Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа
Тема моей курсовой работы касается такой проблемы как миграция рабочей силы. На мой взгляд, данная проблема очень актуальна сейчас, потому что трудовая миграция уже стала частью международных экономических отношений, развитие которых ведет к экономическому благополучию страны. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие, создавая тем самым определенные проблемы, но в то же время трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Введение. 2
I. Основные условия и факторы, определяющие международную трудовую миграцию. 4
1.1. Основные понятия и причины международной миграции трудовых ресурсов. 4
1.2. Основные показатели и центры международной миграции трудовых ресурсов. 11
II. Последствия и регулирование международной трудовой миграции. 16
2.1. Последствия международной миграции трудовых ресурсов. 16
2.2. Регулирование международной миграции трудовых ресурсов. 22
Заключение. 33
Список литературы. 35
Содержание. 36
Но в то же время использование дешевого труда может замедлить модернизацию производства. Так произошло, например, в ФРГ, где в 60-70-е годы иммигранты широко привлекались к работе на небольших предприятиях с устаревшим оборудованием в сферах строительства и угледобычи, судостроении, сталеплавильной и текстильной промышленности. В 80-е годы, в период структурной перестройки, эти отрасли понесли большие потери.
В целом иммиграция позитивно влияет на развитие любого производства, поставляя ему не только рабочие руки, специальные знания, высокую и порой редкую профессиональную квалификацию, но и инвестиционные ресурсы. Она не только поддерживает традиционные отрасли, но и во все большей мере питает первоклассными специалистами новейшие высокотехнологичные секторы.
Иммиграция может иметь
Итак, международная трудовая миграция — объективный многогранный процесс, движимый как экономическими, так и внеэкономическими факторами, который стране-донору приносит определенные преимущества:
Помимо перечисленных выше преимуществ в государственный бюджет страны-экспортера рабочей силы поступают и прямые платежи, которые вносят в виде налогов эмигранты (если это закреплено в законодательстве или межправительственными соглашениями). Например, в Турции молодые мужчины-эмигранты вносят в казну плату за отсрочку от военной службы.
К отрицательным последствиям трудовой эмиграции относятся:
Одной из самых серьезных проблем оттока из страны трудовых ресурсов является так называемая «утечка мозгов». Эта проблема имеет место быть и в России. На мой взгляд, борьба с эмиграцией ученых – это одна из первостепенных задач, которой стоит уделить внимание российскому государству. Конечно, сейчас эта проблема уже не носит такой острый характер как раньше. После Октябрьской революции 1917 г. люди пытались устроиться в бедных странах - Польше, Китае, Болгарии, а сейчас стремятся осесть в самых богатых государствах–в США, Германии, Великобритании, Канаде. К тому же, эта проблема вышла за пределы СНГ. Сейчас и для развитых стран характерна повышенная миграционная подвижность научных работников. Ученые-немцы любят работать по контракту в Канаде или где-нибудь в Африке, канадцы стремятся получить «позицию» в вузах США, американцы в большом количестве получают стажировки в Европе, в том числе и в странах бывшего СССР. Очень большое количество научных работников из Японии, Южной Кореи, Малайзии, Тайваня, Китая работает по найму на Западе. Россия, конечно, не является исключением. Тем более что с переходом к рыночной экономике часть научных трудовых ресурсов неизбежно оказалась лишней, а с распадом СССР отпала необходимость в излишней концентрации науки в немногих центрах (в частности, в Москве), обслуживавших при социализме потребности большой страны, которой теперь не существует. Это говорит о том, что в России стоит разрабатывать научную базу для привлечения «умов», дать толчок к последующему развитию науки на территории нашей страны, чтобы не пользоваться чужими плодами, а создавать свое.
Для стран-импортеров трудовая миграция также имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительное влияние для экономики:
Отрицательное влияние для экономики:
По прогнозам аналитиков ВБ12, рост числа мигрантов, благодаря которому численность рабочей силы в странах с высоким уровнем дохода к 2025 году вырастет на 3%, может привести к росту совокупных доходов стран в реальном выражении на 0,6%, что составляет $365 млрд. При этом совокупный доход, полученный от деятельности мигрантов, распределяется следующим образом: $162 млрд. поступят мигрантам, $143 млрд. - жителям развивающихся стран, а $51 млрд. - жителям развитых стран.
Эксперты Всемирного банка предлагают развитым странам заключать соглашения с развивающимися странами для облегчения порядка пересечения границы, легализации трудоустройства, а также облегчить перевод части заработка домой. Международная комиссия по миграции также призывает «признать и усилить» роль мигрантов в стимулировании экономического роста.
В связи с ростом масштабов международной миграции и особенно нелегальной, объективно встал вопрос об усиление государственного и межгосударственного регулирования данного процесса.
По мере того, как развивалось
международное движение рабочей
силы, создавались и
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Хоть миграция и приносит дополнительную выгоду как странам-донорам, так и странам-, все же положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами, что приводит к наплыву не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
Обычно государственное
Для регулирования иммиграции большинство принимающих стран используют селективный подход. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий13:
Проблемами трудовой иммиграции занимаются
государственные институты
В большинстве стран разрешение
на въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта с нанимателем
о его трудоустройстве и заключ
Нормативно-правовая база для иммиграции
в большинстве принимающих
1) Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.
2) Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
3) Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.
Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов