Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:42, реферат
Специфика финансовых взаимоотношений многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.
В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.
Возникновение международного кредита связано с развитием международной торговли в XIV—XV вв., особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а также в Америку и Индию.
1. Введение……………………………………………………………….2
2.1. Парижский клуб……………………………………………………3
2.2. Основные принципы работы Парижского клуба…………..…5
2.3. Угроза прекращения платежей……………………………………..5
2.4. Условия погашения для должников………………………………..6
2.5. Равномерное распределение долгов………………………………..8
2.6. Критика Парижского клуба…………………………………………9
3.1. Лондонский клуб…………………………………………………..11
3.1. Организация деятельности Лондонского клуба……………….….11
3.2. История создания Лондонского клуба………………………….....12
3.3. Принципы Лондонского Клуба…………………………………….13
3.4. История взаимоотношений России с Лондонским клубом……...15
3.5. Взаимоотношения России с Лондонским клубом кредиторов…..17
4. Заключение……………………………………………………...……23
5. Список используемых источников …………………………….…25
6. Приложение……………………………………………………..……26
План:
1. Введение…………………………………………………………
2.1. Парижский клуб……………………………………………………3
2.2. Основные принципы
работы Парижского клуба…………..…5
2.3. Угроза прекращения платежей……………………………………..5
2.4. Условия погашения для должников………………………………..6
2.5. Равномерное распределение долгов………………………………..8
2.6. Критика Парижского клуба…………………………………………9
3.1. Лондонский клуб…………………………………………………..11
3.1. Организация деятельности Лондонского
клуба……………….….11
3.2. История создания Лондонского клуба………………………….....12
3.3. Принципы Лондонского Клуба…………………………………….13
3.4. История взаимоотношений России с Лондонским клубом……...15
4. Заключение……………………………………………………
5. Список используемых
источников …………………………….…25
6. Приложение……………………………………………………
Введение
Специфика финансовых взаимоотношений
многих стран заключается в том,
что на данный момент практически
все государства вступают в международные
отношения на рынке ссудных капиталов:
либо в качестве заёмщика, либо в
качестве кредитора.
В экономической теории ссудный капитал
традиционно рассматривается как совокупность
денежных средств, на возвратной основе
передаваемых во временное пользование
за плату в виде процента. На рынке капиталов
ссудный капитал занимает особое место,
удовлетворяя потребности национальной
экономики в лице государства, юридических
и физических лиц в свободных финансовых
ресурсах.
Возникновение международного кредита
связано с развитием международной торговли
в XIV—XV вв., особенно после освоения морских
путей из Европы на Ближний и Средний Восток,
а также в Америку и Индию.
Международный кредит как разновидность
экономической категории «кредит»представляет
собой движение ссудного капитала в сфере
международных экономических отношений,
связанное с предоставлением валютных
и товарных ресурсов на условиях возвратности,
срочности, обеспеченности и уплаты процентов.
В качестве кредиторов и заемщиков выступают
банки, предприятия, государства, международные
финансовые институты. Условия международного
кредита отражают его связь с экономическими
законами рынка и используются для решения
задач экономических агентов рынка и государства.
Необходимо заметить, что международный
кредит играет двойную роль в развитии
производства. С одной стороны, кредит
обеспечивает непрерывность воспроизводства
и его расширение, способствует интернационализации
производства и обмена, углублению международного
разделения труда; с другой стороны, международный
кредит усиливает диспропорции общественного
воспроизводства, стимулируя скачкообразное
расширение прибыльных отраслей, в которые
не привлекаются иностранные заемные
средства.
Ведущими участниками международных кредитных
отношений являются Лондонский и Парижский
клубы кредиторов.
Эти организации ведут обширную деятельность
со странами всего мира, но обе они нацелены
на помощь странам, столкнувшимся с серьезными
финансовыми проблемами.
2.1. Парижский клуб
Парижский клуб — неофициальная
межправительственная организация индустриально
развитых стран-кредиторов, инициатором
создания которого выступила Франция.
Объединение было создано в 1956 году, когда
Аргентина согласилась встретиться со
своими кредиторами в Париже.
Главная задача, которую
решает Парижский клуб в настоящее
время — реструктуризация задолженности
развивающихся стран.
С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба
было достигнуто 408 соглашений с 86 различными
странами-должниками. Общая сумма урегулированного
внешнего государственного долга различных
стран составила 513 млрд. долларов США.[1]
Отличие Парижского клуба от Лондонского
клуба состоит в том, что он занимается
урегулированием государственного долга
стран-заёмщиков перед странами-кредиторами,
в то время как Лондонский клуб рассматривает
вопросы урегулирования долга перед частными
банками-кредиторами.
Членство в Парижском клубе предполагает
постоянный обмен информацией между кредиторами
о задолженности и ходе ее погашения.
Члены клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.[2]
Главная идея деятельности
Парижского клуба - проявлять заботу
о наиболее бедных странах, имеющих
явно безнадежную внешнюю
В 1995 году Россия вступила в Парижский
клуб в качестве кредитора. Членство в
Парижском клубе имеет для России неоспоримые
преимущества. Развивающиеся страны Парижский
клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский
клуб может при желании списать сколько
угодно долгов и выдавать сколько угодно
кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей
степени зависит экономическая политика
развивающихся стран.
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия,
прежде всего, получила реальную возможность
влиять на мировую экономику:
· Во-первых, контролировать экономическую
политику развивающихся и постсоциалистических
стран, задолжавших клубу.
· Во-вторых, на равных разговаривать с
МВФ. Вступление в клуб позволит России
повысить свой кредитный рейтинг и еще
успешнее размещать еврооблигации.
В настоящее время Россия уже погасила
всю свою задолженность перед странами
Парижского клуба, и наступит время, когда
отношения между Россией и лидерами мировой
экономики будут носить партнерский, равноправный
характер.
2.2. Основные принципы работы Парижского клуба
Несмотря на то, что Парижский
клуб не имеет строго формализованного
статуса, то есть является неформальной
организацией, его деятельность базируется
на определённых правилах и принципах.
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:
· наличие непосредственной угрозы прекращения
платежей
· обусловленность реструктуризации долга
обязательством должника проводить определенную
экономическую политику
· равномерное распределение бремени невыплаченных
долгов среди кредиторов.
Первые два принципа — это условия, которые
страна-должник обязана выполнить, прежде
чем вопрос о пересмотре старых условий
погашения кредита может быть рассмотрен
Парижским клубом. Третий принцип относится
к позиции кредиторов и не является обязательным:
он гласит, что в распределении между собой
бремени проблем, связанных с пересмотром
условий погашения кредитов, кредиторы
должны действовать сообща и координировать
свои действия и требования.
2.3. Наличие непосредственной угрозы прекращения
платежей по погашению задолженности.
Для того чтобы условия погашения кредита
могли быть пересмотрены, должнику следует
доказать, что без этого он не в состоянии
выполнить свои обязательства по выплате
внешнего долга. Как правило, наличие крупных
задолженностей по платежам в погашение
внешних кредитов является для Парижского
клуба достаточным доказательством того,
что эти платежи вскоре будут прекращены.
Кроме того, Парижский клуб может проанализировать
степень серьезности проблем данной страны
с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного
баланса страны на будущий год.
Такие договорные обязательства по платежам,
как правило, относятся к кредитам или
особым финансовым условиям, предоставленным
либо непосредственно правительству страны-должника,
либо его уполномоченным учреждениям
и ведомствам (долг государственного сектора),
либо частным юридическим лицам, если
они поместили сумму в местной валюте,
равную сумме задолженности, в отечественный
коммерческий банк или в центральный банк
данной строены, и перевод средств иностранному
кредитору в конвертируемой валюте не
был осуществлен из-за нехватки иностранной
валюты (долг частного сектора).
Неспособность частного должника привлечь
достаточные средства в национальной
валюте для приобретения необходимой
суммы в иностранной валюте (чтобы потом
выплатить долг иностранному кредитору)
не считается наличием непосредственной
угрозы прекращения выплат по погашению
задолженности. Такая ситуация представляет
собой реализацию коммерческого риска
и не влечет никакой ответственности со
стороны государства.
Смягчение условий погашения
У должников, испытывающих финансовые
трудности, зачастую накапливаются большие
суммы неплатежей по погашению задолженности
не только перед официальными и частными
кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ
запрещает предоставлять таким странам
новые кредиты и ссуды и, следовательно,
заключать с ними соответствующие дополнительные
договоренности. А это, в свою очередь,
лишает страны-кредиторы Парижского клуба
возможности урегулировать финансовые
отношения с такими странами.
Чтобы вырваться из этого заколдованного
круга, Парижский клуб разработал специальную
стратегию, согласно которой страна-должник
должна осуществлять программу макроэкономических
преобразований в соответствии с требованиями,
которые предъявляются к получателям
дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного
внедрения такой программы страна постепенно
завоевывает право на получение финансовой
помощи Фонда. И тогда эти права используются
для погашения имеющихся задолженностей.
К моменту завершения указанной программы
страна-должник должна полностью рассчитаться
с долгами и приобрести право на получение
кредитов от МВФ в обычном порядке.
Обусловленность кредитов обязательствам
должников проводить определенную экономическую
политику не является строгим юридическим
термином. Определения этого принципа
нет даже в Договорах о Международном
валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые
страны-должники утверждают, что обусловленность
кредитов МВФ обязательством проводить
определенную экономическую политику
лишь усугубляет экономические трудности.
План преобразований МВФ, который излагается
в письме-обязательстве страны- заемщика,
включает в себя, как правило, следующие
требования:
Однако в практическом плане программы
преобразований МВФ связаны с
сокращением расходов на социальные
нужды (образование, здравоохранение
и т.п.) и отменой государственных
дотаций на производство продуктов
питания и других товаров и
услуг первой необходимости. Выполнение
таких программ во многих случаях
приводило к беспорядкам и
политической нестабильности, так что
при осуществлении подобных планов
стабилизации правительство страны-
должника нередко вынужденно прибегать
к репрессивным мерам против собственного
народа.
Бывают и исключения из этого правила:
если страна-должник не является членом
МВФ, она обсуждает необходимые преобразования
непосредственно с кредиторами. Как правило,
страны-кредиторы направляют в эту страну
группу экспертом для оценки, реальной
экономической обстановки. Такие группы
были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик
до того, как эти государства вступили
в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении
Кубы, а эта страна не является членом
МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают,
что страны- должники неохотно идут на
такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский
клуб не в состоянии предоставить новые
кредиты в качестве стимула к проведению
экономических реформ.
Данное правило называют еще принципом
равных условий. Оно обеспечивает равномерное
распределение среди кредиторов
бремени проблем, связанных с
пересмотром условий погашения
долговых обязательств. В целях упрощения
этой работы кредиторы Парижского клуба,
как правило, договариваются о том,
что для всех кредитов, предоставленных
данной стране до определенного срока,
будет установлен один и тот же
льготный период и срок погашения.
Указанный принцип распространяется и
на кредиторов, не участвующих в переговорах
в рамках Парижского клуба. Официальные
кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые
Парижским клубом, использовались должниками
для покрытия долговых обязательств перед
другими категориями кредиторов. Поэтому
в протоколе о пересмотре условий погашения
задолженностей содержится требование
в адрес страны-должника о необходимости
добиваться аналогичных уступок по условиям
погашения внешних задолженностей и от
других кредиторов. Соответствующее положение
протокола гласит: «В целях обеспечения
равных условна для государств-кредиторов
от частных кредиторов, правительство
Республики «икс» обязуется добиваться
от иностранных кредиторов, в том числе
от банков и фирм-поставщиков, отсрочек
и условий рефинансирования аналогичных
изложенным в настоящем протоколе в отношении
кредитов с аналогичным сроком погашения,
с тем чтобы не допустить возникновения
неравных условии для различных категории
кредиторов».
Переговоры в Парижском клубе не требуют
больших затрат, однако для представителей
стран-должников эта процедура унизительна
и неприятна. Как правило, переговоры в
Парижском клубе завершаются в течение
одного дня, но иногда бывают более продолжительными.
Самые короткие за всю историю клуба переговоры
были в октябре 1983 г., когда для достижения
договоренностей с делегацией Малави
потребовался всего один час. Случается,
что переговоры занимают довольно много
времени, а бывает, что и заходят в тупик.