления программы атомного вооружения Англии, начатого еще в 1946 г., завершилась в октябре 1952 г. пробным взрывом атомной бомбы у северного побережья Австралии. Следующие испытания были проведены в 1956 г.

     Не  менее интенсивно велись работы по созданию водородной бомбы, начатые в 1954 г. Они были завершены серией термоядерных испытаний в Тихом океане в 1957 г.

     Стремление  британского империализма к теснейшему объединению политических, экономических и военных сил капиталистического мира для борьбы против социализма и национально-освободительного движения привело к усилению зависимости Великобритании от США. На ее территории появились американские военные базы. В 1957 г. английским и американским правительствами была впервые сформулирована доктрина “взаимозависимости”. Английские ядерные силы были объединены с американскими и, как отмечала газета “Таймс”, в соответствии с совместным англо-американским планом нацелены против объектов в “коммунистической Европе”.

     Вместе  с тем на взаимоотношениях между  Англией и США не могло не сказываться углубление межимпериалистических противоречий. Это особенно четко проявилось во время суэцкого кризиса.

     5 апреля 1955 г. 80-летний Уинстон Черчилль вручил королеве прошение об отставке. На следующий день формирование нового правительства было поручено Антони Идену.

     Иден  отнюдь не собирался менять реакционный  курс своего предшественника ни во внутренней, ни во внешней политике. Но, имея репутацию “умеренного” политического деятеля, сторонника “демократического” решения социальных проблем и миролюбивой внешней политики, он решил укрепить позиции своего правительства досрочными парламентскими выборами. В предвыборной программе он обещал обеспечить повышение жизненного уровня населения, повести борьбу с инфляцией, расширить жилищное строительство, возобновить переговоры с СССР.

     Первые  шаги правительства, сформированного  Иденом, показали, что вопреки своим предвыборным обещаниям консерваторы намерены не только продолжать, но и усиливать курс на подготовку войны. Опубликованная в начале 1956 г. Белая книга об обороне свидетельствовала о дальнейшем росте военных расходов, о подготовке к так называемым “ограниченным” войнам.

     Крупнейшая  агрессивная акция английских империалистов  в послевоенный период была связана с решением египетского правительства о национализации Всеобщей компании Суэцкого морского канала летом 1956 г.

     Получив одобрение парламента, правительство  А. Идена приступило к осуществлению  своего плана. Началась концентрация сухопутных, морских и воздушных сил, призывались  военнослужащие запаса.

     В ночь на 30 октября израильские войска вторглись на египетскую территорию. 31 октября английские и французские вооруженные силы начали бомбардировку Египта с воздуха и с моря.

     Нападение на Египет вызвало возмущение английского  народа. Волна мощных демонстраций протеста прокатилась по всей стране.

     Парламентская фракция Лейбористской партии объявила о своей решимости всеми конституционными средствами, “как парламентскими, так и не парламентскими”, сопротивляться действиям правительства. Учитывая настроения в партии и в стране, Гейтскелл в своем выступлении в парламенте 1 ноября вынужден был заявить, что “Лейбористская партия и ее сторонники во всей Англии” отказываются поддерживать правительство в деле применения военной силы против Египта.

     Позиция, занятая лейбористской фракцией, привела к тому, что впервые за три с лишним десятка лет палате общин пришлось приостановить свои заседания. Двухпартийная внешняя политика была, по выражению К. Зиллиакуса, “утоплена в Суэцком канале”. Это был первый случай в послевоенной истории Англии, когда оппозиция отказалась поддержать войну, начатую правительством.

     События ноябрьских дней 1956 г. были симптомом новых веяний в английском рабочем и демократическом движении. У ворот крупнейших промышленных предприятий проходили митинги протеста, демонстрировавшие единение рядовых лейбористов и коммунистов в борьбе против агрессии. Активную роль играли молодежь, студенты, интеллигенция. С заявлениями протеста против войны выступили многие видные ученые и церковные деятели.

     4 ноября на Трафальгарской площади Лондона состоялся один из самых больших митингов, организованный Чрезвычайным комитетом по суэцкому вопросу при поддержке Английского комитета защиты мира. Против участников этого митинга была брошена пешая и конная полиция, которая в течение четырех часов пыталась оттеснить собравшихся от резиденции премьер-министра, где правительство обсуждало сложившееся положение.

     Массовые  демонстрации протеста против войны  в Египте состоялись в Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле и других городах.

     Движение  против суэцкой войны отчетливо  показало, что политика правящих кругов, диктуемая монополистическим капиталом, противоречит коренным интересам английского народа.

     Решающую  роль в срыве этой империалистической авантюры сыграли вооруженный отпор со стороны Египта, позиция Советского Союза, выступившего в защиту суверенных прав египетского народа.

     6 ноября 1956 г. английское правительство было вынуждено отдать приказ своим вооруженным силам в Египте прекратить огонь. 19 ноября Иден, чья отставка была одним из главных требований народных масс, отошел от государственных дел. На смену кабинету А. Идена пришло новое консервативное правительство во главе с Гарольдом Макмилланом.

     Провал  англо-франко-израильской агрессии обострил англо-американские отношения. США и Англию объединяло стремление упрочить империалистическое господство на Ближнем Востоке, но каждая из держав добивалась укрепления прежде всего своих собственных позиций. Сыграв роль одного из подстрекателей агрессии, США в решающий момент сочли выгодным отмежеваться от своих союзников. Это вызвало возмущение английских консерваторов. Более 100 членов правящей Консервативной партии внесли в палате общин резолюцию, осуждавшую позицию США в суэцком кризисе как “чреватую опаснейшими последствиями для Атлантического союза”.

     Хотя  в англо-американских отношениях и  возникали серьезные трения, сохранение этого союза рассматривалось  как важная задача английской внешней  политики. Правящие круги Великобритании извлекали немалые экономические  и военно-политические выгоды из “особых отношений” с США.

     Отношения Великобритании с СССР в 50-х годах  оставались скованными ее приверженностью  к антикоммунистическому блоку  западных государств во главе с США. Но лидеры Консервативной партии в  конце 50-х годов стали понимать опасность политики “холодной войны”, прежде всего с точки зрения английских национальных интересов. 24 мая 1959 г. в итоге визита в СССР британского премьера Г. Макмиллана было подписано советско-английское торговое соглашение сроком на пять лет, а также первое соглашение о связях между СССР и Англией в области науки, техники и образования на 1960—1961 гг.

     Огромное  внимание правящие круги Англии, стоявшая у власти Консервативная  партия уделяли в своей политике проблемам Содружества наций и сохранения своей колониальной империи.

     В Содружестве в 50-х годах росли  центробежные тенденции, наблюдалось  прогрессирующее ослабление экономической, политической и военной зависимости стран — членов этого объединения от Великобритании. Нарастали острые противоречия и по вопросам внешней политики. Внутри Содружества формировались фактически две группы государств с различной внешнеполитической ориентацией. Одна из них участвовала в империалистических группировках, направленных против стран социализма и национально-освободительного движения, в другой (в основном афро-азиатские страны, ставшие на путь независимого развития) заметно было стремление проводить политику неучастия в военных блоках и сотрудничества со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования.

     Центробежные  тенденции в Содружестве особенно отчетливо проявились в период Суэцкого кризиса. На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября 1956 г. против резолюции о прекращении англо-франко-израильской агрессии вместе со странами-агрессорами голосовали только Австралия и Новая Зеландия. Большинство стран Содружества не поддержало Англию, а Индия и Цейлон заняли решительную позицию в защиту Египта. Дж. Неру впоследствии говорил, что именно в связи с Суэцким кризисом впервые встал вопрос о возможности выхода Индии из Содружества. Известно также заявление министра иностранных дел Канады Л. Пирсона о том, что “Суэцкий кризис поставил британское Содружество на грань распада”.

     Еще сложнее становилась обстановка в колониях Британской империи, 50-е  годы ознаменовались кровопролитными колониальными войнами британского империализма в Малайе, Кении, Британской Гвиане и др. Нараставшее национально-освободительное движение народов колониальных и зависимых стран побуждало английскую буржуазию изыскивать новые формы сохранения своих экономических и военно-политических позиций на ранее подвластных ей территориях. Там, где сила не решала вопроса, она проявляла известную гибкость и всячески маневрировала, стремясь сохранить свое влияние.

     Консерваторы  были вынуждены признать факт распада Британской империи.  В 1957 г. добились независимости колонии Золотой Берег (Гана) и Малайская Федерация, в 1960 г. — Кипр и Нигерия. Однако колониальная империя Великобритании, особенно ее владения в Африке, все еще сохраняла значительные размеры, и процесс ее крушения развернулся во всю силу в следующем десятилетии.

      В стране ширились выступления  против внешнеполитического курса правительства. С весны 1961 г. в Лондоне началась массовая кампания “сидячих забастовок” протеста против политики ядерного вооружения, которую проводили консерваторы.

Информация о работе Международные отношения в 50-е – 60-е гг. XX в