Международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:14, реферат

Описание работы

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Содержание

Содержание
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия……….2
2. Основные теории международной политики ……………………………...7
3. Современные тенденции развития международных отношений ………...9
4. Россия в системе международных отношений……………………………14
5. Литература……………………………

Работа содержит 1 файл

по политллогии реферат.docx

— 28.22 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Международные  отношения: субъекты и формы  взаимодействия……….2

2. Основные теории  международной политики ……………………………...7

3. Современные  тенденции развития международных  отношений ………...9

4. Россия в  системе международных отношений……………………………14

5. Литература…………………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Международные отношения:  субъекты и формы  взаимодействия

 Независимые  государства не развиваются в  вакууме, они взаимодействуют  друг с другом и выступают  субъектами политики более высокого  уровня — мировой политики. То  есть государства действуют в  сфере международных отношений.

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений  между субъектами, действующими на мировой арене.

 Главной особенностью  международных отношений является  отсутствие в них единого центрального  ядра власти и управления. Они  строятся на принципе полицентризма  и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Все международные  отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества  и отношения сотрудничества.

 Международная  или мировая политика является  ядром международных отношений.

 Мировой политикой  называют процессы выработки,  принятия и реализации решений,  затрагивающих жизнь мирового  сообщества.

 В современной  мировой политике действует огромное  количество различных участников. Но основными субъектами мировой  политики являются государства  и группы (союзы) государств.

 Однако сегодня  обозначилась объективная тенденция  расширения участников международных  отношений. Все более важными  субъектами в международных отношениях  становятся международные организации.  Они обычно разделяются на  межгосударственные или межправительственные  и неправительственные организации.

 Межгосударственные  организации являются стабильными  объединениями государств, основанными  на договорах, обладают определенной  согласованной компетенцией и  постоянными органами.

Как субъекты международных  отношений международные организации  могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени  и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число  международных организаций постоянно  растет.

Самую значительную роль в системе международных  отношений играет

 Организация  Объединенных Наций (ООН). Она  стала практически первым в  истории механизмом широкого  многогранного взаимодействия различных  государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Ни одно крупное  событие в мире не остается вне  поля зрения Организации

 Объединенных  Наций.

В рамках ООН  сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в  систему международных отношений  и как структуры ООН, и как  самостоятельные организации. К  ним относятся:

 — ВОЗ  (Всемирная Организация Здравоохранения);

 — МОТ  (Международная Ассоциация Труда);

 — МВФ  (Международный Валютный Фонд);

 — ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами  культуры и науки);

 — МАГАТЭ (Международная Организация по  Атомной Энергии);

 — ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле  и развитию);

 — Международный  суд.

 Следующими важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

 Чрезвычайно  влиятельным субъектом формирования  и функционирования мировой политики  выступают сами люди, которым  по праву должна принадлежать  решающая роль в выработке  основных принципов внешнеполитической  стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов  остается пока несоизмеримой с ролью  государств.. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Силу государства, его положение в системе международных  отношений обусловливает целый  ряд факторов

. К ним принято  относить величину территории, природные  и людские ресурсы, структуру  национальной экономики, объем  и качество промышленного и  сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное  развитие страны, гарантировать  экономическую безопасность обществ,  а также способность страны  оказывать прогрессивное влияние  на международное развитие.

 Международные  отношения как систему нельзя  понять без взаимосвязи с такой  категорией, как «внешняя политика».  В конечном итоге международные  отношения складываются, прежде  всего, из совокупности внешнеполитической  деятельности государств, которые  являются основными участниками  международных отношений и в  качестве самостоятельных субъектов,  и как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства  с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.

 Внешняя политика  есть деятельность и взаимодействие  официальных субъектов, имеющих  или присвоивших право выступать  от имени общества, выражать интересы  общества, избирать определенные  методы и способы их реализации. 

  
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные теории  международной политики

. К числу  основных теорий международной  политики относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическая теория.

 Заметное  место среди теорий международной  политики занимает концепция  революционной трансформации мирового  порядка, разработанная К. Марксом,  Ф.Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно- экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.

Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма является мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме  силы.

 Теория политического  реализма и прагматизма во  внешней политике была разработана  в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г.Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за превосходством. Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной политики: что движет деятельностью государств на международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом.

Национальный  интерес представляет собой осознание  и отражение в деятельности его  лидеров коренных потребностей национального  государства. К постоянным интересам  относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),

 «экономические  интересы» (сохранение связей  с партнерами, наращивание экспортного  потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),

 «интересы  поддержания мирового порядка».

Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные»  интересы следует отметить, что между  ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах  национальные и государственные  интересы могут не совпадать.

«Модернистские» теории, были созданы в противовес традиционной теории реализма Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри..

 Повышенное  внимание модернисты уделяют  международным организациям, транснациональным  корпорациям и другим субъектам  международных отношений, влияющим  на формирование мировой политики.

Введение в  научный оборот самого термина «геополитика»  связывают с именем шведского  исследователя и политического  деятеля Р. Челлена (1846-

1922). Он характеризовал  геополитику как «науку, которая  рассматривает государство как  географический организм или  феномен в пространстве».

 Отцами-основателями  и главными адептами геополитики  считаются американский историк  А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г.

 Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.

 Смысл геополитики  виделся в выдвижении на передний  план пространственного, территориального  начала.

 Идея значения  географических: факторов для положения  государств, их политики и исторической  судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное  значение в распределении ресурсов  держав и при планировании  ими внешней политики.

 Главный недостаток  этой модели международных отношений,  как, впрочем, и многих других, — в абсолютизации какого-то  одного из разнообразных компонентов  уравнения мировой политики.

 Таковы основные  теории внешней политики, лежащие  в основе политической науки  о международных отношениях и  внешней политике. Многие из них  в той или иной степени берутся  на вооружение политическими  деятелями, оказывают влияние  на формирование внешнеполитического  курса государств нашей планеты.

  Разумеется, ни одна  из этих теорий  не является исчерпывающей  и не обладает  монополией на  истину в последней  инстанции. Однако, взятые вместе, они  с разных сторон  и по-разному проливают  свет на сложный  и противоречивый  мир внешней политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Современные тенденции развития международные отношений

 Современный  этап международных отношений  характеризуется стремительностью  перемен, новыми формами распределения  власти.

 Ушло в  прошлое противостояние двух  сверхдержав — СССР и США.

 Разрушилась  старая система международных  отношений, которая получила название  биполярной — двухполюсной.

В пестрой картине  ломки старых и строительства  новых международных отношений  все же можно выделить несколько  четко просматривающихся тенденций  развития.

Первая тенденция  развития современных международных  отношений — рассредоточение  власти. Идет процесс становления  мультиполярного

(многополюсного) мира. Сегодня все большую роль  в международной жизни приобретают  новые центры. На мировую арену  все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является  «экономической сверхдержавой». Идут  интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли  новые постиндустриальные государства  — так называемые «Азиатские  тигры». Есть основания думать, что  в обозримом будущем в мировой  политике сильнее всего заявит  о себе Китай.

Информация о работе Международные отношения