Международная миграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы касается такой проблемы как миграция рабочей силы. На мой взгляд, данная проблема очень актуальна сейчас, потому что трудовая миграция уже стала частью международных экономических отношений, развитие которых ведет к экономическому благополучию страны. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие, создавая тем самым определенные проблемы, но в то же время трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Содержание

Введение. 2
I. Основные условия и факторы, определяющие международную трудовую миграцию. 4
1.1. Основные понятия и причины международной миграции трудовых ресурсов. 4
1.2. Основные показатели и центры международной миграции трудовых ресурсов. 11
II. Последствия и регулирование международной трудовой миграции. 16
2.1. Последствия международной миграции трудовых ресурсов. 16
2.2. Регулирование международной миграции трудовых ресурсов. 22
Заключение. 33
Список литературы. 35
Содержание. 36

Работа содержит 1 файл

Международная миграция трудовых ресурсов.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

4) Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

5) Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней,  требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

6) Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот  на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

7) Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности,  смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей,  которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется,  запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются  санкции на нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает  им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий.

Существуют также методы стимулирования реэмиграции трудовых ресурсов. В  числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

1) Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий  при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время  после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим  иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

2) Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы профессионального  образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую работу.

3) Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину  и части государственных средств  в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать  местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство  программ стимулирования реэмиграции  не достигли поставленных целей: при  некотором увеличении реэмиграции  в начале их осуществления отъезд на родину резко уменьшался по мере того,  как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции14.

Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не могло  не привлечь внимания Международной  организации труда. Еще на первой сессии Генеральной конференции  МОТ в 1919 г. была принята рекомендация №2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла о том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений, которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся своей страны.

В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О предоставлении в Международное  бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов»15.

Но рекомендации – это всего  лишь рекомендации. Требовался более  обязывающий документ. Им стала вступившая в действие в 1939 г. Конвенция №66 «О трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в 1949 г. (Эта Конвенция отменена решением Международной конференции труда 30 мая 2000 г.) Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-мигрантах», которая сохраняет свое значение до настоящего времени.

В ней говорится, что каждый член МОТ обязуется предоставлять в распоряжение МБТ и любого другого члена Организации по их требованию не только информацию о политике его страны в области эмиграции и иммиграции, но и сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях из труда и жизни,  а также о соглашениях и особых мероприятиях, принятых в стране по этим вопросам. Статья 2 обязывает учредить компетентную и бесплатную службу помощи трудящимся-мигрантам, принимать меры против всякой вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции, обеспечивать отъезд, переезд и прием трудящихся-мигрантов, предоставлять им самим и членам их семей необходимое медицинское обслуживание. Страны-члены  МОТ обязуется действовать без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола и предоставлять не менее благоприятные, чем для собственных граждан условия в следующих областях:

  • заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые отпуска, ученичество  и другие формы профессионального обучения;
  • обеспечение жильем;
  • социальное обеспечение (при несчастных случаях на производстве, безработице, охране материнства, при болезни, инвалидности, старости, смерти). Не должно быть ущемления прав мигрантов в области налогов, сборов и судопроизводства.

Согласно Конвенции №97 услуги, оказываемые мигрантам государственными службами трудоустройства, предоставляются бесплатно. Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого, достаточно велико, предусматривается возможность заключения между странами соглашения в целях регулирования вопросов, предоставляющих взаимный интерес, включая разрешение переводить в иностранную валюту любую часть заработка или сбережений.

Данная Конвенция имеет Рекомендация №86 и три положения: два – о  вербовке, одно – о ввозе мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.

Упомянутые конвенции и рекомендации распространяются только на страны-члены  МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все  они ратифицировали Конвенцию №97. но в соответствии с последними решениями МОТ все ее члены, принявшие Устав организации, автоматически несут ответственность за выполнение всех конвенций.

Несмотря на наличие конвенций  и рекомендаций МОТ, регулирующих положение  трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, поскольку перечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще не выполняются. Кроме того, как уже отмечалось, большое распространение получила незаконная миграция. В силу этих обстоятельств в 1975 г. были приняты Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», Рекомендация №151 «О трудящихся-мигрантах».

Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член МОТ обязуется соблюдать  основные права человека в отношении  всех трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ обязаны разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей в отношении труда и занятости, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на законных основаниях в качестве мигрантов или членов их семей. В соответствующей Рекомендации эти вопросы рассмотрены более детально.

Вопросы защиты мигрантов находят  отражение и в других документах МОТ, посвященных  различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19 (1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальной политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV «Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об условиях труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты», и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения16.

 

 

 

Заключение.

Подвижность населения  и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных  экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Были рассмотрены причины  международной трудовой миграции, которые вызваны экономическими, религиозными, расовыми, национальными, а иногда даже семейными и психологическими мотивами людей. Основными экономическими причинами являются поиск высокооплачиваемой работы и существование органической безработицы, к неэкономическим причинам следует отнести стремление к самореализации, но это лишь в случае мирной политической обстановки в стране.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим  рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы. И после рассмотрения последствий трудовой миграции можно это подтвердить. Страны-доноры и страны-резиденты имеют как положительные, так и отрицательные эффекты от влияния миграционного процесса. Из общего перечня возможных последствий трудовой миграции мне хотелось выделить проблему «утечки мозгов», которая на протяжении многих лет несет отрицательные последствия для стран-доноров, и меры для борьбы с которой следует предпринять многим странам, в том числе и России.

В заключение своей работы я рассмотрела основные методы регулирования  международной миграции трудовых ресурсов. Общими усилиями страны пытаются урегулировать  миграционный процесс, направляя все силы не только на контроль оттока и притока людей, но и на реэмиграцию граждан.

Считаю, что задачи, поставленные мной во введении, раскрыты в работе полностью, а цель работы – достигнута.

 

Список литературы.

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2002 г.
  2. Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда. –  М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 208 с
  3. Г. Биффель. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - №4 2002. – с.63-67.
  4. Экономика. // Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юрист. 2007. С.667
  5. Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.42.
  6. Грязнова А. Г. Экономическая теория. – М.: Экзамен, 2004. –с. 129.
  7. Иохин В. Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 263.
  8. Алексей Киреев. Международная экономика. Ч. 1. – М.:          «Международные отношения», 1999. -  416 с.
  9. Л. Костин, д.э.н., проф. Миграция и мигранты. // Человек и труд. - №8 2001. – с. 61-64
  10. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/Под ред. И.П.Николаевой.- М.:ЮНИТИ, 2001., стр. 253.
  11. Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Вердикт – 1 М, 2002. – с. 322.
  12. Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 37
  13. Международные экономические отношения. Том 1. // Под ред.Хасбулатова Р.И.-М.: 2005.-С. 264.
  14. Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2008, N 1, «Регулирование иммиграции».

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов