Междунаро́дные отноше́ния
— это совокупность экономических,
политических, правовых, идеологических,
дипломатических, военных, культурных
и других связей и взаимоотношений
между субъектами, действующими на
мировой арене.
- Специфика участников. По мнению известного французского социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист.
- Особая природа. Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников.
- Критерий локализации. По мнению французского исследователя М.Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».
- МО — объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания[1].
Классификация
- на основе классового критерия
- отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)
- отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)
- переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости)
- на основе общецивилизационного критерия
- МО, основанные на балансе сил
- МО, основанные на балансе интересов
- по сферам общественной жизни
- экономические
- политические
- военно-стратегические
- культурные
- идеологические
- на основе взаимодействующих участников
- межгосударственные отношения
- межпартийные отношения
- отношения между международными организациями, ТНК, частными лицами
- по степени развития и интенсивности
- отношения высокого уровня
- отношения среднего уровня
- отношения низкого уровня
- на основе геополитического критерия
- глобальные/общепланетные
- региональные
- субрегиональные
- по степени напряжённости
- отношения стабильности и нестабильности
- отношения доверия и вражды
- отношения сотрудничества и конфликта
- отношения мира и войны[1]
Закономерности
- Главным действующим лицом МО является государство. Основные формы его деятельности — дипломатия и стратегия.В последнее время набирают популярность идеи транснационалистов, считающих, что в современных условиях роль государства падает, при этом роль других факторов (ТНК, международные правительственные и неправительственные организации) возрастает.
- Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).
- Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание).
- Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.
- Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трёхполярную, мультиполярную конфигурацию[2].
Универсальность закономерностей
МО заключается в том, что:
- Действие универсальных международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом.
- Закономерности МО наблюдаются в исторической перспективе, в наблюдаемый период и в будущем.
- Закономерности МО охватывают всех участников МО и все сферы общественных отношений.
Международные отношения
в истории социально-политической
мысли
|
Этот раздел статьи
ещё не написан.
Согласно замыслу одного
из участников Википедии, на этом месте
должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот
раздел. |
|
Канонические
парадигмы теории международных
отношений
Либерально-идеалистическая
парадигма
В своём развитии либерально-идеалистическая
парадигма пережила несколько периодов
подъёма, крупнейшие из которых относятся
к началу и концу XX века. В начале XX века в либерализме
прослеживались три основных течения:
- течение, возлагавшее надежды на правовое урегулирование международных отношений (например, посредством принятия различных международных конвенций);
- течение, возлагавшее надежды на упорядочение международных отношений с помощью международных организаций (например, Лиги Наций);
- течение, делавшее акцент на разоружении[3].
Непосредственным воплощением
в политической практике идей либерального
идеализма стали такие документы,
разработанные после Первой
мировой войны, как программа Вудро
Вильсона о создании Лиги Наций (1917), пакт
Бриана — Келлога (1928; отказе от войны в качестве
орудия национальной политики) и доктрина
Стимсона (1932; непризнание любых изменений,
достигнутых при помощи силы)[4].
Новый подъём либерально-идеалистических
идей приходится на окончание холодной
войны, в ходе которой господствовали
идеи политического
реализма и неореализма. При этом либеральное течение
преобразуется с учётом новых реалий в неолиберализм[3].
Основные положения либерально-идеалистической
парадигмы:
- Участники международных отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов.
- В международных отношениях отсутствует верховная власть, однако это не ведёт к господству принципа «помоги себе сам». Расширение полномочий международных организаций, разработка и принятие норм международного права привносит рациональный элемент в международные отношения, благодаря которому делается возможным равноправное участие в международной политике различных государств, а не только великих держав.
- Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, а благодаря росту взаимозависимости мира и формированию мирового сообщества, можно говорить о росте международного сотрудничества.
- Во всём многообразии целей, которые имеют международные акторы, приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.
- Урегулирование различных конфликтов и споров возможно мирным путём, при помощи имеющихся международных организаций и норм международного права. Приоритет в либерально-идеалистической парадигме — создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента международной политики.
- Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества. Не исключена возможность создания мирового правительства[5].
Политический
реализм
Основная статья: Политический реализм
Наиболее известными представителями
политического реализма в международных
отношениях являются Ганс
Моргентау, Раймон
Арон, Джордж
Кеннан, Эдуард
Карр, Фредерик
Шуман, Кеннет
Томпсон. Данная парадигма сформировалась
в первой половине XX века, хотя её истоки можно проследить
ещё в работах Фукидида, Н.Макиавелли, Т.Гоббса. Основной импульс в своём развитии
политический реализм получил в результате
серьёзной критики различных утопических
теорий в политике, которые игнорировали
силовой характер международных отношений.
Рассматривая человека в качестве эгоистичного
существа, представители данной парадигмы
обращаются в первую очередь к исследованию
вещей, которые уже существуют в международных
отношениях, а не тех, которые возможно
появятся в будущем[6].
Основные положения политического
реализма:
- Главными участниками международных отношений являются государства. Государства — рациональные однородные политические организмы. Только государства обладают легитимным правом объявления и ведения войн, заключения международных договоров и т.д. Существо международной политики определяют в первую очередь крупные государства, которые могут поддерживать или нарушать международную стабильность. Они делают то, что могут, в то время как слабые государства — что им позволят. Поэтому великие державы могут жертвовать интересами малых государств.
- Международные отношения носят анархический характер. Каждый руководствуется только своими интересами, поэтому основной стимул государств на международной арене — национальные интересы. Так как в международных отношениях отсутствует верховная власть, то в них господствует принцип «помоги себе сам».
- В международных отношениях в условиях существования интересов у каждого из государств невозможно избежать конфликтных ситуаций. Поэтому в основе международных процессов лежит межгосударственный конфликт или его крайняя форма — война. Хотя представители политического реализма не исключают существования других видов международных процессов, все они носят, по их мнению, подчинённый характер по отношению к войне, а мир — это идеальная ситуация, имеющая временный характер. Международное же сотрудничество проявляются, прежде всего, в форме военных и военно-политических союзов. Самым эффективным средством обеспечения мира, согласно политическому реализму, является баланс сил, который возникает как из столкновения национальных интересов, так и из уважения прав друг друга, общности культур[7].
- Так как в международных отношениях национальные интересы государств постоянно сталкиваются, то основной целью государств является обеспечение собственной безопасности. Главный ресурс её обеспечения — власть в самом широком смысле, главным признаком которой является способность контролировать поведение других участников международных отношений. Другие мотивы поведения государства на международной арене — повышение престижа государства и удовлетворение экономических интересов слоёв, имеющих политический вес в государстве[8].
- Главным средством обеспечения безопасности государства является сила или угроза применения силы, которые являются основным материальным фактором, обеспечивающим политическую мощь государства. Анархический характер международных отношений невозможно преодолеть с помощью совершенствования норм международного права, которые наоборот должны поддерживать превосходство силы и иерархии.
- Природу международных отношений нельзя изменить, можно лишь изменить конфигурацию политических сил[9].
Марксистко-ленинская
парадигма
Основные статьи: Марксизм, Марксизм-ленинизм
Хотя в современных
условиях марксистко-ленинская парадигма
является, по большей части, маргинальной,
идеи марксизма-ленинизма сохраняют
прочные позиции в теории международных
отношений, оказывая также значительное
влияние на другие международно-политические
науки.
Основные положения марксистко-ленинской
парадигмы:
- Главным действующим лицом международных отношений являются социальные классы (буржуазия и пролетариат), поэтому государства как акторы международных отношений вторичны. Национальные государства были созданы буржуазией с целью классового господства и подчинения. На основании своих эгоистических целей (извлечение сверхприбыли, поиск дешёвой рабочей силы, новых рынков сбыта продукции) и с использованием внешнеполитических инструментов государства буржуазия дестабилизирует международные отношения, способствует разгоранию войн и конфликтов.
- Международные отношения не отличаются от внутриобщественных отношений (исключение — масштаб), имеют «вторичный и третичный» характер (являются одним из элементов надстройки, определяемой экономическим базисом; отражают особенности взаимодействия буржуазии и пролетариата в рамках национальных государств), носят капиталистический характер.
- Главные международные процессы — социалистические революции, классовые конфликты, кризисы и войны.
- Цели участников международных отношений диаметрально противоположны: буржуазия стремится к извлечению прибыли, пролетариат — к мировой социалистической революции, которая освободит мир от эксплуатации со стороны буржуазии и установит социалистический, а затем коммунистический строй.
- Средства достижения этих целей также различаются: буржуазия использует усиление эксплуатации, пролетариат — мировую социальную революцию).
- Будущее международных отношений определено объективными законами общественного развития. Произойдет отмирание государства, установятся простые нормы нравственности и справедливости[10]..
Современные теории
международных отношений
Неореализм
Возникновение школы неореализма,
или структурного реализма, связывают
с публикацией в 1979
году книги Кеннета
Уолтца «Теория международной политики».
Другие видные представители данного
течения в международных отношениях — Б.Бузан, Р.Гилпин, П. Кеннеди, Дж. Моделски, С.
Уолт, Дж. Миршаймер, У. Томпсон, Дж. Снайдер,
У. Уолфорт, Д. Сноу, К. Холсти, К. Лэйн, Р.
Джервис