Международная лицензионная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Мировая торговля лицензиями – один из ключевых элементов «новой экономики», обеспечивающих динамику, движущие силы и направления ее функционирования. Роль лицензионного фактора в «новой экономике» возрастает по мере углубления международного разделения труда в сфере научных исследований и разработок, расширения числа направлений научно-технического прогресса (далее – НТП), ускорения темпов морального старения научно-технических новшеств, удорожания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Сущность, объекты и виды лицензий. Мотивы их передачи
1.2 Сущность лицензионной торговли и механизм ее организации
1.3 Цена лицензии. Способы оплаты лицензии
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЛИЦЕНЗИЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Правовое регулирование лицензионной торговли: опыт зарубежных стран
2.2 Состояние и особенности международной торговли лицензиями
2.3 Место и роль ТНК в международной торговле лицензиями
ГЛАВА 3 ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Анализ лицензионной торговли Республики Беларусь
3.2 Перспективы участия Республики Беларусь в международной лицензионной торговле
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

–        сублицензии. Лицензиат может предоставить право на использование объектов промышленной собственности третьим лицам при согласии лицензиара и на условиях, которые должны быть оговорены в основном лицензионном договоре между лицензиатом и лицензиаром [5].

3.      По степени производственного освоения:

–        достижения, освоенные в производстве;

–        исследовательские.

4.      По предмету сделки:

–        научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);

–        промышленные образцы;

–        торговые знаки;

–        услуги.

5.      По наличию у объекта лицензии патентной защиты:

–        патентная лицензия – лицензии, дающие право использования запатентованного изобретения;

–        беспатентная лицензия («ноу-хау») – дающие право на использование научно-технических достижений.

Целесообразность продажи технологии может быть обусловлена одной из трех основных причин:

–        невозможностью или нецелесообразностью по каким-либо причинам ее использования внутри страны;

–        экономической или политической невозможностью экспорта продукции, изготовляемой по этой технологии на территории какой-либо страны или ряда стран из-за их ограничительной практики и различного рода барьеров;

–        большим объемом внутреннего рынка.

В первом случае продажа лицензии на технологию позволит частично или полностью вернуть расходы, потраченные на ее разработку, во втором – проникнуть на закрытые для товарного экспорта рынки, в третьем – ускорить насыщение внутреннего рынка, снизить издержки либо как-то иначе использовать преимущества международного разделения труда.

 

 

1.2 Сущность лицензионной торговли и механизм ее организации

 

 

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4 – 5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензионная торговля  – форма международной торговли технологией, включающая сделки с «ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретения, на основе лицензионных соглашений [3].

Продажу за границу лицензий на  использование  изобретений,  технических знаний,  опыта,  а  также  товарных  знаков  принято  называть   заграничным лицензированием.

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг – когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

В лицензионной торговле имеется определенный риск, поскольку во многих странах очень сложно осуществлять контроль над передаваемыми техническими разработками, а, прежде всего, над погашением платежей за лицензии. Иногда продажа лицензии может привести к тому, что лицензиат становится конкурентом лицензиара на рынках третьих стран. Кроме того, срок освоения производства по лицензии может занимать несколько лет, а в результате изменения рыночной конъюнктуры за это время могут резко снизиться конкурентоспособность товара и спрос на него, поэтому от предприимчивости лицензиата и его коммерческой активности зависят объем и сроки лицензионных поступлений. В связи с этим необходима тщательная проверка сведений о потенциальном партнере (его правовое и финансовое положение, место на рынке, научно-технический уровень производства, перспективы развития и т. д.) [4].

Важнейшим требованием к потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность осваивать новую технологию и организовать рентабельное производство.

При сборе информации используются различные источники: фирменные справочники, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, а также периодической прессы, справки банков.

После проведения переговоров заключается лицензионное соглашение, которое имеет определенную структуру, хотя каждое соглашение является сугубо индивидуальным вследствие различий предметов соглашений, позиций партнеров и др.

Лицензионное соглашение – соглашение о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков и др.; соглашение, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение

Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау»; растет также число лицензионных соглашений на использование «ноу-хау» без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т. п. Наибольшее распространение в международной   торговле    получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу  одного  или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау». Второе место занимают лицензии на «ноу-хау» и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи «ноу-хау».

Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:

–        разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;

–        наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники;

–        по способу передачи технологии, т. е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения) [6].

Условия лицензионного соглашения могут устанавливать:

–        территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств),

–        форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа, применение технологии и т. д.),

–        его объем в количественном отношении,

–        срок применения (обычно от трех до десяти лет) и т. д.

В лицензионное соглашение включаются также условия для передачи приобретателю лицензии технической документации, оказания ему технической помощи путем посылки и приема специалистов, о поставке образцов машин и оборудования, взаимной информации сторон о внесенных в объект технических усовершенствованиях, об участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному соглашению и др. В лицензионном соглашении устанавливается также размер лицензионного вознаграждения, порядок его определения и выплаты.

При заключении договоров на «ноу-хау» не действует патентная защита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении «ноу-хау» как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок ознакомления с «ноу-хау» сотрудников лицензиата.

Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании «ноу-хау», являются:

–        не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;

–        указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;

–        не предоставлять сублицензии на «ноу-хау», так как это может повлечь за собой его утрату [7].

 

 

1.3 Цена лицензии. Способы оплаты лицензии

 

 

Лицензионное вознаграждение – возмещение за предоставление прав на использование лицензий, «ноу-хау» и др., являющихся предметом лицензионного соглашения.

Платежи за лицензии зависят:

–        от способа применения лицензии и условий соглашения;

–        ценности, которую лицензия представляет для лицензиара;

–        факторов, связанных с законодательством и конкуренцией;

–        умения сторон вести переговоры.

На практике используют несколько видов расчетов за лицензии:

–        роялти – оговоренное участие в прибыли, т. е. периодические процентные отчисления от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции в течение всего периода действия лицензионного соглашения.

Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3 – 5%. В последнее время зачастую ставка роялти определяется индивидуально при заключении соглашения в каждом конкретном случае. На размер роялти влияет также отрасль техники: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Тем не менее, обычно, доля, выплачиваемая покупателем простой лицензии не превышает 15%, исключительной лицензии – 25%, полной лицензии – 40%. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей.

Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрывать лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. В свою очередь максимальные выплаты, на которые может согласиться лицензиат, равны стоимости альтер­нативного решения, заменяющего приобретение лицензии;

–        паушальный платеж – единовременный платеж, твердо зафиксированный в лицензионном соглашении, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата при использовании лицензии (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами).

В некоторых случаях вся сумма выплачивается единовременно в момент вступления лицензионного соглашения в силу, который нередко совпадает с датой его подписания. Однако, как правило, в лицензионном соглашении предусмотрена поэтапная выплата этой суммы: 10 – 30% единовременного платежа – при подписании договора (вступлении в силу); 40 – 60% единовременного платежа – при передаче технической документации; 10 – 30% единовременного платежа – при начале производства продукции по лицензии, но не позднее определенного срока со дня передачи технической документации.

По паушаль­ным платежам лицензиар стремится получить такую сумму, кото­рая, будучи положенной на банковский счет, обеспечила бы ему прибыль, равную по величине и времени выплате в виде роялти. Паушальная форма платежа страхует лицензиара от коммерческо­го и прочих рисков и используется при продаже лицензии малоиз­вестной фирме в качестве гарантии от разглашения секретов при передаче «ноу-хау», а также при поставках комплектного обору­дования и в случаях, когда лицензиат хочет избежать контроля над последующим использованием технологии. В то же время ли­цензиар лишается возможности получения дополнительных сумм, если производство лицензионной продукции превысит расчетные объемы;

–       комбинированные платежи – платежи, которые включают первоначальную сумму в виде паушального платежа и последующие периодические отчисления (роялти).

В этом случае коммерческие условия лицензионного соглашения, определяемые на базе роялти, содержат положение о выплате лицензиатом определенной фиксированной суммы (первоначального платежа) на начальном этапе реализации соглашения. Эта сумма необходима лицензиару для оплаты расходов, связанных с подготовкой и передачей технической документации, а также расходов, понесенных им на стадии, предшествующей заключению договора: на рекламные мероприятия, подготовку договора и коммерческого предложения, переписку, визиты, участие персонала в технических и коммерческих переговорах и т. д. Обычно размер первоначальных платежей составляет 10 – 30% от цены лицензии, рассчитанной на базе роялти;

–       участие в собственности – передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предостав­ленную лицензию. Этот вид применяется в целях установления контроля над собственностью иностранных предприятий, исполь­зующих технологию лицензиара;

–       взаимный обмен лицензиями;

–       передача ценных бумаг и технической документации.

Цена лицензии основывается на определении стоимости объекта лицензирования, которая складывается из затрат владельца прав на создание новшества, его патентование, организацию использования, страхование, разрешение правовых конфликтов, а также с учетом сроков охранного документа и предполагаемого полезного использования объекта.

Верхним пределом цены лицензиара служит наименьшая из его оценок:

–        прироста прибыли покупателя в результате применения тех­нологии;

–        стоимости закупки покупателем аналогичной технологии у другого продавца;

–        издержек самостоятельной разработки технологии лицензиатом.

Информация о работе Международная лицензионная торговля