Макроэкономическая стабилизация Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы на сегодняшний день является актуальной. Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.

Содержание

1. Введение
2. Макроэкономическая стабилизация в Казахстане
2.1. Монетарная антиинфляционная политика
2.2. Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану
2.3. Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент
2.4. Распределение доходов
2.5. Основные направления экономической политики Казахстана
3. Заключение
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике Стабилизация РК.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     Трудно  переоценить роль нефтяного фактора  в экономическом развитии нашей  страны. Действительно, по сравнению  с 1985 годом мы сумели увеличить объем  добычи углеводородного сырья на 225,4 процента, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза, а Россия только начинает восстанавливать уровень периода восьмидесятых. Действительно, благодаря нефти мы смогли ускорить процесс трансформации экономической системы. Но на достижение нынешней динамики развития повлияло не только повышение мировых цен на энергоносители. Это – результат экономических преобразований.

     Сегодня лишь четверть государственного бюджета  формируется за счет нефтяных доходов. Прямые инвестиции подняли эффективность черной и цветной металлургии. Корпорации «Самсунг» и «Казахмыс» вложили в развитие отрасли 1 833,5 млн. долларов. Это позволило уже к 2000 году превысить уровень 1990 года на 9% по выпуску рафинированной меди. В настоящее время объемы производства меди превышают лучшие показатели прошлых лет. Испат Кармет вложил в развитие производства более 500 млн.долларов. Карметкомбинат прошел этап мощной индустриализации с выпуском металлического листа с покрытием металлами и полимерами.

     Казхром и Казалюминий стали высокоэффективными производствами благодаря инвестициям в размере 537,2 млн.долларов. Это же можно сказать о работе свинцово-цинковой отрасли. Именно эти отрасли сегодня одни из основных наполнителей бюджета страны. В дальнейшем бюджет все больше будет пополняться за счет выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, поступлений от малого и среднего бизнеса и развития обрабатывающих отраслей.

     Сами  по себе реформы в экономике могли  дать эффект только при условии изменения  отношения к собственности со стороны рядовых граждан, что и произошло в период приватизации жилья. Наделение собственностью привело к изменению менталитета населения. Упование на государство, патерналистская психология стали уходить в прошлое. Теперь ответственность за собственное жилье перешла к самим гражданам.

Появилась необходимость в дальнейших преобразованиях  жилищно-коммунального хозяйства. Вместо казенных ЖЭКов ставка была сделана  на самоорганизацию населения в  лице кооперативов собственников квартир.  

    1. Макроэкономическая  ситуация в Казахстане на текущий момент.

     «В  течение трех последних лет наша экономическая стратегия заключалась  в достижении стабилизации макроэкономики, что означает сокращение дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жесткой монетарной и кредитной  политики. Сегодня мы как никогда близки к решению этой задачи. Однако сегодняшние успехи не дают нам оснований для успокоения.»1.

     В своем послании народу Казахстана, президент РК Нурсултан Назарбаев сделал акцент на том, что мы стоим на пороге решения проблемы сокращения дефицита государственного бюджета. Это будет достигаться путем сокращения расходов госбюджета, за исключением социального обеспечения населения. Для окончательного решения, необходимо снизить уровень инфляции в Казахстане и стараться удерживать его в соответствующих рамках, беря пример с таких стран как Япония, Корея, Индонезия, Тайвань и Чили.

     Макростабилизация - лишь средство достижения экономического роста, нашей основной цели. Если же говорить о стабилизации на долгосрочный период, то «большой поток наличности, способный прийти в страну в связи с освоением наших полезных ископаемых и ростом, как мы надеемся, нашего экспорта в отдельных секторах экономики, может подвергать серьезной опасности курс нашей валюты, толкать его вверх. А это будет грозить потерей других отраслей, прежде всего экспортных и перерабатывающих».

     В своем последнем послании, Президент  отметил, что необходимо усилить  борьбу с инфляцией. «Надо усилить борьбу с инфляцией. Рассчитываю, что и Национальный Банк добьется весомых результатов в борьбе с инфляцией».  
 

Новый трехлетний бюджет должен обеспечить:

  • увеличение относительно 2007 года в целом средних размеров пенсий в 2,5 раза к 2012 году, в том числе в 2009 году – на 25%, в 2010 году – 25% и в 2011 году - на 30%. При этом к 2011 году размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума;
  • увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года - в среднем ежегодно на 9%;
  • поэтапное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в 2010-2011 гг. до уровня, превышающего размеры пособий 2007 года в среднем в 2,5 раза;
  • увеличение с 2010 года размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка более чем в 4 раза по отношению к 2007 году;
  • повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным ее приближением к 2-х кратному уровню к 2012 году, в т.ч. в 2009 году – на 25%, 2010 году – на 25% и в 2011 году - на 30%.
  • в 2009 году надо увеличить ежегодную квоту для переселения на историческую Родину оралманов на 5 тысяч семей, довести до 20 тысяч семей в год.

     По  данным Агентства Республики Казахстан  по статистике, за 2006 год (декабрь 2006 года по сравнению с декабрем 2005 года) цены и тарифы на потребительские товары и услуги возросли на 8,4% (за 2005 год – на 7,5%), продовольсьтвенные товары – на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6%. 
 
 

  2005 г. 2006 г. Прогноз
  отчет оценка 2007 г. 2008 г. 2009 г.
           
Валовой внутренний продукт,  млрд. Тенге 7457,1 9762,7 11879,8 14036,6 16540,4
Реальное  изменение ВВП, в % к предыдущему  году 109,5 109,0 108,6 108,9 109,0
ВВП на душу населения, долл.США по официальному курсу 3703 5192 6560 7680 8962
ВВП на душу населения, долл.США по ППС 10618 12699 14922 17102 19519
    Индекс потребительских цен, в  % в среднем за год   7,6 6,9-8,5 5-7 5-7 5-7
    Денежная база, млрд. Тенге 663 1309 1622 1972 2196
    Денежная масса, млрд. Тенге 2065 3108 4222 5388 6486
    Уровень монетизации экономики, %  27,7 31,8 35,5 38,4 39,2
    Экспорт товаров (ФОБ), млрд.долл.США 28,2 34,4 32,9 34,9 38,6
    Импорт товаров (ФОБ), млрд..долл.США 17,9 22,4 25,6 28,2 31,2
    Инвестиции в основной капитал,  в % к предыдущему году  122,2 125 120 118 118
    Объем валовой продукции сельского  хозяйства, млрд.тенге 763,2 850,8 933 1021 1117
   в % к предыдущему году 107,3 104,5 103,2 103,0 102,8
    Объем промышленной продукции  (работ, услуг), млрд. Тенге 5124,1 6484,9 7429,4 8580,2 9886
     в % к предыдущему году 104,6 107 107,2 108,6 108,8
    Строительство, млрд.тенге 743,6 1077,5 1530,2 2037,3 2689,2
     в % к предыдущему году 134,1 138 128 120 120
    Услуги транспорта, млрд.тенге 1377,3 1632,1 1858,3 2117,1 2415
    в % к предыдущему году 107 106,7 106,6 106,6 106,7
    Связь, млрд.тенге 216,7 322,8 431,7 567,4 748,8
    в % к предыдущему году 127,7 126 125 124 125
    Торговля, млрд.тенге 1669,6 2316,6 2833,2 3366,2 3999,4
    в % к предыдущему году 109,3 109,5 109,2 109,0 109,0

               Важнейшие макроэкономические  показатели    

2.4. Распределение доходов.

     Распределительный процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном  распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.

     Существование бюджета в качестве самостоятельной  сферы распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого  нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.

     Существование специфической бюджетной среды  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями государства. Именно оно нуждается в централизованных средствах для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Поэтому. На наш взгляд, совокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

     Как особая область стоимостного распределения  государственных бюджет выполняет  специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. За счет бюджетных средств  осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.

     Итак, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

  • Является особой экономической формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;
  • предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
  • выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном «отрыве» от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно  переплетаются с товарно-денежными;
  • пропорции и формы бюджетного распределения стоимости общественного продукта определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной сферы.2

     Таким образом, государственный бюджет, как  и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения в денежной форме и  имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные  отношения  материализуются (осуществляются) в централизованном фонде денежных средств государства. В результате реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизируемых и используемых государством денежных средств - бюджетных ресурсах.

     Бюджетные ресурсы – это экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Информация о работе Макроэкономическая стабилизация Республики Казахстан