Китай в интеграционном поле АТЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:26, реферат

Описание работы

Политика Китая в отношении интеграционных процессов в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть воспринята как пример реакции Пекина на вызовы различного толка - внутриполитические, внешние по отношению к самому Китаю, вызовы другим странам, создаваемые внешнеэкономическим курсом Китая. Взвешенное, достаточно реалистическое поведение отношении этих вызовов открывало для китайской политики новые возможности и перспективы реализации задач социально-экономического строительства, укрепления внешнеполитических позиций.

Работа содержит 1 файл

Мой реферат. Китай в интеграционном поле АТЭС.docx

— 35.99 Кб (Скачать)

При принятии решений  о демонтаже барьеров на пути торговли и инвестиций Пекин выступает  за учёт интересов  каждого члена  АТЭС, уровня его промышленно-экономического развития и методов строительства национальной экономики, готовности к участию в данных проектах.  Китайские представители в АТЭС выступают за применение принципа добровольности, в соответствии с которым развивающиеся страны вправе сами определять темпы и масштабы либерализации национальных экономик. 

Принципиальная  позиция Пекина в отношении создания пространства открытой торговли и свободного движения капиталов состоит в  том, что его участники, безусловно, соблюдают режим наибольшего  благоприятствования друг по отношению  к другу в духе требований ВТО. Участие в процессах либерализации  торговли в рамках АТЭС Пекин рассматривал в качестве своего рода трамплина  к вхождению во Всемирную торговую организацию, рассчитывая на поддержку  членов АТЭС, составляющих значительный блок членов ВТО. 

В практическом плане Пекин идёт на сокращение тарифных и нетарифных ограничений в отношении  строго определённых товаров и товарных групп,  принимая во внимание, что  сохранение тарифных барьеров, которыми была окружена китайская экономика, скорее является злом, чем добром для  развития народного хозяйства страны. 

В ходе Осакского саммита 1995 г. было объявлено 30%-ное снижение тарифных ставок на 4 тыс. импортируемых товаров. Начавшееся 1 апреля 1996 г. реальное уменьшение тарифов составило 35%, и средняя тарифная ставка на импортные товары снизилась с 35,9% до 23%. И всё же среди стран АТЭС это был самый высокий уровень таможенного обложения.  

Манильскую программу  действий АТЭС 1996 г. Китай рассматривал в общем как благоприятное  сочетание трёх компонентов регионального  взаимодействия – индивидуальных планов действий (ИПД) и коллективных планов либерализации, а так же совместных действий в области технико-экономического сотрудничества.  

Пекин достаточно спокойно отнёсся к принятой по инициативе развитых стран – членов АТЭС программе  «ранней добровольной секторальной либерализации» (РДСЛ), представляющей комплекс мер по открытию рынков отдельных  товарных позиций раньше принятых в  Богоре сроков создания зон свободной торговли и инвестиций при условии, что её реализация будет идти на основе добровольности и индивидуальных планов действий, разноскоростного движения к намеченной цели при сохранении графика полной либерализации торговли и инвестиций. 

На саммите  в Ванкувере (1997 г.) была определена договорённость о 15 секторах (9 – с 1999 г.), в которых начнётся либерализация  в первую очередь. Кроме информационных технологий и телекоммуникаций, договорённость по которым была достигнута на Манильском саммите 1996 г., в их число вошли  энергетическое оборудование, химические товары, рыба и рыбопродукты, древесина, медицинское оборудование, игрушки  и ювелирные изделия, товары и  услуги, относящиеся к охране окружающей среды.  

Опыт РДСЛ показал, что АТЭС, вообще говоря, не предназначен для и не готов к проведению торговых переговоров в традиционном понимании. 

Менее успешно  шёл процесс снятия Китаем нетарифных барьеров, хотя уровень нетарифных ограничений в общём объёме китайского импорта снизился с 46%(по стоимости) до 21% в 197 г. Пекин выступал против придания обязательного характера своду  достаточно общих принципов либерализации  инвестиций, принятому в рамках АТЭС в 1994 г. 
 
 

Наиболее  значимые саммиты  АТЭС.  

В связи с  финансовым кризисом 1997-1998 гг. возросло число критиков деятельности АТЭС вплоть до радикальных представителей, подвергающих сомнению саму необходимость существования  Форума, которые обвинили его в  неэффективности реакции на сложные, кризисные ситуации в АТР, односторонней  ориентированности курса на интересы определённой группы государств региона. 

Признавая существенность высказываемых замечаний, достаточно широкий круг влиятельных политических деятелей, чиновников внешнеполитических и экономических ведомств  Китая  и ряда других стран АТР выступал в пользу продолжения деятельности Форума, сохранения его в качестве организации, призванной способствовать координации и гармонизации внешнеэкономический  деятельности стран региона, поиска новых форм и методов деятельности в условиях нового тысячелетия. 
 
 

Саммит  АТЭС в Брунее. 

В середине ноября 2000 г. в столице султаната Бруней – в городе Бандар-Сери-Бегаван – состоялся саммит АТЭС. Это была уже восьмая встреча руководителей государств и территорий Азиатско-Тихоокеанского региона, которая явилась крупным международным событием и важной вехой развивающейся тихоокеанской интеграции.  

Сейчас участниками  АТЭС, или форума «Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество», являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.

Это разные по своему экономическому развитию государства  и территории, и они по –разному оценивают перспективы регионального экономического сотрудничества. Поиск совпадающих интересов и взаимодополняемости с АТЭС – вот, собственно, цель каждого участника форума. 

Практически все  участники Форума были представлены в Брунее на уровне высшего политического  руководства. Российскую делегацию  возглавлял В.В.Путин, американскую Б.Клинтон, китайскую – председатель КНР  Цзян Цзэминь, японскую – премьер-министр  Японии Ё. Мори; присутствовали лидеры и других государств. По традиции организаторы саммита в Брунее предоставили политическим лидерам хорошую возможность  для личных контактов. 

Как правило, в  ходе саммита лидеры стран АТЭС уделяют  основное внимание тем вопросам, которые  для них наиболее актуальны. Для  саммита в Брунее такой актуальной темой был вопрос распространения  информационных технологий.  

Большой интерес  участников форума вызвало выступление  президента КНР Цзян Цзэминя. Давая  оценку роли АТЭС в развитии регионального  сотрудничества, он подчёркивал, что  эта организация играет важную роль в обеспечении открытости рынков в АТР, определяет цели и устанавливает  график этого сотрудничества, формулирует  программы действий, расширяет возможности  региональной торговли и либерализации  инвестиций. В Китае считают, отметил  Цзян Цзэминь, что форум АТЭС должен создавать лучшие условия для  функционирования деловых сообществ региона, в частности, в вопросах электронной торговли, сотрудничества в развитии технологий и их передаче. 

На 2001 г. председательство АТЭС перешло к Китайской Народной Республике, которая станет главным  инициатором и организатором  мероприятий форума. Следующий саммит АТЭС намечается провести в Шанхае в октябре 2001 г. Тема этого форума – «Новый век, новые вызовы: участие, сотрудничество, содействие совместному  процветании» - определяет основные деятельности АТЭС в 2001 г. 

В Китае действительно  серьёзно и ответственно относятся  к этому мероприятию. В январе 2000 г. в Китае был образован  подготовительный комитет саммита  АТЭС 2001 г., председателем которого был назначен министр иностранных  дел КНР Тан Цзясюань. 

Саммит  АТЭС в Шанхае. 

Первый день работы открывающегося в субботу  неформального саммита стран  Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества был омрачен дипломатическим  инцидентом между Китаем и Тайванем, который в КНР считают "мятежной провинцией". Объявив бойкот форуму АТЭС, тайваньская делегация в  полном составе покинула Шанхай. 

Пекин отказался  направить приглашение на форум  АТЭС вице-президенту Тайваня, который  должен был принять участие в  саммите лидеров АТЭС.  

Шанхайский саммит октября 2001 г. явился важным для определения  дальнейшеё судьбы АТЭС, на этом саммите  был принят документ «Шанхайское  согласие» в качестве приложение к Декларации глав государств и правительств, определившей перспективы и практический план дальнейшего развития форума с  учётом реальностей «новой экономики».  

В документах Шанхайской встречи в верхах получили отражение  и были закреплены важные компоненты линии Китая в АТЭС на достаточно компромиссной основе. Так, в них содержится призыв к усилению активности в рамках ЭКОТЕК, в частности путём принятия индивидуальных планов действий, какие применяются в отношении либерализации торговли и инвестиций, подчёркивая необходимость равного доступа к плодам «экономики знаний», наращивания людского потенциала, поддержки малого и среднего бизнеса. Вместе с тем отмечается необходимость принятия более строгих мер контроля за реализацией стратегической программы либерализации торговых инвестиционных потоков в регионе путём обзора состояния дел в этой области в 2005 г. 

Впервые в истории  АТЭС в Шанхае был принят политический документ общего характера – Заявление  экономических лидеров АТЭС по борьбе с терроризмом, которое в определённой мере носило компромиссный характер. Однозначно были осуждены совершённые  в США террористические акты, но под влиянием стран региона со значительным мусульманским населением в текст этого документа не вошли наиболее жёсткие формулировки борьбы с терроризмом. 

По инициативе США был привнесён существенный политический компонент в экономическую  по своему характеру деятельность этой организации, против чего всегда возражали  Китай и развивающиеся страны АТЭС. К этому времени уже сложилась  традиция двусторонних встреч на высшем уровне «на обочине» атэсовскийх саммитов, обсуждавших политические проблемы глобального и регионального свойства. Но на Шанхайской встрече была впервые предпринята акция политического характера на многосторонней основе.  

Антитеррористическое  заявление создало определённый прецедент, который получил продолжение  и развитие на следующих саммитах форума в Лос-Кабосе, Бангкоке и Сантьяго, что может повести к дальнейшей политизации деятельности АТЭС, в пользу которой высказываются некоторые политики и учёные промышленно развитых стран АТР. 
 

Основы  политики Китая в  отношении объединительных  явлений в АТР. 

Решающее влияние  на складывание концептуальных позиций  Китая в АТЭС и других формировавшихся  интеграционных объединениях имела  эволюция взглядов политического руководства  страны на основные тенденции мирового экономического развития, их социально-политическое преломление, движение теоретических  воззрений китайских учёных на изменения  в мировых и региональных процессах.  

В наиболее концентрированной  форме соответствующие взгляды  высшего китайского руководства  нашли отражение в выступлениях тогдашнего председателя КНР Цзян Цзэминя  на Шанхайском саммите АТЭС. В них  экономическая глобализация рассматривается  как новое объективное явление, вызванное развитием производственных сил, научно-технической, информационно-технологической  революцией. Участие в АТЭС и других интеграционных группировках рассматривается  в качестве одного из важных средств  сокращения «информационно-технологического разрыва» между развитыми и развивающимися странами, более справедливого распределения  «экономики знаний». Непосредственным орудием достижения этой цели является программа экономического и научно-технического сотрудничества, в центр которой  поставлена задача развития человеческого  потенциала. В том же направлении  предусматривается действие основных компонентов «электронной стратегии  АТЭС». 

Принимая во внимание противоречивость процессов  глобализации, различия в подходах развитых и развивающихся стран  к решению проблем, возникших  в ходе этих процессов, специфику  деятельности АТЭС и его состава, китайское руководство сформулировало принципы создания модели оптимального взаимодействия в этой организации, не ущемляющие права Китая и развивающихся  стран региона. Свод этих принципов, их композиция развивались и видоизменялись в зависимости от развития ситуации как в АТЭС, так и за его пределами  и в конечном счёте был сформулирован в качестве «атэсовского подхода». Основными его компоне7тами являются коллективный ответ на возникающие вызовы, совместное использование возникающих возможностей: все страны получают возможность участвовать в процессах коллективного сотрудничества и получать выгоду от участия в них, консенсус при принятии решений и свобода действий, учёт реалий разнообразия региона, тесное сотрудничество в качестве залога успеха каждого члена АТЭС. 

Успешное продвижение  китайский принципов сотрудничества в атэсовские документы (что, несомненно, является успехом китайской дипломатии) вызвано тем, что они отвечают интересам развивающихся стран и в отдельных случаях интересам ряда развитых стран и поддерживаются ими. 

Информация о работе Китай в интеграционном поле АТЭС