Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:42, реферат
Специфика финансовых взаимоотношений многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.
В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.
Возникновение международного кредита связано с развитием международной торговли в XIV—XV вв., особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а также в Америку и Индию.
1. Введение……………………………………………………………….2
2.1. Парижский клуб……………………………………………………3
2.2. Основные принципы работы Парижского клуба…………..…5
2.3. Угроза прекращения платежей……………………………………..5
2.4. Условия погашения для должников………………………………..6
2.5. Равномерное распределение долгов………………………………..8
2.6. Критика Парижского клуба…………………………………………9
3.1. Лондонский клуб…………………………………………………..11
3.1. Организация деятельности Лондонского клуба……………….….11
3.2. История создания Лондонского клуба………………………….....12
3.3. Принципы Лондонского Клуба…………………………………….13
3.4. История взаимоотношений России с Лондонским клубом……...15
3.5. Взаимоотношения России с Лондонским клубом кредиторов…..17
4. Заключение……………………………………………………...……23
5. Список используемых источников …………………………….…25
6. Приложение……………………………………………………..……26
Несомненно, у Парижского клуба есть
определенные и вполне очевидные
недостатки. «Игра» ведется по правилам,
установленным кредиторами. Вследствие
слабости своей позиции должники,
хотя они и не согласны с этими
правилами, вынуждены принимать
диктуемые им условия. В Парижском
клубе должники участвуют в переговорах
по одному, а кредиторы все вместе,
так что несчастному должнику
приходится выступать против целого
картеля кредиторов. При решении
практически любых вопросов члены
Парижского клуба работают в тесном
взаимодействии друг с другом. Вот
пояснения одного из членов Парижского
клуба: «Конечно, здесь
существует определенное ядро, в которое
входят крупнейшие государства-кредиторы;
время от времени эти кредиторы проводят
неофициальные встречи, а в промежутках
между заседаниями клуба постоянно поддерживают
контакты по телефону и телексу. Название
»Парижский клуб« – это не совсем шутка,
сегодня главы 17-18 делегаций уже хорошо
знают друг друга, называют друг друга
по имени. Раз в месяц мы встречаемся за
ужином, который, по сути, является рабочим
заседанием»
Это заявление свидетельствует о сплоченности
кредиторов. В принципе, по многим важным
вопросам у государств-кредиторов настолько
близкие позиции, что одним из наиболее
почитаемых правил клуба является консенсус.
По всем вопросам должно быть всеобщее
согласие: голосование в Парижском клубе
никогда не проводится. Еще большее разочарование
испытывают страны-должники по поводу
того, что при столь тесной сплоченности
кредиторов весь процесс ведения переговоров
и принятия решений в Парижском клубе
не регулируется никакими положениями.
Применение индивидуального подхода в
каждом конкретном случае означает, что
по принятии того или иного решения страна-должник
не может пожаловаться на то, что ей предоставили
худшие условия, чем другой стране в аналогичном
экономическом положении.
Считается, что каждый должник имеет дело
с новой группой кредиторов, хотя это и
не так. При принятии решения кредиторы
подвержены различным политическим влияниям,
и должники ни в коей мере не защищены
от предвзятости на основе политических
соображений. Это тем более контропродуктивно,
так как в этом случае одни страны-должники
поют кредиторам дифирамбы и получают
различные льготы и уступки (в частности,
на основе Торонтских условий), а долги
других реструктуруются на самых тяжелых
условиях.
Лондонский клуб
Неформальная организация банков-кредиторов,
созданная для урегулирования вопросов
задолженности иностранных заёмщиков
перед членами этого клуба. Первые заседания
Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для
рассмотрения вопросов задолженности
Заира перед частными кредиторами.
Деятельность Лондонского клуба похожа
по целям на деятельность Парижского клуба.
Отличие состоит в том, что Парижский клуб
объединяет государства-кредиторы в лице
представителей центральных банков и
министров финансов стран-кредиторов,
в то время как Лондонский клуб объединяет
негосударственные, коммерческие банки.
Членами Лондонского клуба являются около
1000 банков из разных стран.
Интересы банков-кредиторов в Лондонском
клубе представляет банковский консультативный
комитет (БКК), в котором представлены
те банки, на которые приходится максимальная
часть долга данной страны. Соглашение,
достигнутое между страной-
Процедура урегулирования долга включает
подготовительную работу, которая включает
в себя разработку стратегии урегулирования
долга. Затем страна-должник проводит
консультации со своими главными кредиторами
с целью образования руководящего комитета.
Обычно страна-должник выбирает банки,
с пониманием относящиеся к выдвигаемым
ею условиям работы в составе БКК и представляющие
географические регионы, перед которыми
страна имеет долговые обязательства.
В БКК по реструктуризации российского
внешнего долга в последние годы входили:
Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi,
Bank Austria, Dresdner Bank.
Первое заседание Лондонского
клуба состоялось в 1976 г. в контексте
переоформления задолженности Заиру.
В период, который предшествовал мексиканскому
долговому кризису 1982 г., переоформление
обычно охватывало просроченные платежи
в счет погашения основной суммы долга
без предоставления новых средств. После
долгового кризиса в Мексике банки начали
многочисленные чрезвычайные операции
по переоформлению, во время которых к
должникам применялись серьезные санкции.
С 1985 г. банки осознали, что репрессивные
мероприятия уменьшают вероятность платежей
и, таким образом, только ухудшают положение.
С этих пор условия реструктуризации были
смягчены путем уменьшения спредов и удлинение
как периода консолидации, так и периода
погашения.
Дальнейший, еще более фундаментальный
шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана
Брейди, в котором признавалась необходимость
облегчения совокупного долгового бремени
с помощью мероприятий с сокращение долга
и его обслуживание. «Облигации Брейди»
- это ценные бумаги, которые выпускаются
путем обмена займов коммерческих банков
на новые облигации, обеспеченные залогом.
Преимуществом плана Брейди было то, что
при решении вопроса реструктуризации
долга он предлагал так называемое «меню
вариантов», что предоставляло кредиторам
большую гибкость для эффективного управления
своими портфелями суверенных долгов.
Тем не менее не поняло, какие преимущества
получает заемщик от сокращения долга
и использование «меню вариантов». Преимущества
возможностей из финансирования, которые
открывает урегулирование его долговых
проблем, полученные ценой превращения
долга в ценные бумаги, которые могут стать
предметом купли-продажи. Изменение формы
долга означает, что заемщик имеет меньше
информации и меньше возможностей влиять
на действии своих кредиторов.
Соглашения о реструктуризации долгов
коммерческими банками под эгидой Лондонского
клуба основаны на трех главных положениях:
Лондонский клуб обычно проводит свои
заседания по просьбе должника, которому
или угрожает дефолт, как в последние
годы, или который уже предположил
неплатежи и находится под
угрозой серьезного накопления долга.
Должник, как правило, обращается в
банк, от которого ожидает сочувственного
отношения к своему запросу; в
большинстве случаев это банк
с максимальной суммой предоставленных
кредитов. После этого составляется
перечень всех кредиторов, и банки
назначают координационный
Следующий шаг координационного комитета
состоит в назначении разных подкомитетов.
Важнейшим из них есть экономический подкомитет,
в обязанности которого входит оценка
положения с задолженностью и общих экономических
перспектив страны с целью информировать
другие коммерческие банки-кредиторы
о возможностях должника из погашение
своих долговых обязательств.
Лондонский клуб – это форум для пересмотра
сроков погашения кредитов, предоставленных
коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора).
Поскольку такие переговоры между суверенными
должниками и коммерческими кредиторами
часто проходят в Лондоне, этот клуб получил
название «Лондонского клуба». Данный
«клуб» является неофициальным органом,
включающим в себя коммерческие банки,
перед которыми имеют задолженность страны
«третьего мира».
Сходства и различия Лондонского и Парижского
клубов. Как и Парижский клуб, Лондонский
клуб стремится облегчить бремя развивающихся
стран по непосредственному обслуживанию
долга. Ни один их этих клубов не является
международной организацией. Их «членский
состав» нестабилен, и они не имеют официального
мандата. Каждый клуб располагает комплексом
правил и процедур для проведения операций
по пересмотру долга. В Лондонском клубе
интересы банков-кредиторов представляет
консультативный комитет в составе тех
банков, на которые приходится максимальная
часть долга данной страны. (В Парижском
клубе чаще всего кредиторы представлены
наиболее влиятельными банками независимо
от их доли в данном пересматриваемом
долге). Руководящие принципы Парижского
клуба в отношении неизбежного невыполнения
долговых обязательств, условий кредитования
и совместного участия в облегчении долгового
бремени в равной степени применяются
и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое
структурное и процедурное сходство, между
Лондонским и Парижским клубами имеются
существенные различия.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией
долгов коммерческим структурам, тогда
как Парижский клуб пересматривает долги
официальным кредиторам. Лондонский клуб
не имеет постоянного председателя или
секретариата, и его процедуры и организация
носят гораздо более свободный характер,
чем в Парижском клубе. Поэтому правила,
регулирующие проведение заседаний Лондонского
клуба, значительно различаются в зависимости
от страны. Такая гибкость подхода затрудняет
задачу описания процедур Лондонского
клуба. Соглашение, достигнутое между
страной-должником и руководящим комитетом,
должно получить поддержку банков, на
которые приходится 90-95% непогашенных
обязательств должника, и только после
этого данное соглашение может быть официально
подписано. Таким образом, реструктуризация
долга в Лондонском клубе может стать
утомительной, длительной и дорогостоящей
процедурой для страны-должника. И наоборот,
переговоры в Парижском клубе проводятся
быстрее и почти без издержек для страны-должника.
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает
процентные платежи, тогда как Парижский
клуб пересматривает выплату, как основной
суммы долга, так и процентов. Вместо этого
коммерческие банки предоставляют стране
новый заем в качестве части пакета мер
по реструктуризации. Доли отдельных банков
в таком займе обычно основаны на величине
их рисков в стране-должнике. Однако в
последние годы банки проявляют все большее
нежелание предоставлять дополнительные
средства основной части должников. В
нынешних соглашениях о пересмотре долга
содержится набор альтернативных финансовых
возможностей, который включает инструменты
сокращения долга. Лондонский клуб в отличие
от Парижского может пересмотреть сроки
погашения долга, не требуя от страны-должника
заключения с МВФ соглашения о резервных
кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается
на периоды консолидации продолжительностью
более одного года, а Лондонский клуб предпочитает,
чтобы они составляли свыше двух-трех
лет. Однако Парижский клуб постепенно
увеличил продолжительность своих периодов
консолидации, тогда как Лондонский клуб
не проявляет гибкости в этом вопросе.
3.4. История взаимоотношений России с Лондонским клубом
Лондонский клуб - это объединение коммерческих
банков-кредиторов, созданное для переговоров
с суверенными заемщиками. В случае России
клуб объединил свыше 600 банков, деятельность
которых координировалась консультационным
комитетом во главе с "Дойче банком".
Долг перед Лондонским клубом представлял
собой задолженность СССР перед частными
коммерческими банками Западной Европы,
США и Японии по кредитам, привлеченным
Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991
года. Объем долга составлял свыше $30 млрд.
В 1997 году долг б.СССР перед Лондонским
клубом претерпел первую реструктуризацию.
Задолженность по основному долгу была
переоформлена в реструктуризированные
кредиты Principal Notes (PRINs) со сроками обращения
с 2002 по 2020 годы, а обязательства по процентам
- в процентные облигации Interest Arrears Notes
(IANs) со сроками обращения в 2002-2015 годах.
Эмитентом новых долговых обязательств
выступил ВЭБ, но правительство РФ декларировало,
что поддержит их выполнение за счет бюджетных
средств.
Но реальность, как всегда, внесла свои
коррективы. После дефолта России по долгам
в августе 1998 года российское правительство
перестало обслуживать долги бывшего
СССР и рублевые ГКО и ОФЗ, производя выплаты
только по новым российским евробондам
и займам международных финансовых организаций.
Высокопоставленные российские чиновники
колесили по ключевым финансовым центрам,
ведя, с одной стороны, переговоры с МВФ
о новой финансовой помощи, и о списании
бремени советских долгов, с другой. Финансовые
новости поступали, как сводки с поля боя.
И, если официальные кредиторы - члены
Парижского клуба - остались тогда непреклонными,
то кредиторов Лондонского клуба тогдашнему
министру финансов РФ Михаилу Касьянову
удалось убедить пойти на списание существенной
части долга и реструктуризацию.
Встречи с кредиторами Лондонского клуба
шли весь 1999 год, а окончательные договоренности
были закреплены в феврале 2000 года. И эти
договоренности оказались триумфальными
для России. Кредиторы Лондонского клуба
пошли на списание 36,5% ($10,5 млрд) основной
суммы долга. Остаток задолженности общим
объемом $31,7 млрд (включая проценты) подлежал
переоформлению в еврооблигации России
РФ с погашением в 2010 и 2030 годах. Проведенная
операция, как отмечают в Минфине, стала
уникальной как по своему масштабу - объему
эмиссии высоколиквидных рыночных инструментов
($21,2 млрд), числу участников (более 400 финансовых
институтов), количеству долговых позиций
(около 27 тыс.) и по степени льготности
для РФ. Всего Минфин, действуя от имени
РФ, сделал четыре предложения об обмене,
которые были приняты подавляющим большинством
(99,9%) кредиторов.
Причем после повторной реструктуризации
никаких средств по оставшимся неурегулированными
PRIN's и IAN's не выплачивалось. Тем не менее,
существование остатка задолженности,
пусть и микроскопического, не позволяло
говорить об окончательном урегулировании
этой категории долга.
Во второй половине 2009 года Минфин РФ активно
работал над тем, как осуществить погашение
остатка долга перед Лондонским клубом,
чтобы полностью закрыть этот вопрос.
В начале июля Минфин направил в правительство
проект распоряжения о погашении остатка
долга б.СССР перед Лондонским клубом
кредиторов на сумму $34 млн, который не
был обменен на еврооблигации РФ. Остаток
долга планировалось погасить по номиналу
из средств федерального бюджета на 2009
год. При этом изначально допускалось,
что фактическая сумма погашения будет
меньше остатка долга, поскольку держатели
части долговых обязательств никогда
не заявляли требований по урегулированию,
а идентифицировать этих кредиторов пока
не удалось. Соответствующее распоряжение
правительства было подписано 30 июля.
И теперь Минфин РФ объявил об урегулировании
остатка обязательств РФ по внешнему долгу
бывшего СССР перед Лондонским клубом
кредиторов на сумму $1 млн. Как говорится
в сообщении ведомства, в конце 2009 года
Минфин выкупил оставшиеся обязательства
PRINs и IANs у кредиторов, принявших предложение
об урегулировании, и перевел денежные
средства в их пользу на общую сумму около
$1 млн.
С учетом того, что в конце декабря 2009 года
была урегулирована одна из самых сложных
категорий государственного внешнего
долга, унаследованного от бывшего СССР
- коммерческая задолженность, а еще ранее,
в августе 2006 года, Россия полностью досрочно
погасила долг перед Парижским клубом
кредиторов на $23,7 млрд., можно сказать,
что к настоящему времени Россия урегулировала
основные категории долга СССР.
В отличие от Парижского клуба кредиторов
Лондонский клуб занимается вопросами
задолженности перед частными коммерческими
банками, кредиты которых не находятся
под защитой гарантии или страхования.
Обязательства России перед этим
клубом составляют межбанковские кредиты,
предоставленные
Переговоры с Лондонским клубом
были начаты еще в 1991 году. Через
два года полномочия по обслуживанию
внешнего долга и централизованных
внешнеэкономических операций Российской
Федерации были переданы Внешэкономбанку
как специализированному
В соответствии с достигнутыми договоренностями
основной долг был реструктурирован
путем переоформления в безбумажные
процентные облигации (PRIN), а проценты
частично были переоформлены в бумажные
процентные облигации (IАN). Эмитентом
этих облигаций являлся
В связи с этим следует отметить, что долг России Лондонскому клубу кредиторов составлял по данным Внешэкономбанка в начале 2000 года 31,8 млрд. долларов США, в том числе 22,2 млрд. долларов США - по инструментам PRIN (основная сумма долга), 6,8 млрд. долларов США - по IAN (накопленные проценты) и 2,8 млрд. долларов США - по PDI (требования по просроченным процентам, рассчитанные по состоянию на 31 марта 2000 года). Россия предложила инвесторам обменять задолженность по PRIN на новые 30-летние еврооблигации со списанием 36,5 % номинальной суммы долга, по IAN - на 30-летние еврооблигации со списанием 33 % номинала. В первые шесть месяцев после выпуска по этим еврооблигациям выплачивался купонный доход в размере 2,25 %, в последующие шесть месяцев - 2,5 %, в течение последующих шести лет - 5 % и, начиная с восьмого года обращения, до полного погашения - 7,5 %. Льготный период составляет 7 лет. Вместо PDI кредиторам предлагались еврооблигации, погашаемые в течение 10 лет, с шестилетним льготным периодом и купонным доходом в размере 8,25 % годовых. На дату юридического вступления в силу сделки по обмену произведен наличный платеж в сумме примерно 9,5 % от номинала этих десятилетних облигаций. Проценты на облигации со сроком обращения до 2010 года и до 2030 года начисляются с 31 марта 2000 года.
Инструменты Внешэкономбанка PRINs (22097,8 млн. долларов США) и IANs (6753,6 млн. долларов США) на общую сумму 28851,4 млн. долларов США были обменены на еврооблигации с датой погашения в 2030 году по номинальной стоимости на сумму 18336,2 млн. долларов США.
Задолженность по начисленным, но не выплаченным, процентам за период по 31 марта 2000 года на сумму 2820,0 млн. долларов США была обменена на еврооблигации с датой погашения в 2010 году по номинальной стоимости на сумму 2820,0 млн. долларов США.
В 2000 году задолженность Российской Федерации по долгам бывшего СССР была полностью переоформлена в еврооблигации Российской Федерации. В 2001 году обмен российских долгов Лондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.
Достижение договоренности с кредиторами
Лондонского клуба о списании
части советского долга и реструктуризации
оставшейся задолженности в рыночные
(облигационные) формы изменили характер
взаимоотношений между
В ноябре 1996 г. Минфин Российской Федерации
сделал принципиально новый шаг
по овладению международным рынком
капитала, удачно разместив первый
транш еврооблигаций. Во многом это
стало возможным благодаря
С появлением еврооблигаций Минфина
Российской Федерации сформировался
и успешно функционировал до летнего
кризиса 1998г. новый сегмент рынка
федеральных внешних займов. Он дополнил
уже сложившиеся сегменты рынка:
долговые обязательства Внешэкономбанка,
облигации внутреннего
Таким образом, с выходом еврооблигаций
основными кредиторами России стали
многочисленные иностранные юридические
и физические лица, покупающие российские
бумаги. На них приходилось 1/3 всех заимствований.
Четверть привлекаемых Россией кредитов
обеспечивал МБРР и более 18% –
МВФ. В целом международные
Для бесперебойного функционирования рынка внешних долгов России взаимосвязи между ее правительством и инвесторами осуществляет широкая сеть организаторов и посредников. С российской стороны наиболее важные функции выполняют Правительственная комиссия по государственному внешнему долгу и государственным активам Российской Федерации, Минфин Российской Федерации, Банк России, Внешэкономбанк, Внешторгбанк Российской Федерации, Российский финансово-банковский союз, российские уполномоченные банки.