Макроэкономическая стабилизация Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы на сегодняшний день является актуальной. Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.

Содержание

1. Введение
2. Макроэкономическая стабилизация в Казахстане
2.1. Монетарная антиинфляционная политика
2.2. Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану
2.3. Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент
2.4. Распределение доходов
2.5. Основные направления экономической политики Казахстана
3. Заключение
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике Стабилизация РК.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Итак, как экономическая категория государственный бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства, повышение уровня жизни народа и удовлетворение общественных потребностей.

     Функционирование  бюджета связано с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, которое происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Это – специфические формы функционирования самого государственного бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения. Доходы и расходы – категории отдельного (особенного) по отношению к более общей категории – государственному бюджету. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Более подробно это будет рассмотрено в следующих параграфах.

     На  мой взгляд, в настоящее время содержание экономической категории часто не увязывается с механизмом ее практического использования. Наряду с объективными формами существуют организационные, представляющие внешнее проявление экономических отношений; они – продукт человеческой деятельности, объективны, хотя и зависят от того конкретного экономического содержания, которое заключено в них. Организационные формы в сфере бюджетных отношений  включают в себя конкретные виды доходных поступлений (налог на прибыль, НДС, акцизы, поступления от средств приватизации и т.д.), расходных назначений (расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и т.д.), бюджетный дефицит, методы и способы определения объема доходов, расходов бюджета и его дефицита. Следовательно, организационные формы связаны с деятельностью государства, которое определяет формы бюджетных отношений, устанавливает конкретные виды налогов, сборов и расходов, регламентирует условия и порядок их функционирования путем выработки соответствующих правовых норм.

     Все эти процессы осуществляются планомерно в определенной последовательности. Итак, плановый характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – основном финансовом плане страны. В нем предусматриваются те распределительные процессы, которые  составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства.

     Основной  финансовый план является продуктом  деятельности государства, в нем  выражена воля государства, отражающего  интересы народа. Показатели основного  финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете. К сожалению, в настоящее время, рассматривается и утверждается республиканский, а не государственный бюджет.

     Сегодня на основе республиканского бюджета  оценить финансовое состояние экономики  республики очень трудно, так как в нем отражаются не все финансовые ресурсы государства. Поэтому во время рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и возникает множество вопросов о социально-экономическом развитии республики. 

     В связи с этим, на наш взгляд, показатели основного финансового плана должны основываться на глубоком знании объективных закономерностей развития экономики. Государство, устанавливая бюджетные показатели, должны учитывать объективные условия хозяйствования, экономические и финансовые возможности страны, необходимость первоочередного удовлетворения отдельных общественных потребностей. Решения, принимаемые государством в области бюджетных показателей, как и сами государственные формы правления, полностью зависят от уровня развития общества, степени зрелости производственных отношений.

     Как и совокупность самих бюджетных  отношений, планово-финансовый документ, отражающий их, тоже должен носить название «государственный бюджет». Но в отличие  от бюджета как экономической  категории, основной финансовый план страны должен являться формой отражения целенаправленного использования государством характера бюджетных связей.

     Трактовка государственного бюджета как основного  финансового документа страны не противоречит экономической природе  бюджета как объективной категории. Связано это в тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. По нашему мнению, с одной стороны, не видеть объективной природы государственного бюджета как экономической категории, а с другой стороны, преувеличивать значение документа, отражающего форму использования бюджетных отношений. Следовательно, возникает объективная необходимость рассмотрения процессов проявления, установления форм бюджетных отношений, а также процесса их организации и использования в интересах общества как бюджетной системы.

     Бюджетная система представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов  бюджета (республиканский и местный  бюджеты), методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При этом совокупность бюджетных отношений составляет основу (базис) бюджетной системы. А надстройкой ее являются виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (республиканского и местных бюджетов) на основе использования различных методов и способов управления.  Это есть , на наш взгляд, бюджетный механизм. Основными его элементами являются:

  • Бюджетное планирование и прогнозирование;
  • Оперативное управление бюджетными ресурсами;
  • Своевременное финансирование затрат государства;
  • Проведение учета, составление отчетности об исполнении бюджетов;
  • Анализ исполнения бюджетов и внесение изменений в утвержденный бюджет;
  • Рассмотрение и утверждение бюджетов в соответствующих уровнях управления;
  • Формирование нормативно-законодательной, а также информационной базы для нормального функционирования бюджетной системы.

   Следует отметить, что на практике бюджетная  система рассматривается как  совокупность бюджетов. Это не позволяет комплексно исследовать элементы бюджетной системы, определить проблемы формирования и использования бюджетов в республике. Основными из них, на наш взгляд, являются следующие:

   Макроэкономическая  ситуация в экономике Республики Казахстан и отдельных ее регионах (развитие производства, финансовые ресурсы и т.д.);

  • Роль налоговой системы в формировании бюджета;
  • Распределения налогов и иных видов доходов между бюджетами;
  • Распределение бюджетных расходов между бюджетами;
  • Принципы действия регулирующих доходов;
  • Принципы выделения бюджетных дотаций и субсидий из республиканского бюджета;
  • Внебюджетные фонды и их роль в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов;
  • Контроль за расходованием бюджетных средств и правильностью зачисления  доходов по уровням бюджетной системы;
  • Распределение инвестиционных расходов между бюджетами;
  • Методы повышения эффективности бюджетных капитальных вложений;
  • Организационные формы инвестирования;
  • Роль инвестиционных фондов;
  • Бюджетные инвестиции и инвестиционные кредиты, методы их сочетания;
  • Конверсионные программы;
  • Распределение социальных расходов между бюджетами;
  • Методы финансирования образования и науки;
  • Целесообразность изменения пособий населению;
  • Пенсионный фонд и пенсионная система;
  • Критерии определения дефицитности бюджетов;
  • Меры по сокращению разрыва между доходами и расходами бюджетов;
  • Ценные бумаги на финансовом рынке;
  • Взаимоотношения с Национальным банком Республики Казахстан;
  • Разработка единой бюджетной классификации с большей ориентацией на функциональную классификацию;
  • Методы разработки проекта бюджета;
  • Корректировка и уточнение показателей бюджета в течение финансового года;
  • Учет и отчетность об использовании бюджета;
  • Методы анализа исполнения доходов и расходов бюджетов;
  • Методы прогноза расходов и доходов бюджетов;

   Организационная структура бюджетных подразделений финансовых органов и их функции в условиях функционирования новой финансовой системы Республики Казахстан.

   Системное изучение этих вопросов помогло бы выработать обоснованную финансовую политику государства в условиях рынка и определить приемлемую структуру финансовых, налоговых и других органов, осуществляющих управление финансовыми отношениями в республике.

2.5. Основные направления экономической политики Казахстана.

     Экономика нашей страны в 2007 году продолжала развиваться высокими темпами. По предварительным оценкам, экономический рост составил 8,7 %. Тем не менее, прошедший год проверил на прочность нашу финансовую систему. Нестабильность, охватившая мировые финансовые рынки, не могла не отразиться на экономике Казахстана. Подобные явления ещё раз подчеркивают высокую степень интегрированности нашей страны в глобальные экономические процессы.

     Волатильность международных финансовых рынков и  отсутствие чётких перспектив развития мировой экономики во многом послужили причиной снижения рейтинга страны международными рейтинговыми агентствами. Более жесткие условия фондирования на международных рынках усложнили возможность привлекать внешнее финансирование для казахстанских банков. Вследствие этого ожидается, что в 2008 году реальный прирост валового внутреннего продукта составит 5 – 7 %.

     Правительством  совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций (АФН) подготовлен  план действий государственных органов и банковского сектора, направленный на устранение негативного воздействия внешних факторов. Также разработаны меры, направленные на усиление конкурентоспособности казахстанской экономики и проведение структурных реформ.

     Основной  задачей АФН и Национального Банка является обеспечение стабильности финансовой системы страны и управление системными рисками, возникающими в связи с ситуациями на внешних рынках. В отношении денежно-кредитной политики Национальный банк будет предпринимать меры для удержания инфляции в 2008 году на уровне, не превышающем 10 %.

     Состояние банковской системы чрезвычайно  важно для экономической стабильности Казахстана. Национальный Банк будет  продолжать оказывать поддержку  банковской системе путём предоставления краткосрочной ликвидности различными методами (операции РЕПО, валютные СВОПы и предоставление средств под залог минимальных резервных требований). АФН и Национальный Банк будут строго придерживаться принципов транспарентности и справедливого распределения рисков среди всех участников рынка, включая и акционеров банков второго уровня.

     АФН и Национальный Банк будут приветствовать инициативу банков по привлечению альтернативных источников финансирования, таких как, дополнительная эмиссия акций и (или) конвертируемых облигаций и секьюритизация активов. Эти действия обязательно приведут к улучшению финансового состояния банков. АФН и Национальный Банк будут оказывать банкам поддержку в разработке и внедрении подобных инструментов, что в перспективе значительно уменьшит их зависимость от международных долговых рынков.

     Таким образом, государственные органы будут  действовать по принципу сбалансированного  подхода к управлению экономическими рисками. Это позволит обеспечить устойчивый экономический рост и избежать чрезмерного фондирования частного сектора из ресурсов государства.

     Быстрые изменения конъюнктуры международных  финансовых рынков требуют своевременной  реакции, как со стороны Правительства, так и регулирующих органов. Своевременное  выявление потенциальных рисков для финансовой системы позволит принять оперативные меры по их устранению. В связи с этим предусматриваются усиление надзора со стороны АФН над банками второго уровня, совершенствование методов сбора и анализа информации, а также рассматривается вопрос расширения технической и штатной базы АФН. АФН поддерживает инициативу банковского сектора по совершенствованию методов управления рисками и проведению стресс-тестов кредитных портфелей. АФН и Национальный Банк будут отслеживать ситуацию на мировых финансовых рынках, анализировать изменения конъюнктуры рынка и представлять информацию в Правительство для внесения своевременных корректив в социальную и экономическую политику.

     Сокращение  объёмов финансирования на внешних  рынках привело к снижению кредитной  деятельности казахстанских банков. В сложившейся ситуации получение кредитов стало затруднительным для большинства заёмщиков. Это коснулось, в частности, рынка долевого строительства. Строительные компании традиционно использовали банковский кредит как основной источник финансирования. В прошедшем году многие из них были вынуждены приостановить работы в связи с финансовыми трудностями. Для защиты прав дольщиков, а также с целью создания дополнительных рабочих мест, Правительство обеспечило целевое финансирование строительных компаний через институты развития. Пилотный проект был запущен в 2007 году для города Астаны с планируемым расширением на другие регионы в 2008 году.

     Обеспечение стабильного роста занятости  населения и поддержка малого и среднего бизнеса являются одной из приоритетных задач 2008 года. Правительство будет осуществлять программу государственно-частного партнёрства, для чего в настоящее время совершенствуется нормативно-правовая база. Объединение ресурсов частного бизнеса и государства позволит достичь реальных, ощутимых результатов устойчивого экономического роста страны.

Информация о работе Макроэкономическая стабилизация Республики Казахстан