Международная миграция рабочей силы в Республике Саха

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 03:35, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, с целью провести анализ нынешней ситуации на рынке труда республики, подробную статистику прибывающих и убывающих трудовых ресурсов республики, а также влияние процесса международной миграции на социальную, экономическую и даже политическую и духовную сферы жизни общества Якутии, была написана данная курсовая работа.

Содержание

Введение


Международная миграция как процесс в Республике Саха.
Определение понятия международной миграции рабочей силы.
Динамика численности населения республики.
Причины миграции рабочей силы.
Источники международной миграции рабочей силы.


Статистика миграции рабочей силы в Республике Саха.
Притока рабочей силы в республику.
Отток рабочей силы из республики.
Распределение прибывших трудовых ресурсов по территории республики.
Сферы занятости прибывшей рабочей силы.


Последствия миграции рабочей силы в Республике Саха («плюсы» и «минусы»).
Влияние мигрантов на рынок труда республики.
Положение мигрантов в сферах жизни республики.
Социальные опросы иммигрантов и населения республики.


Заключение.




Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Международная миграция рабочей силы в Республике Саха.docx

— 496.16 Кб (Скачать)

      1) миграция из развивающихся в  промышленно развитые страны;

      2) миграция в рамках промышленно  развитых стран;

      3) миграция рабочей силы между  развивающимися странами;

      4) миграция рабочей силы из  бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);

      5) миграция научных работников, квалифицированных  специалистов из промышленно  развитых в развивающиеся страны.

       Для промышленно развитых стран  иностранная рабочая сила из  развивающихся стран означает  обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных  служб необходимыми работниками,  без которых невозможен нормальный  производственный процесс, а иногда  просто нормальная повседневная  жизнь. Например, во Франции эмигранты  составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии  они составляют половину всех  шахтерев, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

       Международная миграция рабочей  силы, существующая в рамках промышленно  развитых стран, связана в большей  степени с неэкономическими факторами,  чем с экономическими. Однако  и для промышленно развитых  стран характерно такое явление  как "утечка умов". Например  из Европы в США.

       Особо следует отметить международную  миграцию рабочей силы в рамках  стран ЕС. В ЕС принята "Хартия  основных социальных прав рабочих  ЕЭС" (подписанная 9 декабря 1989 г.).

       В разделе I "Хартии" записано: 1) "Каждый работник ЕЭС должен  иметь право свободного перемещения  по территории Сообщества, подчиняясь  правилам и ограничениям, обусловленным  общественным порядком, общественной  безопасностью и здоровьем"; 2) "свобода перемещения должна  давать право каждому работнику  выбрать любое занятие или  профессию в ЕЭС на основе  принципов равноправия, касающихся  трудоустройства, условий труда  и социальной защиты в принимающей  стране".

       В "Хартии" декларируется, что  строительство единого экономического  пространства подкрепляется ее  социальным обеспечением.

       По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного  перемещения внутри ЕС может  привести к тому, что высококвалифицированные  кадры, инженеры могут концентрироваться  в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные работники  окажуться менее мобильными.

       Результатом миграции рабочей  силы внутри ЕС может стать  ее демпинг. Так, португальские  предприятия отправляют своих  рабочих на строительство во  Францию и ФРГ на условиях  оплаты труда, устанавливаемых  ниже национальных стандартов.

       В последние годы растет миграция  рабочей силы между развивающимися  странами. Главным образом это  миграция между новыми индустриальными  странами и странами арабских  эмигрантов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и иными  развивающимися странами - с другой. Так, например, в послевоенные  годы (60-80-е годы) особенно был  заметен приток рабочей силы  в Гонконг из Китая, Вьетнама  и других стран Юговосточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудавской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена.

       Существует миграция рабочей  силы из промышленно развитых  в развивающиеся страны. В основном - это сравнительно небольшой  поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны.

       Особо следует сказать о миграции  рабочей силы в рамках бывших  социалистических стран, а также  в СНГ. В свое время бывший  СССР импортировал рабочую силу  из Болгарии, Вьетнама, Северной  Кореи. С возникновением Российского  государства к числу этих стран  добавились рабочие из Китая.  В настоящее время, по официальным  данным, в Росси трудятся 40 тыс.  китайцев. Наряду с организованным  импортом рабочей силы из Китая  имеет место стихийный приток  мигрантов из Китая на территорию  России. По некоторым оценкам  российских специалистов, существует "опасность колонизации" российского  Дальнего Востока и Сибири  его многонаселенным соседом.  Большой приток рабочей силы  отмечается в столице России. В Москве работают иностранные  рабочие и специалисты из 78 стран  мира. Иммигранты составляют 46% московских  строителей, 34% работников столичного  транспорта.

       В середине 90-х годов активизировалась  миграция рабочей силы в Россию  из стран ближнего зарубежья:  Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина - 32% от общей численности работающих иностранцев, Турции - 22%, СФРЮ - 8%, Молдова - 4%, Беларусь - 3%.

       Одна из самых главных причин  использование иностранной рабочей  силы из стран ближнего зарубежья  в приграничных регионах - ее экономическая  выгодность. Прежде всего - низкие  транспортные расходы на доставку  рабочей силы, а также отсутствие  существенных затрат на размещение  и обустройство в случае маятниковой  миграции.

       Наиболее актуальная проблема, которая  может возникнуть в области  импорта рабочей силы из стран  ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных  трудящихся-иммигрантов, которую  трудно решить из-за "прозрачности" российских границ со странами СНГ и либерального иммграционного законодательства.

       Помимо миграции рабочей силы  существует проблема беженцев  и вынужденных переселенцев. По  оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек  в республиках бывшего СССР  покинули за 4года (с 1991 - 1995 гг.) места  своего постоянного проживания. В России, по различным оценкам,  находятся от 500 до 700 тыс. беженцев  из дальнего зарубежья. Многие  из них находятся на территории  России незаконно, а количкство беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов.

       Какое влияние оказывает миграция  рабочей силы на страны, импортирующие  и экспортирующие рабочую силу?

       Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие  преимущества:

      * повышается конкурентоспособность  производимых страной товаров  вследствие уменьшения издержек  производства, связанных с более  низкой ценой иностранной рабочей  силы;

      * иностранные рабочие, предъявляя  доплнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост произвобства и дополнительную занятость в стране пребывания;

      * при импорте квалифицированной  рабочей силы принимающая страна  экономит на затратах на образование  и профессиональную подготовку;

      * иностранные рабочие часто рассматриваются  как определенный амортизатор  в случае кризисов и безработицы.  Они первыми могут быть уволены;

      * иностранные работники не обеспечиваются  пенсиями и не учитываются  при реализации разного рода  социальных программ.

       Организация экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) утверждает, что  иммигранты улучшают демографическую  картину развитых стран, страдающих  старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются  в семьях переселенцев. В Швейцарии  - 24%, а в Люксембурге - почти  38%. Вместе с тем, хотя замедляется  общий темп старения населения  страны, на соотношение раждаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

       Нельзя не сказать и о некоторых  отрицательных моментах, связанных  с импортом рабочей силы. К  ним следует отнести возникновение  элементов социальной напряженности  в обществе (при занятии тех  рабочих мест, на которые претендуют  местные работники), межнациональная  неприязнь и др.

       Для стран, экспортирующих рабочую  силу, в свою очередь, также  имеется целый ряд преимуществ.  Основные из них следующие.

      1. Экспорт рабочей силы рассматривается  как важный источник поступления  СКВ в страну.

       По данным МВФ, средняя норма  прибыли при экспорте товаров  составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта  рабочей силы значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е  годы имела поступление от  экспорта товаров и услуг ежегодно  около 10 млрд. долл., фактическая  прибыль от этого экспорта  составляла примерно 2,5 млрд. долл. От  экспорта же рабочей силы только  в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении  работников домой из-за рубежа  еще столько же. В итоге, фактические  поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы является  фактически главным источником  валюты для Югославии.

       Поступления от экспорта рабочей  силы в 90-е годы возрастают  у развивающихся стран наиболее  высокими темпами - 10% в год.  Получая ежегодно значительные  суммы от этого источника, многие  развивающиеся государства стали  специализироваться на трудовых  услугах, экспорт которых стал  важнейшим источником валютных  доходов. Так, например, для АРЕ  эксплуатация Суэцкого канала  в конце 80-х годов давала  прибыль 970 млн. долл. в год, туризм - 600 млн. долл., переводы эмигрантов - более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали от экспорта. По данным на начало 90-х годов, около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран - более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят от поступлений эмигрантов.

      2. Экспорт рабочей силы означает  уменьшения давления избыточных  трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.

      3. Бесплатное для страны-экспортера  обучение рабочей силы новым  профессиональным навыкам, знакомство  с передовой организацией труда  и др.

       В то же время страны-экспортеры  капитала сталкиваются и с  некоторыми негативными явлениями.  Главное - это "утечка мозгов", отток квалифицированных, инициативных  кадров, столь необходимых национальной  экономике.

       Исторически, как засвидетельствовал  в своем наставлении Михайло  Ломоносов, международная миграция - явление далеко не новое. В  условиях неразвитости статистики  и пограничной системы потоки  международных мигрантов на протяжении  нескольких столетий вообще не  фиксировались государственными  органами. Да и сегодня определить  точно объемы международного  перемещения этого важнейшего  фактора производства представляется  довольно-таки сложным делом.

     Модно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов  из других стран. 

     1. США, Канада и Австралия. 

     Будучи  наиболее экономически развитой страной, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов. Чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс человек в год и эмигрируют 160 тыс человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс человек. 

     2. Западная Европа. 

     Наиболее  развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны. Входящие в Европейский союз, притягивают  рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран  и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран  – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка. Исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов  в Западную Европу в середине 90-х  годов оценивались на уровне 180 тыс человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы , предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы в Республике Саха