Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Мировая торговля лицензиями – один из ключевых элементов «новой экономики», обеспечивающих динамику, движущие силы и направления ее функционирования. Роль лицензионного фактора в «новой экономике» возрастает по мере углубления международного разделения труда в сфере научных исследований и разработок, расширения числа направлений научно-технического прогресса (далее – НТП), ускорения темпов морального старения научно-технических новшеств, удорожания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Сущность, объекты и виды лицензий. Мотивы их передачи
1.2 Сущность лицензионной торговли и механизм ее организации
1.3 Цена лицензии. Способы оплаты лицензии
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЛИЦЕНЗИЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Правовое регулирование лицензионной торговли: опыт зарубежных стран
2.2 Состояние и особенности международной торговли лицензиями
2.3 Место и роль ТНК в международной торговле лицензиями
ГЛАВА 3 ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Анализ лицензионной торговли Республики Беларусь
3.2 Перспективы участия Республики Беларусь в международной лицензионной торговле
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для лицензиата «потолком» цены на приобретаемую технологию является наименьшая из его оценок тех же показателей, но рассчитанных в обратной последовательности:
– собственных издержек на разработку аналогичной технологии или обход патентов лицензиара;
– расходов на приобретение такой же технологии у другого поставщика;
– прироста прибыли или экономии за счет приобретения технологии у лицензиара либо издержек нарушения патентных прав лицензиара;
– последствий от отказа от приобретения данной технологии.
Нижний предел цены лицензиара – его оценка издержек передачи технологии плюс «упущенной» выгоды (прирост добавочной прибыли, которую бы мог получить владелец технологии на рынках, которые он отдает покупателю).
Нижний предел цены для лицензиата – оценка издержек лицензиара по передаче технологии.
Реальная цена будет находиться между нижним пределом цены лицензиара и «потолочным» значением цены лицензиата.
Лоренс Юделл, сотрудник американской компании ThinkUSA™, которая осуществляет экономическую и юридическую поддержку фирм при заключении лицензионных соглашений, выделил восемь этапов формирования стоимости лицензии:
1. Сформулирована «сырая» идея или технология. Стоимость потенциальной лицензии минимальна или равна нулю.
2. Подана заявка на оформление патента в национальное патентное бюро.
3. Создан прототип или другой способ демонстрации идеи или технологии.
4. Поданы заявки в патентные бюро других стран.
5. Получен национальный патент. Стоимость потенциальной лицензии достигла среднего уровня.
6. Идея или изобретение коммерчески раскручено, внедрено в практику и получило признание специалистов. Стоимость потенциальной лицензии увеличилась.
7. Получены патенты за границей. Приобретением лицензии заинтересовалась крупная, уважаемая фирма. Стоимость лицензии достигла высокого уровня.
8. Появилась возможность продажи дополнительных лицензий на торговую марку и т. п. Первоначальная идея или технология приобрела очень высокую стоимость [8].
В большинстве экономически развитых стран, как правило, не имеется специальных законодательных актов, регулирующих передачу в другие государства технологий, в том числе содержащих объекты интеллектуальной собственности, либо получение технологий из-за рубежа. Такие нормы содержатся, в частности, в законодательстве об экспортном контроле, об оказании помощи иностранным государствам, антитрестовском, налоговом, патентном законодательстве, законодательстве в области гражданского и торгового права. Рассмотрим наиболее важные аспекты, касающиеся международного трансфера технологий на примере некоторых индустриально развитых стран.
В патентном законе США содержатся нормы, которые, во-первых, ограничивают передачу технологий из США в другие государства, во-вторых, регулируют особый порядок использования изобретений, созданных с привлечением правительственных заказов, в-третьих, устанавливают преимущества американским юридическим и физическим лицам в использовании изобретений, запатентованных на имя государства в лице федеральных ведомств. В соответствии с данным законом американский заявитель в течение шести месяцев не может подавать заявки на получение иностранных патентов. Такая же норма содержится в законодательстве многих стран мира, но с более коротким ограничительным сроком. Патентный закон США не содержит норм об обязательной регистрации лицензионных договоров о предоставлении прав на использование патента, однако регулирует лицензионную деятельность организаций, создающих изобретения при финансовом содействии федерального правительства. Таким образом, передача патентных прав на использование изобретений, созданных при финансовом содействии федерального правительства, фактически находится под контролем государства в лице федеральных министерств и ведомств. Запрещая использование принадлежащих ему запатентованных технологий иностранным компаниям, американское государство имеет возможность ограничить деятельность этих компаний как на внутреннем рынке, так и за пределами США.
Законодательство об экспортном контроле имеется в США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и других странах.
В США в соответствии с Законом «О регулировании экспорта» 1979 г. правительственный контроль над экспортом ведется на основании следующих критериев: 1) национальная безопасность; 2) проведение внешней политики; 3) экономические интересы.
Устанавливаются два вида контроля над лицензируемым экспортом: первый – составление списка товаров, экспорт которых может быть ограничен; второй – выдача экспортной лицензии определенного вида в зависимости от объекта и географии экспорта. Закон «О регулировании экспорта» предусматривает возможность как сокращения, так и увеличения экспорта в любую страну, а также пересмотр списка контролируемых товаров и технологий.
По соображениям национальной безопасности контролю подлежит экспорт из США технологий, которые могут быть использованы для укрепления военного потенциала возможного противника. Экспорт таких технологий во все страны, кроме Канады, требует получения индивидуальных лицензий в каждом конкретном случае. Список подлежащих контролю товаров и технологий составляется министерством обороны. В перечень товаров и технологий военного и двойного назначения включена помимо военной техники и военных технологий продукция, относящаяся к компьютерной технике, робототехнике, волоконной оптике, биотехнологии.
Список товаров и технологий, экспорт которых может препятствовать достижению внешнеполитических интересов США, составляется Госдепартаментом. Оба списка передаются в министерство торговли, которое в случае согласия составляет единый список контролируемых товаров и технологий, при этом все возможные страны-экспортеры подразделяются на семь групп с целью осуществления экспортного лицензирования. В зависимости от группы стран-экспортеров американские экспортеры должны получить от министерства торговли одну из существующих лицензий - общую или индивидуальную.
В течение длительного периода времени СССР, затем страны СНГ и другие государства подвергались жесткой дискриминации в международной торговле технологиями. Передача технологий контролировалась западными странами через Комитет по многостороннему контролю над экспортом (КОКОМ), который был создан в 1949 г. и просуществовал до 1 апреля 1994 г.
Общей тенденцией в политике государств в области экспортного контроля является перенесение центра тяжести с контроля над экспортом товаров на контроль над экспортом новейших технологий.
Кроме общего законодательства в области экспорта в ряде стран имеются специальные законодательные акты, предусматривающие разрешительный порядок заключения лицензионных соглашений. В частности, во Франции информация о продаже и покупке технологий должна предоставляться министерству развития науки и промышленности, а все договоры подлежат регистрации. Строго разрешительный порядок приобретения иностранных технологий был установлен в Японии.
Анализируя политику ведущих индустриально развитых стран в области передачи технологий, можно заключить, что несмотря на лидирующую роль во многих областях науки и техники эти государства предпринимают серьезные усилия для сохранения и закрепления своего технологического превосходства над остальным миром путем введения различных ограничительных мер.
Законодательство, прямо или косвенно регулирующее передачу технологий, существует во многих развивающихся странах: Аргентине, Бразилии, Доминиканской Республике, Гане, Индии, Мексике, Непале, Нигерии, Пакистане, Судане, Филиппинах, Замбии, Боливии, Венесуэле, Эквадоре, Чили, Колумбии, Перу и других. Однако, в отличие от группы развитых государств, оно имеет иные цели, главными из которых являются:
– установление контроля над ценами за передаваемую технологию;
– осуществление контроля над эффективностью исполнения передаваемых технологий;
– недопущение установления контроля над получателем технологии со стороны поставщика;
– стимулирование национальной научно-технической деятельности.
Таким образом, законодательство развивающихся стран в области передачи технологий в последние годы характеризуется ярко выраженной защитной функцией по отношению к национальной экономике и сочетанием ввоза новых технологий с развитием собственных научно-технических исследований и разработок [9, с. 8 – 10].
Сформировавшийся во второй половине XX столетия мировой рынок лицензий сходен с традиционными товарными рынками и по масштабам, и по своей роли в мирохозяйственных связях современного общества. Несмотря на специфику, мировой рынок лицензий отвечает всем критериям, присущим товарным рынкам. Он имеет отраслевую и географическую структуру, включает национальные рынки, имеет свои правила и обычаи, определяющие взаимоотношения продавцов и покупателей в сфере обращения. Существуют свои формы рекламы, методика расчета цен, правовые нормы, базисные разновидности лицензий.
Международная торговля лицензиями развивается более быстрыми темпами, чем сама международная торговля. Темпы роста торговли запатентованными технологиями в настоящее время в среднем превышают темпы развития торговли традиционными товарами в 3 – 4 раза и составляют 10 – 12% в год. Это ведет к устойчивому росту масштабов лицензионной торговли и доли общего и отраслевых рынков лицензий в мировом товарообороте.
Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:
– приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7 – 8 лет;
– покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
– каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3 – 6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии – 16 долларов;
– экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение [10].
На развитие современной торговли лицензиями глубокое воздействие оказывают процессы монополизации и международной интеграции производства, создание в мире широкой сети транснациональных корпораций (далее – ТНК). Под их влиянием произошло формирование нового направления обмена лицензиями – международной внутрифирменной лицензионной торговли, доля которой составляет около 80% всех операций на мировом рынке лицензий.
Отличительной чертой международного рынка лицензий является его универсальность, органическая связь со всеми отраслями производства. Но его развитие происходит не в равной мере во всех сферах экономики, а избирательно, преимущественно в прогрессивных наукоемких отраслях промышленности под воздействием научно-технической революции и процессов международной специализации производства. Это определяет отраслевую направленность развития международной торговли лицензиями, формирование отраслевых рынков лицензий.
Большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность – 19%, общее машиностроение – 18%, химическую промышленность – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.
К характерным особенностям развития рынка лицензий на современном этапе также следует отнести ускоряющийся процесс распространения лицензионной торговли на новые страны, усиление ее концентрации в экономически развитых странах, усиление влияния международных ТНК на лицензионную торговлю, относительный рост расходов во многих странах на покупку лицензий в сравнении с затратами на НИОКР.
На сегодняшний день международная торговля лицензиями осуществляется в основном между экономически развитыми странами (далее – ЭРС), на долю которых приходится более 92% всех продаж и 87% покупок лицензий, частично между ЭРС и развивающимися странами (далее – РС) и незначительно между РС.
Теоретически все страны мира можно разделить на несколько групп в зависимости от их роли в международной торговле лицензиями:
– ЭРС с доминирующим экспортом лицензий. К этой группе, соответственно, можно отнести только США;
– ЭРС с преобладающим экспортом лицензий. Сюда входят Великобритания и Швейцария, которые проводят политику, направленную на стимулирование экспорта лицензий;
– ЭРС с преобладающим импортом лицензий. Такими государствами считаются все остальные ЭРС, в особенности Германия и Япония. Они активно используют зарубежный опыт и технические знания для оснащения ведущих отраслей передовой технологией и ускорения собственных научных разработок и не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным сделкам. Именно эффективное использование иностранных патентов и лицензий и их незамедлительное внедрение и освоение сыграли огромную роль в создании «японского чуда»;
– РС с импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли. К ним относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Эти страны целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий для решения крупных экономических проблем, а экспортируют лицензии в основном в соседние государства;