Место и роль внешней торговли России в ее экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………...................5
Глава 2. Позиции России в международной торговле...…………………………12
2.1.Товарная структура внешней торговли России…………….………………...14
2.2. Структура экспорта и импорта..………………………………………………16
Глава 3. Повышение эффективности внешней торговли………………………...21
Глава 4. Прогноз в условиях мирового экономического кризиса………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Торговля).docx

— 122.12 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет мировой экономики  и торговли

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Место и роль внешней торговли России в ее экономическом развитии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила студентка

Группы    

 

                                                                       Научный руководитель

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………...................5

Глава 2. Позиции России в  международной торговле...…………………………12

2.1.Товарная структура  внешней торговли России…………….………………...14

2.2. Структура экспорта  и импорта..………………………………………………16

Глава 3. Повышение эффективности  внешней торговли………………………...21

Глава 4. Прогноз в условиях мирового экономического кризиса………………25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список литературы…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно  развиваться без интеграции в  мировую экономику. Причём прослеживается прямая пропорциональная зависимость  между степенью интеграции в мировое  хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.

В современном мировом  хозяйстве внешнеэкономические  связи являются важным фактором внешнего происхождения, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование её структуры, эффективность функционирования.

Для многих стран мира, в том числе и для России, динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего экономического роста. В частности, для новых индустриальных стран внешнеэкономические связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них динамичной модели устойчивого экономического развития.

Особую роль играют внешнеэкономические  связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа  развития российских и мировых хозяйственных связей характерны динамизм, либерализация, диверсификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.

Одной из важных тенденций  в развитии Россией мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. Помимо традиционных форм внешнеэкономических связей — внешней торговли и инвестиционного сотрудничества — в последние годы активно развиваются научно-техническое сотрудничество, промышленная кооперация, валютно-финансовое, военно-техническое сотрудничество, туризм и др.

Основной формой всех мировых хозяйственных связей по-прежнему остаётся внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового промышленного производства.

Экономические реформы в  России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения  торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками  на перспективу. В ходе осуществления  преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

Россия на протяжении длительного  времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным  статьям экспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации  и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. (Статья 3, глава 1 Федерального закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 08.12.03г.).1

Особенностью современной  модели управления внешнеэкономической  деятельностью в России является необходимость воздействия на международную  коммерческую деятельность отечественных  предприятий в целом и повышения  роли субъектов Федерации и территорий. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы институтов, обеспечивающей реализацию национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности  российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической  сферы, его способность быстро и  адекватно реагировать на внешние  риски. Такая система институтов включает три следующих крупных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере.

С целью поощрения экспорта товаров и услуг будет создана  система снижения рисков соответствующих  операций. Экспортное кредитование превратится  в массовый продукт и будет  осуществляться на условиях, обеспечивающих конкурентоспособность поставок. Будут  законодательно закреплены условия  предоставления экспортных кредитов Внешэкономбанком и другими российскими банками, создано специализированное агентство  по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхованию инвестиций.

Государственные институты  развития будут оказывать кредитную  и финансовую поддержку экспортно-ориентированным  производствам по всему циклу, включая  приобретение иностранных технологий и лицензий. Получит развитие целевая  поддержка экспортно-ориентированных  производств в особых экономических  зонах, перспективных НИОКР, международной  сертификации российской машиностроительной продукции. Будут созданы специальные  инструменты для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.

Получит развитие система  выявления и устранения торговых барьеров в зарубежных странах. В  качестве основного операционного  инструмента будет создан реестр торговых и инвестиционных барьеров в отношении российских товаров, услуг и инвестиций. Деятельность торговых представительств будет рационально  встроена в общую систему выявления  и устранения таких барьеров.

С целью формирования положительного имиджа России, российских компаний и  регионов за рубежом активизируется содействие продвижению российских брендов, будет расширена практика проведения ежегодных экономических  форумов на основе частно-государственного партнерства.

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений  внешней торговли услугами и  интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического  и административного характера,  способствующих развитию внешнеторговой  деятельности и предусмотренных  настоящим Федеральным законом  (Статья 12, глава 4 Федерального закона  об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 08.12.03г. )2.

Тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный  путь развития, ее диверсификации и  повышения глобальной конкурентоспособности.

Основными задачами таможенно-тарифной политики являются:

1. Содействие перевооружению  и технологической модернизации  российской экономики.

Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных  таможенных пошлин на прогрессивное  технологическое оборудование, не имеющее  отечественных аналогов, при одновременном  сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту  оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность  российской продукции.

2. Стимулирование развития  производственно-технологической кооперации  российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально  ориентированных обрабатывающих  производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта  товаров»).

Стимулирование развития производственно-технологической кооперации будет осуществляться, прежде всего, в высокотехнологических отраслях (автомобилестроение, атомная энергетика, авиа- и судостроение, легкая промышленность) и достигаться путем оптимизации  структуры таможенного тарифа и  расширения применения экономических  таможенных режимов (переработка на таможенной территории и переработка  для внутреннего потребления).

Применение таможенных режимов  переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего  потребления позволит расширить  производство за счет импортных компонентов  и при этом предлагать продукцию  на внешнем и внутреннем рынках по более конкурентоспособным ценам.

Будет осуществлен постепенный  переход от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома  и некоторых других видов сырьевых товаров, к использованию, при необходимости, нетарифных мер ограничения экспорта.

Будет продолжена работа по эскалации Таможенного тарифа (дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин в  зависимости от глубины переработки  товаров и предназначения товаров).

Будут внесены изменения  в Таможенный кодекс Российской Федерации  с целью установления порядка  взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено  Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.

3. Повышение конкурентности  российских рынков, защита развивающихся  рынков, уязвимых для импорта.

В рамках данной задачи будет  обеспечена сбалансированность и рациональная защита внутренних рынков за счет гибкого  реагирования на запросы производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных  таможенных пошлин, применением специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер.

Будет осуществлен переход  к постепенному отказу от необоснованного  завышения пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного  и социального назначения, не производимые в России.

Будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми  странами, в части уточнения принципов  формирования списка стран – бенефициаров, перечня товаров и правил определения  их происхождения. Будут сокращаться тарифные льготы, искажающие регулятивную функцию таможенного тарифа (товары, ввозимые в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал, оптимизация применения режима свободной таможенной зоны и т.д.)

Модернизация таможенного администрирования  будет включать создание новой системы  организации таможенного контроля и таможенного оформления, предполагающей в частности, реализацию принципов  «одного окна» и «одной остановки», создание единой межведомственной автоматизированной базы данных выданных разрешительных документов на ввоз и вывоз товаров, осуществление таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, что позволит сократить  издержки экономических операторов на логистику и хранение товаров.3

Система регулирования иностранных  инвестиций на территории России будет  развиваться путем имплементации  международных правил движения капитала. Будут созданы системы федеральных и региональных институтов привлечения инвестиций, функционирующих по принципу «одного окна», а также институт «омбудсмена» по иностранным инвестициям.

Расширится участие предпринимательского сообщества в выработке решений  в области внешнеэкономической  политики. Под эгидой межправительственных комиссий (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству будет создана система Деловых  советов, подключенных к выработке  внешнеэкономических решений.

Сформируется система консультационно-информационной, организационной и правовой поддержки  бизнеса во внешнеэкономической  сфере. Будет упорядочено оказание политической и дипломатической  поддержки российским компаниям, модернизируется  государственная информационная система  содействию экспорту.

Информация о работе Место и роль внешней торговли России в ее экономическом развитии