Место и роль внешней торговли России в ее экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………...................5
Глава 2. Позиции России в международной торговле...…………………………12
2.1.Товарная структура внешней торговли России…………….………………...14
2.2. Структура экспорта и импорта..………………………………………………16
Глава 3. Повышение эффективности внешней торговли………………………...21
Глава 4. Прогноз в условиях мирового экономического кризиса………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Торговля).docx

— 122.12 Кб (Скачать)

По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48% за счет снижения закупок механического оборудования на 40.6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 70.5%, электрооборудования – на 34.0%, инструментов и аппаратов оптических – на 39.3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74.3%, грузовых – на 83.1%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5.2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36.5%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23.7% (в 2008 году – 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52.5%.

Импорт топливно-энергетических товаров в 2009 году составил 10.7% (в 2008 году – 10.3%). Физические объемы поставок каменного угля снизились на 20.6%, нефтепродуктов – на 4.1%.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50.3% российского товарооборота (в 2008 году – 52.1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14.6% российского товарооборота (в 2008 году – 14.5%), на страны ЕврАзЭС – 8.7% (8.2%), на страны АТЭС – 20.7% (20.3%).

По данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132.7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46.8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 114.3 млрд.долларов США (рост на 47.2%), со странами СНГ – 8.4 млрд.долларов США (рост на 44,5%).11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Повышение  эффективности внешней торговли России

В целях стимулирования роста национальной экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в том числе через осуществление федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности ежегодно разрабатывается Правительством Российской Федерации и представляется на утверждение  в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета. Указанная федеральная программа содержит:

1) прогноз торгового баланса  как составную часть платежного  баланса Российской Федерации;

2) оценку современного  состояния и проблем торгово-экономических  отношений Российской Федерации  с иностранными государствами;

3) план внешних заимствований  Российской Федерации с детальным  описанием целевого использования  иностранных кредитов;

4) план экспортных кредитов, предоставляемых с использованием  средств федерального бюджета  или под гарантии Правительства  Российской Федерации;

5) план обслуживания внешнего  долга Российской Федерации;

6) план поступлений от  обслуживания долгов иностранных  государств перед Российской  Федерацией;

7) перечень мер государственного  внешнеторгового регулирования,  принимаемых или намечаемых в  соответствующем году, ставки пошлин  таможенного тарифа и пределы  их возможного изменения, количественные  ограничения экспорта и импорта,  а также перечень мер по  защите внутреннего рынка и  валютного регулирования;

8) перечень мер стимулирования  промышленного экспорта на соответствующий  год;

9) реестр случаев дискриминации  и нарушений двусторонних и  многосторонних обязательств, допущенных  в отношении российских лиц  на рынках отдельных государств, и перечень принятых или намечаемых  мер по защите законных торгово-экономических  интересов Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  в пределах их компетенции совместно  с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, разрабатывают программы развития внешнеторговой деятельности на своих территориях.

Интеграция России на мировой рынок в качестве равноправного участника, усиление ее роли в международном товарообмене невозможны без улучшения структуры и пропорций ее внешнеторговой деятельности в пользу повышения удельного веса готовой продукции, активного освоения более эффективных форм сотрудничества - производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов и т.д. Таким образом, основой долгосрочной экспортной стратегии России должен быть экспорт товаров высокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий, на основе государственной поддержки. С экспортом машинотехнической продукции связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения страны, а также усиления позиции страны в мировой экономике.

Одной из основных мер стимулирования экспорта, носящей экономический  характер, является финансовая поддержка  экспортеров со стороны государства, которая может выражаться в их кредитовании, предоставлении государственных  гарантий, а также в прямом бюджетном  финансировании.

Эффективной формой поддержки  экспорта, особенно товаров высокой  степени обработки, является также  использование мер налогового регулирования. В связи с этим в рамках совершенствования  российской системы налогов и  сборов, усиления ее стимулирующего воздействия  в отношении отечественных товаропроизводителей целесообразны возможные формы налогового поощрения экспортеров для внесения обоснованных предложений в ежегодную Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности, в том числе:

- восстановление системы  возмещения налога на добавленную  стоимость, уплаченного на внутреннем  рынке при закупке товара, в  случае последующего экспорта  этого товара. Возможные исключения  из этого правила могли бы  распространяться только на экспорт  подакцизных товаров и продукции,  реализуемой по бартерным контрактам;

- определение порядка  исчисления и уплаты налога  на прибыль для предприятий  - экспортеров готовой, в первую  очередь, машинотехнической, продукции;

- стимулирование производственной  кооперации путем расширения  масштабов эффективного использования  российскими участниками внешнеэкономических  связей таможенных режимов переработки  в соответствии с Таможенным  кодексом Российской Федерации;

- разработка комплекса  мер по снижению косвенного  налогообложения экспорта услуг.  В связи с этим привести  в соответствие с положениями  Всемирной торговой организации  вопросы регулирования (таможенные процедуры, лицензирование, сертификация и стандартизация, предоставление государственных субсидий  и т.д.) экспорта услуг;

- освобождение экспортеров  от уплаты налога на рекламу,  осуществляемую в отношении экспортных  товаров.12

Через некоторый времени период возможно присоединение России к ВТО. В целом процесс присоединения к ВТО безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. А участие России в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности и создаст более благоприятные и цивилизованные условия работы.

Первостепенное внимание должно уделяться участию России в регулировании мирового энергетического  рынка, в том числе в рамках ОПЕК и основными импортерами  минерального сырья. В связи с  этим в ближайшие годы может возрасти влияние России на формирование мировой  конъюнктуры энергетического рынка. Следует стремиться к усилению регулирующей роли России и на других рынках, где  она является крупным поставщиком.

В  системе внешнеэкономических  связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с европейскими странами, в первую очередь с  Европейским Союзом (ЕС) – основным торговым партнером  России, на долю которого приходится около 40% внешнеторгового оборота страны, а после расширения  ЕС этот показатель может превысить 50%. Роль  этой интеграционной  группировки в ближайшей перспективе  еще более возрастет в связи  с вступлением в ЕС стран Центральной, Восточной и Южной Европы.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Прогноз  в условиях мирового экономического кризиса

При настоящей ситуации  прогнозы относительно перспектив развития экономики России весьма утешительные. Ожидается, что в 2011 году показатель  уровня экономического развития увеличится  до 4,2%, а в 2012 составит 4%. Экономическое  развитие России положительно отразится  на состоянии дел в странах  постсоветского пространства. Как известно, Россия выступает основным импортером товаров и услуг из стран СНГ, по этим причинам увеличение покупательной  способности внутреннего российского  рынка положительно отразится на соседних странах.

Однако Центр макроэкономических исследований Сбербанка России прогнозирует несколько вариантов развития экономики России в период 2011-2013 гг.

Базовый вариант прогноза. Базовый вариант прогноза строится на основе предположения о продолжающемся восстановлении и дальнейшем росте мировой экономики. Такой вариант развития событий подразумевает локализацию проблем суверенного долга в странах юга Европы и отсутствие серьезных дефолтов в еврозоне и в других странах. Он также предполагает, что финансовая система Европы находится в относительно устойчивом состоянии.

При этом темпы роста глобальной экономики в ближайшие годы, будут, тем не менее, ниже предкризисных. Все  еще неустойчивый характер роста, сворачивание антикризисных мер, необходимость  перехода к более жесткой фискальной политике в развитых странах, а также  и существенная неопределенность относительно темпов роста развивающихся стран  заставляет рассматривать такой  вариант развития событий, как наиболее вероятный. По последним оценкам  МВФ темп роста мирового ВВП в 2011 году составит соответственно  4,3%.

Исходя из данного предположения, прогнозируется, что физический объем  мировой торговли будет расти  с темпами 6,1% в 2011 г. и 6,5% в 2012-13 гг. Рост мировой экономики будет сопровождаться увеличением спроса на энергоресурсы. Ожидается, что в первой половине 2011 г. возможно некоторое снижение мировых  цен на нефть, но во второй половине будущего года рост цен возобновится. Таким образом, по таким предположениям среднегодовая цена на нефть в 2011 году составит 75 долл. За баррель. В  базовом сценарии в 2012-2013 гг. среднегодовые  цены на нефть повысятся до 83 и  86 долл. за баррель соответственно.

Россия, наряду с другими  более динамично растущими по сравнению с развитыми странами экономиками новых рынков, по итогам 2011 г. может рассчитывать на положительный  приток капитала (порядка

10 млрд. долл.), который в  последующие годы будет увеличиваться. 

Пессимистический вариант  прогноза. В условиях более низкого мирового спроса и цен на нефть российская экономика будет также демонстрировать более низкие показатели, близкие к стагнации. В 2012-2013 гг. темпы роста составят около 2-2,5% в год. К предкризисному уровню физического объема ВВП в пессимистическом сценарии экономика возвращается только к концу 2013 г.

Ограниченные поступления  экспортной выручки на фоне медленного, но, все-таки, роста импорта повлекут за собой обесценивание равновесного реального курса рубля, рассчитываемого  из размеров сальдо счета текущих  операций. В этом случае мы ожидаем, что Банк России не будет препятствовать постепенному удешевлению рубля, и  стоимость бивалютной корзины составит в 2011 г. 36 руб., в  2012-2013 гг.курс рубля  к корзине снизится до уровня 39-41 руб. за долл.

Умеренно низкие цены на нефть (60 долл. за баррель) и постепенное  ослабление рубля позволят сохранить  положительным сальдо товаров и  услуг и сальдо счета текущих  операций. Более того, в пессимистическом сценарии, за счет девальвации рубля, импорт будет расти столь низкими  темпами, что в 2010-2011 г. сальдо счета  текущих операций может сложиться  в размере, сопоставимом с размером сальдо текущих операций в базовом  сценарии.

Обесценение рубля может  повлечь за собой усиление инфляционного  давления: до  9% в 2012-2013 гг. В 2011 г. рост потребительских цен будет определяться, с одной стороны, продолжающимся снижением курса рубля, а с  другой стороны - стагнацией экономической  активности, и, в результате. по итогам года инфляция может составить около 7%.

Оптимистический вариант  прогноза. Более быстрые темпы развития мировой экономики позволят России также расти более динамично, но даже в этом сценарии показатели экономического роста оказываются ниже предкризисных: 5,5% в год в 2011 г. и

4-5% в год в 2012-2013 годы. Предкризисный уровень физического  объема ВВП в оптимистическом  сценарии может быть достигнут  уже в середине 2011 г.

Оптимистический сценарий предполагает также больший размер экспортной выручки, сальдо счета текущих операций и более сильный рубль, средний  курс которого может составить в 2011 г. 26,9 руб. за долл., укрепившись до отметки 24 руб. за долл. в 2013 г.

Под воздействием факторов противоположного действия – более  высоких темпов роста денежной массы  и более существенных темпов укрепления рубля - темпы роста потребительских  цен в оптимистическом сценарии оказываются сопоставимыми с  показателями инфляции в базовом  сценарии. В то же время, расчеты  показывают, что денежная политика, допускающая более быстрое укрепление рубля, позволяет достичь более низких показателей инфляции.

Прогноз на 2012-2013 годы. Безусловно, значительная неопределенность, заключающаяся как в возможности реализации различных шоков, так и в будущих структурных изменениях в российской и мировой экономиках, заставляет рассматривать любые

среднесрочные прогнозы с  большой осторожностью. Тем не менее, мы полагаем, что с учетом глубины  и масштаба мирового кризиса 2008-2009 гг. темпы экономического роста в  России в перспективе ближайших  трех лет будут ниже предкризисных  показателей: 3,7-4% в 2012-2013 гг. (согласно нашему базовому сценарию).

Информация о работе Место и роль внешней торговли России в ее экономическом развитии