Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма.
Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Содержание

1. Торговая политика (цели, задачи и определенные факторы)
2. Виды внешнеторговой (внешнеэкономической) политики
3. Основные этапы развития международной торговли и торговой политики с середины XX века
4. Таможенный тариф (цели, классификации)
5. Виды таможенных пошлин
6. Оценка товаров для таможенных целей
7. Правила определения страны происхождения товаров
8. Виды и особенности применения нетарифных ограничений.

Работа содержит 1 файл

межд. торг..doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Список вопросов:

  1. Торговая политика (цели, задачи и определенные факторы)
  2. Виды внешнеторговой (внешнеэкономической) политики
  3. Основные этапы развития международной торговли и торговой политики с середины XX века
  4. Таможенный тариф (цели, классификации)
  5. Виды таможенных пошлин
  6. Оценка товаров для таможенных целей
  7. Правила определения страны происхождения товаров
  8. Виды и особенности применения нетарифных ограничений.

 

Внешнеторговая политика

Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма.

Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Существует два основных направления внешнеторговой политики:

  • политика свободной торговли;
  • протекционизм.

Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным  политическим последствиям, так как  в этом случае страны становятся в  большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность  враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение  политики свободной торговли позволяет  получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам  экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и  нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

В своей  крайней форме протекционизм  принимает форму экономической  автаркии, при которой страны стремятся  ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Политика  автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени  протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции. 

Основные этапы  развития международной торговли и  торговой политики с середины XX века

 

I этап. (с окончания II мировой войны до середины 50-х годов):

    • принимаются двусторонние торговые договоры и соглашения,
    • 1945 – предложение создать международную торговую организацию.
    • 1947 – 23 государства договорились о действии 4 главы НТО
    • генеральное соглашение по тарифам «торговли», возникновение ГАТТ

 

II этап. (конец 50-х – конец 60-х годов)

    • развитие интеграции в западной Европе (ЕС, ЕАСТ), 
    • в рамках ГАТТ переговоры по пересмотру таможенных пошлин,
    • появляются развивающиеся страны,
    • 1960-1962 –Раунд Диллона, снижение таможенных барьеров – соглашение США и ЕС о снижении пошлин,
    • 19464-1978 – Раунд Кеннеди, договоренность о снижении пошлин на промышленные товары (-35%),
    • 1973 – 1979 - Токийский раунд, снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные, молочные продукты, гражданская авиатехника)

 

III этап. (начало 70-х – начало 80-х годов)

    • женевский протокол – тарифные уступки в торговле 27 стран
    • среднее снижение таможенных тарифов на 32%
    • многочисленные соглашения:
    • кодекс о таможенной стоимости
    • антидемпинговый кодекс
    • соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах

 

IV этап. (80-е года)

    • резкое повышение цен на энергоресурсы (нефть),
    • переговоры с развивающимися странами
    • ГАТТ → ВТО
    • 1986-1993 – уругвайский раунд - понимание необходимости модернизации правовых норм и принципов торговли, впервые объект переговоров – нормы регулирования экономики, перенос центра тяжести на централизованные режим, создание ВТО

 

V этап. (90-е года)

    • различные линии противоречий: запад-запад, запад-юг, юг-юг
    • усиление США

 

VI этап. (с конца 90-х по наше время)

    • укрепление позиций БРИКС,
    • укрепление развивающихся стран

 

Таможенный тариф и таможенные пошлины

Таможенный тариф – классический  метод регулирования внешнеторговой политики.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми обладают товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте. Таможенные тарифы являются многоколонными, то есть один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны прохождения. Основы таможенного регулирования составляют таможенные пошлины.

Таможенные пошлины выполняют функцию налогов, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы. Это наиболее активная мера государственного регулирования экспортно-импортных операций. Учитывая, что меры государственного регулирования достаточно многообразны, таможенные пошлины имеют широкую классификацию.

В зависимости от того, накладываются  ли таможенные пошлины на экспортный, импортный или проходящий транзитом  товар, они бывают экспортными, импортными, транзитными.

Экспортные пошлины применяются с целью ограничения вывоза товара. Их цель – получение дополнительной валюты для пополнения казны. Они удорожают стоимость вводимых на мировой рынок товаров. В развитых странах этот вид пошлин применяется редко, а в ряде стран они вообще запрещены законом.  Введения таможенного тарифа на экспорт может осуществляться, когда внутренняя цена на экспортируемый продукт ниже мировой цены. В этом случае тариф на экспорт и как следствие, ограничение экспорта, рассматриваются государством в первую очередь в качестве меры поддержания на необходимом уровне предложения товара на внутреннем рынке при одновременном увеличении поступлений в  бюджет.

Введение экспортного тарифа может  осуществляться, когда внутренняя цена на экспортируемый продукт ниже мировой цены и приводит к потерям производителей и увеличению выигрыша потребителей. При этом несет потери государство.

Импортные пошлины представляют собой налогообложение ввозимых в страну товаров с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В развивающихся государствах импортные пошлины применяются, прежде всего, в средства финансовых поступлений. Такие пошлины сравнительно легко контролировать, а процедура их сбора довольно проста.

В целом введение пошлины на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества. Вводимый тариф на импорт может защищать не только отечественных производителей конкретного товара, но и другие технологически связанные с данным товаром национальные производства. Поэтому фактический уровень таможенной защиты конкретного товара может значительно отличаться от номинального.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих территорию страны транзитом. Применение их сдерживает товарные потоки.  Подобные пошлины рассматриваются как нежелательное нарушение нормального функционирования международных связей.

В зависимости от метода установления уровня таможенных пошлин они подразделяются на специфические, адвалорные и комбинированные.

- Специфические таможенные пошлины  устанавливаются в твердой сумме,  взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки). Применяются, как правило, к готовым изделиям.

- Адвалорная пошлина устанавливается  в виде процента от таможенной  стоимости товара. Использования  адвалорной пошлины требуется  проведения таможенной оценки товара с целью определения его реальной стоимости. Таможенная стоимость товара  включает в себя его цену и расходы по транспортировке и страхованию. Адвалорные   пошлины на машины и оборудование более удобны, так как им свойственна большая дифференциация и высокая подвижность цен.  Сейчас  около 70-80 % всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.

- Комбинированные пошлины —  при исчислении используются  оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате  подлежит большая из исчисленных сумм.

Торгующие страны могут находиться  в различных договорно-политических отношениях. В зависимости от этого  могут устанавливаться пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают преференциальными (особо  льготными), договорными (льготными) и  генеральными, т.е. максимальными.

Право использования преференциальных пошлин во взаимной торговле получают страны, входящие в экономические  интеграционные группировки. Ставки этих пошлин минимальны, а в ряде случаев  товар вводится беспошлинно.

Договор, по которому принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования».

Генеральная (максимальная)  пошлина  в 2-5 раз выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны.

По характеру таможенные пошлины  подразделяются на:

- сезонные - пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией  сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

- антидемпинговые - пошлины, которые  применяются в случае ввоза  на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к  которому прибегают страны, когда  все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Оценка товаров  для таможенных целей

Оценку товаров для таможенных целей определяет статья VII генерального соглашения по тарифам и торговле:

Информация о работе Международная торговля