Место малого бизнеса России в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:37, доклад

Описание работы

В малом бизнесе всех без исключения стран мира все больше проявляются черты глобализации, выражающейся в росте внешнеэкономической активности, широком использовании глобальных информационных технологий, унификации форм и деловых стандартов предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

Место малого бизнеса России в международной торговле.docx

— 849.11 Кб (Скачать)

 

Относительно небольшой  капитал в МСП сужает рамки  производства, ограничивает возможность  привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Однако МСП отличается высоким уровнем эффективности  капитоловложений, например, в США она примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса (*1). Можно предположить, что сходное положение существует и в других странах. Ограниченность ресурсов МСП во многом определяет и относительно короткий жизненный цикл многих предприятий. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года — 7-8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее количество малых предприятий как правило растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Сопоставление данных о выживаемости малых предприятий с относительной стабильностью их общей численности и объемами производства (табл.1), указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри сектора МСП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

 

 

*1 US SBA. TheThird Millennium: Small Business and Entrepreneurship in the 21st Cenctury. Washington, D.C.; 1995.

По данным ООН, в  мировой хозяйственной системе  МСП являются работодателями почти  для 50 процентов трудового населения  всего мира. объем производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 67% ВНП (*1). В условиях периодических кризисов, а так же при реструктуризации экономики и в процессе перехода к постиндустриальному развитию происходит спад производства в традиционных отраслях промышленности при постоянном сокращении занятости. В этих случаях ярко проявляется одна из важнейших особенностей МСП — возможность быстрой генерации новых рабочих мест, что в значительной мере ослабляет социальную напряженность в депрессивных зонах. Например, в США за период 1976-1993 годов крупные предприятия потеряли 500 тыс. рабочих мест, а сектор МCП за это время создал 3,2 млн. новых рабочих мест (*2). Простое сравнение уровня развития МСП в различных странах (см. табл.1) показывает, что России предстоит еще пройти значительный путь по реструктуризации своей экономики для перехода от системы крупного и во многом еще монополизированного производства к гармоничному сочетанию крупных, средних и малых предприятий. 

 

 

*1 Материалы III международногно конгресса «Малое и среднее предпринимательство России». Москва, 23-25 ноября 1994 г. Международный фонд поддержки экономических реформ России. М., 1994. 
*2 The State of Small Business: a report of the President Transmitted to the Congress. 1994. Washington, D.C.; 1994.

 
  
 

Приведенные данные указывают на фундаментальную роль МСП в социально-экономической  и политической жизни каждой страны, т.к. в секторе МСП действует  подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть  экономически активного населения  и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий сектора  МСП в таких странах как  США, Япония, Германия превышает 99% от их общем количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют  более 300 работающих и 700 — более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых  свыше 500 чел. не превышает 12 тысяч.

 

Анализ развития МСП в период структурных преобразований и особенности государственной  поддержки МСП

 

Для оценки роли МСП  в период реструктуризации промышленности рассмотрим процессы происходившие в странах — участницах II Мировой Войны, имевших мощную милитаризированную экономику. В первый послевоенный период часть этих стран занялись восстановлением разрушенного хозяйства, а другие страны начали перевод промышленности на мирную продукцию. Затем, с середины 50-х годов и почти до начала 70-х годов шло интенсивное развитие крупных предприятий, компаний и корпораций, сопровождаемое стремлением к созданию многопрофильных мощных промышленных центров. С середины 70-х годов в результате насыщения рынков, последствий энергетического кризиса и снижения эффективности крупных предприятий начался период экономической депрессии. В это время и начинается более интенсивное развитие МСП, специализирующихся в производственной деятельности. Прежде всего МСП были задействованы в процессе реструктуризации крупных промышленных предприятий. При этом крупные предприятия освобождались от многих вспомогательных и специализированных производств, от технических, ремонтных и обслуживающих функций, которые были переданы предприятиям сектора МСП. Это позволило повысить эффективность реструктурированных крупных предприятий, обеспечить их взаимодействие с МСП.

Начиная с 80-х годов  многие страны стали постепенно переходить от индустриального к постиндустриальному  пути развития экономики. Это привело  к закрытию, переспециализации, деконцентрации многих крупных предприятий, особенно в промышленных центрах, больших городах и индустриальных регионах. В таких регионах произошло массовое сокращение занятости, резко возросла безработица и ухудшилась социально-экономическая обстановка. В этих условиях и проявились важнейшие качества МСП — гибкость, способность к быстрой генерации новых рабочих мест и восприимчивость к новшествам. Государственные и региональные программы оздоровления депрессивных районов акцентировали свое внимание на всемерной поддержке развития МСП и в течение относительно короткого периода ситуация там резко улучшилась. Теперь обратимся к конкретным примерам.

Во Франции после II Мировой войны было приоритетным восстановление производственных мощностей, затем последовало направление  на концентрацию промышленности и создание многопрофильных мощных предприятий. В середине 70-х наступил экономический  кризис, выявивший недостатки крупных  предприятий и доказавший жизнеспособность МСП. В 80-е началась активная поддержка  МСП, проводимая одновременно с децентрализацией государственного управления страной. Местные и региональные администрации  получили юридические и ресурсные  возможности проводить собственную  политику социально ;mdash; экономического оздоровления, предусматривающую развитие МСП. За период 1980-1990 гг. в целях интенсивного развития МСП во Франции было организовано 160 бизнес-инкубаторов, благодаря которым в последствии было создано 200 тыс. новых рабочих мест. В целях развития взаимодействия крупных и малых предприятий, особенно в части модернизации производства, трансферта (перехода) технологий в сектор МСП с 1993 г. начали реализовываться госпрограммы ANVAR и ATOUT. В 1994 г. начала действовать программа SOFIREM по конверсии крупных кризисных предприятий в металлургической, оборонной и текстильной промышленности с привлечением МСП в депрессивные районы для создания новых рабочих мест. По этой программе во вновь создаваемые МСП инвестировались основные средства крупных предприятий и предоставлялись средне- и долгосрочные кредиты на льготных условиях и без гарантий (*1). Были созданы так называемые «конверсионные общества», которые занимались изменением экономической структуры кризисных районов. Особенно заметны перемены, произошедшие в Бретани и Атлантических Пиренеях. В рамках проводимых преобразований крупнейшая автомобильная компания Франции «Ситроен», наряду с другими известными фирмами осуществляла программу по совершенствованию организации производства, улучшению качества и конкурентоспособности продукции МСП. Это осуществлялось путем вычленения непрофильных производств и подразделений с последующим их преобразованием в дочерние или независимые малые и средние предприятия.

 

 

*1 Проект TACIS N 9303. Политика  в отношении к МСБ в России. Том1. Зутермиер (Нидерланды), 1995.

 

Местные власти играют важнейшую роль в структурных  преобразованиях, они разрабатывают  стратегию развития и привлекают заинтересованных партнеров, солидаризируют финансовые ресурсы и создают основу местной инфраструктуры (дороги, связь, бизнес-инкубаторы, образовательные учреждения, организации поддержки МСП и др.). В последнее время местные власти делают упор на развитие межфирменной кооперации. Например, в г. Монбельяре было сосредоточено большое количество мелких субконтракторов, поставляющих комплектующие детали и узлы на сборочные заводы автомобильного концерна «Пежо». Местные власти и региональные агентства поддержки МСП способствовали передаче новейшего оборудования с головных предприятий фирмы «Пежо» местным субконтракторам.

В результате предпринятых мер уже в начале 1995 г. 53,2% занятых в промышленности Франции было сосредоточено в МСП и их доля в добавленной стоимости продукции крупных предприятий составила 41,7% процента (*1). Предприятия сектора МСП обеспечивали до 63 процентов экспорта промышленной продукции, которая в общем объеме экспорта страны составляла 29,9% (*2).

 

 

*1 "L’industrie francaise" INSEE 1996-1997. TEF 1996/97. p. 134. 
*2 Проект TACIS N 9303. Том 1.Зутермиер (Нидерланды), 1995.

 

В зависимости от природных, исторических и экономических  условий уровень развития МСП  в различных регионах каждой страны не одинаков. Однако есть общая особенность, заключающаяся в более интенсивном  развитии МСП в крупных городах  и на прилежащих к ним территориях. Это обусловлено повышенной социально-экономической  активностью, исторически присущей всем крупным городам в связи  с высокой концентрацией населения, предприятий, организаций и капитала. Бурно развивающаяся деловая  активность постепенно распространяется на прилежащие к городу терртории. Это вызвано стремлением к поиску наиболее приемлемых условий для дальнейшего развития многих предприятий, которые по тем или иным причинам предпочитают выйти за пределы города (высокая конкуренция, дороговизна земли, транспортные проблемы, недостаток трудовых ресурсов, экологические проблемы и др.). В последние десятилетия, отмечается сокращение традицинных видов производственной деятельности в крупных городах, сопровождемый реструктуризацией предприятий и частичным выводом их за пределы города. Одновременно на прилежащих к городу территориях усиливается предпринимательская активность сектора МСП, что ведет к оздоровлению социально-экономических условий и соответственно повышает инвестиционную привлекательность этих мест. Совокупность этих факторов в сочетании с более благоприятными природными условиями в значительной мере срособствуют ускоренной урбанизации обширных территорий вблизи крупных городов. Постепенно находящиеся на такой территории населенные пункты и небольшие города образуют комплекс, который называется конгломерацией или агломерацией, обладающей мощным экономическим потенциалом.

 

В качестве примера  остановимся на таких европейских  городах и образованных ими агломерациях как Милан, Амстердам, Дюссельдорф, Лондон, Франкфурт, Брюссель и Париж (рис.1). Следует сразу указать, определенные различия в условиях их развития и  нынешнего состояния. В этих агломерациях объем ВВП на душу населения значительно  превышает средний уровень по странам Европейского Союза. Это  указывает на то, что в местах с достаточно высокой концентрацией  капитала, людских и производственных ресурсов достигается более эффективное  их использование, чем по стране в  среднем.

Крупные города оказывают  мощное социально-экономическое влияние  на развитие прилежащих территорий, соседние города и поселения. Это обусловлено  также целенаправленным взаимодействием  властей регионального, городского и местных уровней в поиске наиболее целесообразных решений различных  проблем. Ярким примером интенсивного развития является округ Иль-де-Франс (Франция), включающий Париж, образованную им метрополию и прилежащие территории. Этот регион лидирует среди крупнейших городских агломераций стран  Европейского Союза по доле ВВП на душу населения в ЕС, (рис.1). На рис.2 представлены некоторые данные о  вкладе этого округа в развитие национальной экономики Франции. Примечательно, что такой весомый вклад осуществлен  на территории, составляющей только 2 процента территории страны, на которой сосредоточено 19 процентов всего населения и 22 процента всех рабочих мест.

Успешное развитие округа Иль-де-Франс объясняется, проводимой государственной политикой по социально-экономическому развитию территорий и эффективным  сотрудничеством городских властей  Парижа с администрацией сопредельных территорий и ближайших городов  в стремлении создать наиболее благоприятные  условия для жизни и трудовой деятельности населения, а также  для развития МСП на всей территории округа. На примере округа Иль-де-Франс  можно увидеть значимость крупных  городов для социально-экономического развития прилежащих к ним территорий и всего региона в целом.

 

В условиях России с огромными еще недостаточно обжитыми и обустроенными территориями целесообразно воспользоваться  опытом развития европейских агломераций, применительно к экономическому развитию районов, прилежащих к крупнейшим промышленным и административным центрам  нашей страны. Это позволит ускорить экономическое оздоровление регионов и нашей страны в целом, одновременно вовлекая в сферу деятельности МСП  широкие слои населения.

 
 

Государственная политика направлена на создание и рост новых  МСП, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию  инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование  системы обслуживания МСП с целью  обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности  на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с  регионами и финансируется ими  в равных долях, с привлечением средств  из фондов ЕС и частного капитала. Программы  реализуется государственными и  уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов, экономики и  промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы реализации национальной экономической  и технической политики. Для этого  учрежден «Банк развития МСП» (БРМСП) и в МФЭП создан «Департамент по делам МСП, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями» (ДМСП).

Информация о работе Место малого бизнеса России в международной торговле