Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Учебное пособие «Экономика развития» предназначен для углубленного изучения теорий экономического развития, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального применения методов исследования проблем экономического развития стран мира.
Структура учебника составлена таким образом, чтобы на первом этапе уяснить базовые теоретические принципы экономического развития, рассматриваемые в теориях различных экономических школ, на втором этапе рассмотреть характерные различия социально-экономического развития стран мира, а на третьем исследовать условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
Учебник написан, исходя из того, что им могут пользоваться как студенты, прослушавшие такие дисциплины как введение в экономику, так и люди, не имеющие экономического образования. Для тех, кто не имеет экономического образования, но проявляет интерес к изучению проблем экономики развития можно опустить изучение базовых теоретических принципов экономического развития, а перейти непосредственно ко второй или третьей части учебника.
Введение
1. Содержание общемирового развития.
1.1. Рост, развитие, трансформация в мировой экономике
2. Базовые теоретические принципы функционирования социально- экономических систем.
Социально-экономическая система и механизмы системы.
Параметры классической экономической школы, отражающие экономическую деятельность
Развитие социально-экономической системы в теории неоклассической экономической школы
Агрегаты кейнсианской школы, отражающие экономическую деятельность и развитие.
Параметры посткейнсианской теории, отражающие экономическую деятельность
Параметры теории институционализма, отражающие функции социально-экономической системы
Основные экономические положения марксистского течения.
3. Характерные различия социально-экономического развития стран мира
3.1. Модели экономического развития. Понятие «модель экономического развития»
3.2. Темпы экономического роста
3.3. Уровень технологического развития.
3.4. Производительность труда
3.5. Уровень и качество жизни
3.6. Бедность
4. Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
4.1. Занятость и безработица.
4.2. Процесс урбанизации
4.3. Образование
4.4. Рост населения и развитие стран мира
4.5. Механизм межбюджетных отношений.
4.6. Расовые, национальные и религиозные различия
4.7. Географические и природные факторы
5. Влияние международных экономических отношений на coциально-экономическое развитие.
5.1. Структура и тенденции международных экономических отношений.
5.2. Влияние международной торговли на развитие.
5.3. Влияние международных кредитов и займов на развитие..
5.4. Влияние международных инвестиций на развитие
Раздел 2
Содержание экономического роста и экономического развития в экономических школах
В разделе 2 описаны теоретические принципы функционирования социально-экономических систем, излагаемые в различных экономических школах.
Изучение
материала начинается с изложения
понятия социально-
Анализ развития стран показывает, что социально-экономическая система меняется под действием эволюции социальной структуры, появления новых технологий. Это вызывает необходимость изучить процесс разрушения старой системы и формирования новой социально-экономической системы, называемый трансформацией. Изложено два пути трансформации – эволюционный и революционный.
Тема 4. Социально-экономическая
система
и механизмы системы
Данная тема изучает важнейший фактор, который определяет направление развития общества и способствует развитию и прогрессу человечества, социально-экономической системы. Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени. Безусловно, невозможно добиться повышения уровня жизни без экономического роста, но рост экономических показателей не всегда является развитием.
Основными
механизмами социально-
Рассматривать социальную и экономическую системы раздельно не имеет смысла. Экономическая система тесно связана с социальной исходя только из того, что это продукты взаимодействия индивидов, населяющих нашу планету или конкретную страну. Поэтому понятие «социально - экономическая система» необходимо рассматривать, не отделяя одну категорию от другой.
Трансформация
– это качественное изменение
социально-экономической
Источники информации
Тема 5. Параметры классической
экономической школы,
отражающие экономический рост и развитие
В рамках классической политической экономии (или просто классической школы) в трудах ее основных представителей – А. Смита, Д. Рикардо и др. – впервые был систематически изложен анализ функционирования и развития социально-экономической системы. Представители данной экономической школы помимо изучения количественных изменений в системе хозяйственных отношений, доказали необходимость рассмотрения социального аспекта, как главного фактора стимулирующего дальнейшее экономическое развитие и как одного из составляющих научно-технического прогресса.
Социальный аспект подразумевал под собой существование естественных неотчуждаемых прав и свобод личности. Это подразумевало и свободу человека в сфере экономической деятельности. Человек всегда употребляет свободу на достижение собственных своекорыстных интересов. Преследовать свой интерес человек может, только предлагая свои товары и услуги на обмен другим людям. Естественное стремление людей улучшить свое положение – мощный стимул, что он сам способен привести общество к благосостоянию. Отсюда исходила политика невмешательства или “естественной свободы”. По мнению классиков, если экономическая деятельность каждого ведет в конечном счете к благу общества, ее нельзя стеснять.
Основным постулатом классической экономической теории являлось утверждение, что экономика функционирует в условиях общего равновесия, где совокупный спрос всегда равен совокупному предложению, а диспропорции между спросом и предложением могут носить лишь частичный (касающийся одного или нескольких товаров) и временной характер. Подразумевалось, что товары производятся непосредственно ради удовлетворения потребности людей и обмениваются при совершенно пассивной роли денег в этом обмене
Большое количество исследований было посвящено теории роста богатства населения. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Величина же богатства зависит: 1) от доли населения, занятого производительным трудом; 2) от производительности труда (главным фактором роста которого является разделение труда).
Формирование доходов, которые рассматривались, как один их количественных показателей экономического роста, происходит за счет того, что в производстве участвуют три фактора производства: труд, капитал, земля, доля которых в национальном продукте определяет темпы производства данного совокупного продукта.
Причиной бедности, по мнению классиков, является тот факт, что соотношение прироста населения отстает от прироста продовольствия, и важным моментов в экономической политике является регулирования численности населения различными методами.
Впервые классической экономической школой было заявлено представление нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики, то есть с учетом господства частной собственности, свободной конкуренции и свободной торговли. Однозначно постулировался принцип невмешательства государства в хозяйственную деятельность, как основной сдерживающий фактор развития.
Со времен А. Смита основным направлением исследований в экономической науке были вопросы обоснования роста общественного богатства, анализ роли различных факторов производства в этом процессе. Классическая политическая экономия исследовала процессы экономики на макроуровне, особое внимание уделяя проблеме экономического роста.
Источники информации
1. Блауг О. Экономическая мысль в ретроспективе, М.: Наука, 1994.
2. Давыдов А Ю. Экономический рост в США и денежная политика //США-Канада, 1997, №3
3. Кудров В., Производительность труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании // Вопросы экономики, 1999, №8
4. Мальтус Т Р., Опыт о законе народонаселения, Петрозаводск, Инфросток, 1993
5. Майдбург Н. Введение в историю экономической мысли, М издательство ДИС, 1997
6. МилльДж С Основы политической экономии М, Наука, 1981
7. Осинин В Л Законы и модели экономики, Спб, издательство СПбГТУ, 2001
8. Политическая экономия, М , МГУ, 1992
9. Рикардо Д, Начала политической экономии и налогообложения (том1), М, Гуманитарное знание, 1993
10. Сэй Батист, Трактат по политической экономии, М
11. Шумпетер И История экономического анализа, М Дело и Сервис, 2002
12. Фишер Р Экономика, М Издательство РДЛ, 1997
13. История экономических учений/ под ред В Автономова, М ИНФРА-М,2000
14. Экономическая теория/под ред Видянина, М финансы и статистка, 1997
15. Экономическая теория/ под ред А И Добрынина, «Питер» Спб, 2000
16. Смит Адам «Исследование о природе и причинах богатства народа», СПб.Петроком, 1993
17. http //www annintern corn/economics/ – Экономика Рынок факторовпризводства
18. http
//www i-u ru/biblio/arhiv/books/anikin_
19. http /he boom i’u/Rozmamsky/Ch2 htm Классическая политическая экономия
20. http //top 100 rambler ru/toplOO/http //top 100 rambler ru/toplOO/ – Теориянародонаселения и проблемы реализации
21. http //www ацр ru/books/тбЗ/ – Основы экономической теории
22. http //sima-ext worldbank org/wbq/
23. http //www bea doc gov/bea/ – статистические данные по экономике США
24. http
//boy dlab kiev ua/Macroeconomica/Pages/
Тема 6. Развитие социально-экономической
системы в теориях
В неоклассической экономической школе существует два основных подхода: макроэкономический и микроэкономический. Более ранние представители школы рассматривали экономические проблемы с точки зрения индивида, отдельной фирмы. Они впервые рассмотрели такие важнейшие вопросы, как предельная полезность, предельные издержки, исходя при этом из принципа оптимизации прибыли.
Маршалл подходит к изучению национальной экономики, рассматривая автоматическое регулирование цен.
Дальнейшие последователи неоклассической школы рассматривали проблемы общего экономического равновесия и экономического роста.
Новые классики рассмотрели проблему цикличности развития социально-экономической системы. Под кредитно-денежной политикой она подразумевала лишь возможность изменения уровня цен, основной же упор делался на регулирующие функции фискальной политики.
Неоклассическая
экономическая школа делала упор
на возможность саморегуляции
Аппарат неоклассической экономической школы более подходит для использования в развитых социально-экономических системах. Причиной этому является, в первую очередь, менталитет предпринимателей развивающихся государств (нет навыков заботиться не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне),