Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Мировая торговля лицензиями – один из ключевых элементов «новой экономики», обеспечивающих динамику, движущие силы и направления ее функционирования. Роль лицензионного фактора в «новой экономике» возрастает по мере углубления международного разделения труда в сфере научных исследований и разработок, расширения числа направлений научно-технического прогресса (далее – НТП), ускорения темпов морального старения научно-технических новшеств, удорожания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Сущность, объекты и виды лицензий. Мотивы их передачи
1.2 Сущность лицензионной торговли и механизм ее организации
1.3 Цена лицензии. Способы оплаты лицензии
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЛИЦЕНЗИЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Правовое регулирование лицензионной торговли: опыт зарубежных стран
2.2 Состояние и особенности международной торговли лицензиями
2.3 Место и роль ТНК в международной торговле лицензиями
ГЛАВА 3 ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Анализ лицензионной торговли Республики Беларусь
3.2 Перспективы участия Республики Беларусь в международной лицензионной торговле
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
– сублицензии. Лицензиат может предоставить право на использование объектов промышленной собственности третьим лицам при согласии лицензиара и на условиях, которые должны быть оговорены в основном лицензионном договоре между лицензиатом и лицензиаром [5].
3. По степени производственного освоения:
– достижения, освоенные в производстве;
– исследовательские.
4. По предмету сделки:
– научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);
– промышленные образцы;
– торговые знаки;
– услуги.
5. По наличию у объекта лицензии патентной защиты:
– патентная лицензия – лицензии, дающие право использования запатентованного изобретения;
– беспатентная лицензия («ноу-хау») – дающие право на использование научно-технических достижений.
Целесообразность продажи технологии может быть обусловлена одной из трех основных причин:
– невозможностью или нецелесообразностью по каким-либо причинам ее использования внутри страны;
– экономической или политической невозможностью экспорта продукции, изготовляемой по этой технологии на территории какой-либо страны или ряда стран из-за их ограничительной практики и различного рода барьеров;
– большим объемом внутреннего рынка.
В первом случае продажа лицензии на технологию позволит частично или полностью вернуть расходы, потраченные на ее разработку, во втором – проникнуть на закрытые для товарного экспорта рынки, в третьем – ускорить насыщение внутреннего рынка, снизить издержки либо как-то иначе использовать преимущества международного разделения труда.
Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4 – 5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.
Лицензионная торговля – форма международной торговли технологией, включающая сделки с «ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретения, на основе лицензионных соглашений [3].
Продажу за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.
Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг – когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.
В лицензионной торговле имеется определенный риск, поскольку во многих странах очень сложно осуществлять контроль над передаваемыми техническими разработками, а, прежде всего, над погашением платежей за лицензии. Иногда продажа лицензии может привести к тому, что лицензиат становится конкурентом лицензиара на рынках третьих стран. Кроме того, срок освоения производства по лицензии может занимать несколько лет, а в результате изменения рыночной конъюнктуры за это время могут резко снизиться конкурентоспособность товара и спрос на него, поэтому от предприимчивости лицензиата и его коммерческой активности зависят объем и сроки лицензионных поступлений. В связи с этим необходима тщательная проверка сведений о потенциальном партнере (его правовое и финансовое положение, место на рынке, научно-технический уровень производства, перспективы развития и т. д.) [4].
Важнейшим требованием к потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность осваивать новую технологию и организовать рентабельное производство.
При сборе информации используются различные источники: фирменные справочники, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, а также периодической прессы, справки банков.
После проведения переговоров заключается лицензионное соглашение, которое имеет определенную структуру, хотя каждое соглашение является сугубо индивидуальным вследствие различий предметов соглашений, позиций партнеров и др.
Лицензионное соглашение – соглашение о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков и др.; соглашение, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение
Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау»; растет также число лицензионных соглашений на использование «ноу-хау» без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т. п. Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау». Второе место занимают лицензии на «ноу-хау» и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи «ноу-хау».
Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:
– разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;
– наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники;
– по способу передачи технологии, т. е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения) [6].
Условия лицензионного соглашения могут устанавливать:
– территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств),
– форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа, применение технологии и т. д.),
– его объем в количественном отношении,
– срок применения (обычно от трех до десяти лет) и т. д.
В лицензионное соглашение включаются также условия для передачи приобретателю лицензии технической документации, оказания ему технической помощи путем посылки и приема специалистов, о поставке образцов машин и оборудования, взаимной информации сторон о внесенных в объект технических усовершенствованиях, об участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному соглашению и др. В лицензионном соглашении устанавливается также размер лицензионного вознаграждения, порядок его определения и выплаты.
При заключении договоров на «ноу-хау» не действует патентная защита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении «ноу-хау» как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок ознакомления с «ноу-хау» сотрудников лицензиата.
Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании «ноу-хау», являются:
– не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;
– указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
– не предоставлять сублицензии на «ноу-хау», так как это может повлечь за собой его утрату [7].
Лицензионное вознаграждение – возмещение за предоставление прав на использование лицензий, «ноу-хау» и др., являющихся предметом лицензионного соглашения.
Платежи за лицензии зависят:
– от способа применения лицензии и условий соглашения;
– ценности, которую лицензия представляет для лицензиара;
– факторов, связанных с законодательством и конкуренцией;
– умения сторон вести переговоры.
На практике используют несколько видов расчетов за лицензии:
– роялти – оговоренное участие в прибыли, т. е. периодические процентные отчисления от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции в течение всего периода действия лицензионного соглашения.
Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3 – 5%. В последнее время зачастую ставка роялти определяется индивидуально при заключении соглашения в каждом конкретном случае. На размер роялти влияет также отрасль техники: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Тем не менее, обычно, доля, выплачиваемая покупателем простой лицензии не превышает 15%, исключительной лицензии – 25%, полной лицензии – 40%. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей.
Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрывать лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. В свою очередь максимальные выплаты, на которые может согласиться лицензиат, равны стоимости альтернативного решения, заменяющего приобретение лицензии;
– паушальный платеж – единовременный платеж, твердо зафиксированный в лицензионном соглашении, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата при использовании лицензии (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами).
В некоторых случаях вся сумма выплачивается единовременно в момент вступления лицензионного соглашения в силу, который нередко совпадает с датой его подписания. Однако, как правило, в лицензионном соглашении предусмотрена поэтапная выплата этой суммы: 10 – 30% единовременного платежа – при подписании договора (вступлении в силу); 40 – 60% единовременного платежа – при передаче технической документации; 10 – 30% единовременного платежа – при начале производства продукции по лицензии, но не позднее определенного срока со дня передачи технической документации.
По паушальным платежам лицензиар стремится получить такую сумму, которая, будучи положенной на банковский счет, обеспечила бы ему прибыль, равную по величине и времени выплате в виде роялти. Паушальная форма платежа страхует лицензиара от коммерческого и прочих рисков и используется при продаже лицензии малоизвестной фирме в качестве гарантии от разглашения секретов при передаче «ноу-хау», а также при поставках комплектного оборудования и в случаях, когда лицензиат хочет избежать контроля над последующим использованием технологии. В то же время лицензиар лишается возможности получения дополнительных сумм, если производство лицензионной продукции превысит расчетные объемы;
– комбинированные платежи – платежи, которые включают первоначальную сумму в виде паушального платежа и последующие периодические отчисления (роялти).
В этом случае коммерческие условия лицензионного соглашения, определяемые на базе роялти, содержат положение о выплате лицензиатом определенной фиксированной суммы (первоначального платежа) на начальном этапе реализации соглашения. Эта сумма необходима лицензиару для оплаты расходов, связанных с подготовкой и передачей технической документации, а также расходов, понесенных им на стадии, предшествующей заключению договора: на рекламные мероприятия, подготовку договора и коммерческого предложения, переписку, визиты, участие персонала в технических и коммерческих переговорах и т. д. Обычно размер первоначальных платежей составляет 10 – 30% от цены лицензии, рассчитанной на базе роялти;
– участие в собственности – передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию. Этот вид применяется в целях установления контроля над собственностью иностранных предприятий, использующих технологию лицензиара;
– взаимный обмен лицензиями;
– передача ценных бумаг и технической документации.
Цена лицензии основывается на определении стоимости объекта лицензирования, которая складывается из затрат владельца прав на создание новшества, его патентование, организацию использования, страхование, разрешение правовых конфликтов, а также с учетом сроков охранного документа и предполагаемого полезного использования объекта.
Верхним пределом цены лицензиара служит наименьшая из его оценок:
– прироста прибыли покупателя в результате применения технологии;
– стоимости закупки покупателем аналогичной технологии у другого продавца;
– издержек самостоятельной разработки технологии лицензиатом.