Международное движение капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что в результате такого перелива капитала развиваются международное разделение труда, внешняя торговля и международные экономические отношения в целом, происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. В связи с тем, что Россия переходит к рыночной экономике, для нее наиболее актуально развитие международных экономических связей, которые отсутствовали при социалистическом режиме. Также в мире наблюдается общая тенденция интернационализации хозяйственных связей.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА 5
1.1. Сущность и формы движения международного капитала 5
1.2. Теории международного движения капитала 12
1.3. Причины международной миграции капитала 16
2. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА 18
2.1. Особенности вывоза и вывоза капитала 18
2.2. Динамика и отраслевая структура капитала в российскую экономику 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Международное движение капитала Васинович переделка 19.09.11.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     В 90-е годы увеличился поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ. Основной поток идет в Венгрию, Польшу, Чехию. Основную часть получают наиболее благополучные, сравнительно далеко продвинувшиеся по пути экономических реформ государства.

     Это общая тенденция, характерная для  движения частного капитала в мировом  хозяйстве, вне зависимости от географических или политических обстоятельств. Политическая стабильность, минимальный экономический риск, максимальная прибыльность являются незыблемыми ориентирами для частного капитала вне зависимости от времени и места его приложения. Этот вывод подтверждается и поведением частного капитала в развивающихся странах.

     Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем  стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях.

     Политика  государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении.

     В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой  право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.3

     Государство использует следующие меры регулирования:

     1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;

     2) нефинансовые методы: предоставление  земельных участков, обеспечение  необходимой инфраструктуры, оказание  технической помощи.

     В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов.

     Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен  полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

     На  местном уровне осуществляется регулирование  в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны  полномочия и в антитрестовском  законодательстве. В целом же возможности  местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций.4

     Одним из важнейших механизмов по привлечению  иностранных инвестиций в США  являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.

     Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение  инвестиций меньшее влияние, чем  факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.

     Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы  представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов.

     Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где  возможно подобное вмешательство:

     - торговая политика;

     - налогообложение;

     - монетарная политика;

     - функционирование банковской системы;

     - правовое регулирование иностранных  инвестиций;

     - права собственности;

     - доля, потребляемая государством, в  общем объеме производимых в  стране товаров и услуг;

     - политика экономического стимулирования;

     - масштабы существующего в стране  черного рынка;

     - ценообразование и регулирование  заработной платы.

1.2. Теории международного  движения капитала

     Неоклассическая теория развивалась в рамках классической теории международной торговли. Так, одной из ее основ является рикардианский принцип сравнительных преимуществ в международной торговле. Опираясь на этот принцип, один из классиков экономики, англичанин Дж. С. Милль в XIX в. впервые в мире начал разрабатывать вопросы движения капитала между странами. Вслед за Д. Риккардо он показал, что капитал движется между странами из-за разницы в норме прибыли, которая в наиболее богатых капиталом странах имеет тенденцию к понижению. Причем Милль подчеркивал, что перепад в нормах прибыли между странами должен быть существенным, чтобы покрыть еще и риск, который иностранный инвестор имеет в чужой стране.

     Окончательно  неоклассическую теорию международного движения капитала сформулировали в  первые десятилетия ХХ в.Э. Хекшер и  Б. Олин, Р. Нурксе и К. Иверсен.

     Так, Э. Хекшер в рамках своей концепции, опираясь на теорию предельной полезности, сформулировал тезис о тенденции  к международному равновесию цен  на факторы производства5. Эта тенденция пробивает себе дорогу, как через международную торговлю, так и через международное движение факторов производства, чья стоимость и количественное соотношение в разных странах неодинаковы.

     Б. Олин в своей концепции международной  торговли показал, что движение факторов производства объясняется разным спросом  на них в разных странах: они движутся оттуда, где их предельная производительность низка, туда, где она высока. Для капитала предельная производительность определяется, прежде всего, процентной ставкой. Но при этом один указывал на дополнительные моменты (помимо разницы в процентных ставках), которые воздействуют на международное движение капитала: таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков на ввоз капитала для проникновения на рынок), стремление фирм к географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия между странами, риск зарубежных инвестиций и их деление на этой основе на безопасные и рискованные6.

     Р. Нурксе создал различные модели международного движения капитала и пришел к выводу, что в стране с быстро растущим экспортом товаров быстро увеличивается спрос на капитал, и она его преимущественно импортирует (и наоборот)7.

     К. Иверсен показал, что разные виды капитала имеют различную международную  мобильность (прежде всего из-за издержек перевода капитала, т.е. трансакционных) и этим объясняется тот факт, что одна и та же страна может активно вывозить и ввозить капитал8. Иверсен сформулировал и вывод о том, что перевод капитала из страны, где его предельная производительность низка, в страну с более высокой его производительностью означает более эффективную комбинацию факторов производства в обеих странах и увеличение их совокупного национального дохода.

     Неокейнсианская теория - эта теория, как и неоклассическая, базируется на макроэкономическом анализе. В этом главный недостаток обеих теорий, так как они не исследуют поведение индивидуальных инвесторов.

     Особый  интерес неокейнсианская теория проявляет к связи между движением  капитала и состоянием платежного баланса  страны. Сам Кейнс исходил из того, что движение капитала вообще возникает из неравновесия платежных балансов разных стран. В дискуссии с Олином он подчеркивал, что вывоз капитала из страны осуществляется, когда экспорт товаров и услуг превышает их импорт, а при нарушении этого правила необходимо вмешательство государства.

     Р. Харрод в своей модели "экономической  динамики" подчеркивает, что чем  ниже темпы экономического роста  страны, богатой капиталом, тем сильнее  тенденция к вывозу последнего из нее9.

     Неокейнсианская теория стала одной из основ так называемой политики помощи развитию государств Африки, Азии и Латинской Америки со стороны стран с рыночной экономикой. Ведь согласно этой теории экспорт капитала в развивающиеся страны стимулирует деловую активность, как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах. Однако поскольку этому вывозу мешают сильный риск и другие препятствия во многих развивающихся странах, западным правительствам необходимо поощрять этот экспорт капитала, в том числе за счет вывоза государственного капитала.

     К. Маркс обосновывал вывоз капитала избытком его в стране, экспортирующей капитал. Под избытком капитала он (вслед за классиками экономики) понимал такой капитал, применение которого в стране вело бы к понижению нормы прибыли10. Избыточный капитал выступает в трех формах: товарной, производительной (избыточные производственные мощности и рабочая сила) и денежной. Через товарный экспорт и экспорт капитала этот избыток (реальный или потенциальный) вывозится за рубеж. Подобная возможность появляется после втягивания большинства стран в орбиту мирового капитализма и создания в них предварительных условий (прежде всего производственной инфраструктуры, хотя часто сам иностранный капитал и создает эту инфраструктуру). Активный рост монополий с конца XIX в. стимулировал вывоз капитала, и поэтому В.И. Ленин даже назвал вывоз капитала одним из главных признаков современной стадии капитализма, его типичной чертой.

     Последующие поколения экономистов-марксистов, не отходя от постулата избытка капитала, выделили еще несколько причин его экспорта (иногда называя их условиями): растущая интернационализация производства, усиливающееся соперничество монополий, повышение темпов развития (что ведет к усилению зарубежного спроса на капитал со стороны как развивающихся, так и экономически развитых стран). Ряд экономистов марксистской школы подчеркивали, что ускорение темпов развития после Второй мировой войны в индустриальных странах увеличило финансовые и организационные возможности монополий для экспорта капитала из этих стран, несмотря на отсутствие тенденции нормы прибыли к понижению. Однако идея Маркса о главной причине экспорта капитала осталась основополагающей в марксистской теории.

     Теории  портфельных инвестиций - эти теории во многом определяются тем, что портфельных инвесторов интересуют за рубежом, прежде всего четыре момента: а) уровень доходности иностранных ценных бумаг; б) степень риска по этим вложениям; в) уровень ликвидности этих бумаг; г) желание диверсифицировать свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения. Комбинация этих четырех моментов приводит к тому, что портфельные инвестиции особенно сильно подвержены колебаниям экономической и политической конъюнктуры.

     Теория  бегства капитала данная теория разработана слабо. Это видно хотя бы из того, что сам термин "бегство капитала" трактуется по-разному. А это сказывается на результатах оценки масштабов этого явления. Так, Д. Каддингтон сводит бегство капитала к нелегальному ввозу и вывозу краткосрочного капитала. Однако большинство исследователей вслед за Ч.П. Киндлебергером полагают, что бегство капитала - это такое движение капитала из страны, которое противоречит ее национальным интересам и происходит из-за неблагоприятного для многих отечественных владельцев капитала инвестиционного климата в стране. Некоторые добавляют, что капитал "бежит" еще и потому, что часто он имеет незаконное происхождение.

1.3. Причины международной  миграции капитала

     Экспортерами  и импортерами капитала выступают  государственные и частные структуры, в том числе центральные и  местные органы власти, другие государственные организации; частные фирмы, банки, международные и региональные организации, физические лица.

     Государство несет ответственность перед  кредиторами по государственным  заимствованиям и частным с государственной  гарантией. Приоритетными являются суверенные обязательства, т.е. обязательства центральных органов власти.

Информация о работе Международное движение капитала