Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа
На протяжении нескольких столетий Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. Франция традиционно является одним их тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира. Образную характеристику соотечественникам дал в своей книге «Старый режим и Французская революция», изданной в 1856 г., выдающийся историк XIX в. Алексис де Токвилль: «Французы – это одновременно самая блестящая и самая опасная нация в Европе, лучше всех приспособленная стать в глазах других народов предметом восхищения, ненависти, сострадания, ужаса, но никогда – безразличия» (1, 3). Около двух с половиной веков прошло после выхода исследования, однако прозвучавшая в нем характеристика является актуальной и сегодня.
Косовский кризис стал для французского руководства серьезным испытанием. Оно, по сути, косвенно признало незаконность военной операции НАТО на территории этого края. Бывший премьер-министр Л. Жоспен заявил, что Франция считает объективной необходимостью усилить роль ООН и признать преимущественную роль Совета Безопасности «в том, что касается поддержания мира и безопасности и возможности использования силы при урегулировании конфликтов». Несомненное беспокойство французского руководства вызвало и очевидное стремление Соединенных Штатов к неоспоримому лидерству и созданию мировой системы, где Европе уготовлена второстепенная роль, а также технологическое отставание европейцев от США, которое с течением времени только увеличится. В связи с этим Франция выступает за «европеизацию» балканского конфликта, которая предусматривала бы контроль европейских сил за его развитием, а затем – постепенное включение балканских стран в Европейский союз. Кроме того, она стала высказываться за более активную роль России в урегулировании балканского кризиса, особенно после обострения ситуации в Македонии (20, 236).
Французская сторона поддержала
территориальную целостность
Позиция Франции в отношении
Ирака первоначально
Режим санкций, который ООН применила в отношении Ирака, осложнял деятельность французских компаний в стране и ограничивал снабжение французской экономики иракской нефтью. Именно поэтому Франция постоянно выступала за снятие санкций с Ирака. Правда, впоследствии она отошла от требования пакетного снятия этих санкций и стала поддерживать идею так называемых умных санкций, предложенную США и Великобританией (21, 35).
Франция неизменно высказывалась за жесткий контроль со стороны ООН за деятельностью Ирака в области средств массового уничтожения, чтобы не допустить их создания на территории этого государства (21, 36). Однако когда начали возникать сложности в работе экспертов ООН, создаваемые иракскими властями, и стала вырисовываться перспектива вооруженного вмешательства США в Ирак без мандата ООН, проблема вокруг этого государства приобрела для Франции особую политическую значимость. Речь шла о том, что США фактически присваивали право единолично распоряжаться судьбами мира, превращая в статистов всех остальных участников международной системы и стремясь закрепить выгодное для себя ее однополярное строение. Такое положение явно не устраивало Францию и Германию, которые предпринимали серьезные шаги для превращения Евросоюза в один из полюсов многополярной системы, чтобы сбалансировать мощь США в мировой политике. Под угрозой оказывались и экономические интересы Франции в Ираке. Не поддержала американские планы и Россия. Эти три государства выступили в ООН против принятия резолюции, одобряющей односторонние действия США в Ираке (11, 27).
Ситуация вокруг Ирака обсуждалась на встрече В. Путина, Ж. Ширака и Г. Шредера в Санкт-Петербурге в начале апреля 2003 г. в разгар войны в Ираке. «Франция, Германия и Россия, − писала французская газета «Le Figaro», − намерены объединить свои усилия, чтобы роль Объединенных наций не свелась только к оказанию гуманитарной помощи, на чем настаивают американцы. Три наших страны намерены бороться за то, чтобы в переходный период Ирак оказался под многосторонним управлением» (21, 37).
Однако французы опасались оказаться на позициях открытого антиамериканизма. Они приняли даже решение, впоследствии нереализованное, о посылке в район боевых действий своих самолетов. Ж. Ширак оказался одним из первых мировых лидеров, кто приветствовал падение режима Саддама Хусейна. Россия также не собиралась обострять отношения с Соединенными Штатами, поскольку именно от них зависело ее участие в восстановлении Ирака и дальнейшая судьба иракского долга. Именно поэтому Франция вела себя достаточно осторожно во время саммита ЕС в Брюсселе (март 2003 г.), в ходе которого было принято заявление о готовности Евросоюза участвовать в послевоенном восстановлении Ирака и предоставлять его населению гуманитарную помощь. «Я не думаю, что сейчас формируется новый, причем антиамериканский альянс», − сказал известный политолог, директор Французского института международных отношений Т. де Монбриаль. Он подчеркнул, что три государства придерживаются единой позиции в вопросе о соблюдении норм международного права, но «каждое из них думает о своих личных интересах в отношении США» (11, 27).
Позиция Франции по Ираку была подробно изложена в интервью министра иностранных дел Д. де Вильпена, который заявил, что «великая держава одна может выиграть войну, но достижение мира и построение нового мирового порядка предполагает привлечение к этому процессу всех стран». Именно поэтому ООН в нынешних условиях «стала более чем когда-либо незаменимой». «Действия коалиции в Ираке», – подчеркнул он, – «должны опираться на принципы информативности и прозрачности, подчиняться нормам права и ограничиваться во времени. Процесс нормализации обстановки в Ираке должен быть поставлен под жесткий международный контроль, и именно ООН должна взять на себя ответственность за переход власти к законной гражданской администрации». Де Вильпен еще раз подтвердил приверженность Франции идее многополярного мира. Наряду с этим он сказал, что между Францией и США существуют «очень глубокие связи», и на обоих берегах Атлантики нужно построить «настоящее партнерство», основанное на «ответственности, уважении и равенстве» (21, 40).
Отношения Франции с США несколько улучшились после того, как Франция проголосовала в конце мая 2003 г. в Совете Безопасности ООН за резолюцию, которая поручила американо-английской коалиции управление в Ираке и эксплуатацию его нефти, а также после встречи «восьмерки» в Эвиане. Выступая по французскому телевидению, Дж. Буш заявил, что он не намерен «наказывать» Францию за ее позицию по Ираку. Тем не менее, разногласия между ними не исчезли. Помимо таких фундаментальных ценностей, как представительная демократия и рыночная экономика, которые исповедуют по обе стороны Атлантики, «развитие американского и европейского обществ в последние десятилетия свидетельствует о растущей между ними пропасти в области морали, культуры, политики, во взглядах на войну и мир, социальную солидарность, справедливость, иммиграцию и религию». Наиболее явственно линия разлома между ними обозначилась по проблеме Ирака (11, 27).
Ясно обозначившееся противостояние между франко-германским тандемом и США по поводу действий последних в Ираке, по сути, поставило вопрос о том, сможет ли Европейский союз играть в будущем на международной арене самостоятельную роль, или он обречен быть статистом в глобальной американской игре. События, развернувшиеся в Ираке после официально объявленного Дж. Бушем завершения военных действий, свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты даже с помощью входящих в коалицию стран не смогут справиться с поддержанием порядка в Ираке и его послевоенным восстановлением. Как писала газета «Le Monde», «американцы сейчас нуждаются в поддержке всех своих друзей, даже тех, кто выступал против военной интервенции» (21, 43).
Франция вместе с Германией занимает сейчас наиболее непримиримую позицию в событиях вокруг будущего Ирака, соглашаясь участвовать в миротворческих операциях и восстановлении этой страны только в случае, если оно будет происходить под эгидой ООН. Что касается России, то, судя по всему, ее совместные с Францией и Германией действия по вопросу об Ираке носят скорее тактический характер. Россия не может допустить, чтобы они нанесли ущерб ее стратегическому партнерству с Соединенными Штатами и Великобританией и ее экономическим интересам в Ираке. Ведь именно от США «зависят российское участие в восстановлении Ирака и судьба иракского долга» России.
События последних лет свидетельствуют о том, что Франция остается одним из наиболее активных игроков на международной арене. И хотя «величие», как одна из целей французской внешней политики, принадлежит прошлому, и свой авторитет страна стремится реализовать в качестве одного из лидеров Европейского союза, целый ряд важнейших принципов голлистской политики в ее деятельности на международной арене продолжает сохраняться, хотя и не в столь «прямолинейном» виде. Кардинально изменившаяся международная обстановка определенным образом «деформировала» эти принципы. Международные отношения сегодня стали значительно сложнее по сравнению со временем противостояния двух систем. Наличие значительно большего числа игроков на мировой арене с разнонаправленными интересами увеличивает вероятность кризисных и конфликтных ситуаций, делает их поведение подчас малопрогнозируемым, сотрудничество с ними ненадежным. Недаром известный французский политолог, убежденный голлист, генерал Галлуа, в беседе с одним из российских ученых посетовал, что в современном мире каждый думает только о себе.
Активность Франции направлена сегодня на создание многополярной системы (одним из центров которой должна стать объединенная Европа), на восстановление роли ООН в международных отношениях и на консолидацию усилий в борьбе с международным терроризмом (3, 48).
Глава II. Роль и
место Франции в мировой
2.1. Общие тенденции экономического развития Франции
Франция – одна из ведущих западных держав – принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 602 кв. км, население 63,3 млн. чел., в том числе свыше 90 % – граждане Франции). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. Современная французская экономика – одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI вв. Франция занимает среди ведущих стран Запада пятое место в мире по ВВП на душу населения, пятое – по удельному весу в мировом промышленном производстве, четвертое – по доле в мировом экспорте, при этом второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции и четвертое – по экспорту промышленной продукции. Однако по уровню экономического развития Франция уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу) (22, 212).
Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. В настоящее время Франция принимает активное участие в процессе глобализации мировой экономики, а ее национальная экономика интенсивно интернационализируется, что выражается в значительном росте внешней торговли страны. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. На долю Франции приходится около 6% объема мировой торговли. Кроме того, Франция является одним из крупнейших мировых инвесторов и занимает третье место в мире по объему инвестиций за рубежом (22, 213).
Современное развитие французской
экономики обусловлено
В международном разделении труда Франция характеризуется специализацией на отраслях машиностроения: автомобильная, авиационно-космическая промышленность, выпуск оборудования для электростанций (23, 2). Страна занимает второе место в мире после США по производству электроэнергии, первое место по доле АЭС в общем производстве электроэнергии (примерно 85%) (22, 223). Франция делит с Италией первое место по выращиванию винограда и производству вина. По поголовью крупного рогатого скота Франция занимает первое место среди стран Западной Европы, а по производству сливочного масла – второе место в мире (22, 231). В области станкостроения Франция занимает шестое место в мире. Франция является четвертой страной в мире по производству автомобилей (22, 228). К тому же Франция занимает второе место среди развитых стран (после США) по протяженности автодорог и первое место среди европейских стран по объему грузооборота железных дорог (22, 230). Франция занимает первое место в мире по количеству приезжающих туристов и второе место (после Испании) по объемам доходов, получаемых от туризма (22, 238).
Экономика Франции объединяет современные капиталистические методы управления с обширным правительственным вмешательством. Правительство сохраняет значительное влияние по ключевым долям каждого сектора, оно имеет контрольные пакеты акций железной дороги, электростанций, воздушного сообщения и телекоммуникационных компаний. Правда, начиная с 1990-х годов, правительство постепенно ослабляет контроль над этими секторами (23, 2).
Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которые получили широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ (23, 2).
Государство активно участвует
в развитии НИОКР. На его долю приходится
свыше половины общенациональных ассигнований
на научно-конструкторские работы.
Государство стремится
Во Франции стремительно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании «Юзинор» и «Сасилор» сосредоточили 70% производства стали, «Компани женераль д'электрисите» (КЖЕ), «Томсон» – 50% производства электронного и электротехнического оборудования, «Рено» и «Пежо» – почти все производство автомобилей. Компании «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и «Иметаль» практически полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов (23, 3).
Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощности ТНК. Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Рено» почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и т.д. (23, 3)
Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания «Пешине» превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет» – в ведущего издателя журналов в мире, фирма «Кабль де Лион» вышла на первое место в мире по производству электрических кабелей. Электротехнический концерн «Томсо» занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе – по производству бытовой электроники. «Иметаль» занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании «Аэроспасиаль» и «Дассо-Бреге» заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г. – 2) (23, 3).
Информация о работе Казахстанско-китайские отношения на современном этапе