Местное самоуправление в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются муниципальные системы Германии и Японии, а также общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования местного самоуправления.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права Японии, а также Федеративной республики Германии, закрепляющие институт местного самоуправления, а также основные элементы муниципальных систем - правовую основу, территориальную организацию, систему муниципальных органов, их компетенцию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Р!!!!.docx

— 56.00 Кб (Скачать)

Введение.

В условиях, когда мировое  сообщество объективно ощущает на себе воздействие исторически неизбежных процессов глобализации и интеграции, особую актуальность приобретают вопросы  взаимопроникновения национальных политических и правовых культур, установления общих демократических стандартов государственного и общественного  устройства.

Особое значение имеет  реализация идеи местного самоуправления как важнейшего инструмента формирования гражданского общества, с одной стороны, и как властного института, с  другой. Вопросы организации местной власти остаются актуальными на протяжении многих лет и продолжают влиять на её практическую реализацию.

Объектом исследования являются муниципальные системы Германии и Японии, а также общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования местного самоуправления.

Предмет исследования составляют нормы конституционного права Японии, а также Федеративной республики Германии, закрепляющие институт местного самоуправления, а также основные элементы муниципальных систем - правовую основу, территориальную организацию, систему муниципальных органов, их компетенцию.

Для раскрытия темы работы была поставлена цель – дать характеристику системам местного самоуправления  Японии и Германии. Для ее достижения определены следующие задачи: осуществить сравнительный анализ муниципальных систем и моделей местного самоуправления; рассмотреть территориальную организацию местного самоуправления в Германии и Японии; провести исследование полномочий органов местного самоуправления Германии и Японии и финансово-экономической основы для их осуществления; предложить основные пути оптимизации.

Глава 1. Местное самоуправление в Германии

ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном  мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие  возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. ФРГ – федеративное государство, каждая из 16 земель которого имеет свою конституцию, парламент  и правительство

 

1.1 Условия правового регулирования местного самоуправления

 

Юридическая и фактическая самостоятельность  органов местного самоуправления в  ряде современных государств носит  особенный специфический характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями, поскольку они могут действовать только на основе и в рамках законодательных актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство.

В Германии выделяют три условия  правового регулирования местного самоуправления: федеральное законодательство, законодательство отдельных земель и принимаемые самими общинами правовые установления.

Федеральный уровень.

На этом уровне Основным Законом ФРГ (§§1-3 ст. 28) установлено, что вопросы местного самоуправления находятся в компетенции федеральных  земель, и Федерация не вмешивается  в политику федеральных земель в  отношении местного самоуправления. Согласно параграфу 1: “Конституционное устройство земель должно соответствовать  основным принципам республиканского, демократического и социально-правового  государства в духе настоящего Основного  Закона. В землях, округах и муниципалитетах граждане должны иметь представительства, избранные путем всеобщих, свободных и равных выборов при тайном голосовании. В муниципалитетах выборный территориальный орган может заменяться муниципальным собранием”.

В соответствии с параграфом 2: “Муниципалитетам должно быть предоставлено  гарантированное право разрешать  в рамках закона все их местные  дела под свою ответственность. Ассоциации муниципалитетов также пользуются правом самостоятельности в рамках их законных полномочий и в соответствии с положениями законодательства”. В 3-м же параграфе “Федеральное правительство гарантирует соответствие конституционного устройства земель основным правам и положениям, изложенным в  §§1,2”. Таким образом, на федеральном  уровне установлены только основные права и гарантии местного самоуправления.

Уровень федеральных  земель.

Конституции земель содержат подробные положения, регламентирующие форму и объем полномочий местных  органов власти. Конституции земель должны соблюдать гарантии, предоставляемые  ст. 28 Основного Закона. Столь значительное различие в компетенциях федерального уровня России и Германии в отношении  местного самоуправления объясняется  тем, что германское федеративное государство  сложилось в результате объединения  суверенных государств. Российская же Федерация складывалась путем передачи части полномочий федерального центра субъектам Федерации, находящимся  только в процессе своего становления. Строго унифицированного порядка в  организации власти на уровне федеральных  земель не существует, потому этот порядок  в различных землях может значительно  отличаться.

В частности, в некоторых  федеральных землях предусмотрен промежуточный  уровень власти (между органами власти федеральной земли и местным  самоуправлением). Этот уровень в  Германии называют средним уровнем. По правовому статусу органы власти среднего уровня представляют собой территориальные подразделения органов власти федеральных земель.1 Основная задача данного уровня государственной власти федеральных земель, - обеспечение контроля за соблюдением законодательства всеми нижестоящими уровнями власти.

Таким образом, обязательная в любой системе управления функция  контроля выведена на отдельный (специализированный) уровень управления. Средний уровень установлен не во всех федеральных землях. Так, в частности, средний уровень власти установлен в Саксонии, где образовано 3 территориальных подразделения (округа) с центрами в Дрездене, Лейпциге и Чемнитце, и в Тюрингии, где образовано одно территориальное подразделение (округ) с центром в Веймаре.

С определенной долей условности в качестве аналога германского  среднего уровня в России могут рассматриваться  образуемые в некоторых субъектах  Федерации территориальные подразделения  органов государственной власти субъектов Федерации (например, в  Свердловской области).

Таким образом, в соответствии с законодательством ФРГ основное регулирование отношений в сфере  местного самоуправления осуществляется на уровне федеральных земель, т.е. конституциями, законами и иными актами органов  государственной власти федеральных  земель.

Уровень района и  городов районного значения.

Районы в Германии являются публично-правовыми корпорациями, объединением коммун (общин) и одновременно государственной  административной единицей нижнего  уровня.

Распределение компетенции (задач) между районами, городами и  общинами осуществляется по принципу, согласно которому выходящие за местные  рамки работы, которые не могут  быть выполнены общинами, осуществляются главным образом районами, т.е. по принципу “снизу вверх”. Органы власти района формируются по тому же принципу, что и органы самоуправления в городах и сельских общинах.

Населением района избирается крейстаг - главный орган районного самоуправления. Деятельность по решению вопросов местного значения в городах и на территории сельских общин имеет приоритет по отношению к компетенции органов власти районов. Таким образом, в компетенцию районов входят задачи, решение которых необходимо в интересах жителей района, но выходит за пределы возможностей городов и сельских общин.

Таким образом, районы в Германии скорее являются над муниципальным  уровнем, чем нижним “этажом” государственной  власти. Основной задачей этого уровня управления является координация межмуниципального  взаимодействия и решение совместными  усилиями вопросов, выходящих за пределы  возможностей отдельных общин.

Уровень городов  и коммун (общин).

Под немецким термином “город” в отношении местного самоуправления (в отличие от термина “город районного значения”) следует понимать относительно небольшой город в статусе базового (нижнего) уровня самоуправления.

Общины интегрированы  в государственное административное устройство земель и являются его  частью. Территории общин представляют собой нижний уровень государственно-административного  устройства.2

 

1.2 Структура органов местного самоуправления

 

Структура местного самоуправления в городах Германии состоит из двух основных ветвей власти – законодательной (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). Кроме того, каждая земля и многие города имеют свои специфические, закрепленные в земельном и местном законодательствах (в положениях об общинах), организационные особенности, отражающие своеобразие структуры, функций и способов избрания руководителей органов управления городами.

Высшим органом власти на местах являются городской совет  или совет общины. Это муниципальное  собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением, так называемый “коммунальный парламент”. В соответствии с Основным законом ФРГ, советы избираются жителями общины на пятилетний срок на основе публичных, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Избирателями могут  быть жители старше 18 лет, имеющие немецкое гражданство и прожившие в  городе (общине) не менее трех месяцев. Кандидаты на выборы в совет обычно выдвигаются различными политическими  партиями. В соответствии с Законом  о выборах, кандидаты от политических движений должны быть старше 18 лет, прожить  в общине не менее шести месяцев, иметь немецкое гражданство не менее  года. Число членов совета зависит  от численности населения и колеблется в городах Германии от 5 до 93.

Будучи избранными, члены  совета обладают свободным мандатом, т.е. исполняют свои обязанности  в рамках законов в соответствии с их собственными убеждениями и  исключительно в целях общественного  процветания. Они не ограничены какой-либо ответственностью, которая уменьшила  бы их свободу в принятии решений  в качестве членов совета. На первом заседании из нескольких кандидатур избираются председатель совета и его  заместители (обербургомистр и бургомистры), которые занимают свои должности в течение срока полномочий совета. Члены совета выполняют свою работу на общественных началах, но имеют право получать компенсацию расходов в соответствии с их общественными обязанностями и потерей заработка. Заседания совета всегда открыты для публики. Время проведения, место и повестка дня публикуются в форме официального объявления в ежедневных газетах.

Как высший законодательный  орган общины, совет принимает  решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов  или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение  безопасности, строительство новых  плавательных бассейнов, больниц, центров  досуга, домов престарелых, школ и  пр. В соответствии с правами, предоставленными общинам, совет осуществляет и свой собственный “бизнес” на основе местного (городского) законодательства. Он также  распоряжается использованием средств, выделяемых на поддержание чистоты  и порядка в городе, уборку улиц, переработку отходов, водопотребление  и водоочистку. Он может принимать  решения по руководству городской  исполнительной властью (администрацией), отслеживает исполнение своих решений. Для подготовки решений совет  может создавать специальные  комиссии из членов совета и привлекаемых специалистов.

Вторым важным органом  управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская  администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости  от типа структуры управления, руководителей  департаментов.3 Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета. Администрация имеет право оспаривать решения, противоречащие закону. В этом случае совет обязан пересмотреть свое решение. При повторном протесте исполнительной власти решение принимается вышестоящими органами управления на уровне земель.

Структура органов исполнительной власти в Германии построена на единых для всех земель принципах: вся городская  администрация разделена на департаменты, имеющие унифицированную нумерацию. Каждый департамент имеет вертикальную структуру. Администрация имеет восемь основных департаментов:

1) общего управления;

2) финансов;

3) безопасности и поддержания  порядка; 

4) культуры и образования; 

5) по делам молодежи;

6) строительства; 

7) управления общественными  службами;

8) экономики и транспорта.4

 

1.3 Полномочия органов местного самоуправления и методы муниципальной деятельности

 

Полномочия органов местного самоуправления можно разделить, в  зависимости от сферы компетенции, на две группы. К первой относится  решение задач в рамках собственной  сферы компетенции, касающихся функционирования данной территориальной единицы, т.е. задач местного самоуправления. Земельные  инстанции могут осуществлять только правовой надзор за действиями органов  муниципального управления при выполнении этих задач, но не контролировать целесообразность их действий.

Информация о работе Местное самоуправление в Германии