Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:26, реферат
Политика Китая в отношении интеграционных процессов в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть воспринята как пример реакции Пекина на вызовы различного толка - внутриполитические, внешние по отношению к самому Китаю, вызовы другим странам, создаваемые внешнеэкономическим курсом Китая. Взвешенное, достаточно реалистическое поведение отношении этих вызовов открывало для китайской политики новые возможности и перспективы реализации задач социально-экономического строительства, укрепления внешнеполитических позиций.
При принятии решений
о демонтаже барьеров на пути торговли
и инвестиций Пекин выступает
за учёт интересов каждого члена
АТЭС, уровня его промышленно-экономического
развития и методов строительства национальной
экономики, готовности к участию в данных
проектах. Китайские представители
в АТЭС выступают за применение принципа
добровольности, в соответствии с которым
развивающиеся страны вправе сами определять
темпы и масштабы либерализации национальных
экономик.
Принципиальная
позиция Пекина в отношении создания
пространства открытой торговли и свободного
движения капиталов состоит в
том, что его участники, безусловно,
соблюдают режим наибольшего
благоприятствования друг по отношению
к другу в духе требований ВТО.
Участие в процессах
В практическом
плане Пекин идёт на сокращение тарифных
и нетарифных ограничений в отношении
строго определённых товаров и товарных
групп, принимая во внимание, что
сохранение тарифных барьеров, которыми
была окружена китайская экономика,
скорее является злом, чем добром для
развития народного хозяйства страны.
В ходе Осакского
саммита 1995 г. было объявлено 30%-ное снижение
тарифных ставок на 4 тыс. импортируемых
товаров. Начавшееся 1 апреля 1996 г. реальное
уменьшение тарифов составило 35%, и средняя
тарифная ставка на импортные товары снизилась
с 35,9% до 23%. И всё же среди стран АТЭС это
был самый высокий уровень таможенного
обложения.
Манильскую программу
действий АТЭС 1996 г. Китай рассматривал
в общем как благоприятное
сочетание трёх компонентов регионального
взаимодействия – индивидуальных планов
действий (ИПД) и коллективных планов
либерализации, а так же совместных
действий в области технико-
Пекин достаточно
спокойно отнёсся к принятой по инициативе
развитых стран – членов АТЭС программе
«ранней добровольной секторальной
либерализации» (РДСЛ), представляющей
комплекс мер по открытию рынков отдельных
товарных позиций раньше принятых в
Богоре сроков создания зон свободной
торговли и инвестиций при условии, что
её реализация будет идти на основе добровольности
и индивидуальных планов действий, разноскоростного
движения к намеченной цели при сохранении
графика полной либерализации торговли
и инвестиций.
На саммите
в Ванкувере (1997 г.) была определена
договорённость о 15 секторах (9 – с 1999
г.), в которых начнётся либерализация
в первую очередь. Кроме информационных
технологий и телекоммуникаций, договорённость
по которым была достигнута на Манильском
саммите 1996 г., в их число вошли
энергетическое оборудование, химические
товары, рыба и рыбопродукты, древесина,
медицинское оборудование, игрушки
и ювелирные изделия, товары и
услуги, относящиеся к охране окружающей
среды.
Опыт РДСЛ показал,
что АТЭС, вообще говоря, не предназначен
для и не готов к проведению
торговых переговоров в традиционном
понимании.
Менее успешно
шёл процесс снятия Китаем нетарифных
барьеров, хотя уровень нетарифных
ограничений в общём объёме китайского
импорта снизился с 46%(по стоимости)
до 21% в 197 г. Пекин выступал против придания
обязательного характера своду
достаточно общих принципов либерализации
инвестиций, принятому в рамках АТЭС
в 1994 г.
Наиболее
значимые саммиты
АТЭС.
В связи с
финансовым кризисом 1997-1998 гг. возросло
число критиков деятельности АТЭС вплоть
до радикальных представителей, подвергающих
сомнению саму необходимость существования
Форума, которые обвинили его в
неэффективности реакции на сложные,
кризисные ситуации в АТР, односторонней
ориентированности курса на интересы
определённой группы государств региона.
Признавая существенность
высказываемых замечаний, достаточно
широкий круг влиятельных политических
деятелей, чиновников внешнеполитических
и экономических ведомств Китая
и ряда других стран АТР выступал
в пользу продолжения деятельности
Форума, сохранения его в качестве
организации, призванной способствовать
координации и гармонизации внешнеэкономический
деятельности стран региона, поиска
новых форм и методов деятельности
в условиях нового тысячелетия.
Саммит
АТЭС в Брунее.
В середине ноября
2000 г. в столице султаната Бруней
– в городе Бандар-Сери-Бегаван –
состоялся саммит АТЭС. Это была уже восьмая
встреча руководителей государств и территорий
Азиатско-Тихоокеанского региона, которая
явилась крупным международным событием
и важной вехой развивающейся тихоокеанской
интеграции.
Сейчас участниками АТЭС, или форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.
Это разные по своему
экономическому развитию государства
и территории, и они по –разному
оценивают перспективы регионального
экономического сотрудничества. Поиск
совпадающих интересов и взаимодополняемости
с АТЭС – вот, собственно, цель каждого
участника форума.
Практически все
участники Форума были представлены
в Брунее на уровне высшего политического
руководства. Российскую делегацию
возглавлял В.В.Путин, американскую Б.Клинтон,
китайскую – председатель КНР
Цзян Цзэминь, японскую – премьер-министр
Японии Ё. Мори; присутствовали лидеры
и других государств. По традиции организаторы
саммита в Брунее предоставили политическим
лидерам хорошую возможность
для личных контактов.
Как правило, в
ходе саммита лидеры стран АТЭС уделяют
основное внимание тем вопросам, которые
для них наиболее актуальны. Для
саммита в Брунее такой актуальной
темой был вопрос распространения
информационных технологий.
Большой интерес
участников форума вызвало выступление
президента КНР Цзян Цзэминя. Давая
оценку роли АТЭС в развитии регионального
сотрудничества, он подчёркивал, что
эта организация играет важную роль
в обеспечении открытости рынков
в АТР, определяет цели и устанавливает
график этого сотрудничества, формулирует
программы действий, расширяет возможности
региональной торговли и либерализации
инвестиций. В Китае считают, отметил
Цзян Цзэминь, что форум АТЭС должен
создавать лучшие условия для
функционирования деловых сообществ региона,
в частности, в вопросах электронной торговли,
сотрудничества в развитии технологий
и их передаче.
На 2001 г. председательство
АТЭС перешло к Китайской Народной
Республике, которая станет главным
инициатором и организатором
мероприятий форума. Следующий саммит
АТЭС намечается провести в Шанхае
в октябре 2001 г. Тема этого форума
– «Новый век, новые вызовы: участие,
сотрудничество, содействие совместному
процветании» - определяет основные деятельности
АТЭС в 2001 г.
В Китае действительно
серьёзно и ответственно относятся
к этому мероприятию. В январе
2000 г. в Китае был образован
подготовительный комитет саммита
АТЭС 2001 г., председателем которого
был назначен министр иностранных
дел КНР Тан Цзясюань.
Саммит
АТЭС в Шанхае.
Первый день
работы открывающегося в субботу
неформального саммита стран
Азиатско-тихоокеанского экономического
сотрудничества был омрачен дипломатическим
инцидентом между Китаем и Тайванем,
который в КНР считают "мятежной
провинцией". Объявив бойкот форуму
АТЭС, тайваньская делегация в
полном составе покинула Шанхай.
Пекин отказался
направить приглашение на форум
АТЭС вице-президенту Тайваня, который
должен был принять участие в
саммите лидеров АТЭС.
Шанхайский саммит
октября 2001 г. явился важным для определения
дальнейшеё судьбы АТЭС, на этом саммите
был принят документ «Шанхайское
согласие» в качестве приложение
к Декларации глав государств и правительств,
определившей перспективы и практический
план дальнейшего развития форума с
учётом реальностей «новой экономики».
В документах Шанхайской
встречи в верхах получили отражение
и были закреплены важные компоненты
линии Китая в АТЭС на достаточно
компромиссной основе. Так, в них содержится
призыв к усилению активности в рамках
ЭКОТЕК, в частности путём принятия индивидуальных
планов действий, какие применяются в
отношении либерализации торговли и инвестиций,
подчёркивая необходимость равного доступа
к плодам «экономики знаний», наращивания
людского потенциала, поддержки малого
и среднего бизнеса. Вместе с тем отмечается
необходимость принятия более строгих
мер контроля за реализацией стратегической
программы либерализации торговых инвестиционных
потоков в регионе путём обзора состояния
дел в этой области в 2005 г.
Впервые в истории
АТЭС в Шанхае был принят политический
документ общего характера – Заявление
экономических лидеров АТЭС по борьбе
с терроризмом, которое в определённой
мере носило компромиссный характер.
Однозначно были осуждены совершённые
в США террористические акты, но
под влиянием стран региона со
значительным мусульманским населением
в текст этого документа не
вошли наиболее жёсткие формулировки
борьбы с терроризмом.
По инициативе
США был привнесён существенный
политический компонент в экономическую
по своему характеру деятельность этой
организации, против чего всегда возражали
Китай и развивающиеся страны
АТЭС. К этому времени уже сложилась
традиция двусторонних встреч на высшем
уровне «на обочине» атэсовскийх саммитов,
обсуждавших политические проблемы глобального
и регионального свойства. Но на Шанхайской
встрече была впервые предпринята акция
политического характера на многосторонней
основе.
Антитеррористическое
заявление создало определённый
прецедент, который получил продолжение
и развитие на следующих саммитах
форума в Лос-Кабосе, Бангкоке и Сантьяго,
что может повести к дальнейшей политизации
деятельности АТЭС, в пользу которой высказываются
некоторые политики и учёные промышленно
развитых стран АТР.
Основы
политики Китая в
отношении объединительных
явлений в АТР.
Решающее влияние
на складывание концептуальных позиций
Китая в АТЭС и других формировавшихся
интеграционных объединениях имела
эволюция взглядов политического руководства
страны на основные тенденции мирового
экономического развития, их социально-политическое
преломление, движение теоретических
воззрений китайских учёных на изменения
в мировых и региональных процессах.
В наиболее концентрированной
форме соответствующие взгляды
высшего китайского руководства
нашли отражение в выступлениях
тогдашнего председателя КНР Цзян Цзэминя
на Шанхайском саммите АТЭС. В них
экономическая глобализация рассматривается
как новое объективное явление,
вызванное развитием
Принимая во
внимание противоречивость процессов
глобализации, различия в подходах
развитых и развивающихся стран
к решению проблем, возникших
в ходе этих процессов, специфику
деятельности АТЭС и его состава,
китайское руководство
Успешное продвижение
китайский принципов сотрудничества в
атэсовские документы (что, несомненно,
является успехом китайской дипломатии)
вызвано тем, что они отвечают интересам
развивающихся стран и в отдельных случаях
интересам ряда развитых стран и поддерживаются
ими.