Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:38, курсовая работа
Тема данной курсовой работы на сегодняшний день является актуальной. Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.
1. Введение
2. Макроэкономическая стабилизация в Казахстане
2.1. Монетарная антиинфляционная политика
2.2. Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану
2.3. Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент
2.4. Распределение доходов
2.5. Основные направления экономической политики Казахстана
3. Заключение
4. Список литературы
Конечно, и само правительство Казахстана в 1993 году тоже пыталось наладить макроэкономическую стабилизационную политику. В апреле 1993 года Верховным Советом РК была принята неплохая «Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ», инициированная и разработанная под руководством вице-президента РК, доктора экономических наук Ериком Асанбаевым и представленная на суд депутатов Верховного Совета президентом Назарбаевым.
В ней приоритетной задачей была определена макроэкономическая стабилизация, в частности, борьба с инфляцией и ускоренное преобразование собственности. Одновременно была принята другая «Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан на 1993-1995 годы».
Однако
первая антиинфляционная программа
в силу отсутствия национальной валюты,
слабого кадрового обеспечения
и низкой активности НБК не имела
шанса на реализацию, не оставила каких-либо
заметных следов в макроэкономической
политике государства.
В то же время правительство стало усиливать
свое вмешательство в экономику, чтобы,
как казалось членам кабинета, своим активным
регулированием удерживать экономику
от коллапса, и в первую очередь остановить
спад производства, начать изменение структуры
народного хозяйства. В стране разрабатывались
долгосрочные программы развития 18 отраслей,
включая сферы бытового обслуживания,
началась разработка так называемого
индикативного плана по примеру Франции,
Японии, Южной Кореи и Малайзии, пытались
активизировать инвестиционную политику
за счет государственных источников и
привлечения прямых иностранных инвестиций.
Всей этой работой руководство министерства
экономики, роль которого заметно возросла,
были созданы Агентство по иностранным
инвестициям, Комитеты по ценам, по информатике
и другие.
Было сменено руководство Комитета по
государственному имуществу, чтобы ускорить
процесс приватизации государственной
собственности. Итоги реализации программы
приватизации госсобственности были признаны
президентом неудовлетворительными.
Из России в Казахстан вагонами сбрасывались старые рубли, что служило благодатной почвой для инфляции.
Мы стояли перед дилеммой – либо сжать денежную массу, либо установить жесткий государственный контроль за ценами. Второй вариант казался более привычным со старых времен, но изначально противоречил логике реформ.
Мы избрали свой путь, который предполагал введение национальной валюты. Казахстан последними из стран бывшего Союза пошел на это, так как более других был экономически связан с Россией. Но кредит нашего терпения исчерпался. И с 15 ноября 1993 года мы обрели важнейший атрибут экономической независимости – национальную валюту тенге. Недавно мы торжественно отмечали 10 лет этого события, ставшего важнейшим достижением, открывшим простор для дальнейших масштабных преобразований. Это позволило нам уже в 1994 году сбить гиперинфляцию, а в 1995 – обуздать инфляционный процесс, доведя его уровень до двузначной величины.
Непосредственно после обретения независимости на первый план вышли и вопросы создания самостоятельной бюджетной, налоговой и таможенной систем. По сути, пришлось их выстраивать с нуля. На первом этапе требовалось создать адекватную нормативно-правовую базу.
Слом старой системы в первые годы привел к очень большим диспропорциям государственного бюджета, так как размер социальных гарантий превышал реальные экономические возможности. К примеру, дефицит бюджета в 1991 году превышал 20 процентов.
Теоретически снижения дефицита бюджета можно добиться за счет резкого увеличения налогов с предприятий и столь же резкого сокращения социальных программ. Однако бесконечно усиливать налоговое бремя было нецелесообразно, так как это могло привести к спаду деловой активности и уходу экономики в тень. Да у предприятий и не было достаточных средств, чтобы платить высокие налоги.
Казахстан первым из стран СНГ провел налоговую реформу. Уже в 1995 году вышел Указ Президента, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Согласно ему, количество налогов было сокращено более чем в 3 раза. Деятельность налоговой службы приобрела принципиально иной характер. Налоги стали рассматриваться не только как метод пополнения госбюджета, но и как инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности.
Теперь
с началом периода
В
Казахстане создана принципиально
новая и современная
Реформирование бюджетной системы началось с принятием в 1996 году Закона «О бюджетной системе». Правительство страны отказалось от практики привлечения кредитов Национального банка для покрытия дефицита бюджета и перешло к использованию неинфляционных источников финансирования. Все эти меры вкупе с жестким ограничением государственных расходов стали основой для макроэкономической стабилизации.
Сокращение денежной массы и подавление инфляции имели и оборотную сторону. Начали останавливаться предприятия. Обострился кризис неплатежей. Основой взаиморасчетов стал бартер. Все, что было сделано за эти годы, оказалось под угрозой.
Элементарная логика подсказывала, что реальный переход к рынку невозможен без приватизации государственной собственности. Этот шаг важен не только с точки зрения создания субъектов рынка, но и с позиции формирования у населения психологии собственника.
Поэтому мы пошли на масштабную приватизацию. Сегодня можно выделить 4 этапа в ее проведении. Первые три связаны со спецификой разгосударствления и приватизации, четвертый этап характеризуется акцентом на совершенствование управлением государственной собственностью.
Мы начали с малой приватизации. В ходе первого этапа в 1991-1992 годах было приватизировано около 5000 объектов, в числе которых более 470 совхозов, переданных в коллективную собственность.
Второй этап проводился на основе «Национальной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993-1995 годы».
Важнейшим шагом этого этапа стали единая система управления и приватизации государственной собственности. Тогда же был дан старт развитию малого и среднего бизнеса. Началось преобразование бывшей советской торговой системы, включая оптовое звено.
Оптово-розничные,
торговые и автотранспортные объединения,
перед проведением малой
Мы понимали, что основным субъектом рыночной экономики является собственник, использующий прогрессивные и эффективные методы маркетинга и менеджмента. Горький урок купонной приватизации заключается в том, что собственность нельзя просто делить и раздавать. Новый собственник должен быть способен привлечь капиталы и технологии.
Третий этап начался в декабре 1995 года с Указа, имеющего силу закона, «О приватизации» и продолжался вплоть до 1999 года. С этого момента она осуществлялась только за денежные средства.
Мы оправдано полагали, что иностранные компании принесут с собой столь необходимые инвестиции, передовой опыт управления. В результате наши предприятия получили новый импульс для своего развития. Открылись новые рабочие места. Люди стали получать стабильную заработную плату.
После 1999 года на первый план вышли вопросы совершенствования управления государственным имуществом. Поэтому на нынешнем четвертом этапе мы начали применять новые подходы к распределению полномочий между государственными органами по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью.
Началась оптимизация республиканских государственных и коммунальных государственных предприятий. Через национальные компании сохранено влияние и доля государства в стратегически важных секторах экономики, определяющих экономическую безопасность страны. В нефтегазовом секторе – это «КазМунайГаз», в энергетике - «КЕГОК», в телекоммуникации – «Казахтелеком», на железной дороге – «Казахстан темир жолы».
Сегодня мы подошли к реформированию и этих сфер. Начата программа реструктуризации железнодорожной отрасли. Поставлена задача демонополизации электроэнергетической и телекоммуникационной сфер.
При
всех своих издержках практически
завершившийся процесс
Экономические реформы хорошо прослеживаются в структуре ВВП. Так, за период с 1991 по 2003 годы доля производства товаров сократилась на 23 пункта, составив 43 процента, соответственно возросла доля производства услуг – с 37,2 до 52,3 процентов. Такое изменение структуры ВВП соответствует современным общемировым тенденциям. В Казахстане доля услуг в структуре ВВП одна из самых высоких среди государств Содружества (в среднем по СНГ 44 процента). В развитых странах мира доля услуг составляет порядка 60-73 процентов, в частности, в Японии – 66 процентов, в Великобритании и Германии – 71 процент.
В период становления экономической системы приоритетный характер получила инвестиционная политика. Основным направлением стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций, что требовало создания благоприятного инвестиционного климата. В Казахстане были созданы институциональные и нормативно-правовые предпосылки для активизации привлечения финансовых ресурсов в экономику страны. Так, появились специализированный уполномоченный орган и Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Приняты законы об инвестициях, заключен ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.
Еще в 1997 году был утвержден перечень приоритетных секторов для привлечения инвестиций. Это обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы страны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство.
В
итоге на текущий момент по объемам
освоенных прямых иностранных инвестиций
на душу населения – Казахстан
безусловный лидер среди стран
СНГ. Казахстану первому присвоен кредитный
рейтинг инвестиционного
Столь
высокий показатель инвестиционной
привлекательности был
В
первое время вопрос привлечения
иностранных инвестиций осложнялся
тем, что деловой мир Запада не
имел представления о
С этого началось активный приход инвесторов в нефтегазовую отрасль. Сегодня в Казахстане работают все крупнейшие нефтяные компании мира. Среди них «Эксон Мобил», «Шелл», «Эни», «Шеврон Тексако», «Тоталь», «Бритиш петролеум», «Лукойл», Китайская национальная нефтяная корпорация. Их присутствие на казахстанском рынке подтверждает как высокую инвестиционную привлекательность страны, так и стабильность законодательства в области защиты интересов и прав инвесторов.
С открытием крупнейшего за последние 30 лет месторождения Кашаган, запасы которого оцениваются в 10 миллиардов баррелей, Казахстан вышел на одно из ведущих мест в мире по разведанным запасам нефти.
Наша стратегия освоения нефтяных запасов страны не исчерпывалась одной лишь добычей углеводородов. Не менее важным было создать инфраструктуру для их транспортировки на мировые рынки. В советское время Казахстан, с его ориентацией на внутренний рынок, таких трубопроводов не имел. Первым за годы независимости и успешно реализованным проектом стал Каспийский трубопроводный консорциум. С вводом в действие КТК мы начали осуществлять последовательную политику по диверсификации маршрутов транспортировки. Прошлый год стал прорывным в переговорном процессе по Каспию. Стратегическое партнерство с Россией сейчас находит практическое воплощение в крупных совместных проектах на шельфе. Начинается строительство трубопровода в направлении Китая.
Информация о работе Макроэкономическая стабилизация Республики Казахстан