Международное сотрудничество в борьбе с геноцидом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление и исследование проблем ответственности, прежде всего юридической, за преступление геноцида, связанных с его конвенционным закреплением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретические проблемы, связанные с юридическим понятием «геноцид».5

2 Ответственность за геноцид……………………………………………………6

3Проблема придания обратной силы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года………...13

Заключение…………………………………………………………………….…16

Список использованных источников…………………………………..…….....18

Работа содержит 1 файл

реферат по международному.docx

— 45.25 Кб (Скачать)

       Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретические проблемы, связанные с юридическим понятием «геноцид».5

2 Ответственность за геноцид……………………………………………………6

3Проблема придания обратной силы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года………...13

Заключение…………………………………………………………………….…16

Список  использованных источников…………………………………..…….....18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 
 

       Геноцид относится к категории грубых массовых нарушений прав человека, к преступлению против человечества. Преступление геноцида не просто нарушает комплекс прав человека, оно посягает на сферу безопасности человечества в целом: на жизнь (витальная безопасность), физическое здоровье (физическая безопасность), психическое здоровье (психическая  безопасность), генетику человека (генетическая наследственная безопасность), репродуктивную способность (репродуктивная безопасность, обеспечивающая способность зачатия  и плодоношения), интеллект (интеллектуальная безопасность, обеспечивающая способность  и возможность овладения человеком  имеющимися знаниями), духовность (духовная безопасность).

       Специфика данного преступления выражается также  в том, что оно регулируется двумя  системами права: национальной и  международной.

       Конституция Российской Федерации, провозгласив в Преамбуле, что «народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества», закрепила следующее важнейшее положения, составляющие основу конституционного строя Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (часть 4 статьи 15). В развитие данного положения, Конституция РФ в статье 17 провозгласила: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствие с настоящей Конституцией».

       Россия  ратифицировала все международные  договоры, регулирующие права человека и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания  за него от 9 декабря 1948 года. Российская Федерация также сняла оговорки к упомянутой конвенции, сделанные  СССР при ее подписании. Состав преступления геноцида и ответственность за него закреплены в статье 357 Уголовного кодекса  РФ.

       Австрийский писатель Франц Верфель считал, что  геноцид, совершенный гитлеризмом, явился расплатой цивилизованной Европы за то, что она «не заметила» геноцида армян в начале XX века. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, принятая 9 декабря 1948 года в самом своем названии провозгласила главную цель - предупреждение геноцида. Но ей не удалось предотвратить истребление индуистского населения Восточной Бенгалии, а также небенгалиских групп, например бихари, во время начавшейся в 1971 году войны Бангладеш за независимость. Международная правовая комиссия, направленная ООН, пришла к выводу, что в действиях индуистов в Восточной Бенгалии есть черты геноцида, однако на первое место в этой трагедии члены комиссии поставили вспышку националистического фанатизма, что не является, по их мнению, геноцидом. В связи с этим ООН не нашла оснований для вмешательства в конфликт.

       Резню коммунистов в Индонезии в 1964 году, число жертв которой составило 200-500 тысяч человек никто в  мире не назвал геноцидом, потому что  эти убийства были совершены с  целью предотвратить государственный  переворот.

       Режим красных кхмеров в Камбодже привел к уничтожению более миллиона из восьмимиллионного населения. На Генеральную Ассамблею ООН была вынесена резолюция о геноциде. Но почти в это же время Северный Вьетнам сбросил режим красных  кхмеров и поставил новое правительство. Таким образом, дабы не одобрить насильственную акцию Северного Вьетнама, удалось  избежать вмешательства ООН. Геноцид  вновь не был ни предупрежден, ни наказан.

       Геноцид всегда является неправомерным средством "разрешения" конфликта. Приобретшая  сегодня огромную актуальность борьба с международным терроризмом, опасность  выйти за рамки права. Именно эти  опасности, а не свершившиеся преступления должны сейчас стать поводом для  внимательнейшего анализа и совершенствования  законодательства и механизма реализации норм о геноциде на национальном и, прежде всего, международном уровне.

       Тема  проблем, связанных с таким преступлением  как геноцид, становится сегодня  актуальной еще и потому, что 1 июля 2002 года начал функционировать Международный  Уголовный Суд, созданный для  судебного расследования преступлений геноцида, военных преступлений и  преступлений против человечности, и  пришедший на смену судам ad hoc. Наконец  начнет работать механизм, предусмотренный  статьей VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания  за него 1948 года. Уже сейчас в суд  поступают жалобы, которые будут  выявлять проблемы квалификации преступления геноцида и наказания за него. Но есть ряд проблем, которые очевидны уже сегодня, в связи с уже  имеющимися историческими прецедентами. И эти проблемы можно решать уже  сейчас.

       Целью данной работы является выявление и  исследование проблем ответственности, прежде всего юридической, за преступление геноцида, связанных с его конвенционным  закреплением.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Теоретические проблемы, связанные с юридическим понятием «геноцид» 

       «Геноцид» - термин нашего времени. Термин, обозначающий тягчайшее международное преступление против человечества. Термин, имеющий конвенционное закрепление. Термин, уже не раз, фигурировавший и в истории, и в праве. Я говорю термин геноцид и подразумеваю одну из составляющих понятия геноцида. Ибо эти две вещи отнюдь не тождественные. Термин - суть имя понятия, его внешняя форма. А форма всегда подразумевает некие рамки. Могут ли эти рамки быть идеальными, так чтобы они не оказывались тесными для самого понятия? Полагаю, что нет. Поэтому этимологию термина «геноцид», с исследования которой я начну, я буду рассматривать как одну из составляющих понятия, и не более.

       К тому же, этимология термина "геноцид" неоднозначна. Геноцид - гибридное слово, восходящее к двум языкам: греческому «genos» - род, племя и латинскому «caedere» - убивать.

       Ряд международных документов по-разному  классифицируют составы тягчайших  международных преступлений. Конвенция  о неприменимости срока давности выделяет только одну из двух упомянутых групп – «преступления против человечества», включая в нее апартеид, геноцид, а также преступления, закрепленные в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года (статья 2). Между тем, Нюрнбергский Устав дает квалификацию лишь преступлениям против человечности: пункт «с» статьи 6 «преступления против человечности». Тем самым, Конвенция о неприменимости срока давности признает лишь группу «преступления против человечества», включая в нее и преступления, относимые к группе «преступления против человечности».

       Конвенция о пресечении преступления апартеида  и наказания за него от 30 ноября 1973 года в статье 1 также относит  апартеид к группе преступлений против человечества: «Государства - участники настоящей Конвенции заявляют, что апартеид является преступлением против человечества».

       Как бы то ни было, к какой бы группе международных  преступлений не относился геноцид, он всегда будет являться, независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, тягчайшим  международным преступлением, нарушающим целый комплекс прав человека.

       Состав  преступления геноцида формально закреплен в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года, которая является основным источником. Нормы о преступлении геноцида содержатся также в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года; Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года ; в Римском статуте Международного Уголовного суда от 17 июля 1998 года;4 в проекте Кодекса преступлений против мира, безопасности и человечества от 1991 года. Содержание норм о геноциде во всех перечисленных документах соответствует Конвенции 1948 года.

       Структура состава преступления геноцида в  международном и в национальном праве идентична. Правда, в доктрине международного права всегда высказывались  сомнения в возможности механического  перенесения элементов состава  преступления из области национального  уголовного права в область международного права. Однако, если в теории национального уголовного права вопросами, относящимися к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне преступлений занимались давно и основательно, то применительно к преступлениям по международному праву, эти вопросы, несмотря на их актуальность, предметом глубокой разработки до сих пор не cтали.

       Утверждать, что определяющим в составе этого  преступления является признание намерения  разрушить человеческую группу, значит лишить состав преступления главного, лишить норму права ее функции, ибо  опасность геноцида, прежде всего  в результатах, а не в самом  намерении.

       Поскольку действия, охватываемые составом преступления геноцида, не могут совершаться без  умысла, то наличие намерения должно презюмироваться с момента начала деяний, обладающих определенными признаками.

       Из  этой же позиции исходил и российский законодатель, формулируя состав преступления геноцида в статье 357 УК РФ: «действия, направленные на полное или частичное уничтожение».

       Исходя  их вышеизложенных тезисов, я полагаю, что формулировку статьи II Конвенции  о предупреждении преступления геноцида и наказания за него в части, говорящей  о намерении, следует изменить и  сформулировать, заимствуя первоначальную концепцию геноцида и опыт УК РФ, следующим образом: «Под геноцидом понимаются следующие действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной, политической, культурной, половой и характеризующейся любой иной принадлежностью человеческой группы» 

       2 Ответственность за геноцид 

       Одной из наиболее характерных черт современного международного права является формирование права международной ответственности  как отдельной отрасли. Решающее значение в этом процессе имело принятие Комиссией международного права в 2001 году проекта статей «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» Еще до завершения работы Комиссии над проектом ряд его положений был признан Международным судом кодификацией обычных норм. Данный акт посвящен ответственности государств и не затрагивает ответственности международных организаций и ответственности государств за поведение организаций. Проект не касается также индивидуальной ответственности по международному праву лиц, действующих от имени государства.

       Основным  принципом права международной  ответственности и одним из принципов  международного права в целом  является принцип международно-правовой ответственности: всякое международно-противоправное деяние влечет за собой международно-правовую ответственность (статья 1 Проекта статей об ответственности государств).1 Для  наступления ответственности достаточно факта противоправного деяния.

       Вопрос  ответственности государства за геноцид (также как и за другие международные преступления) вызывает много разногласий, которые сводятся, по сути к формам ответственности  государства за геноцид и к  конкретному перечню мер.

       В доктрине международного права выделяют 4 формы ответственности государства  за геноцид:

       • уголовную,

       • материальную,

       • политическую,

       • моральную,

       Рассмотрю существующие сегодня и планирующиеся  меры, направленные на достижение этих целей.

       Государство, совершающее геноцид, выступает  не просто субъектом международного права, нарушающим международно-правовые нормы, оно выступает как политическая организация, являющаяся источником и  спонсором геноцида, но не непосредственным его исполнителем в силу римского принципа "societas delinquere non potest".

       В случае совершения геноцида как международного преступления, возникают универсальные  правоотношения ответственности. Не только перед потерпевшим, но и перед  международным сообществом в  целом. Речь идет о нарушении универсальных  обязательств, обязательств "erga omnes" - между всеми. В таком случае каждый субъект международного права вправе требовать от правонарушителя прекращение  преступных действий и ликвидации их последствий.

Информация о работе Международное сотрудничество в борьбе с геноцидом