Казахстанско-китайские отношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

На протяжении нескольких столетий Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. Франция традиционно является одним их тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира. Образную характеристику соотечественникам дал в своей книге «Старый режим и Французская революция», изданной в 1856 г., выдающийся историк XIX в. Алексис де Токвилль: «Французы – это одновременно самая блестящая и самая опасная нация в Европе, лучше всех приспособленная стать в глазах других народов предметом восхищения, ненависти, сострадания, ужаса, но никогда – безразличия» (1, 3). Около двух с половиной веков прошло после выхода исследования, однако прозвучавшая в нем характеристика является актуальной и сегодня.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 112.32 Кб (Скачать)

Представляется, что внешнеполитический курс современной Франции строится вокруг нескольких ключевых идей. Она традиционно позиционирует себя в качестве члена «западной демократической семьи», привержена идеалам демократии и защите прав человека. Наряду с этим, в Париже полагают, что в условиях постбиполярного мира роль отдельных государств возросла, а прежние многосторонние механизмы, обеспечивавшие согласование позиций различных стран, становятся все менее эффективными. В своем выступлении перед послами 27 августа 2007 г. Н. Саркози особо подчеркнул, что за последние 20 лет, прошедшие после падения Берлинской стены, руководители различных государств не смогли создать новый «планетарный порядок» и приспособить прежний порядок к изменившимся условиям. Все это заставляет Францию искать свои собственные пути решения международных проблем, которые соответствуют ее национальным интересам. Он также отметил, что «в центре международной системы остаются государства», и Франция намерена играть роль «фактора равновесия» (3, 34).

Франция, являясь одной из ведущих в мире ядерных держав, последовательно наращивает свой ядерный потенциал, обеспечивает содержание и адаптацию своих сил сдерживания к новым стратегическим реалиям. Страна планирует принять во внимание европейский масштаб своей обороны, продолжая добиваться полного запрещения ядерных испытаний и принимая на себя обязательства в пользу обуздания гонки вооружений и разоружения (2, 36).

Франция наряду с Германией  стояла у истоков создания Евросоюза  и в настоящее время является одним из главных архитекторов объединенной Европы.

Несмотря на тесное и многостороннее сотрудничество с Великобританией  и Германией, в современных условиях Франция продолжает претендовать на лидерство в Европе, хотя ее экономический потенциал уступает, например, германскому. С другой стороны, Франция в последние годы проявляет все большее беспокойство по поводу усиления влияния США в Европе. Вместе с Россией и Китаем Франция выступает против превращения США в единственную мировую сверхдержаву, против американской гегемонистской политики в различных регионах мира (8, 40).

Внимание, уделяемое Францией европейской интеграции, свидетельствует  о том, что именно европейское направление (европеизм) в широком смысле является основным вектором внешней политики Парижа в современном мире. В первую очередь, это связано с тем, что распад биполярной  системы позволил ЕС выдвинуться в число ведущих мировых акторов, и поэтому подключение потенциала Евросоюза позволяет Франции приумножить свои силы и сохранять влияние как в Европе, так и за ее границами (9, 11).

В геополитическом плане  Франция числит себя не только континентальной  и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило тройственность ее геополитической модели.

  • «Тьермондизм» определяет необходимость для Франции постоянной глобальной вовлеченности как «обязательств и ответственности» за свои подмандатные территории и содействие в развитии своим бывшим колониям. Оправданием глобализма Франции служит также и ее статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
  • «Европейский периметр» определяет важность участия Франции в формировании регионального порядка как в Средиземноморье, Северной Африке, так и на Ближнем Востоке и прилегающих к нему акваториях.
  • «Евроцентризм» определяется особой важностью состояния безопасности в Европе и участия в европейских делах, где Франция традиционно рассматривает себя как регионального лидера, сдерживая при этом европейские «аппетиты» США, Великобритании, Германии и, в некоторых случаях, России (8, 38).

Анализ внешнеполитической стратегии Франции позволяет  выделить следующие приоритеты во французской внешней политике:

1) формирование положительного  образа Франции на международной  арене (как «независимого союзника и свободного партнера»);

2) активное участие в  строительстве «конструктивного  многополярного мира»;

3) усиление роли Евросоюза; 

4) модернизация африканской  политики;

5) усиление экономической  деятельности зарубежных представительств;

6) решение глобальных  проблем человечества, защита прав  человека (1, 83).

Вырабатывая внешнеполитические приоритеты, Франция констатирует, что терроризм, распространение  оружия массового уничтожения, организованная преступность являются основными факторами, угрожающими стабильности в современном мире (8, 39).

Среди основных направлений  внешней политики Франции можно  выделить следующие:

- деятельность в рамках  Европейского союза;

- политика в регионе  Средиземноморья (Северная Африка  и Ближний Восток);

- налаживание двусторонних  отношений с отдельными странами;

- проведение политики  в рамках организации Франкофонии;

- деятельность в НАТО (8, 40).

Наиболее важными принципами, которыми Франция руководствуется  во взаимоотношениях с мировым сообществом, по заявлению ее официальных представителей, являются солидарность и коллективная безопасность. Принцип коллективной безопасности означает взаимную ответственность, устранение соперничества между ведущими державами. Ни одна страна не вправе претендовать на одностороннее решение кризиса, и ни один кризис не может быть решен изолированно (1, 98).

Говоря о новациях во внешней  политике Парижа, следует упомянуть об идее создания Средиземноморского союза, которую Н. Саркози не раз высказывал в ходе предвыборной кампании. Пока эта идея не трансформировалась в реальные дипломатические шаги. Остается непонятным, как этот Союз будет взаимодействовать с уже существующими организациями, занимающимися проблемами Средиземноморья. По мнению французского президента, имеет смысл сосредоточить внимание на совместной разработке «амбициозных проектов» в таких областях, как экология, диалог культур, экономический рост, вопросы безопасности (10, и/н).

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что внешняя политика Франции по-прежнему остается активной, по-прежнему она рассматривается в качестве главного механизма расширения мирового влияния страны. Немаловажен тот факт, что французская внешняя политика находится в постоянном развитии. Даже на примере короткого отрезка времени можно проследить, как происходит коррекция внешнеполитического курса страны, плавное и последовательное изменение акцентов при сохранении основной линии.

 

1.2. Участие Франции в европейском строительстве

Одним из преимуществ, которыми располагает Париж при проведении внешней политики, сегодня является лидерство Франции в европейском интеграционном проекте. В современном мире, где глобальным лидером после 1991 г. являются США, успех Европейского союза стал основной возможностью для стран Старого Света вернуть себе былое влияние на мировую политику. В истории евроинтеграции Франции принадлежит особое место: именно она совместно с ФРГ стала инициатором создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в 1957  г. – Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), а в 1992 г. на основе указанных Европейских Сообществ – Европейского союза. Являясь на протяжении более 50 лет одним из лидеров ЕЭС/ЕС – уникального наднационального объединения, членами которого с 2007 г. являются 27 государств, Франция сегодня действует на мировой арене не только как отдельная страна, но и  как один из лидеров Евросоюза (9, 1). 

Превращение Европейского союза  в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним  из полюсов современной международной  системы, явилось для Франции  важнейшей стратегической задачей  в последние десятилетия XX в. Заняв в ЕС лидирующие позиции, она рассчитывает продолжать оказывать таким образом значительное влияние на мировую политику. С приходом к власти Жака Ширака Франция еще активнее включилась в этот процесс. Она, вместе с Германией, стала своеобразным двигателем европейской интеграции, хотя взгляды двух государств по конкретным проблемам создания объединенной Европы не всегда совпадали (11, 20). Николя Саркози также намеревается придать расширенному ЕС управляемость и динамизм, закрепив за Францией роль одного из основных лидеров Евросоюза.

Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция  неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все  страны Европы. Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции, которую Франция, как и другие члены Евросоюза, считала в течение ряда лет не готовой к вступлению в ЕС по причине серьезных нарушений прав человека, слишком большой роли армии в политике этой страны и не  вполне европейского географического положения (11, 20).

Свою позицию относительно расширения Европейского союза на восток Франция аргументировала, с одной  стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и, в первую очередь, на Центральную и Восточную Европу, зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой – тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз. По мнению французских политиков, поэтапная интеграция в западное сообщество стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, осуществляющих реформы, − единственная возможность создания в этих странах надежного уклада рыночной экономики и демократии (11, 21).

Французские политики и экономисты считают, что сам Европейский  союз от расширения своих границ в  восточном направлении получит  гарантии от хозяйственного коллапса и установления авторитарных режимов в этой зоне, которые стали бы угрозой не только непосредственно граничащим с ними странам, но и Европейскому союзу в целом. Не последнюю роль играет и то соображение, что принятие в члены ЕС других стран Европы способствовало бы большему равновесию внутри самого Союза, прежде всего, учитывая растущий потенциал Германии. Французское руководство серьезно обеспокоено тем, что сильная объединенная Германия превратилась ныне из «политического карлика» в региональную сверхдержаву. Это может отразиться впоследствии на перераспределении ролей внутри Европейского союза не в пользу Франции, которая привыкла быть здесь политическим лидером. Стремясь укрепить франко-германское сотрудничество в качестве «мотора» интеграционного процесса и его руководящего ядра, Франция и Германия объявили даже о кажущемся на первый взгляд парадоксальном решении – создании единого франко-германского государства (12, 14).

Франция внесла весомый вклад в формирование благоприятных условий для расширения ЕС. Во второй половине 2000 г. она председательствовала в Европейском совете и подготовила проект договора, подписанного в декабре этого же года на саммите ЕС в Ницце, который положил начало расширению Союза путем вступления в него 10 стран-кандидатов, а также предусмотрел некоторые институциональные реформы. В этом обширном документе были изложены не только приоритеты ЕС в связи с его будущим расширением, но и интересы каждой страны в отдельности (11, 21).

Что касается будущего политического  устройства Европейского союза, то в  отличие от Германии, которая, как  известно, выступает за создание европейской  федерации, Франция склоняется к  равноправному союзу государств-наций  типа конфедерации, хотя внутри французской  политической элиты нет единодушия по данному вопросу. Эта идея была сформулирована во французском плане  «Европы-державы», выдвинутом в середине 2001 г. Однако достаточно противоречивый и расплывчатый план не был поддержан не только странами-членами ЕС, но и странами-кандидатами, такими как Польша, Венгрия и Чехия, которые не хотят превращения Европы в державу, если это будет означать ослабление стратегического альянса с Соединенными Штатами (11, 22).

Поддерживая процесс расширения Евросоюза, Франция рассчитывала найти  в нем опору для расширения своего влияния. Но события последнего времени свидетельствуют о том, что внутри Союза может произойти  серьезный раскол, поскольку новые  его члены не готовы безоговорочно  принимать франко-германское лидерство, недовольство им высказывают и ряд  «старых» членов ЕС.

Расширение Европейского союза с неизбежностью ставит вопрос об углублении процесса интеграции и проведении институциональных  реформ, поскольку 25 и более странам  значительно труднее договориться, чем 15, если не будут разработаны специальные жесткие правила решения спорных вопросов и компетенции интегрированных органов. Кроме того, такое аморфное в политическом плане объединение, каким является сейчас Европейский союз, не может претендовать на роль одного из полюсов современного мира (11, 21).

Как уже ранее говорилось, Франция принимает активное участие в реформировании ЕС. На саммите Евросоюза в Лакене в декабре 2001 г. было принято решение о создании особого органа – Конвента, который должен был разработать на основе учета различных точек зрения новую институциональную структуру ЕС. Председателем Конвента был назначен бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В результате полутора лет работы Конвент представил на саммите ЕС в Греции проект конституции Европейского союза, который затем был рассмотрен на сессии Межправительственной конференции в октябре 2003 г. (11, 22)

Задача, поставленная перед  Конвентом, была чрезвычайно сложной, поскольку по проблеме институциональной перестройки ЕС существует множество часто взаимоисключающих точек зрения. Еще в мае 2001 г. бывший премьер-министр Л. Жоспен изложил французское видение принципов европейского строительства, в корне отличающееся от концепции канцлера Германии Г. Шредера. Если последняя предполагала коренную перестройку институтов ЕС в мощные наднациональные органы управления, в которых Германия, благодаря своему политико-экономическому и демографическому весу, рассчитывает занять командные позиции, то Франция, склонная к сильной централизованной власти внутри страны, хотела, чтобы институциональная система Евросоюза базировалась на независимых, суверенных государствах. Именно поэтому Франция высказалась против федеративного устройства ЕС, основанного на единой исполнительной и законодательной власти, против общеевропейского правительства. Властные прерогативы, по мнению французов, должны передаваться наднациональным институтам постепенно. Вместе с тем они признавали важность таких элементов федерации, как приоритет общеевропейского права, существование независимой Европейской комиссии, Европарламента, Европейского суда, единого рынка и денежной единицы. Французы предложили также создать такие новые инстанции, как постоянный совет министров на уровне вице-премьеров, «экономическое правительство» зоны евро, интегрированную европейскую полицию, общую внешнюю и военную политику. По поводу реформирования ЕС неоднократно выступал президент Франции Жак Ширак, который поддерживал идею сильной Европы, способной влиять на международные дела и имеющей собственную конституцию. Центром принятия важнейших решений в Евросоюзе, по его мнению, должен оставаться Европейский совет глав государств и правительств (11, 22).

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения на современном этапе