1) миграция из развивающихся в
промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно
развитых стран;
3) миграция рабочей силы между
развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из
бывших социалистических стран
в промышленно развитые страны (сходна
с миграцией из развивающихся в промышленно
развитые);
5) миграция научных работников, квалифицированных
специалистов из промышленно
развитых в развивающиеся страны.
Для промышленно развитых стран
иностранная рабочая сила из
развивающихся стран означает
обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных
служб необходимыми работниками,
без которых невозможен нормальный
производственный процесс, а иногда
просто нормальная повседневная
жизнь. Например, во Франции эмигранты
составляют 25% всех занятых в строительстве,
1/3 в автомобилестроении. В Бельгии
они составляют половину всех
шахтерев, в Швейцарии - 40% строительных
рабочих.
Международная миграция рабочей
силы, существующая в рамках промышленно
развитых стран, связана в большей
степени с неэкономическими факторами,
чем с экономическими. Однако
и для промышленно развитых
стран характерно такое явление
как "утечка умов". Например
из Европы в США.
Особо следует отметить международную
миграцию рабочей силы в рамках
стран ЕС. В ЕС принята "Хартия
основных социальных прав рабочих
ЕЭС" (подписанная 9 декабря 1989
г.).
В разделе I "Хартии" записано:
1) "Каждый работник ЕЭС должен
иметь право свободного перемещения
по территории Сообщества, подчиняясь
правилам и ограничениям, обусловленным
общественным порядком, общественной
безопасностью и здоровьем"; 2)
"свобода перемещения должна
давать право каждому работнику
выбрать любое занятие или
профессию в ЕЭС на основе
принципов равноправия, касающихся
трудоустройства, условий труда
и социальной защиты в принимающей
стране".
В "Хартии" декларируется, что
строительство единого экономического
пространства подкрепляется ее
социальным обеспечением.
По мнению некоторых специалистов,
воплощение принципов свободного
перемещения внутри ЕС может
привести к тому, что высококвалифицированные
кадры, инженеры могут концентрироваться
в наиболее развитых регионах.
Низкоквалифицированные работники
окажуться менее мобильными.
Результатом миграции рабочей
силы внутри ЕС может стать
ее демпинг. Так, португальские
предприятия отправляют своих
рабочих на строительство во
Францию и ФРГ на условиях
оплаты труда, устанавливаемых
ниже национальных стандартов.
В последние годы растет миграция
рабочей силы между развивающимися
странами. Главным образом это
миграция между новыми индустриальными
странами и странами арабских
эмигрантов, странами-членами ОПЕК,
с одной стороны, и иными
развивающимися странами - с другой.
Так, например, в послевоенные
годы (60-80-е годы) особенно был
заметен приток рабочей силы
в Гонконг из Китая, Вьетнама
и других стран Юговосточной Азии.
Активно импортировал рабочую силу Сингапур.
В Кувейте и Саудавской Аравии, например,
было занято до 1 млн. человек рабочих из
Йемена.
Существует миграция рабочей
силы из промышленно развитых
в развивающиеся страны. В основном
- это сравнительно небольшой
поток квалифицированных кадров из
стран Европы и Северной Америки в развивающиеся
страны.
Особо следует сказать о миграции
рабочей силы в рамках бывших
социалистических стран, а также
в СНГ. В свое время бывший
СССР импортировал рабочую силу
из Болгарии, Вьетнама, Северной
Кореи. С возникновением Российского
государства к числу этих стран
добавились рабочие из Китая.
В настоящее время, по официальным
данным, в Росси трудятся 40 тыс.
китайцев. Наряду с организованным
импортом рабочей силы из Китая
имеет место стихийный приток
мигрантов из Китая на территорию
России. По некоторым оценкам
российских специалистов, существует
"опасность колонизации" российского
Дальнего Востока и Сибири
его многонаселенным соседом.
Большой приток рабочей силы
отмечается в столице России.
В Москве работают иностранные
рабочие и специалисты из 78 стран
мира. Иммигранты составляют 46% московских
строителей, 34% работников столичного
транспорта.
В середине 90-х годов активизировалась
миграция рабочей силы в Россию
из стран ближнего зарубежья:
Украины, Беларусии, Молдовы. Причины
этой миграции чисто экономические - рабочие
из этих стран едут на заработки. Основные
экспортеры рабочей силы в Москву: Украина
- 32% от общей численности работающих иностранцев,
Турции - 22%, СФРЮ - 8%, Молдова - 4%, Беларусь
- 3%.
Одна из самых главных причин
использование иностранной рабочей
силы из стран ближнего зарубежья
в приграничных регионах - ее экономическая
выгодность. Прежде всего - низкие
транспортные расходы на доставку
рабочей силы, а также отсутствие
существенных затрат на размещение
и обустройство в случае маятниковой
миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая
может возникнуть в области
импорта рабочей силы из стран
ближнего зарубежья к началу 2000
года, связана с волной нелегальных
трудящихся-иммигрантов, которую
трудно решить из-за "прозрачности"
российских границ со странами СНГ и либерального
иммграционного законодательства.
Помимо миграции рабочей силы
существует проблема беженцев
и вынужденных переселенцев. По
оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек
в республиках бывшего СССР
покинули за 4года (с 1991 - 1995 гг.) места
своего постоянного проживания.
В России, по различным оценкам,
находятся от 500 до 700 тыс. беженцев
из дальнего зарубежья. Многие
из них находятся на территории
России незаконно, а количкство
беженцев и вынужденных переселенцев
из стран СНГ, по оценкам специалистов,
достигает 5 млн. человек. В странах СНГ
проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной
экономической и политической конъюнктуре
в этих странах многие из них также могут
оказаться в числе мигрантов.
Какое влияние оказывает миграция
рабочей силы на страны, импортирующие
и экспортирующие рабочую силу?
Страны, принимающие рабочую силу,
получают при этом следующие
преимущества:
* повышается конкурентоспособность
производимых страной товаров
вследствие уменьшения издержек
производства, связанных с более
низкой ценой иностранной рабочей
силы;
* иностранные рабочие, предъявляя
доплнительный спрос на товары и услуги,
стимулируют рост произвобства и дополнительную
занятость в стране пребывания;
* при импорте квалифицированной
рабочей силы принимающая страна
экономит на затратах на образование
и профессиональную подготовку;
* иностранные рабочие часто рассматриваются
как определенный амортизатор
в случае кризисов и безработицы.
Они первыми могут быть уволены;
* иностранные работники не обеспечиваются
пенсиями и не учитываются
при реализации разного рода
социальных программ.
Организация экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) утверждает, что
иммигранты улучшают демографическую
картину развитых стран, страдающих
старением. Во Франции, Германии,
Швеции 10% всех новорожденных появляются
в семьях переселенцев. В Швейцарии
- 24%, а в Люксембурге - почти
38%. Вместе с тем, хотя замедляется
общий темп старения населения
страны, на соотношение раждаемости
и смертности коренных жителей эта статистика
не влияет никоим образом.
Нельзя не сказать и о некоторых
отрицательных моментах, связанных
с импортом рабочей силы. К
ним следует отнести возникновение
элементов социальной напряженности
в обществе (при занятии тех
рабочих мест, на которые претендуют
местные работники), межнациональная
неприязнь и др.
Для стран, экспортирующих рабочую
силу, в свою очередь, также
имеется целый ряд преимуществ.
Основные из них следующие.
1. Экспорт рабочей силы рассматривается
как важный источник поступления
СКВ в страну.
По данным МВФ, средняя норма
прибыли при экспорте товаров
составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта
рабочей силы значительно выше.
Так, бывшая Югославия в 80-е
годы имела поступление от
экспорта товаров и услуг ежегодно
около 10 млрд. долл., фактическая
прибыль от этого экспорта
составляла примерно 2,5 млрд. долл. От
экспорта же рабочей силы только
в виде переводов страна получала
3,5 млрд. долл., а по возвращении
работников домой из-за рубежа
еще столько же. В итоге, фактические
поступления достигали 7 млрд. долл.
Экспорт рабочей силы является
фактически главным источником
валюты для Югославии.
Поступления от экспорта рабочей
силы в 90-е годы возрастают
у развивающихся стран наиболее
высокими темпами - 10% в год.
Получая ежегодно значительные
суммы от этого источника, многие
развивающиеся государства стали
специализироваться на трудовых
услугах, экспорт которых стал
важнейшим источником валютных
доходов. Так, например, для АРЕ
эксплуатация Суэцкого канала
в конце 80-х годов давала
прибыль 970 млн. долл. в год, туризм
- 600 млн. долл., переводы эмигрантов - более
3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов
в отдельные годы в 30 раз превышали от
экспорта. По данным на начало 90-х годов,
около 40 стран мира имели в своих поступлениях
из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов,
а 10 стран - более 1 млрд. долл. По данным
МВФ, частные переводы, включаемые в доходную
часть платежных балансов, на 90% состоят
от поступлений эмигрантов.
2. Экспорт рабочей силы означает
уменьшения давления избыточных
трудовых ресурсов и, соответственно,
социального напряжения в стране.
3. Бесплатное для страны-экспортера
обучение рабочей силы новым
профессиональным навыкам, знакомство
с передовой организацией труда
и др.
В то же время страны-экспортеры
капитала сталкиваются и с
некоторыми негативными явлениями.
Главное - это "утечка мозгов",
отток квалифицированных, инициативных
кадров, столь необходимых национальной
экономике.
Исторически, как засвидетельствовал
в своем наставлении Михайло
Ломоносов, международная миграция
- явление далеко не новое. В
условиях неразвитости статистики
и пограничной системы потоки
международных мигрантов на протяжении
нескольких столетий вообще не
фиксировались государственными
органами. Да и сегодня определить
точно объемы международного
перемещения этого важнейшего
фактора производства представляется
довольно-таки сложным делом.
Модно
выделить следующие страны и регионы,
являющиеся точками притяжения мигрантов
из других стран.
1.
США, Канада и Австралия.
Будучи
наиболее экономически развитой страной,
США является основным направлением
миграции как низкоквалифицированной,
так и высококвалифицированной рабочей
силы. Каждый год туда приезжает больше
иммигрантов. Чем во все остальные страны,
вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной
рабочей силы направляются в США из близлежащих
латиноамериканских стран – Мексики,
стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные
работники иммигрируют в США практически
из всех стран мира, включая Западную Европу,
Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д.
Приток иммигрантов в США и Канаду к середине
90-х годов оценивается в 900 тыс человек
в год. В США легально иммигрируют 740 тыс
человек в год и эмигрируют 160 тыс человек.
Чистая иммиграция (миграционное сальдо)
составляет 580 тыс человек.
2.
Западная Европа.
Наиболее
развитые западноевропейские страны,
и прежде всего страны. Входящие
в Европейский союз, притягивают
рабочую силу из менее развитых западноевропейских
стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских
стран Северной Африки и Ближнего
Востока, стран Африки к югу от
Сахары, восточноевропейских стран
и республик бывшего СССР. Миграции
работников из африканских стран
– бывших колоний западноевропейских
государств способствуют общность языка.
Исторически сложившиеся традиционные
торговые и иные связи. Притоки иммигрантов
в Западную Европу в середине 90-х
годов оценивались на уровне 180 тыс
человек в год. Более того, в рамках западноевропейской
интеграции создан и развивается общий
рынок рабочей силы , предполагающий свободу
перемещения работников между странами
Европейского союза и унификацию трудового
законодательства.