Конституция Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:06, практическая работа

Описание работы

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ. О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ ВЫСШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. РОЛЬ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ В ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       международной жизни.

       Вряд  ли  случайно  внешняя  политика

       президента  и правительства во Франции,

       как и в ряде других западных стран, об-ладает высокой степенью «сейсмической

       устойчивости»1 по отношению к тем ко-лебаниям,  которые  могут  возникнуть  в

       стенах  парламента.  Р­азумеется,  когда  и 

       через какие процедуры воздействие  этих

       «колебаний» должно приводить к переме-нам  во внешнеполитическом курсе, – это

       остается  суверенным делом каждого госу-дарства, связано с его политической прак-тикой  и  конституционно-правовой  ис-торией. Важно, однако, – и это наглядно

       подтверждается  французским  опытом  – 

       избегать  излишней  жесткости  «несущих

       конструкций»,  способной  подтолкнуть 

       внешнеполитический  механизм к нежела-тельным крайностям. Р­ечь идет о возмож-ности  отрыва  от  общественных  потреб-ностей и нарушения устойчивого баланса 

       внутренних  и международных интересов 

       государства либо, напротив, об излишней

       подверженности  конъюнктурным  тре-бованиям и смене  настроений. Такие по-

       следствия  могут  негативно  сказаться  на

       стабильности  внешнеполитического кур-са.

       В принципе, эффективное осуществле-ние  парламентского контроля за внешней

       политикой возможно только в том случае,

       если  эта сфера деятельности государства 

       перестает быть «заповедной зоной», сво-бодной от критики. Е­сли внешняя полити-ка предстает в виде лишенной каких-либо

       просчетов серии непрерывных побед либо

       прикрывается броней «резервированной»2

       за  президентом  области,  то  отпадает  и 

       нужда в реальном, а не формальном или 

       показном  парламентском участии, выдви-жении  приемлемых альтернатив.

       Основная  текущая внешнеполитическая

       деятельность  ложится во всех современных

       государствах  на исполнительные органы.

       И Франция не является тут исключени-ем, хотя для ее государственно-правовой

       системы характерен отмеченный дуализм 

       в руководстве исполнительной властью  – 

       помимо  премьер-министра, она в конеч-ном  счете подчинена президенту.

       2. 1986–2002 гг. – опыт сосуществова-ния Термин «сосуществование» определяет

       период  развития  французского  государ-ства, когда премьер-министр и президент 

       принадлежали  к антагонистическим пар-тиям.  Де Голль  исключал  саму  возмож-ность существования подобной ситуации.

       Он  никогда  даже  не  допускал  того,  что 

       премьер-министр  может находиться в оп-позиции  к нему, так же как и парламент-ское большинство. Он считал, что его дол-жен  поддерживать народ, и в тот момент,

       когда его избиратели не поддержали про-водимые им реформы, он ушел в отставку.

       Ф. Миттеран и Ж. Ширак испытали на

       себе  период сосуществования: первый – 

       в период своего президентства с 1986 по

       1988 и с 1993 по 1995 г., а второй –  с 1997

       по 2002 г., и  это была совершенно иная

       ситуация. Премьер-министр избирался из

       парламентского  большинства и опирался

       на  него, мог полностью осуществлять свои

       полномочия. Правила игры были разрабо-таны во время  первого сосуществования

       Миттеран  – Ширак, в  1986–1988 гг.

       Во  Франции принято считать, что отно-шения между президентом и премьером

       за  30-летнюю  историю  существования 

       Пятой республики были «скорее дуэлью,

       чем дуэтом» даже в те периоды, когда  они 

       принадлежали  к одной «политической се-мье» и между ними не было скрытого или

       явного  соперничества. По-иному обстоя-ли дела в области внешней политики, где

       такого  соперничества не было, за исклю-чением  непродолжительного  «сосущес-твования»  Ф. Миттерана  и  Ж. Ширака.

       Как известно, в 1986–1988 гг. в результате

       парламентских выборов впервые в исто-рии Франции после 1958 г. возникла не-бывалая ситуация: президент и премьер-министр, назначенный им после выборов

       и  поддержанный  новым  парламентским 

       большинством,  принадлежали  к  проти-воборствующим  политическим  силам.

       Прежняя  раздвоенность  сменилась  тен-денцией  к  «двоевластию»,  доходившему 

       порой  до  едва  скрываемой  конфронта-ции, затронувшей и сферу внешних  сно-шений. Не поколебав основ французской 

       внешнеполитической  стратегии, практика

       подобного «сосуществования» сковала ее

       инициативность, уменьшила присущие ей

       гибкость  и восприимчивость к новому3.

       Новый  внутриполитический  климат,

       сложившийся в стране за годы «сосущес- твования»  президента  Ф. Миттерана  и

       французских  коммунистов  дал  толчок  к 

       формированию  нетривиального  взгляда

       французов  на  проблему  национального 

       консенсуса  по внешней политике. Встал 

       простой, казалось бы, вопрос: почему во

       Франции, традиционно являющейся аре-ной  острой внутриполитической борьбы,

       проявляется столь неожиданное единоду-шие во взгляде на ее внешнюю политику?

       Отметим, что одной из причин измене-ния  взглядов на национальный консенсус 

       являлась, по сути, неготовность полити-ческих сил  страны найти единый, адекват-ный для Франции ответ на эволюцию во-енно-политической обстановки в Е­вропе в

       целом. Сказываются здесь и позитивные,

       хотя  не всегда явно выраженные, сдвиги

       в общественном мнении страны.

       3. С 2002 г. по настоящее время  – воз-вращение к президентализму.

       В 2002 г. сначала прошли выборы в парла-мент, а затем – президентские выборы. Но

       до  этого были проведены две реформы  – 

       конституционные изменения были внесе-ны в результате референдума 2000 г., когда 

       был изменен срок президентства с  семи до

       пяти  лет, на этот же срок был изменен  и 

       период  действия Национальной ассамб-леи. К тому же согласно закону от 15 мая

       2001 г.  было  решено,  что  президентские 

       выборы  должны  проходить  непосредс-твенно перед выборами в представитель-ные органы, таким образом, практически

       гарантированно  президент получает про-президентскую А­ссамблею1.

       С приходом к власти Н. Саркози внут-реннее устройство не претерпело значи-тельных  изменений  –  три  органа:  гене-ральный  секретариат  президента,  каби-нет  премьер-министра  и  генеральный

       секретариат  правительства  продолжили

       свою  деятельность,  и  их  функции  в  ос-новном остались без изменений. Можно

       сказать,  что  политика  правительства 

       определяется  в Е­лисейском дворце зачас-тую  не только по основным направлени-ям,  но  все  чаще  опускается  до  деталей.

       Внутриминистерские  встречи  организу-ются Е­лисейским дворцом под руководс-твом главы государства или одного из его

       советников.

       Основное  число  решений  объявляет- ся самим президентом, зачастую без ин-формирования ответственного министра.

       Случается,  что  президент собирает  ми-нистров без участия премьер-министра.

       Ч­исло  президентских  советников  воз-росло,  оно  практически  удвоилось  по

       сравнению  с  периодом  президентства 

       Ф. Миттерана.

       21 июля 2008 г. французский парламент 

       по  инициативе французского президента2

       принял  закон, вносящий изменения в су-ществующую французскую Конституцию.

       На  совместном  заседании  обеих  палат 

       парламента, состоявшемся в Версале, за

       внесение  поправок в Конституцию про-голосовали 539 парламентариев, против – 

       357. Это означает, что проект набрал ровно

       необходимое большинство в 60% голосов.

       Новый закон вносит поправки в более 

       чем половину из 89 статей французской 

       Конституции.  Это  самая  значительная

       законодательная  реформа  во  Франции 

       со  времен  принятия  действующей  Кон-

       ституции.

       Поправки  в  конституцию  были  пред-ложены  президентом  страны  Николя

       Саркози сразу после его прихода к  влас-ти. Законопроект можно разделить на три

       части: усиление роли парламента, обнов-ление  института исполнительной власти и

       предоставление  гражданам новых прав.

       Основные  пункты, по которым должно

       быть  принято решение:

       –  возможность  для  главы  государства 

       выступать  в  обеих  палатах  парламента:

       нижней  – Национальном собрании и вер-хней – сенате;

       –  ограничение  мандата  президента

       Франции двумя сроками по пять лет;

Информация о работе Конституция Франции