Место малого бизнеса России в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:37, доклад

Описание работы

В малом бизнесе всех без исключения стран мира все больше проявляются черты глобализации, выражающейся в росте внешнеэкономической активности, широком использовании глобальных информационных технологий, унификации форм и деловых стандартов предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

Место малого бизнеса России в международной торговле.docx

— 849.11 Кб (Скачать)

 
 

Государственная стратегия  развития МСП направлена на повышение  гибкости, устойчивости и конкурентоспособности  предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:

  • совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для МСП;
  • стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей МСП;
  • улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития МСП;
  • дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд.;
  • дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд.;
  • всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.

 
 
 

В Италии активизация  развития МСП началась с 50-х годов, в связи с вступлением в  Европейский Союз, а также в  целях дальнейшего экономического развития и обеспечения высокой  конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. С  начала 70-х годов в Италии начала проводиться политика создания и  развития новых промышленных регионов (*1). Для ускорения развития МСП  были созданы 25 бизнес-инкубаторов. Появилась также потребность в реструктуризации уже имевшихся крупных производств для увеличения их гибкости и приспособляемости к изменяющимся экономическим условиям. Процесс структурной перестройки крупных компаний привел к уменьшению вертикальной интеграции и расширению горизонтальных связей. Это позволило расширить производственную и технологическую специализацию при одновременном возрастании роли отдельных видов производств. Сейчас в МСП Италии сосредоточено свыше 70% всего занятого населения, причем 37,4% работают на предприятиях, где трудится менее 50 человек, и только 30% занято - на крупных предприятиях. Промышленные предприятия сектора МСП обеспечивают около 32% добавленной стоимости продукции крупных предприятий. Такие сдвиги в промышленности были достигнуты в значительной мере благодаря реформированию крупных предприятий с выделением из них малых и средних предприятий. Начиная с 1952 г. развитию МСП в Италии способствовало мощное правовое обеспечение, которое постоянно совершенствуется. К настоящему времени только в этой сфере принято свыше 30 основополагающих законов, а также целый комплекс программ, направленных на развитие МСП и на оздоровление экономики страны. В реорганизации промышленности и развитии МСП огромную роль принадлежит закону N 317, принятому в 1991 г. Этим законом были установлены финансовые, технические и организационные меры по обеспечению развития и поддержки МСП, а так же определены 3 важнейших уровня приоритетности решаемых проблем.

 

 

*1 Проект TACIS N 9303. Том  2.Зутермиер (Нидерланды), 1995.

 

I уровень:

  • финансовая поддержка в модернизации и приобретении нового оборудования для МСП, а так же облегчение условий финансирования МСП;
  • совершенствование технологий и развитие НИОКР, создание консорциумов из институтов, малых, средних и крупных предприятий, с участием местных органов власти, для совместных исследований и технического сотрудничества;
  • развитие производственно-технологической кооперации в МСП.

 

II уровень:

  • развитие и усиленное финансирование южных и слаборазвитых регионов;
  • обеспечение сотрудничества МСП с крупными предприятиями, особенно в промышленных районах на северо-востоке страны;
  • обеспечение международной конкурентоспособности итальянской продукции путем поддержки МСП производящих экспортную продукцию;
  • создание сферы коммерческих и производственных услуг, способствующих повышению качества и конкурентоспособности Итальянской продукции.

 

III уровень:

  • экономическое возрождение и поддержка регионов в интересах ЕС;
  • совершенствование и развитие профессионального обучения.

 

Мощное и всестороннее правовое и ресурсное обеспечение  развития МСП позволили в короткие сроки обеспечить Италии достойное  место в группе самых развитых стран мира.

 
 

Государственная политика в отношении предпринимательства  постоянно совершенствовалась с  ростом понимания социально-экономической  значимости сектора МСП, что подтверждается последовательностью принятия некоторых  правовых актов, направленных на расширение возможностей для роста и развития сектора МСП:

  • 1952 г. «О создании центральной службы кредитования МСП (Медиокредито Чентрале)»;
  • 1965 г. «О содействии в приобретении нового оборудования»;
  • 1977 г. «О кредитовании и страховании экспорта»;
  • 1981 г. «О создании экспортных консорциумов МСП»;
  • 1982 г. «О создании Фонда технологических инноваций и Фонда ремесленнических проектов»;
  • 1990 г. «О создании совместных предприятий за рубежом с участием итальянских МСП»;
  • 1994 г. «О помощи начинающим предприятиям и стимулировании реинвестирования прибыли».

 

С 2000 г. постепенно была значительно расширена компетенция  регионов в части правового обеспечения  предпринимательства так и в  создании, развитии и управлении инфраструктурой  поддержки (учебные и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.), выведенной из под непосредственного контроля соответствующих министерств.

Государственная стратегия  развития МСП определена законами L317/91; L488/92; L341/95 и рядом других правовых актов, направленных на:

  • содействие экономическому развитию регионов (особенно южных);
  • поддержку развития НИОКР и трансферт новых технологий;
  • повышение конкурентоспособности продукции МСП на мировых рынках;
  • развитие производственно-технологической кооперации в рамках территориально-производственных комплексов с большим количеством МСП;
  • содействие интернационализации итальянских МСП;
  • помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий.

 
 
 
 
 

В Великобритании, государственная поддержка МСП  в рамках всей страны активизировалась с конца 70-х годов, когда Центральное  Правительство поставило задачу по оказанию более интенсивной помощи этому сектору экономики и  стимулированию его развития. Были разработаны и реализованы различные  организационные мероприятия и  стратегические программы в числе которых в первую очередь надо указать на следующие:

  • программы, ориентированные на понижение темпов инфляции и на повышение устойчивость национальной валюты, т.к. самой серьезной финансовой проблемой владельцев предприятий МСП являются плавающие и неустойчивые процентные ставки на финансовых рынках;
  • Центральное Правительство предоставило особые полномочия Министерству Торговли и Промышленности (МТП) в обеспечении интересов МСП;
  • В каждом ведомстве и департаменте Центрального Правительства были назначены руководящие работники, ответственные за контроль и оценку осуществления стратегии своего Департамента (Ведомства) по вопросам МСП;
  • в Центральном Правительстве на регулярной основе рассматривают важнейшие вопросы связанные с деятельностью сектора МП, в числе которых можно указать на следующие:
    1. степень воздействия стратегии и законодательства на деятельность МСП с целью предотвращения от избыточных затрат, связанных необходимостью соответствия требованиям законодательства;
    2. комплексное развитие коммерческих возможностей МСП путем стимулирования торговли и осуществления стратегии размещения государственных заказов в секторе МП;
    3. выполнение специализированных программ по оказанию помощи предприятиям сектора МСП.

 

Центральное Правительство  оказывает содействие сектору МСП  по четырем принципиальным направлениям:

  • совершенствование налогообложения;
  • разработка законодательных актов и разъяснение его положений, послабление административных требований;
  • финансовая поддержка;
  • разработка механизмов консультирования и поддержки.

 

Налогообложение является мощным инструментом стимулирования и  регулирования предпринимательской  деятельности. Нижние границы налогообложения  для ряда налогов устанавливаются  таким образом, чтобы исключить  из этой категории малые и средние  предприятия или предоставить им льготные условия. Например, НДС взимается  только с предприятий, оборот которых  превышает $80 тыс., при этом допускается  однократная оплата НДС за весь год. Налог с прибыли взимается  в размере лишь 24% с предприятий, прибыль которых не превышает $500 тыс. Также существуют скидки с налогооблагаемых сумм по необоротным активам, которые  введены в качестве льгот для  малых предприятий. Налоговые льготы предоставляются:

  • при инвестировании в фонды венчурного (рискового) капитала, создаваемые в помощь малым предприятиям;
  • при капиталовложениях в строительство коммерческих точек и мастерских;
  • предприятиям, которые создают новые рабочие места, что особенно важно для развития депрессивных районов и общего оздоровления экономики;
  • в зависимости от местных условий и приоритетов для малых предприятий установлены заниженные нормы взносов в фонд государственного социального страхования (выплата государственной пенсии, пособий по болезни и по социальному обеспечению) и упрощены методы оплаты этих взносов и подоходного налога;
  • налоговая скидка малым предприятиям в период перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества, а так же были введены изменения в систему местного взимания налога на недвижимое имущество.

 

Два последних мероприятия  были направлены на стимулирование развития МСП в депрессивных районах и  в местах, нуждающихся в интенсивных  мерах по минимизации социальной напряженности (безработица в связи  с реструктуризацией промышленности, временный экономический спад и  др.).

Государство регламентируют общие условия ведения предпринимательской  деятельности и допускает определенные возможности для местных органов власти по применению дополнительных мер, способствующих решению локальных проблем методами дополнительного регулирования и стимулирования предпринимательской активности сектора МСП, в их числе:

  • Введены разъяснения положений о владении недвижимостью и упрощающее передачу бизнеса от одного владельца другому или его продажу, а также в случае болезни или смерти владельца.
  • Подготовлены нормы и правила аренды движимого и недвижимого имущества, разъясняющие соответствующие права и обязанности арендаторов и арендодателей.
  • Введен ряд положений, обеспечивающих снижение затрат малых предприятий на соответствие требованиям законодательства, в числе которых можно отметить:
    1. упрощение правил налогообложения предпринимателей, работающих на условиях самозанятости;
    2. освобождение от выполнения многих требований аудита для предприятий с оборотом менее 500 тыс фунтов стерлингов;
    3. введены новые упрощенные нормы финансовой отчетности для малых предприятий;
    4. введен контроль своевременности оплаты других компаний по счетам малых предприятий.

 

Доступ к финансированию МСП обеспечивается правительственными органами различных уровней власти, кредитно-финансовыми институтами. Банки, различные фонды, финансовые и инвестиционные компании являются главными источниками финансирования МСП. Центральное Правительство оказывает ограниченную финансовую поддержку, и предпринимает ряд мер для расширения круга источников финансирования, доступных для малых предприятий. К числу важнейших инициатив в этом направлении можно отнести следующие меры:

  • Программа гарантированных кредитов малым предприятиям (введена в 1981 г.) для обеспечения финансовой поддержки платежеспособным предприятиям, которые по различным причинам не могут получить финансирование из традиционных источников. Согласно данной программе кредиторы получают правительственную гарантию от 70% до 85% кредита для соответствующих предприятий. Вариации в размере гарантии отражают приоритеты местных властей в поддержке малых предприятий на различных территориях.
  • Обеспечение справедливых условий о финансовой поддержки МСП.
  • Создание Фондов венчурного капитала, направленных на стимулирование инвестиций в мелкие компании, незарегистрированные на бирже. Такие инвесторы освобождаются от уплаты налогов и сами фонды пользуются определенными налоговыми льготами.
  • Программа по оказанию содействия малым предприятиям в поиске инвесторов.
  • Создание Региональных и Конкурентных фондов с помощью которых Правительство предоставляет финансирование малым предприятиям на конкурсной основе.
  • Ряд отдельных программ и инициатив был объединен в единые фонды, ориентированные на повышение конкурентоспособности и экономическое восстановление определенных территорий. В рамках этих фондов малым предприятиям оказывается как непосредственная поддержка, так и техническая помощь в виде программ обучения.

Информация о работе Место малого бизнеса России в международной торговле