История развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:02, реферат

Описание работы

Последние десятилетия XIX в.— период формирования в США моно-полистического капитализма. Экономической основой этого процесса яв-лялись необычайно бурный рост промышленности и концентрация капи¬тала. С 1870 по 1900 г. производство чугуна увеличилось в 8 раз, добы¬ча угля — в 10, выплавка стали — в 150 раз, достигнув соответственно показателей: 13,8; 212,3; 11,2 млн. т в год. Стоимость произведенной промышленной продукции возросла более чем в 3 раза, почти утроилась численность промышленных рабочих 1.

Работа содержит 1 файл

история экономики.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

    1. Промышленность

     Последние десятилетия XIX в.— период формирования в США монополистического капитализма. Экономической основой этого процесса являлись необычайно бурный рост промышленности и концентрация капитала. С 1870 по 1900 г. производство чугуна увеличилось в 8 раз, добыча угля — в 10, выплавка стали — в 150 раз, достигнув соответственно показателей: 13,8; 212,3; 11,2 млн. т в год. Стоимость произведенной промышленной продукции возросла более чем в 3 раза, почти утроилась численность промышленных рабочих 1.

     На  темпах развития промышленности позитивно  сказались несколько профилирующих факторов: наличие в стране огромных природных ресурсов; высокий уровень накопления местного капитала и большой приток капитала из-за границы; рост численности городского населения, вызванный, с одной стороны, естественным приростом, внутренней миграцией, а с другой — непрерывным притоком переселенцев из разных стран мира; расчетливая протекционистская политика федерального правительства.

     Богатая природная среда благоприятствовала ускоренному индустриальному развитию: недра страны содержали всевозможные естественные богатства, полезные ископаемые, прежде всего запасы угля, железной руды, нефти; преобладали плодородные почвы; лесные ресурсы представлялись неисчерпаемыми, а воды рек и озер служили и объектом освоения, и транспортными магистралями. Одновременно, как справедливо отмечалось, уже тогда обнаружилось, что «гигантские предприятия порождали гигантские проблемы и загрязнение окружающей среды было одной из наиболее серьезных проблем индустриализации» 2.

     Огромная  территория США долгое время была сравнительно слабо заселенной. После гражданской войны активизировалась колонизация районов Дальнего Запада. Обширные площади с одобрения государственных  властей  захватывались  капиталистами  под  строительство  частных железных дорог и в целях эксплуатации природных богатств. Коренное индейское население страны при этом было либо истреблено, либо загнано в резервации на самые неплодородные земли. К 70-м годам XIX в США располагали огромным пространством от Атлантики до Тихого океана. Здесь проживали 50 с небольшим миллионов человек. По сравнению с относительно перенаселенными Европой и Азией это давало Америке большие преимущества. Рабочей силы постоянно не хватало. Ее заменяли машинами, стимулировалась рационализация производства в многообразных формах.

     На  процессы динамичного экономического роста в США непосредственный отпечаток наложил научно-технический прогресс. В стране началась общая электрификация промышленности, транспорта, быта; изменилась энергетическая база производства — пар заметно вытеснялся электричеством. Американцы быстро внедряли все, что вырабатывала научно-техническая мысль за последнюю четверть XIX в.3 В ходе индустриализации широко применялись новый научно-технический опыт европейских стран, достижения американской инженерной мысли, а морально устаревшее оборудование практически отсутствовало и не тормозило роста экономики.

     Важным  фактором роста экономики стала  аккумуляция наиболее энергичной рабочей силы в США. Колонисты, покинувшие европейские берега, в большинстве своем были энергичными, трудолюбивыми, целеустремленными людьми. Зачастую они имели немалую квалификацию. В непрекращавшемся притоке переселенцев были квалифицированные специалисты, впитавшие лучший производственный опыт своего народа. «Америка все быстрее идет вперед, беря со всего мира наиболее энергичное, способное к труду рабочее население»,— отмечал В. И. Ленин4.

     Если  за весь XIX век население Европы выросло только в 2 с небольшим раза, то в США оно увеличилось в 14 раз. Поток иммигрантов из Европы нарастал. В 1870 г. в США прибыли 387 тыс. иностранцев, а в 1882 г.— уже около 800 тыс. Всего за 1870—1900 гг. насчитывалось около 14 млн. иммигрантов5. На рубеже веков по числу жителей впереди США были только Китай, Индия и Россия.

     Хотя  основной поток иммигрантов шел  из европейских стран (в конце XIX в. это были большей частью переселенцы из Южной и Восточной Европы), началась иммиграция из Китая и Японии, поставлявшая 
рабочую силу для низкооплачиваемых и трудоемких работ. До 80-х годов 
в США иммигрировали лишь около 150 японцев, с 1886 по 1890 г. — 
3 тыс. японцев; за последующие 10 лет это число выросло до 
27  тыс.

     Американский  исследователь П. Джоунс писал: «Рост  богатства Соединенных Штатов был бы более медленным и менее уверенным, не будь того стимула, который он получил от иммиграции в конце XIX и начале XX в.» 7. США безвозмездно получали активную и деятельную рабочую силу, затраты на подготовку которой были оплачены ранее другими народами. Именно европейская иммиграция, указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, сделала возможным быстрое развитие североамериканского земледелия и позволила Соединенным Штатам энергичнейшим образом и в огромных размерах развернуть промышленность 8.

     Одним из существенных факторов быстрого экономического роста стала также внутренняя миграция американского населения. Молодежь тянулась в городские центры, здесь оседало и большинство иммигрантов. В Бирмингем, Атланту, Мемфис перебирались из сельской местности негритянские семьи — черная работа в тяжелой индустрии не требовала особого умения. Если в 1850 г. в США в шести крупных городах (по 100 тыс. и более) жило 5% населения, то в 1900 г. уже в 38 таких городах проживало 18,8% населения страны9. «По всему Востоку, Среднему Западу и Западу разрастались американские крупные города, все более разбухающие от приливных волн нового населения»,— констатировал американский историк Тифорд10. Население 20 наиболее крупных городов с 1870 по 1900 г. выросло на 286% —миллионы жителей переселялись в них с американских ферм и из европейских стран. В Чикаго с 1860 по 1890 г. каждые 10 лет население удваивалось. «За три десятилетия исключительно быстрого роста — с 1870 по 1900 г., когда население Кливленда увеличилось в 4 раза, в городе высокого развития достигла и чугуно- и сталелитейная промышленность»,— писал другой исследователь США, Дж. Ингхэм 11.

     В среднем городское население  в это время удваивалось каждые 20 лет. Такой рост крупных городов стал «новейшей динамичной силой американской цивилизации бизнеса... Конец XIX в. был периодом чрезвычайно масштабного роста городов: миллионы американцев переселялись в городские районы. В этот великий век урбанизации фабрики произрастали между ферм и арена труда смещалась с полей и пастбищ в цеха и конторы. Городская Америка сооружала дома, возводила конторские башни, одну милю за другой покрывала мостовыми улицы, милю за милей наращивала сеть канализации» 12.

     Промышленность  США была хорошо защищена от конкуренции  импортных, главным образом английских, товаров высокими заградительными пошлинами. Например, в конце XIX в. уровень импортных пошлин достигал 3/5 стоимости ввозимых промышленных товаров. Такая таможенная политика, ограждавшая американскую промышленность от иностранной конкуренции, способствовала повышению цен внутри страны и росту капиталистической прибыли.

     Таможенные  барьеры возводились наряду с  привлечением иностранных капиталов, которые в погоне за более высокой нормой прибыли широким потоком направлялись в США. Промышленность и транспорт в США развивались в немалой степени за счет иностранных капиталовложений. К началу XX в. иностранные инвестиции в США (преимущественно из Англии) достигали 3,4 млрд. долл., тогда как американские зарубежные капиталовложения не превышали 685 млн. долл.

     Американские  капиталисты активно выходили на мировой рынок в качестве экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышал импорт. В вывозе доля продукции промышленности становилась все большей. «Промышленные корпорации, - отмечал П. Джоунс, - защищенные высокими тарифами, начинают реорганизовываться в целях захвата внешних рынков путем создания заграничных филиалов с собственной системой сбыта и штаб-квартирами в других странах» 13. Выгодным для американской экономики было также то, что Соединенные Штаты находились на значительном удалении от своих главных конкурентов, однако по соседству с экономически слабыми государствами Латинской Америки 14.

     Хотя  общий рост объема международных  экономических связей США вплоть до первой мировой войны был незначительным, а внешняя торговля играла несравнимо меньшую роль, чем в экономике других стран, индустриализация, происшедшая в США, оказала заметное влияние на структуру их международных хозяйственных связей. Американский экспорт в 60—90-х годах почти утроился ввиду роста эффективности в промышленности и повышения конкурентоспособности американских товаров. Вместе с тем увеличение потребностей растущей промышленности в сырье вызвало расширение импорта с 1860 по 1900 г. примерно вдвое. Аппетиты американских как экспортеров товаров, так: и импортеров сырья в рассматриваемый период неуклонно возрастали.

     Под воздействием упомянутых факторов и  ряда других (образование, наука и т. п.) в США произошли настолько существенные сдвиги, что они превратились в индустриально-аграрную державу. Темпы развития промышленности все более опережали там рост сельскохозяйственного' производства. По данным переписи 1890 г., преобладающей в стране стала промышленность, а к 1900 г. стоимость ее продукции уже втрое превышала стоимость продукции сельского хозяйства. Национальное богатство Соединенных Штатов возросло с 20,8 млрд. в 1865 г. до 88,8 млрд. долл. в 1900 г., прежде всего за счет роста промышленности.

     Число занятых в экономике к 1900 г. достигло 30 млн., главным образом в связи с расширением обрабатывающих отраслей промышленности и сферы обслуживания, в которых трудились около 2/з всех занятых no-сравнению примерно с 50% в 1870 г.15 Вытесняя Англию, Соединенные Штаты выдвигались на первое место в мире по все возрастающему числу показателей.

     В рассматриваемый период в стране стало еще разительнее проявляться неравенство в распределении имущества и доходов. В 1900 г. всего лишь 2% семей принадлежало более 1/з всех богатств, а 10% семей владели почти 3/4 всего национального достояния страны16. Имущественное неравенство было не менее ощутимым в сельском хозяйстве, где в особенно тяжелом положении находились негры   (60%  всех работавших по найму негров в 1890 г. были заняты на фермах) 17.

     Экономическое развитие страны в последней трети  XIX столетия характеризовали не только повышение общих параметров экономики, но и глубокие структурные изменения, появление и развертывание новых отраслей промышленности: электроэнергетической, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической, автомобилестроительной. Совершенствование важнейших отраслей экономики происходило в тесной внутренней взаимозависимости. На общем фоне бурно прогрессировавших новых отраслей индустрии показатели роста тяжелой промышленности стихийно опережали темпы и масштабы развития легкой.

     Наиболее  бурно увеличивались выработка  электроэнергии, производство  химической продукции,  добыча и переработка  нефти.  Стремительно продвигалась вперед такая новая отрасль машиностроения, как выпуск автомобилей. Сконструировав первый автомобиль в 1892 г., Генри Форд в 1900 г. уже перешел к массовому производству и выпускал ежегодно свыше 4 тыс. автомобилей. Процесс индустриализации был тесно связан не только с техническим прогрессом, но и с повышением роли организации труда на промышленных предприятиях.  В текстильной и машиностроительной,   сталелитейной   и   электротехнической,   автомобилестроительной отраслях стали применяться методы научного управления.

     В традиционных отраслях индустрии продолжался значительный подъем, хотя темпы роста в угольной, металлургической, текстильной начали замедляться. Структурные изменения выражались, в частности, в резком увеличении доли сталелитейной промышленности в рамках черной металлургии. Из десятилетия в десятилетие возрастала добыча железной руды, в том числе за счет разработки залежей в новых районах (у Великих озер). Механизация работ на шахтах резко подняла добычу угля. По выплавке чугуна, стали и добыче угля США уже в середине 90-х годов обогнали Англию, индустрия которой считалась наиболее развитой. Рост производства в металлургии, металлообработке, угольной и нефтяной промышленности поддерживался спросом на металл, топливо и машины ввиду происходившего в невиданных масштабах железнодорожного строительства.

     При федеральной поддержке кредитами  и в форме земельных пожалований  железнодорожные  компании развернули  энергичное  строительство. К XX в. железные дороги связали между собой все штаты, а между Тихоокеанским побережьем и Атлантическим пролегли четыре рельсовые магистрали.   Эти  трансконтинентальные  железные  дороги,  соединившие восточные регионы страны с Тихоокеанским побережьем, обусловили быстрое вовлечение  в экономический оборот продукции Дальнего  Запада.  Строительство Северной тихоокеанской железной дороги (1883), Великой северной (1893), Южно-тихоокеанской  (1883), связавшей Новый Орлеан с  Лос-Анджелесом,  способствовало  завершению  формирования  внутреннего рынка Соединенных Штатов. К 1893 г. протяженность железных дорог в США составила  176 500 миль. Иностранные капиталовложения в железные дороги США достигали четверти, а то и трети их общей стоимости 18.

     Быстро  внедрялись на железных дорогах технические  новшества: к 1890 г. на 80% всех путей железные рельсы были заменены стальными, возросла скорость движения — с 25 до 65 миль в час. Железные дороги сильно потеснили остальные виды транспорта и превратились в фактор многих важных структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало специализации как промышленности, так и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства и росту производительности труда,, процессу урбанизации, а также упрочению позиций американского сельского хозяйства на мировых рынках.

     Новые пути сообщения создали крупный  рынок сбыта для черной металлургии. В свою очередь, расширение производства в металлургической промышленности повлекло ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности. В конце XIX в. в быстром увеличении продукции отраслей легкой промышленности большую роль сыграли новые технические и организационные подходы, стандартизация изготовления одежды, обуви, продовольственных товаров, лекарств и т. п. Необходимость повышения квалификации рабочей силы дала толчок возникновению и расширению сети общеобразовательных и профессиональных школ. Доля валового национального продукта США, затрачиваемая на нужды образования, несмотря на мизерные размеры, все же более чем удвоилась в последней трети XIX в., составив к началу XX в. 2,9%.

Информация о работе История развития экономики