Международная миграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы касается такой проблемы как миграция рабочей силы. На мой взгляд, данная проблема очень актуальна сейчас, потому что трудовая миграция уже стала частью международных экономических отношений, развитие которых ведет к экономическому благополучию страны. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие, создавая тем самым определенные проблемы, но в то же время трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Содержание

Введение. 2
I. Основные условия и факторы, определяющие международную трудовую миграцию. 4
1.1. Основные понятия и причины международной миграции трудовых ресурсов. 4
1.2. Основные показатели и центры международной миграции трудовых ресурсов. 11
II. Последствия и регулирование международной трудовой миграции. 16
2.1. Последствия международной миграции трудовых ресурсов. 16
2.2. Регулирование международной миграции трудовых ресурсов. 22
Заключение. 33
Список литературы. 35
Содержание. 36

Работа содержит 1 файл

Международная миграция трудовых ресурсов.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Но в то же время использование  дешевого труда может замедлить  модернизацию производства. Так произошло, например, в ФРГ, где в 60-70-е годы иммигранты широко привлекались к работе на небольших предприятиях с устаревшим оборудованием в сферах строительства и угледобычи, судостроении, сталеплавильной и текстильной промышленности. В 80-е годы, в период структурной перестройки, эти отрасли понесли большие потери.

В целом иммиграция позитивно влияет на развитие любого производства, поставляя  ему не только рабочие руки, специальные  знания, высокую и порой редкую профессиональную квалификацию, но и  инвестиционные ресурсы. Она не только поддерживает традиционные отрасли, но и во все большей мере питает первоклассными специалистами новейшие высокотехнологичные секторы.

Иммиграция может иметь неоднозначные, а подчас непрогнозируемые экономические  и социальные последствия для  принимающей страны. Они способны дифференцированно проявляться в различных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической. Так, в Канаде, Австралии, Швейцарии и США, где на долю иностранцев приходится существенная часть национального производства, эти последствия достаточно серьезны и системны, а зависимость экономики - ярко выражена. В большинстве же развитых стран иммиграция выполняет скорее вспомогательную роль, содействуя корректировке диспропорций на рынке труда, нормальному функционированию производства, активизации инвестиционного процесса. Таким образом, в макроэкономическом плане иммиграция, как правило, приносит принимающей стране значительную выгоду (если не происходит превышения ее иммиграционной емкости).

Итак, международная трудовая миграция — объективный многогранный процесс, движимый как экономическими, так и внеэкономическими факторами, который стране-донору приносит определенные преимущества:

  • сокращается уровень безработицы и расходы по ее социальному обслуживанию;
  • граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая тем самым платежный баланс страны;
  • эмигрантами нередко осуществляется личное инвестирование в отечественную экономику (путем покупки у себя на родине средств производства, земли, недвижимости, ценных бумаг м т. д.);
  • часть эмигрантов возвращается домой, привозя с собой капитал, достаточный для начала бизнеса. В результате в относительно менее развитых странах возникают малые и средние фирмы, оживляется предпринимательская деятельность;
  • стране — экспортеру рабочей силы поступают средства от налога с прибыли фирм-посредников, работающих в данной сфере деятельности;
  • страны — экспортеры имеют валютные поступления от стран — импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу, образование и т.д.

Помимо перечисленных  выше преимуществ в государственный  бюджет страны-экспортера рабочей силы поступают и прямые платежи, которые вносят в виде налогов эмигранты (если это закреплено в законодательстве или межправительственными соглашениями). Например, в Турции молодые мужчины-эмигранты вносят в казну плату за отсрочку от военной службы.

К отрицательным последствиям трудовой эмиграции относятся:

  • рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя на родине, а за рубежом;
  • мигрирует наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику. Отток научно-технического интеллигенции («утечка мозгов») отрицательно влияет на научный потенциал страны;
  • массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин, отражается на демографической ситуации.

Одной из самых серьезных проблем оттока из страны трудовых ресурсов является так называемая «утечка мозгов». Эта проблема имеет место быть и в России. На мой взгляд, борьба с эмиграцией ученых – это одна из первостепенных задач, которой стоит уделить внимание российскому государству. Конечно, сейчас эта проблема уже не носит такой острый характер как раньше. После Октябрьской революции 1917 г. люди пытались устроиться в бедных странах - Польше, Китае, Болгарии, а сейчас стремятся осесть в самых богатых государствах–в США, Германии, Великобритании, Канаде. К тому же, эта проблема вышла за пределы СНГ. Сейчас и для развитых стран характерна повышенная миграционная подвижность научных работников. Ученые-немцы любят работать по контракту в Канаде или где-нибудь в Африке, канадцы стремятся получить «позицию» в вузах США, американцы в большом количестве получают стажировки в Европе, в том числе и в странах бывшего СССР. Очень большое количество научных работников из Японии, Южной Кореи, Малайзии, Тайваня, Китая работает по найму на Западе. Россия, конечно, не является исключением. Тем более что с переходом к рыночной экономике часть научных трудовых ресурсов неизбежно оказалась лишней, а с распадом СССР отпала необходимость в излишней концентрации науки в немногих центрах (в частности, в Москве), обслуживавших при социализме потребности большой страны, которой теперь не существует. Это говорит о том, что в России стоит разрабатывать научную базу для привлечения «умов», дать толчок к последующему развитию науки на территории нашей страны, чтобы не пользоваться чужими плодами, а создавать свое.

Для стран-импортеров трудовая миграция также имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительное влияние  для экономики:

  • вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие измерения в экономике;
  • иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
  • достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
  • иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики;
  • иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату.

Отрицательное влияние  для экономики:

  • ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
  • происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
  • провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

По прогнозам аналитиков ВБ12, рост числа мигрантов, благодаря которому численность рабочей силы в странах с высоким уровнем дохода к 2025 году вырастет на 3%, может привести к росту совокупных доходов стран в реальном выражении на 0,6%, что составляет $365 млрд. При этом совокупный доход, полученный от деятельности мигрантов, распределяется следующим образом: $162 млрд. поступят мигрантам, $143 млрд. - жителям развивающихся стран, а $51 млрд. - жителям развитых стран.

Эксперты Всемирного банка предлагают развитым странам  заключать соглашения с развивающимися странами для облегчения порядка  пересечения границы, легализации  трудоустройства, а также облегчить  перевод части заработка домой. Международная комиссия по миграции также призывает «признать и усилить» роль мигрантов в стимулировании экономического роста.

2.2. Регулирование международной миграции трудовых ресурсов.

В связи с ростом масштабов  международной миграции и особенно нелегальной, объективно встал вопрос об усиление государственного и межгосударственного регулирования данного процесса.

По мере того, как развивалось  международное движение рабочей  силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками. В наше время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более изощренными механизмами, главный из них остается прежним – закон, то есть государственный приказ.

В то время как большинство стран  мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.  Хоть миграция  и приносит дополнительную выгоду как странам-донорам, так и странам-, все же положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами, что приводит к наплыву не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Обычно государственное регулирование  осуществляется через принятие финансируемых  из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной  рабочей силы (иммигрантов), либо на  стимулирование мигрантов к возвращению  на родину (реэмиграции).

Для регулирования иммиграции большинство  принимающих стран используют селективный  подход. Его смысл заключается  в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны  в данной стране, ограничивая въезд  всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий13:

  • работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  • представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
  • специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих  стран, действующие на основе национального  законодательства, а также подписанных  двусторонних  и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем  иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда,  и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании  подписанного контракта с нанимателем  о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков  или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран  представлена огромным количеством  законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного  законодательства следующие:

1) Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

2) Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД.  Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

3) Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов