Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:26, реферат
Политика Китая в отношении интеграционных процессов в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть воспринята как пример реакции Пекина на вызовы различного толка - внутриполитические, внешние по отношению к самому Китаю, вызовы другим странам, создаваемые внешнеэкономическим курсом Китая. Взвешенное, достаточно реалистическое поведение отношении этих вызовов открывало для китайской политики новые возможности и перспективы реализации задач социально-экономического строительства, укрепления внешнеполитических позиций.
Китай
в интеграционном
поле АТЭС.
Политика Китая
в отношении интеграционных процессов
в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском
регионе может быть воспринята как
пример реакции Пекина на вызовы различного
толка - внутриполитические, внешние
по отношению к самому Китаю, вызовы
другим странам, создаваемые
Осознав опасность
оказаться в изоляции в АТР, принимая
во внимание объективный характер процессов
экономической интеграции и глобализации,
китайское руководство 1980-х годах
резко изменило курс в отношении
интеграционных процессов в АТР
– от негативного их видения до
активного в них участия.
Выступая одним
из инициаторов новых
В политике китайского
руководства по «освоению» интеграционного
пространства АТР особое место занимало
участие в АТЭС. В выступлении
21 октября 2001г. Перед главами государств
и территорий региона, собравшихся
на саммит в Шанхае Цзян Цземинь, в то
время председатель КНР, отметил: «АТЭС
явился зачинателем создания модели эффективного
сотрудничества, которая гальванизировала
рост и процветание в Азиатско-Тихоокеанском
регионе».
Китай представлен
в многочисленных структурах и акциях
по линии АТЭС. Особое значение имеет
участие китайских представителей в его
рабочих органах - от встреч высших должностных
лиц до кропотливой, непрерывной работы
в комитетах и рабочих группах, что делало
их «своими людьми», входящими в узкий
круг, принимающий решения и следящий
за их дальнейшеё реализацией, сподвижниками
многих инициатив, которые в последствии
становились международными, позволяло
«обживать» эту организацию и во многом
использовать её в качестве проводника
своих идей и воззрений. Кроме того,
это давало возможность получать огромную
экономическую, статистическую, технологическую,
управленческую информацию, какую не купить
ни за какие деньги.
В китайской
политической и научной элите
есть понимание того, что, несмотря
на формально-консультативный
Проводя активную
политику в отношении интеграционных
процессов, принимаю участие в АТЭС,
китайское руководство считает,
что это приносит плоды, способствуя
открытию рынков сбыта для китайских
товаров, получению источников капитала,
укреплению веса и влияния страны
как в регионе, так и за его пределами.
Однако сотрудничество
в АТЭС и других интеграционных формированиях
сопряжено не только с приобретениями,
но и с серьёзными вызовами и проблемами.
Успешное участие в конкурентном
соревновании на региональном и мировом
рынках требует изменения структуры
экспорта в сторону повышения в нём
доли техноёмкой и наукоёмкой продукции
с высокой добавленной стоимостью, модернизации
в первую очередь экспортных отраслей
производства.
Необходимо не
только защитить и оказать поддержку
таким становящимся на ноги отраслям,
как автомобильная
Преобладание
в структуре экспорта второсортной,
третьеклассной продукции осложняет
выход Китая на региональный и мировой
рынки. Однотипность структуры экспорта
КНР и развивающихся стран, прежде всего
АСЕАН, может вызвать ужесточение конкуренции
между ними как на рынке АТЭС, так и за
его пределами.
Эволюция
политики Китая в
отношении интеграционных
процессов в АТР.
За сравнительно
короткий срок (немногим более двух десятилетий)
произошло разительное изменение китайской
политики в отношении интеграционных
явлений в АТР и участия во вновь возникавших
экономических объединениях – от практически
негативного к ним подхода до возведения
этого направления в ранг одного из приоритетных
курсов страны. В 70-е –начале 80-х годов
20в. Китайские исследователи весьма сдержанно,
если не сказать негативно, относились
к получившей распространение в академических
и части политических кругов азиатско-тихоокеанских
стран концепции «тихоокеанского сообщества».
Её ограниченное обсуждение шло среди
учёных при отсутствии комментариев на
официально уровне. Причины такого положения
были многообразны и разноплановы. Главная
их них состояла в замкнутости, изолированности
от внешнего мира дореформенного хозяйства
Китая, и в этих условиях сама постановка
вопроса об участии в интеграционных группировках,
подразумевавшая процесс открытия экономики,
казалась неактуальной, неуместной и даже,
может быть, вредной.
В ходе дискуссий
в китайских академических
В целом в
Пекине признавали экономический вес
Японии в регионе, необходимость
развития экономических отношений
с Японией, США и другими и
другими азиатско-
Позицию политических
кругов Китая в отношении
Поворот в политике
КНР в отношении интеграционных
процессов в регионе в середине
80-х годов на фоне активизации
его внешнеполитического курса
на азиатско-тихоокеанском
Помимо присоединения
к давно действовавшему в регионе
Азиатскому банку развития Китай
в 1986г. Стал членом приобретавшей авторитет
Конференции (позднее Совета) по тихоокеанскому
экономическому сотрудничеству (КТЭС),
куда входят учёные, официальные сотрудники
в личном качестве, представители
делового мира.
Но особое значение
для Китая имел приём в 1991 г. в
межгосударственный форум АТЭС,
который становился лидером среди
экономических организаций
Окончательным
признанием официальным Пекином
значения атэсовского направления внешней
политики стало участие в 1993 г. в саммите
АТЭС в Сиэтле, положившем начало ежегодным
встречам в верхах в рамках этой организации.
Символичным стало политическое решение
о поддержке Богорской декларации, принятой
на саммите АТЭС в 1994 г. и определившей
стратегический курс этой организации
на создание зоны свободной торговли и
инвестиций в Тихоокеанской Азии к 2010
г. для развитых и к 2020 г. для развивающихся
государств.
Глубинные корни
изменения позиции Китая в
отношении интеграционных процессов
в регионе, обращения к проблемам
регионального экономического сотрудничества
следует искать в особенностях нового
этапа экономического и социального
развития страны.
Решающим внутриполитическим
фактором было дальнейшее утверждение
политики «открытости» в качестве основы
долгосрочного развития внешнеэкономических
отношений Китая с внешним
миром, со странами АТР. Китайские политические
деятели и учёные рассматривали
участие страны в процессах многостороннего
экономического сотрудничества прежде
всего под углом зрения выполнения задач
модернизации общества в целях повышения
жизненного уровня, дальнейшего развития
взаимовыгодных внешнеэкономических
связей с промышленно-развитыми странами
региона в качестве источника высоких
и наукоёмких технологий, укрепления позиций
Китая в АТР и во всём мире.
АТЭС
в центре интеграционной
деятельности Китая
в АТР.
Со времени
вступления в АТЭС китайская политическая
элита уделяет особое внимание участию
в деятельности Форума, принимая во
внимание, что АТЭС является единственной
организацией в регионе, которая проводит
регулярные встречи на высшем уровне,
что позволяет обсудить актуальные проблемы
не только экономического, но и политического
характера – «на обочине» саммитов.
В АТЭС Пекин
проводит активную, многоплановую, гибкую
политику, достаточно точно учитывающую
характер, структурные особенности,
расстановку сил в этой организации,
пределы допустимого, равно как и возможность
достижимого. Анализ деятельности Китая
в Форуме свидетельствует, что она представляет
собой весьма тонкое, дипломатическое
маневрирование в целях обеспечения своих
интересов между двумя основными направлениями
функционирования АТЭС – созданием «пространства»
свободной торговли в регионе, а также
становлением и упрочнение экономического
и научно-технического сотрудничества.
Притом что
по инициативе США и других промышленно
развитых стран либерализация торговли
и инвестиций рассматривается в качестве
основной задачи и основной направленности
деятельности АТЭС, Пекин делает явный
акцент на активизацию экономического
и научно-технического сотрудничества
(ЭКОТЕК), отвечающий интересам самого
Китая и большинства развивающихся стран
и территорий этой организации.
Проведение такого
рода курса как порождает основные
проблемы для китайской дипломатии
на атэсовской арене, так и открывает дорогу
для важных приобретений. Курс на развитие
экономического и научно-технического
сотрудничества находится в русле стратегической
линии Китая на модернизацию экономики,
открывает канал для получения высоких
и наукоёмких технологий, содействует
обмену научной информацией и технологиями,
способствует использованию с наименьшими
издержками плодов «новой экономики»,
«экономики знаний», ведёт к сокращению,
а в перспективе и к ликвидации «цифрового»
разрыва между экономиками Китая и постиндустриальных
стран, создаёт достаточно прочную платформу
для взаимодействия с развивающимися
и с некоторыми промышленно развитыми
странами по обеспечению совпадающих
либо близких интересов на атэсовской
арене.
Важной составной
частью программы экономического и
научно-технического сотрудничества китайское
руководство считает поддержку
малого и среднего предпринимательства.
Китайское руководство
Пекин придерживается
стратегической программы либерализации
торговли и инвестиций в зоне АТЭС,
видя в этом определённую выгоду для
себя. По мере роста экономического,
промышленного и экспортного
потенциала Китай усматривает в
названной установке
Вместе с тем
Китай придерживается собственного
видения, своих квалифицированных
подходов к целям и задачам, характеру,
темпам движения, последовательности
либерализации торговли и инвестиций.
Прежде всего, он считает эти процессы
скорее средством решения задач
устойчивого экономического развития,
а не конечной целью. Движение в
этом направлении должно идти постепенно,
поэтапно, с переходом на следующий
этап по мере освоения предыдущего
– скажем, от торговли к более
сложной во многих отношениях сфере
услуг.