Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Торговля интеллектуальной собственностью и лицензиями на ее использование становится все более прибыльным видом деятельности в рамках международных торговых отношений. Получение прибыли от интеллектуальной собственности может осуществляться двумя способами. Первый способ заключается в том, что владелец данной собственности самостоятельно преобразует неосязаемую интеллектуальную собственность в осязаемый продукт, который он в состоянии производить и продавать сам. Второй способ состоит в том, что владелец интеллектуальной собственности предоставляет лицензию кому-то другому, кто будет производить и распространять готовый продукт, производя определенные платежи, обычно роялти.

Содержание

Введение
Глава 1. Объекты лицензий и их характерные черты
1.1 Патенты
1.2Промышленные образцы
1.3. Торговые марки
1.4 Авторские права
2. Особенности организации международной лицензионной торговли
2.1 Основные виды лицензий
2.2 Требования к лицензиату
2.3. Формирование стоимости лицензии
2.4. Лицензионные платежи
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

переделка.docx

— 678.01 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

Глава 1. Объекты лицензий и их характерные черты

1.1 Патенты

1.2Промышленные образцы

1.3. Торговые марки

1.4 Авторские права

2. Особенности организации  международной лицензионной торговли

2.1 Основные виды лицензий

2.2 Требования к лицензиату

2.3. Формирование стоимости  лицензии

2.4. Лицензионные платежи

Заключение

 Список источников

 

Введение

Торговля интеллектуальной собственностью и лицензиями на ее использование становится все более прибыльным видом деятельности в рамках международных торговых отношений. Получение прибыли от интеллектуальной собственности может осуществляться двумя способами. Первый способ заключается в том, что владелец данной собственности самостоятельно преобразует неосязаемую интеллектуальную собственность в осязаемый продукт, который он в состоянии производить и продавать сам. Второй способ состоит в том, что владелец интеллектуальной собственности предоставляет лицензию кому-то другому, кто будет производить и распространять готовый продукт, производя определенные платежи, обычно роялти.

Существуют как минимум девять экономических причин, по которым  фирма может предпочесть лицензирование своей интеллектуальной собственности.

    • Во-первых, с помощью лицензирования лицензиар получает дополнительные ресурсы в виде тех, что имеются в наличии у лицензиата. Предоставляя лицензиату право продвигать и распространять свою продукцию, лицензиар получает возможность проникнуть на те рынки, которые раньше были для него закрыты.
    • Во-вторых, лицензирование расширяет географию рынков. Большинство продуктов экспортирующихся за границу требуют определенной адаптации: ярлыки и инструкции должны быть переведены; товары, возможно, потребуется модифицировать для их соответствия местным законам и стандартам; маркетинговая политика будет отличаться.
    • В-третьих, лицензирование расширяет товарные возможности рынков. Фирма может иметь ресурсы для использования своей интеллектуальной собственности в рамках только одного продукта, в то время как эта интеллектуальная собственность может быть применима по отношению к другим товарам и услугам. Например, продюсеры фильмов и телевизионных шоу не всегда обладают ресурсами необходимыми для производства и распространения видеокассет и DVD. В таком случае, они предоставят их интеллектуальную собственность, авторское право, фирме, которая выполнит производство копий и распространит видеокассеты и DVD.
    • В-четвертых, если фирме не хватает финансовых ресурсов или персонала для быстрого проникновения на рынок, продажа лицензии существенно ускоряет процесс.
    • В-пятых, некоторые товары продаются лучше, если они продаются вместе или для использования с другим продуктом. Например, программное обеспечение продается лучше вместе с “железом”, чем в качестве отдельного товара.
    • В-шестых, компания может предоставить лицензию по запросу фирмы, оперирующей в неконкурентной сфере. Лицензирование с этой целью возможно лишь в том случае, если лицензиар не заинтересован в использовании интеллектуальной собственности в неконкурентной области. Например, фирма разработчик программного обеспечения для серверов и рабочих станций может предоставить лицензию производителю программного обеспечения для персональных компьютеров.
    • В-седьмых, лицензирование – один из способов для фирмы получить технологии, за которые в другом случае ей пришлось бы заплатить. Лицензиар, как правило, имеет право получать информацию об улучшениях, внесенных лицензиатом в интеллектуальную собственность. Перекрестное лицензирование также является эффективным методом технологического обмена. Оно заключается в том, что две конкурирующие фирмы с различными научными и технологическими преимуществами могут по договоренности пользоваться разработками друг друга. Перекрестное лицензирование дает тот же эффект, что и совместное предприятие, но без необходимости координации совместных операций.
    • В случае, когда наряду с другой интеллектуальной собственностью, объектом лицензии выступает торговая марка, то, если лицензиат соблюдает стандарты качества и успешно осуществляет продажи, лицензиар получает дополнительные преимущества: известность среди потребителей, хорошую репутацию и т. п.
    • И, наконец, лицензирование позволяет фирме осуществлять определенный контроль над собственными инновациями и над направлением, в котором развивается отрасль в целом.

 

  1. Объекты лицензий и их характерные черты

Существуют три широких категории  лицензий на интеллектуальную собственность: технологические лицензии, публицистические лицензии и лицензии в области  развлечений, торговые лицензии. Технологические  лицензии покрывают патенты, промышленные образцы, know-how, авторские права в области технических разработок (программное обеспечение, базы данных, инструкции). Публицистические лицензии и лицензии в сфере развлечений включают в себя авторские права в области творчества (книги, спектакли, фильмы, видеокассеты, телевизионную продукцию, музыку и мультимедиа). Торговые лицензии охватывают торговые марки, дизайнерские решения и право на рекламу.

В данной главе я рассмотрю такие  объекты лицензий, как патенты, промышленные образцы, торговые марки и авторские  права. Мною не будут рассмотрены  know-how и коммерческие секреты. В первую очередь по тому, что они, хотя и являются объектами лицензий, не охраняются государственными и международными организациями. В отличие, скажем, от патентов основная ценность know-how состоит в конфиденциальности информации. Весь груз ответственности за сохранение коммерческой тайны лежит непосредственно на компании, которой она принадлежит. Государство может регулировать know-how и сходные объекты лицензий при помощи гражданского, трудового законодательства и законов о недобросовестной конкуренции. Законодательства такого рода сильно различаются по странам и, соответственно, международное регулирование в этой области затруднено. Кроме того, как правило, know-how и коммерческие секреты передаются лицензиаром наряду с патентными лицензиями, что существенно снижает риски лицензиата. Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними know-how.

 

 

 

 

 

 

1.1Патенты

Патентная защита изобретения означает, что данное изобретение не может  быть коммерчески использовано для  производства товаров, распространения  и продажи без согласия обладателя патента. Патентные права имеют  юридическую силу в суде и могут  быть использованы против нарушителей, однако, суд может также признать патент недействительным вследствие удачного обоснования в суде этого третьим  лицом. Патенты могут сохранять  силу до двадцати лет, после чего изобретение  становится доступным для использования  всеми желающими. Все владельцы  патентов обязаны предоставить информацию об их изобретениях в обмен на защиту своих прав. С практической точки  зрения, патент представляет собой  набор документов, в которых содержится название изобретения, его технические  характеристики, описания, к которым  часто прилагаются чертежи, планы, диаграммы.

Для того чтобы изобретение можно  было запатентовать, оно должно соответствовать  определенным требованиям: содержать  элемент новизны, быть практически  применимым, обладать оригинальными  характеристиками. Изобретение должно быть создано такими методами, которые  не могут быть определены человеком  со средними знаниями в технической  области. Кроме того, изобретение  должно быть подлежащим патентованию по закону. В разных странах законодательства предусматривают отличные списки изобретений, не подлежащих патентованию.

В случае если изобретение патентоспособное, оформить патент можно в национальном патентном бюро или в региональных организациях, например EPO (European Patent Office (Европейская патентная организация)). Если необходима защита изобретения в одной или нескольких странах, WIPO (World Intellectual Property Organization (Всемирная организация интеллектуальной собственности)) предлагает возможность оформления международного патента в рамках Соглашения о патентной кооперации – PCT (Patent Cooperation Treaty).

Больше всего заявок на оформление патентов приходит из США. По данным WIPO за 2001 год из США было получено 375657 заявок на оформление патентов. Важно отметить, что США – одна из нескольких стран мира, где число заявок от резидентов превышает число заявок от нерезидентов, что свидетельствует о серьезных научных достижениях этой страны. Также в 2001 году заявителям из США было предоставлено 166038 патентов, большую часть которых получили резиденты. На втором месте после США по количеству выданных патентов по данным WIPO в 2001 году находилась Япония. Заявителям из этой страны было выдано 127742 патентов, причем 109375 из них получили резиденты. Другие страны, в том числе Франция, Германия и Великобритания оказались далеко позади США и Японии: количество патентов, выданных заявителям из этих стран в 2001 году, составило менее 40000 для каждой страны, притом, что более 2/3 патентов получили нерезиденты. Заявителям из Российской Федерации было выдано 16292 патента, однако 13779 из них получили резиденты. При этом количество заявок от нерезидентов в 2001 году превысило количество заявок от резидентов в более чем 3 раза.

Исходя из данных WIPO за 2001 год по патентам, можно сделать вывод, что доминирующую роль в научном мире играют США, хотя позиции Японии также значительно окрепли. Следует также отметить, что количество выданных международных патентов крайне невелико, как немногочисленны заявки на их оформление. Самое большое количество международных патентов в рамках PCT в 2001 году получили США – 15109.

 

2.2. Промышленные образцы

Промышленным образцом является внешний  вид изделия, который делает его  привлекательным и повышает его  коммерческую стоимость и конкурентоспособность. Владелец зарегистрированного промышленного  образца получает защиту от несанкционированного копирования или имитации дизайна. Для регистрации промышленного  образца необходимо чтобы его  внешний вид классифицировался  как новый или необычный, что  означает отсутствие чего-то похожего в настоящем или прошлом. Срок защиты промышленного образца составляет 5 лет, однако может быть увеличен до 15 лет. В зависимости от национальных законодательств, промышленный образец  может также защищаться законами об авторском праве. В некоторых  странах промышленный образец и  авторское право могут существовать параллельно, а в некоторых они  взаимно исключают друг друга. При  определенных обстоятельствах промышленный образец может защищаться законами о честной конкуренции.

В основном, промышленный образец  защищен только в той стране, в  которой он был зарегистрирован. Однако есть возможность подать заявку в WIPO для международной регистрации образца в рамках Гаагского соглашения о международном размещении промышленных образцов.

По данным WIPO за 2001 год лидером по количеству зарегистрированных промышленных образцов являлась Франция – 76257, Германия находилась на втором месте – 55621, Япония на третьем – 32934. В США было зарегистрировано всего 16872 образца. В Российской Федерации было зарегистрировано 1507 образцов. Почти во всех странах количество промышленных образцов зарегистрированных резидентами существенно превышает количество образцов зарегистрированных нерезидентами. Следует также отметить, что доля образцов, зарегистрированных в рамках Гаагского соглашения очень мала. Тем не менее, в таких странах, как Болгария, Словения, Македония преобладала именно международная регистрация промышленных образцов.

 

§3. Торговые марки

Зарегистрированная торговая марка  обеспечивает защиту владельца от ее неавторизированного использования. В принципе, торговая марка имеет  неограниченный срок защиты, при условии, что ее владелец своевременно отчисляет  необходимые платежи за ее возобновление. Защита торговых марок необходима для  борьбы с распространением контрафактной  продукции и с недобросовестными  конкурентами, использующими сходные  торговые знаки. Торговые марки могут  являться комбинациями слов, букв или  чисел, они могут состоять также  из рисунков, символов, трехмерных знаков, комбинаций цветов и даже звуков. Существуют также коллективные марки, которые  принадлежат ассоциациям, члены  которой идентифицируют себя с определенным уровнем качества и соответствия требованиям, установленным ассоциацией. Известны, кроме того, и сертификационные марки, которые указывают на то, что  товар соответствует неким установленным  стандартам.

Зарегистрировать торговую марку  можно подав заявку в национальный или региональный комитет по торговым маркам. В заявке должна быть в точности отображена торговая марка, к ней  должен прилагаться список товаров  и услуг, применительно к которым  она будет использоваться.

Почти в каждой стране мира существует возможность произвести регистрацию  торговой марки. Однако чтобы избежать необходимости регистрировать марку  в каждой отдельной стране, WIPO предоставляет систему международной регистрации марок. Эта система управляется Мадридским соглашением о международной регистрации марок и Мадридским протоколом. Более шестидесяти стран являются членами одного из или обоих соглашений.

По данным WIPO за 2001 год, лидером по количеству зарегистрированных торговых марок являлся Китай – 192549, на втором месте с существенным отставанием – США с количеством 108840, Япония на третьем месте – 94832. В этих странах подавляющее большинство торговых марок было зарегистрировано резидентами. В Российской Федерации в 2001 году было зарегистрировано всего 17276 торговых марок, причем больше половины нерезидентами. Как и в случаях с вышеперечисленными объектами лицензий, международная регистрация торговых марок не столь популярна.

 

Географические обозначения

Географические обозначения указывают  на то, что товар имеет определенное географическое происхождение, и в  связи с этим обладает определенными  свойствами. Многие из таких товаров  заслужили хорошую репутацию  и по тому часто их географические обозначения без соответствующего разрешения используются недобросовестными  конкурентами. Географические обозначения  защищаются национальными законами о честной конкуренции, о защите прав потребителей или специальными законами о защите географических обозначений. Международная защита географических обозначений пока не проработана.

Отдельно надо сказать о так  называемых общих географических обозначениях. Если подобное обозначение ассоциируется  у потребителя с назначением  или свойством товара, а не непосредственно с его географическим происхождением, то оно перестает быть географическим обозначением как таковым.

В отличие от торговой марки географическое обозначение может быть использовано несколькими производителями, оперирующими в данном регионе и выпускающими товар с определенными для  региона свойствами.

 

§4. Авторские права

Наиболее сложным и, вместе с  тем, имеющим огромное значение в  современной международной торговле, объектом лицензии является авторское  право. Авторское право обеспечивает необходимую защиту автора и его  наследников от несанкционированного использования его работ. Оно  включает два основных набора прав: экономические права и моральные  права. К экономическим правам относятся: право на воспроизведение, публичное  вещание, распространение, копирование, запись, перевод и т. п. К моральным  правам относятся права на внесение изменений, исправлений и других модификаций работы. Авторские права  действительны в течение всей жизни создателя работы и как  минимум 50 лет после его смерти. Авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы действий и  математические концепции.

Авторское право, по идее, не зависит  от официальных процедур. Работа считается  защищенной авторским правом с того времени, как она была создана. Во всяком случае, WIPO не предлагает какой-либо системы регистрации авторских прав. Однако во многих странах имеются национальные организации, занимающиеся этим вопросом.

Авторским правом защищены в основном музыкальные произведения, театральные  постановки, телевизионные и радио  программы, научные доклады, фильмы и т. п. По традиции с 1980-х годов с помощью авторских прав регулируется защита программного обеспечения, хотя в некоторых странах, в том числе в США, возможна и его патентная защита.

Кроме того, авторское право распространяется на телевизионные форматы, выступления  исполнителей и иногда на персонажей фильмов, книг, комиксов, ТВ шоу и  т.п. При определенных обстоятельствах  игрушки, интерактивные игры, обложки  книг и даже одежда могут также  являться объектами защиты авторским  правом.

Информация о работе Международная торговля