Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:06, практическая работа
КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ. О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ ВЫСШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. РОЛЬ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ В ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
международной жизни.
Вряд ли случайно внешняя политика
президента и правительства во Франции,
как и в ряде других западных стран, об-ладает высокой степенью «сейсмической
устойчивости»1 по отношению к тем ко-лебаниям, которые могут возникнуть в
стенах парламента. Разумеется, когда и
через какие процедуры воздействие этих
«колебаний» должно приводить к переме-нам во внешнеполитическом курсе, – это
остается суверенным делом каждого госу-дарства, связано с его политической прак-тикой и конституционно-правовой ис-торией. Важно, однако, – и это наглядно
подтверждается французским опытом –
избегать излишней жесткости «несущих
конструкций», способной подтолкнуть
внешнеполитический
механизм к нежела-тельным крайностям.
Речь идет о возмож-ности отрыва
от общественных потреб-ностей
и нарушения устойчивого
внутренних и международных интересов
государства либо, напротив, об излишней
подверженности конъюнктурным тре-бованиям и смене настроений. Такие по-
следствия могут негативно сказаться на
стабильности внешнеполитического кур-са.
В принципе, эффективное осуществле-ние парламентского контроля за внешней
политикой возможно только в том случае,
если эта сфера деятельности государства
перестает быть «заповедной зоной», сво-бодной от критики. Если внешняя полити-ка предстает в виде лишенной каких-либо
просчетов серии непрерывных побед либо
прикрывается броней «резервированной»2
за президентом области, то отпадает и
нужда в реальном, а не формальном или
показном парламентском участии, выдви-жении приемлемых альтернатив.
Основная текущая внешнеполитическая
деятельность ложится во всех современных
государствах на исполнительные органы.
И Франция не является тут исключени-ем, хотя для ее государственно-правовой
системы характерен отмеченный дуализм
в руководстве исполнительной властью –
помимо премьер-министра, она в конеч-ном счете подчинена президенту.
2. 1986–2002 гг. – опыт сосуществова-ния Термин «сосуществование» определяет
период
развития французского государ-ства,
когда премьер-министр и
принадлежали к антагонистическим пар-тиям. Де Голль исключал саму возмож-ность существования подобной ситуации.
Он никогда даже не допускал того, что
премьер-министр может находиться в оп-позиции к нему, так же как и парламент-ское большинство. Он считал, что его дол-жен поддерживать народ, и в тот момент,
когда его избиратели не поддержали про-водимые им реформы, он ушел в отставку.
Ф. Миттеран и Ж. Ширак испытали на
себе период сосуществования: первый –
в период своего президентства с 1986 по
1988 и с 1993 по 1995 г., а второй – с 1997
по 2002 г., и это была совершенно иная
ситуация. Премьер-министр избирался из
парламентского большинства и опирался
на него, мог полностью осуществлять свои
полномочия. Правила игры были разрабо-таны во время первого сосуществования
Миттеран – Ширак, в 1986–1988 гг.
Во Франции принято считать, что отно-шения между президентом и премьером
за 30-летнюю историю существования
Пятой республики были «скорее дуэлью,
чем дуэтом» даже в те периоды, когда они
принадлежали к одной «политической се-мье» и между ними не было скрытого или
явного соперничества. По-иному обстоя-ли дела в области внешней политики, где
такого соперничества не было, за исклю-чением непродолжительного «сосущес-твования» Ф. Миттерана и Ж. Ширака.
Как известно, в 1986–1988 гг. в результате
парламентских выборов впервые в исто-рии Франции после 1958 г. возникла не-бывалая ситуация: президент и премьер-министр, назначенный им после выборов
и поддержанный новым парламентским
большинством, принадлежали к проти-воборствующим политическим силам.
Прежняя раздвоенность сменилась тен-денцией к «двоевластию», доходившему
порой до едва скрываемой конфронта-ции, затронувшей и сферу внешних сно-шений. Не поколебав основ французской
внешнеполитической стратегии, практика
подобного «сосуществования» сковала ее
инициативность, уменьшила присущие ей
гибкость и восприимчивость к новому3.
Новый внутриполитический климат,
сложившийся в стране за годы «сосущес- твования» президента Ф. Миттерана и
французских коммунистов дал толчок к
формированию нетривиального взгляда
французов на проблему национального
консенсуса по внешней политике. Встал
простой, казалось бы, вопрос: почему во
Франции, традиционно являющейся аре-ной острой внутриполитической борьбы,
проявляется столь неожиданное единоду-шие во взгляде на ее внешнюю политику?
Отметим, что одной из причин измене-ния взглядов на национальный консенсус
являлась, по сути, неготовность полити-ческих сил страны найти единый, адекват-ный для Франции ответ на эволюцию во-енно-политической обстановки в Европе в
целом.
Сказываются здесь и
хотя не всегда явно выраженные, сдвиги
в общественном мнении страны.
3.
С 2002 г. по настоящее время
– воз-вращение к
В 2002 г. сначала прошли выборы в парла-мент, а затем – президентские выборы. Но
до этого были проведены две реформы –
конституционные изменения были внесе-ны в результате референдума 2000 г., когда
был изменен срок президентства с семи до
пяти лет, на этот же срок был изменен и
период действия Национальной ассамб-леи. К тому же согласно закону от 15 мая
2001 г. было решено, что президентские
выборы должны проходить непосредс-твенно перед выборами в представитель-ные органы, таким образом, практически
гарантированно президент получает про-президентскую Ассамблею1.
С приходом к власти Н. Саркози внут-реннее устройство не претерпело значи-тельных изменений – три органа: гене-ральный секретариат президента, каби-нет премьер-министра и генеральный
секретариат правительства продолжили
свою деятельность, и их функции в ос-новном остались без изменений. Можно
сказать, что политика правительства
определяется в Елисейском дворце зачас-тую не только по основным направлени-ям, но все чаще опускается до деталей.
Внутриминистерские встречи организу-ются Елисейским дворцом под руководс-твом главы государства или одного из его
советников.
Основное число решений объявляет- ся самим президентом, зачастую без ин-формирования ответственного министра.
Случается, что президент собирает ми-нистров без участия премьер-министра.
Число президентских советников воз-росло, оно практически удвоилось по
сравнению с периодом президентства
Ф. Миттерана.
21 июля 2008 г. французский парламент
по инициативе французского президента2
принял закон, вносящий изменения в су-ществующую французскую Конституцию.
На совместном заседании обеих палат
парламента, состоявшемся в Версале, за
внесение поправок в Конституцию про-голосовали 539 парламентариев, против –
357. Это означает, что проект набрал ровно
необходимое большинство в 60% голосов.
Новый закон вносит поправки в более
чем половину из 89 статей французской
Конституции. Это самая значительная
законодательная реформа во Франции
со времен принятия действующей Кон-
ституции.
Поправки в конституцию были пред-ложены президентом страны Николя
Саркози сразу после его прихода к влас-ти. Законопроект можно разделить на три
части: усиление роли парламента, обнов-ление института исполнительной власти и
предоставление гражданам новых прав.
Основные пункты, по которым должно
быть принято решение:
– возможность для главы государства
выступать в обеих палатах парламента:
нижней – Национальном собрании и вер-хней – сенате;
– ограничение мандата президента
Франции двумя сроками по пять лет;