Международная мобильность капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

Страны обмениваются между собой не только товарами и услугами, но и ресурсами, необходимыми для их производства (факторами производства). Капитал, трудовые ресурсы, научно-технические знания в современных условиях обладают высокой международной мобильностью: капитал активно инвестируется за рубеж, люди мигрируют из страны в страну в поисках более выгодной работы и более благоприятных условий жизни, технологии передаются между странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
1.Международная мобильность капитала4
2.Прямые зарубежные инвестиции16
3.Международные корпорации22
4.Международная миграция рабочей силы32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ44

Работа содержит 1 файл

реферат (Автосохраненный).docx

— 81.44 Кб (Скачать)

  1-ой  отличительной чертой ПЗИ является  то, что они включают в себя  не только перевод ресурсов, но  и приобретение контроля. Иначе  говоря, филиал имеет не только  финансовые обязательства перед материнской компанией , он становится частью той же организационной структуры ТНК.

  2-ой  отличительная черта ПЗИ состоит  в том, что они не только  осуществляются посредством деятельности  ТНК, но и в свою очередь  способствуют формированию и  расширению деятельности ТНК.

  Целесообразность  ПЗИ мотивирована, в конечном итоге, прибылью. Тем не менее, для того, чтобы понять возможность получения  этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике ряда факторов, объясняющих  природу возможностей.

  Основные  факторы прямых зарубежных инвестиций.

  Маркетинговые факторы:

  1. Размер рынка.

  2. Рост рынка.

  3. Стремление удержать долю рынка.

  4. Стремление добиться успеха в  экспорте материнской компании.

  5. Необходимость поддерживать тесные  контакты с покупателями.

  6. Неудовлетворенность существующим  состоянием рынка.

  7. Экспортная база.

  8. Следование за покупателями.

  9. Следование за конкуренцией.

  Торговые  ограничения

  1. Торговые барьеры.

  2. Предпочтение местными покупателями  отечественных продуктов.

  Стоимостные факторы

  1. Стремление быть ближе к источникам  снабжения.

  2. Наличие трудовых ресурсов.

  3. Наличие сырья.

  4. Наличие капитала и технологии.

  5. Низкая стоимость труда.

  6. Низкая стоимость других издержек  производства.

  7. Низкие транспортные расходы.

  8. Финансовые (и другие) стимулы со  стороны государства.

  9. Более благоприятные уровни цен.

  Инвестиционный  климат

  1. Общее отношение к зарубежным  инвестициям.

  2. Политическая стабильность.

  3. Ограничение на собственность.

  4. Регулирование валютных курсов.

  5. Стабильность иностранной валюты.

  6. Структура налогов.

  7. Хорошее знание страны.

  Общие

  1. Ожидание высоких прибылей.

  2. Другие.

  Охарактеризованные  факторы, содействующие ПЗИ, конкретизируются при разработке критерия выбора принимающей  страны. Для этого используется система  индикаторов, включающая около 340 показателей  и более 100 оценок экспертов в экономической, юридической, технической, социальной и других областях. Данные анализа образуют 10 основных факторов, позволяющих дать оценку потенциальным возможностям страны выступить в качестве принимающей ПЗИ или так называемый конкурентный потенциал страны. Эти факторы включают в себя:

  • динамику экономики (экономического потенциала);

  • производственную мощность промышленности;

  • динамику рынка;

  • финансовую помощь со стороны правительства;

  • человеческий капитал;

  • престиж государства;

  • обеспеченность сырьем;

  • ориентация на внешний рынок (экспортные возможности),

  • инновационный потенциал;

  • общественная стабильность.

  Каждый  из перечисленных 10 факторов включает в себя систему конкретных показателей.

  Формы ПЗИ. Технологический трансфер.

  ПЗИ осуществляются в форме передачи капитала из одной страны в другую. Это осуществляется как правило  посредством кредитования, либо приобретения акций в зарубежном предприятии, находящимся в значительной степени  в собственности инвестора или  под его контролем.

  К принципам технологического трансфера  относят:

  1. Полезность соответствующей технологии.

  2. Благоприятные социальные и экономические условия.

  3. Готовность и способность принимающей  стороны использовать и приспособлять  технологию.

  В современных условиях распространенной формой ПЗИ становятся невещественные, подвижные активы. Последние имеют  место при небольшом первоначальном финансировании, а то и без всякого  перемещения финансового капитала за рубеж. Наиболее вероятной причиной распространения названной формы является боязнь экспроприации.

  Технологический трансфер включает не только появление  на рынке нового оборудования, но также и умение работать на нем (техники исполнения операций на нем). В отраслях промышленности, в которых роль интеллектуальной собственности существенна, таких как фармакология или образование, медицина, научные исследования доступ к ресурсам и разработкам материнской компании приводит к получению выгод, возможно, намного превышающих те, которые могли быть получены вследствие вливания капитала.[2]

  Интегральной  частью технологического трансфера  являются менеджерские способности, которые  выступают наиболее значительным компонентом  ПЗИ.

  Технологический трансфер, вероятно, возрастет с  ростом индустриализации, которая будет  создавать не только потребность  в новых технологиях, но также  усложнять процессы и технологии в уже существующих секторах экономики.

  Положительное и отрицательное влияние ПЗИ  на принимающие страны.

  Положительное влияние

  1. Накопление капитала.

  2. Технологически и управленческие  знания.

  3. Региональное и отраслевое развитие.

  4. Внутренняя конкуренция и предпринимательство.

  5. Платежный баланс.

  6. Труд.

  Отрицательное влияние.

  1. индустриальное господство.

  2. технологическая зависимость.

  3. Нарушение экономических планов.

  4. Культурные изменения.

  5. Вмешательство ТНК в деятельность  правительства принимающей страны.

  Причины прямых зарубежных инвестиций

  Причины экспорта капитала:   Причины импорта капитала:
  • Технологическое лидерство
  • Преимущества в квалификации рабочей силы
  • Преимущества в рекламе
  • Экономика масштаба
  • Размер корпорации
  • Степень концентрации производства
  • Обеспечение доступа к природным ресурсам
  • Прочие причины экспорта капитала: сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории.
  
  • Технологическое лидерство
  • Уровень   квалификации рабочей силы
  • Преимущества в рекламе
  • Экономика масштаба
  • Размер корпорации
  • Степень концентрации производства
  • Потребность  в  капитале.
  • Количество национальных филиалов
  • Уровень защиты внутреннего товарного рынка
  • Размер рынка.
  • Прочие     факторы:    экспортная ориентация промышленности, которая основана за счет прямых иностранных инвестиций, существование правительственных    программ    экономического развития.
  
 

  Последствия ПЗИ для инвестирующей страны.

  Большинство аспектов ПЗИ, которые касались принимающей  страны, с таким же успехом могут  быть отнесены и к инвестирующей  стране. Зарубежные прямые инвестиции означают дополнение к ВНП инвестирующей страны за счет прибылей и отчислений, перечисленных филиалами. Многие страны содействуют ПЗИ, рассматривая их как средство стимулирующее рост, расширение экспортных рынков и служащее другим целям, включая политические.

  Главный отрицательный момент касается занятости. Многие организации указывают не только на открытую потерю работы, но также  на воздействие на импорт и экспорт. Наиболее спорным являются инвестиции в предприятия в развивающихся странах, продукция которых идет на экспорт в материнскую страну.

  Еще одна важная проблема относится к  технологическому преимуществу. Некоторые  критики утверждают, что создав за границей предприятия или совместные предприятия с зарубежными партнерами, страна может потерять свои конкурентные позиции на мировом рынке. Это  особенно справедливо, когда получатель (реципиент) может упустить время  и не вложить средства в развитие новых технологий.

  Как видно, факторы, определяющие экспорт  и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям. Преимущества в развитии НИОКР, уровень квалификации рабочей силы, преимущества в рекламе, отражающей накопленный опыт международного маркетинга, и размер корпорации являются одновременно факторами как экспорта, так и импорта прямых инвестиций. Экономика масштаба, высокий уровень концентрации производства и потребность в природных ресурсах, напротив, являются факторами экспорта, но не импорта прямых инвестиций.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  3.МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ.  

  Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными "локомотивами" мировой экономики.

  Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся  международных экономических отношений, а с другой - сами представляют мощный механизм воздействия на них.

  Активно воздействуя на международные экономические  отношения, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы. [3]

  К концу 90-х годов в мире функционировало  около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами  своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

  Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных  инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники  и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции  машиностроения.

Информация о работе Международная мобильность капитала