Государственная стратегия
развития МСП направлена на повышение
гибкости, устойчивости и конкурентоспособности
предприятий в условиях глобализации
экономики и ориентирована на
выполнение следующих задач:
- совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для МСП;
- стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей МСП;
- улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития МСП;
- дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд.;
- дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд.;
- всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.
В Италии активизация
развития МСП началась с 50-х годов,
в связи с вступлением в
Европейский Союз, а также в
целях дальнейшего экономического
развития и обеспечения высокой
конкурентоспособности национальной
продукции на мировом рынке. С
начала 70-х годов в Италии начала
проводиться политика создания и
развития новых промышленных регионов
(*1). Для ускорения развития МСП
были созданы 25 бизнес-инкубаторов. Появилась
также потребность в реструктуризации
уже имевшихся крупных производств для
увеличения их гибкости и приспособляемости
к изменяющимся экономическим условиям.
Процесс структурной перестройки крупных
компаний привел к уменьшению вертикальной
интеграции и расширению горизонтальных
связей. Это позволило расширить производственную
и технологическую специализацию при
одновременном возрастании роли отдельных
видов производств. Сейчас в МСП Италии
сосредоточено свыше 70% всего занятого
населения, причем 37,4% работают на предприятиях,
где трудится менее 50 человек, и только
30% занято - на крупных предприятиях. Промышленные
предприятия сектора МСП обеспечивают
около 32% добавленной стоимости продукции
крупных предприятий. Такие сдвиги в промышленности
были достигнуты в значительной мере благодаря
реформированию крупных предприятий с
выделением из них малых и средних предприятий.
Начиная с 1952 г. развитию МСП в Италии способствовало
мощное правовое обеспечение, которое
постоянно совершенствуется. К настоящему
времени только в этой сфере принято свыше
30 основополагающих законов, а также целый
комплекс программ, направленных на развитие
МСП и на оздоровление экономики страны.
В реорганизации промышленности и развитии
МСП огромную роль принадлежит закону
N 317, принятому в 1991 г. Этим законом были
установлены финансовые, технические
и организационные меры по обеспечению
развития и поддержки МСП, а так же определены
3 важнейших уровня приоритетности решаемых
проблем.
*1 Проект TACIS N 9303. Том
2.Зутермиер (Нидерланды), 1995.
I уровень:
- финансовая поддержка в модернизации и приобретении нового оборудования для МСП, а так же облегчение условий финансирования МСП;
- совершенствование технологий и развитие НИОКР, создание консорциумов из институтов, малых, средних и крупных предприятий, с участием местных органов власти, для совместных исследований и технического сотрудничества;
- развитие производственно-технологической кооперации в МСП.
II уровень:
- развитие и усиленное финансирование южных и слаборазвитых регионов;
- обеспечение сотрудничества МСП с крупными предприятиями, особенно в промышленных районах на северо-востоке страны;
- обеспечение международной конкурентоспособности итальянской продукции путем поддержки МСП производящих экспортную продукцию;
- создание сферы коммерческих и производственных услуг, способствующих повышению качества и конкурентоспособности Итальянской продукции.
III уровень:
- экономическое возрождение и поддержка регионов в интересах ЕС;
- совершенствование и развитие профессионального обучения.
Мощное и всестороннее
правовое и ресурсное обеспечение
развития МСП позволили в короткие
сроки обеспечить Италии достойное
место в группе самых развитых
стран мира.
Государственная политика
в отношении предпринимательства
постоянно совершенствовалась с
ростом понимания социально-экономической
значимости сектора МСП, что подтверждается
последовательностью принятия некоторых
правовых актов, направленных на расширение
возможностей для роста и развития
сектора МСП:
- 1952 г. «О создании центральной службы кредитования МСП (Медиокредито Чентрале)»;
- 1965 г. «О содействии в приобретении нового оборудования»;
- 1977 г. «О кредитовании и страховании экспорта»;
- 1981 г. «О создании экспортных консорциумов МСП»;
- 1982 г. «О создании Фонда технологических инноваций и Фонда ремесленнических проектов»;
- 1990 г. «О создании совместных предприятий за рубежом с участием итальянских МСП»;
- 1994 г. «О помощи начинающим предприятиям и стимулировании реинвестирования прибыли».
С 2000 г. постепенно
была значительно расширена компетенция
регионов в части правового обеспечения
предпринимательства так и в
создании, развитии и управлении инфраструктурой
поддержки (учебные и информационные
центры, бизнес-инкубаторы, технопарки
и др.), выведенной из под непосредственного
контроля соответствующих министерств.
Государственная стратегия
развития МСП определена законами L317/91;
L488/92; L341/95 и рядом других правовых
актов, направленных на:
- содействие экономическому развитию регионов (особенно южных);
- поддержку развития НИОКР и трансферт новых технологий;
- повышение конкурентоспособности продукции МСП на мировых рынках;
- развитие производственно-технологической кооперации в рамках территориально-производственных комплексов с большим количеством МСП;
- содействие интернационализации итальянских МСП;
- помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий.
В Великобритании,
государственная поддержка МСП
в рамках всей страны активизировалась
с конца 70-х годов, когда Центральное
Правительство поставило задачу
по оказанию более интенсивной помощи
этому сектору экономики и
стимулированию его развития. Были
разработаны и реализованы различные
организационные мероприятия и
стратегические программы в числе которых
в первую очередь надо указать на следующие:
- программы, ориентированные на понижение темпов инфляции и на повышение устойчивость национальной валюты, т.к. самой серьезной финансовой проблемой владельцев предприятий МСП являются плавающие и неустойчивые процентные ставки на финансовых рынках;
- Центральное Правительство предоставило особые полномочия Министерству Торговли и Промышленности (МТП) в обеспечении интересов МСП;
- В каждом ведомстве и департаменте Центрального Правительства были назначены руководящие работники, ответственные за контроль и оценку осуществления стратегии своего Департамента (Ведомства) по вопросам МСП;
- в Центральном Правительстве на регулярной основе рассматривают важнейшие вопросы связанные с деятельностью сектора МП, в числе которых можно указать на следующие:
- степень воздействия стратегии и законодательства на деятельность МСП с целью предотвращения от избыточных затрат, связанных необходимостью соответствия требованиям законодательства;
- комплексное развитие коммерческих возможностей МСП путем стимулирования торговли и осуществления стратегии размещения государственных заказов в секторе МП;
- выполнение специализированных программ по оказанию помощи предприятиям сектора МСП.
Центральное Правительство
оказывает содействие сектору МСП
по четырем принципиальным направлениям:
- совершенствование налогообложения;
- разработка законодательных актов и разъяснение его положений, послабление административных требований;
- финансовая поддержка;
- разработка механизмов консультирования и поддержки.
Налогообложение является
мощным инструментом стимулирования и
регулирования предпринимательской
деятельности. Нижние границы налогообложения
для ряда налогов устанавливаются
таким образом, чтобы исключить
из этой категории малые и средние
предприятия или предоставить им
льготные условия. Например, НДС взимается
только с предприятий, оборот которых
превышает $80 тыс., при этом допускается
однократная оплата НДС за весь год.
Налог с прибыли взимается
в размере лишь 24% с предприятий,
прибыль которых не превышает $500
тыс. Также существуют скидки с налогооблагаемых
сумм по необоротным активам, которые
введены в качестве льгот для
малых предприятий. Налоговые льготы
предоставляются:
- при инвестировании в фонды венчурного (рискового) капитала, создаваемые в помощь малым предприятиям;
- при капиталовложениях в строительство коммерческих точек и мастерских;
- предприятиям, которые создают новые рабочие места, что особенно важно для развития депрессивных районов и общего оздоровления экономики;
- в зависимости от местных условий и приоритетов для малых предприятий установлены заниженные нормы взносов в фонд государственного социального страхования (выплата государственной пенсии, пособий по болезни и по социальному обеспечению) и упрощены методы оплаты этих взносов и подоходного налога;
- налоговая скидка малым предприятиям в период перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества, а так же были введены изменения в систему местного взимания налога на недвижимое имущество.
Два последних мероприятия
были направлены на стимулирование развития
МСП в депрессивных районах и
в местах, нуждающихся в интенсивных
мерах по минимизации социальной
напряженности (безработица в связи
с реструктуризацией промышленности,
временный экономический спад и
др.).
Государство регламентируют
общие условия ведения предпринимательской
деятельности и допускает определенные
возможности для местных органов власти
по применению дополнительных мер, способствующих
решению локальных проблем методами дополнительного
регулирования и стимулирования предпринимательской
активности сектора МСП, в их числе:
- Введены разъяснения положений о владении недвижимостью и упрощающее передачу бизнеса от одного владельца другому или его продажу, а также в случае болезни или смерти владельца.
- Подготовлены нормы и правила аренды движимого и недвижимого имущества, разъясняющие соответствующие права и обязанности арендаторов и арендодателей.
- Введен ряд положений, обеспечивающих снижение затрат малых предприятий на соответствие требованиям законодательства, в числе которых можно отметить:
- упрощение правил налогообложения предпринимателей, работающих на условиях самозанятости;
- освобождение от выполнения многих требований аудита для предприятий с оборотом менее 500 тыс фунтов стерлингов;
- введены новые упрощенные нормы финансовой отчетности для малых предприятий;
- введен контроль своевременности оплаты других компаний по счетам малых предприятий.
Доступ к финансированию
МСП обеспечивается правительственными
органами различных уровней власти,
кредитно-финансовыми институтами.
Банки, различные фонды, финансовые
и инвестиционные компании являются
главными источниками финансирования
МСП. Центральное Правительство оказывает
ограниченную финансовую поддержку, и
предпринимает ряд мер для расширения
круга источников финансирования, доступных
для малых предприятий. К числу важнейших
инициатив в этом направлении можно отнести
следующие меры:
- Программа гарантированных кредитов малым предприятиям (введена в 1981 г.) для обеспечения финансовой поддержки платежеспособным предприятиям, которые по различным причинам не могут получить финансирование из традиционных источников. Согласно данной программе кредиторы получают правительственную гарантию от 70% до 85% кредита для соответствующих предприятий. Вариации в размере гарантии отражают приоритеты местных властей в поддержке малых предприятий на различных территориях.
- Обеспечение справедливых условий о финансовой поддержки МСП.
- Создание Фондов венчурного капитала, направленных на стимулирование инвестиций в мелкие компании, незарегистрированные на бирже. Такие инвесторы освобождаются от уплаты налогов и сами фонды пользуются определенными налоговыми льготами.
- Программа по оказанию содействия малым предприятиям в поиске инвесторов.
- Создание Региональных и Конкурентных фондов с помощью которых Правительство предоставляет финансирование малым предприятиям на конкурсной основе.
- Ряд отдельных программ и инициатив был объединен в единые фонды, ориентированные на повышение конкурентоспособности и экономическое восстановление определенных территорий. В рамках этих фондов малым предприятиям оказывается как непосредственная поддержка, так и техническая помощь в виде программ обучения.