Международные отношения в 50-е – 60-е гг. XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

В международных отношениях в середине 50-х – середине 60-х годов ХХ века появились сложные, противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжался и даже усугублялся раздел Европы и всего мира на две противоборствующие системы, продолжалась «холодная война», с другой – стали проявляться первые признаки отказа от непримиримости противоречий между империализмом и социализмом. Шаги навстречу делались с обеих сторон, и с обеих сторон они были крайне непоследовательны. Как западные, так и советские лидеры пытались переиграть своих оппонентов, получить какие-либо односторонние выгоды или хотя бы пропагандистский эффект.

Работа содержит 1 файл

Международные отношения.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     Резкое  недовольство демократической общественности страны вызвало решение правительства  Г. Макмиллана предоставить западногерманским  вооруженным силам военные базы, испытательные ракетные полигоны, учебные лагеря для танковых частей и базы снабжения на английской территории. В августе 1961 г. в Англию прибыло первое подразделение бундесвера.

     В тревожные дни Карибского кризиса в октябре 1962 г. английское правительство разрешило привести в состояние немедленной боевой готовности американские ракеты, размещенные в Англии и нацеленные на СССР. Это вызвало резкую критику  в различных слоях населения Англии. Негативное отношение в стране к действиям американских военных и позиции консерваторов было столь ощутимым, что правительство Макмиллана не решилось пойти на разрыв дипломатических отношений с Кубой и прекратить с ней торговлю.

     Серьезное влияние на политические настроения в стране оказала дискуссия по вопросу о вступлении Великобритании в Европейское экономическое сообщество. Уже в начале 1961 г. большинство представителей английского крупного капитала пришли к выводу, что созданная Англией в противовес “Общему рынку” в 1960 г. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), объединившая семь стран (Англия, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария), не отвечает их планам и интересам, что необходимо вести борьбу с конкурентами не вне ЕЭС, а внутри этой организации.

     Выступая  в палате общин 2 августа 1961 г., премьер-министр Макмиллан раскрыл также политическую подоплеку позиции своего правительства в вопросе о вступлении Англии в “Общий рынок”. Он утверждал, что наличие в Западной Европе двух экономических группировок — ЕЭС и ЕАСТ означает раскол, который может иметь “серьезные последствия”. В этих условиях, заявил он, Англия должна отказаться от “островного изоляционизма”.

     В то же время часть английских деловых  кругов высказывалась против присоединения  к ЕЭС, опасаясь, что это приведет к ослаблению британских позиций в странах  Содружества. Правительства ряда стран Содружества выразили решительный протест против намерения Англии добиваться присоединения к “Общему рынку”.

     Широкое противодействие английского народа планам  включения Англии в “Общий рынок” вынудило правительство консерваторов поставить окончательное решение этого вопроса в зависимость от принятия руководящими органами ЕЭС ряда условий. Не добившись уступок и столкнувшись с решительным противодействием Франции приему Англии в ЕЭС, Макмиллан в январе 1963 г. прервал переговоры о присоединении к “Общему рынку”.

     19 мая 1961 г. в Лондоне было подписано советско-английское соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. В том же месяце в Москве открылась английская торгово-промышленная выставка, в которой приняли участие 600 фирм.

     23 апреля 1964 г. между Великобританией и СССР был подписан протокол о продлении заключенного в 1959 г. соглашения о товарообороте на следующие пять лет.

     В сентябре 1964 г. был заключен крупнейший в истории англо-советских торговых отношений контракт на строительство в СССР завода по производству териленового  волокна стоимостью около 30 млн. ф. ст. Предоставленный Советскому Союзу кредит сроком на 15 лет был гарантирован правительством Англии вопреки решению НАТО, в соответствии с которым кредиты социалистическим странам должны предоставляться на срок не более пяти лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     VII. США

     Внешнеэкономические связи

      Регулирование внешнеэкономической деятельности США включает в себя комплекс экономических и политических мер, направленных на обеспечение внешних условий для расширенного воспроизводства капитала и роста прибылей американских монополий.

     Правительство США в своей внешнеэкономической  политике уделяет главное внимание устранению барьеров, препятствующих экспансии американских монополий в области торговли товарами и услугами и в сфере приложения капиталов.

     На  протяжении всего послевоенного  периода значительную роль в государственном  финансировании  американского экспорта играли программы помощи иностранным государствам. Они способствуют укреплению экономических позиций американских корпораций в Азии, Африке и Латинской Америке и являются эффективным оружием в борьбе с иностранными конкурентами. 

     Внешнеполитическая  стратегия США  после второй мировой  войны 

     Превращение США после второй мировой войны в могущественнейшую страну капиталистического мира, в его экономический центр и военно-политического лидера привело к беспрецедентной еще в истории опоре на военную силу при проведении глобального внешнеполитического курса Вашингтона.

     Главное препятствие на пути установления своей  мировой гегемонии правящие круги  США усматривали в Советском  Союзе, усилении национально-освободительного движения, росте сил, борющихся за социальный прогресс. В апреле 1945 г. американское руководство во главе с президентом Трумэном надеялось, что экономически ослабленный Советский Союз не сможет оказать сопротивление американскому военному давлению, согласится на особую доминирующую роль Вашингтона в мире и подчинится экономическому диктату США. После провала этих расчетов американский правящий класс перешел в тотальное наступление на мировой арене с целью "сдерживания" и "отбрасывания" социализма с его позиций.

     Сигналом  для такого наступления послужила  речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне (США), в которой он призвал создать  англо-американский военный союз для  борьбы с "восточным коммунизмом". Началась "холодная война". Инструментами  внешнеполитической стратегии для достижения такого рода целей оказались монополия на ядерное оружие, экономические рычаги и технологическое лидерство Америки. Ядерное оружие было положено в основу всего военного планирования на перспективу, стало главным средством военной стратегии США.

     В силу того, что ядерное оружие стало  считаться главным средством  обеспечения американского превосходства  в мире, военная стратегия являлась основным элементом, стержнем американской внешней политики.  

     Отношения между США и  СССР 

     С конца 40-х годов и вплоть до начала 60-х советско-американские отношения во многом складывались под воздействием политики "холодной войны" и "сдерживания коммунизма", проводимой империалистическими кругами США. Главным инструментом этой политики была ставка на военную силу, прежде всего на ядерное оружие как гарантию военного превосходства над СССР. Конец атомной монополии США, очевидная нереальность расчетов на подрыв устоев социализма в Советском Союзе и на создание препятствий социалистическому строительству в ряде стран Восточной Европы и Азии способствовали проявлению реалистических тенденций во внешней политике Вашингтона. Были сделаны первые шаги по нормализации отношений с СССР - подписано двухгодичное советско-американское Соглашение в области культуры, техники и образования (январь 1958 г.).

     Во  второй половине 60-х годов были предприняты  определенные шаги, имевшие целью  способствовать международному сотрудничеству при подготовке многостороннего  Договора о нераспространении ядерного оружия. Подписание этого договора в июле 1968 г. явилось важным этапом на пути избавления человечества от угрозы ядерной войны.

     В 1969 г. начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений. 

     Политика  США в отношении  стран восточной  Европы 

     В период становления мировой социалистической системы в 1944-1949 гг. США пытались удержать восточноевропейские государства в орбите Запада с помощью буржуазных партий и их деятельности, входивших тогда в коалиционные правительства  большинства восточноевропейских стран. Несмотря на противодействие внутренней контрреволюции, опиравшейся на поддержку империалистических кругов Запада, в этих странах происходили крупные социально-экономические преобразования.

     На  следующем этапе, в 50-60-х годах, основная ставка была сделана Вашингтоном на контрреволюционные силы в Восточной Европе, связанные с прошлым буржуазным строем и действовавшие, как правило, в подполье. 

     Американо-западноевропейские отношения 

     В послевоенной внешней политике США  Западная Европа занимает особое место. Встав на путь конфронтации с Советским Союзом и другими странам социализма, Соединенные Штаты начали мобилизацию возможных союзников, проводя политику укрепления капиталистического лагеря и своей гегемонии в нем. Роль главных союзников отводилась странам западноевропейского региона, укрепление связей с которым стало важнейшим элементом американского внешнеполитического курса.

     Преуспев  в укреплении экономических и  военных позиций своих западноевропейских союзников, США, однако, создали для  себя проблему - в капиталистическом мире возник новый мощный "центр силы", который все более проявлял свои автономные устремления. Тем не менее, в течение этого периода правительство США, используя разнообразные рычаги давления на своих партнеров, в конечном счете, добивалось в той или иной форме подчинения интересов союзников своим глобальным устремлениям. 
 

     Отношения США со странами Латинской  Америки, Азии и Африки 

     Место развивающихся стран в глобальной внешнеполитической стратегии Вашингтона определяется комплексом экономических, политических и военно-стратегических интересов США. Основное место занимают экономические интересы. Заинтересованность в поставках сырья из развивающихся стран сменяется широким интеграционным процессом, основанным на взаимной экономической зависимости, главным двигателем которого являются транснациональные монополии. В этих условиях главной задачей США является не просто сохранение развивающихся государств в орбите мировой капиталистической экономики, а всемерное развитие и укрепление их дополняющей роли в экономике развитых капиталистических стран.

     Военно-стратегические интересы США в развивающихся  странах заключается в использовании  их территории, прежде всего, путем размещения своих военных баз для осуществления целого ряда военно-политических задач.

     В период 60-х годов политика США  в развивающихся странах стала значительно более разнообразной по формам своего осуществления, хотя основное ее содержание не изменилось. 
 
 
 

     VIII. СССР.

     Дипломатия  мирного сосуществования

     Советские руководители после смерти Сталина  подошли к сложным проблемам  международного положения, опираясь на концепцию разрядки. То, что они хотели перемирия с внешним миром в момент, когда резко возросли внутренние трудности, было естественно, но недостаточно: противники не уступили бы. Заслугой преемников Сталина, которые почти не расходились в этом пункте, было то, что они начали кровопролитную работу по обезвреживанию механизма «холодной войны». Это было их первым нововведением во внешней политике. Сталин не отвергал «холодной войны». Его преемники пытались выйти из нее, расширяя международные связи, прибегая к более гибкой дипломатии, меньше ориентированной на оборону, чем сталинская. Однако американская сторона не сочувствовала новому направлению. Творцом американской внешней политики был Джон Ф. Даллес - ярый противник разрядки. Он провозгласил своей целью «освобождение стран», «в которых господствует коммунизм». Он стремился ослабить позиции советской стороны, заставить ее уступать на переговорах. Если необходимо, говорил Даллес, нужно толкать их до «грани войны». Тем более важной стала для СССР политика, способная предотвратить угрозу фронтального столкновения.

     Москва  приветствовала большие изменения, происходившие в мире. 27 июля 1953 года было подписано перемирие в Корее (Корейская война, 1950 - 1953 гг.), которое  стало первой ласточкой оттепели в отношениях сверхдержав - СССР и США.

     Первые  шаги в направлении разрядки были сделаны Москвой сразу же после  смерти Сталина. 25 апреля 1953 г. новое  правительство воспользовалось  речью американского президента Эйзенхауэра, чтобы ответить программной декларацией в виде редакционной статьи на всю первую полосу в «Правде» и «Известиях». Смысл статьи состоял в заверении, что можно решить все нерешенные проблемы путем серьезных переговоров, как в рамках ООН, так и напрямую. Статья спорила с американцами, но спокойно и аргументировано, без тех выпадов, которые были так часты в полемике предыдущих лет. Это еще раз доказывает то, что СССР перешел к более гибкой дипломатии. Наконец, Маленков в своей речи на заседании Верховного Совета в августе провозгласил то, что должно было стать постоянным мотивом советской внешней политики: «Мы - за мирное сосуществование».

Информация о работе Международные отношения в 50-е – 60-е гг. XX в