Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Учебное пособие «Экономика развития» предназначен для углубленного изучения теорий экономического развития, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального применения методов исследования проблем экономического развития стран мира.
Структура учебника составлена таким образом, чтобы на первом этапе уяснить базовые теоретические принципы экономического развития, рассматриваемые в теориях различных экономических школ, на втором этапе рассмотреть характерные различия социально-экономического развития стран мира, а на третьем исследовать условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
Учебник написан, исходя из того, что им могут пользоваться как студенты, прослушавшие такие дисциплины как введение в экономику, так и люди, не имеющие экономического образования. Для тех, кто не имеет экономического образования, но проявляет интерес к изучению проблем экономики развития можно опустить изучение базовых теоретических принципов экономического развития, а перейти непосредственно ко второй или третьей части учебника.
Введение
1. Содержание общемирового развития.
1.1. Рост, развитие, трансформация в мировой экономике
2. Базовые теоретические принципы функционирования социально- экономических систем.
Социально-экономическая система и механизмы системы.
Параметры классической экономической школы, отражающие экономическую деятельность
Развитие социально-экономической системы в теории неоклассической экономической школы
Агрегаты кейнсианской школы, отражающие экономическую деятельность и развитие.
Параметры посткейнсианской теории, отражающие экономическую деятельность
Параметры теории институционализма, отражающие функции социально-экономической системы
Основные экономические положения марксистского течения.
3. Характерные различия социально-экономического развития стран мира
3.1. Модели экономического развития. Понятие «модель экономического развития»
3.2. Темпы экономического роста
3.3. Уровень технологического развития.
3.4. Производительность труда
3.5. Уровень и качество жизни
3.6. Бедность
4. Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
4.1. Занятость и безработица.
4.2. Процесс урбанизации
4.3. Образование
4.4. Рост населения и развитие стран мира
4.5. Механизм межбюджетных отношений.
4.6. Расовые, национальные и религиозные различия
4.7. Географические и природные факторы
5. Влияние международных экономических отношений на coциально-экономическое развитие.
5.1. Структура и тенденции международных экономических отношений.
5.2. Влияние международной торговли на развитие.
5.3. Влияние международных кредитов и займов на развитие..
5.4. Влияние международных инвестиций на развитие
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
______________________________
Н.И.
Диденко
Учебное
пособие для магистров экономики
Санкт-Петербург
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Содержание общемирового развития. 1.1. Рост, развитие, трансформация в мировой экономике 2. Базовые теоретические принципы функционирования социально- экономических систем.
3. Характерные различия социально-экономического развития стран мира 3.1.
Модели экономического 3.2. Темпы экономического роста 3.3.
Уровень технологического 3.4. Производительность труда 3.5. Уровень и качество жизни 3.6. Бедность 4. Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие. 4.1. Занятость и безработица. 4.2. Процесс урбанизации 4.3. Образование 4.4. Рост населения и развитие стран мира 4.5.
Механизм межбюджетных 4.6.
Расовые, национальные и 4.7. Географические и природные факторы 5. Влияние международных экономических отношений на coциально-экономическое развитие. 5.1.
Структура и тенденции 5.2.
Влияние международной 5.3. Влияние международных кредитов и займов на развитие.. 5.4.
Влияние международных |
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие «Экономика развития» предназначен для углубленного изучения теорий экономического развития, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального применения методов исследования проблем экономического развития стран мира.
Структура учебника составлена таким образом, чтобы на первом этапе уяснить базовые теоретические принципы экономического развития, рассматриваемые в теориях различных экономических школ, на втором этапе рассмотреть характерные различия социально-экономического развития стран мира, а на третьем исследовать условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
Учебник
написан, исходя из того, что им могут пользоваться
как студенты, прослушавшие такие дисциплины
как введение в экономику, так и люди, не
имеющие экономического образования.
Для тех, кто не имеет экономического образования,
но проявляет интерес к изучению проблем
экономики развития можно опустить изучение
базовых теоретических принципов экономического
развития, а перейти непосредственно ко
второй или третьей части учебника.
Методические
подходы построения
учебного пособия
Учебное пособие построено на следующих методических подходах.
а) студенты лучше усваивают и понимают различные экономические теории и модели и возможность практического их применения, когда теории и модели демонстрируются на реальных экономических процессах;
б) задачей курса «Экономика развития» является обучение студентов умению разобраться в проблемах развития и сделать выводы по результатам анализа проблем.
Поэтому каждая глава учебника имеет приложение, в котором излагается методика анализа, статистические данные и результаты анализа.
При изучении курса «Экономика развития» студенты должны проделать аналогичный анализ самостоятельно.
Такой
подход должен помочь студентам системно
взглянуть на рассматриваемые в
главе проблемы, а преподавателю
в зависимости от целей изучения
курса «Экономика развития» рекомендовать
подход к изучению материала главы.
Содержание
и структура учебного
пособия
Книга состоит из пяти частей.
В первой части рассматривается содержание общемирового развития. Излагается сущность и содержание понятий: рост, развитие, трансформация; описана система показателей, оценивающих рост, развитие, трансформацию. Дана характеристика тенденций трансформации в странах мира: гуманизация, социализация, изменение отношений собственности и особенности трансформации в различных группах стран. Описано содержание изменения технологических способов производства, структурной перестройки экономики, экологизации социально-экономического развития.
Сформулировано понятие общемирового развития, приводится совокупность показателей, оценивающих развитие мирового экономического хозяйства (суммарный валовой внутренний продукт, выбросы СО, количество хост-серверов и мобильных телефонов; количество неграмотных, бедных и другие).
Рассмотрена динамика показателей, в том числе по группам стран.
Во второй части изложены базовые теоретические принципы функционирования социально- экономических систем.
Вводится
понятие социально-
Излагается характеристика основных теоретических положений классической экономической школы, отражающих экономический рост, экономическое развитие. Экономический рост - это изменение экономических показателей; распределение национального продукта в условиях роста населения и ограниченности ресурсов; накопление капитала и рост; доктрина невмешательства государства в экономику; свобода производства и накопления.
Рассмотрена совокупность параметров неоклассической школы, отражающих экономическое развитие:
Приводятся параметры кейнсианской теории, отражающие экономическую деятельность.
Акцент делается на совокупности параметров, отражающих экономическое развитие:
Анализируются совокупности параметров посткейнсианской теории, отражающих экономическое развитие:
Рассмотрена сущность и содержание развития в традиционном институционализме и неоинституционализме: технократическая теория Веблена; теория постиндустриального или информационного общества (Дж. Тэлбрейт, Д. Белл, О. Тоффлер); экономическая динамика (У. Митчелл); теория экономической отсталости (Т. Мюрдаль); «Новый курс» Т. Рузвельта.
Изложена характеристика положений теорий неоинституционализма, отражающих развитие: теории прав собственности (Р. Коуз, А. Алчиан, Р. Познер); теории общественного выбора (К. Эрроу, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон); новой экономической истории (Д. Норт); теории агентов (Т. Стиглиц); трансакционной теории организаций (О. Уильямсон).
Проведен анализ параметров теории политической экономии, отражающие функционирование социально-экономической системы, с марксистских позиций.
Рассмотрена характеристика основных экономических положений марксистского течения:
Идея К. Маркса о развитии общества посредством революционных преобразований.
Стадии смены производственных отношений по К. Марксу (первобытный коммунизм, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм).
Характеристика модернизации марксистской экономической теории:
Характеристика современных направлений марксистской школы:
В третьей части изучаются характерные различия социально-экономического развития стран мира.