Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование целей и взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии. Для исследование данной цели в работе осуществлены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты политических процессов;
- изучено Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие России и государств Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие Китая и государств Центральной Азии;
- исследовано Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ…….6
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...6
1.2. Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии..9
ГЛАВА 2. ШОС КАК ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ, КИТАЯ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……….………………16
2.1. ШОС как механизм взаимодействия России и государств Центральной Азии ……………………………………………………………………….16
2.2. Китай и страны Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества…………………………………………………………...20
2.3. Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии……………………………………………………................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
Афганистан, как наблюдатель в ШОС, находится в зоне ответственности организации. В этом контексте представляются интересными предложения российской «экспертной группы Ю. Крупнова» по созданию Афганского фонда ШОС для разработки и реализации Комплексного плана развития Афганистана.30
Шанхайская организация в целом и ее отдельные участники, члены и наблюдатели, обладают значительным миротворческим опытом, в том числе опытом международного сотрудничества. ШОС может стать инициатором и гарантом внутриафганского переговорного процесса. Таким образом, только комплексное сотрудничество всех заинтересованных в афганском урегулировании акторов способно развязать «афганский узел» и обеспечить стабильность в Центрально-Евразийском регионе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ШОС – одна из крупнейших международных организаций. Она объединяет государства с общей площадью 30 млн. кВ. км (3/5 Евразии), население – более 1,5 млрд. человек.
ШОС является политическим компромиссом между двумя основными внешними силами, претендующими на контроль в регионе Центральная Азия – России и Китая (ядро ШОС). С одной стороны, Россия, сохраняя в определенной степени военно-политический контроль над частью Центральной Азии и опираясь на свои базы в Киргизии и Таджикистане, вынуждена учитывать расширение китайского экономического, а следом и политического влияния на регион. В тоже время, КНР, осуществляя активную инвестиционную экспансию в экономику Центральной Азии, расширяя сотрудничество с Казахстаном и Туркменистаном в энергетической сфере, заинтересована в сохранении политической и социально-экономической стабильности в регионе, которую до настоящего времени невозможно обеспечить без участия России.
К концу первого десятилетия XXI века цели и задачи ядра ШОС претерпели определенные изменения. Появление казахстанско-китайского нефтепровода и туркмено-китайского газопровода, сохранение нестабильной политической ситуации в Киргизии и в зоне Ферганской долины, расширение антитеррористической операции на территории Афганистана с участием военных контингентов США и НАТО, обострение проблемы исламского фундаментализма на территории Узбекистана и соседнего Синьцзян-Уйгурского района КНР, подталкивает Пекин к поиску форм политического контроля над важным для него региона мира.
Пекин рассчитывает использовать структуру ШОС для закрепления своих экономических и политических позиции в Центральной Азии. Со своей стороны, Россия, лидируя в ОДКБ, заинтересована в расширении военно-политической тематики ШОС, стремясь опереться на политический потенциал организации в регионе Центральной Азии. Однако ни КНР, ни РФ стараются не демонстрировать своего желания доминировать в ШОС.
В свою очередь, страны Центральной Азии, желая не оказаться объектом конкуренции ведущих участников ШОС, стремятся к собственному позиционированию в рамках организации. Казахстан, инициируя Центрально-Азиатский Союз, стремится опереться на потенциал региона. В свою очередь Узбекистан видит в ШОС возможность организации консолидированного ответа на современные угрозы, включая международный терроризм и исламский фундаментализм.
ШОС откликнулся на данные угрозы созданием в своих рамках Региональной антитеррористической структуры. В 2007 году в Челябинской области в рамках ШОС состоялись военные учения «Мирная миссия – 2007».
В деятельности ШОС имеется ряд противоречий. В частности, не выработана единая политика организации по вопросам миграции, нет решения об увеличении бюджета ШОС, не налаживается в должной мере сотрудничество с ЕврАзЭс.
Ослабляет организацию отсутствие разграничений компетенции ШОС и ОДКБ. Несмотря на проведение в 2007 г. совместных учений на территории России, деятельность организаций пока плохо скоординирована. Сказывается на эффективности ШОС и наличие двух лидеров (Россия и Китай), политика которых на мировой арене близка, но не идентична. Объективно, ШОС не затормозил борьбу за влияние в регионе Центральной Азии, но ввел ее в переговорный формат в рамках организации.
ШОС не является «закрытым клубом», но организация не спешит расширять свои ряды. Критерии вступления в ШОС относительно размыты, но до настоящего времени Индия, Иран, Монголия, Пакистан, Афганистан сохраняют статус наблюдателей. Вступление таких стран, как Иран в состав ШОС связано с риском нарушения политического баланса в организации и регионе и появления у организации четко выраженного антиамериканского и антизападного имиджа. С другой стороны, появление в ШОС стран с нарушенным политическим и социальным миром (Пакистан) или находящихся в стадии гражданской войны и имеющих на своей территории войска НАТО (Афганистан) несет с собой угрозу втягивания ШОС в глобальные конфликты Евразии. Тем не менее, в 2005 г. была создана Контактная группа «ШОС – Афганистан».
США и ЕС с подозрением относятся к ШОС, считая организацию воплощением нового многополюсного мира. ЕС опасается опоздать к разделу «энергетического пирога» Центральной Азии – зоны, которую контролирует ШОС. Несмотря на то, что цели и задачи ШОС и НАТО в регионе близки, организации борются с экстремизмом и терроризмом, отношения между ними прохладные.
Шанхайская организация
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.5. Гуревич А.Я.
О кризисе современной
2.6. Афганистан,
ШОС, безопасность и
2.7. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
2.8. Дюркгейм Э.О. Разделение общественного труда. Метод социологи. – М., 1990. – 269 с.
2.9. Выступление Иванова
И.С. на совместной пресс-
2.10. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества. – М., 2009. – 256 с.
2.11. Ключевский В.О. Собрание сочинений Том VI. – М., 1989. – 417 с.
2.12. Князев А. А.
Американский тупик в
2.13. Коргун В.
Г. Афганистан и проблемы
2.14. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993.
2.15. Майтдинова Г.М.
Геополитические концепции
2.16. Пластун В.Н. ШОС и перспективы восстановления безопасности в Центрально-Азиатском регионе. ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей. – М., 2009. – 398 с.
2.17. Ротмэн, Д.Б. Новая социальная история в США // Гуманитарные и социальные науки. – 1990. - № 2. - С. 67-73.
2.18. Репина Л.П. Социальная
история и историческая
2.19. Репина Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории. Ежегодник. – М., 1997. - С. 11 – 53.
2.20. Согрин В.В. Современная историография Великобритании. – М., 1991. – 193 с.
2.21. Тилли Ч. Микро, макро или мигрень? - М.: РОССПЕН, 2000.
2.22. Эмар М. Исторические
записки. Теоретические и метод
2.23. Malia, M./The Soviet Tragedy: a History of Socialism in Russia, 1917-1991. - N.Y. -Toronto, 1994.
2.24. Suny, R. Revision and Retreat in the Historiography of 1917-1994. - V. 53, № 2. - P. 165-182.
3.25. Ястремский А.
Политика России по
3.26. Дегтярева Д.А. Китай и страны Центральной
Азии в рамках Шанхайской Организации
Сотрудничества // http://www.rae.ru/forum2010/
3.27. Максим Старчак/Шанхайская
организация сотрудничества: возможности
для России // http://www.csef.ru/index.php/
3.28. Столповский О.,
В.Парамонов. ШОС как механизм
взаимодействия России и
3.29. http://www.vneshmarket.ru/
1Эмар М.//Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119).-М.,1995.- С. 7-22; Гуревич, А.Я./О кризисе современной исторической науки/А.Я. Гуревич//Вопросы истории.-1991. - № 2/3.-С. 21-36.
2Репина Л.П./Социальная история и историческая антрополгия: новейшие тенденции в британской и американской медеевистике/Л.П. Репина//Одиссей. Человек в истории. 1990. - М., 1991. - С. 167-169.; Репина, Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории/Л.П. Репина//Социальная история. Ежегодник, 1997. - С. 11-53; Согрин, В.В. Современная историография Великобритании/В.В. Согрин, Г.И. Зверева, Л.П. Репина. - М., 1991. - С. 85-86.
3Тилли, Ч./Микро, макро или мигрень?/Социальная история. Ежегодник. - М.: РОССПЕН, 2000. - С. 7.
4Арон Р./Этапы развития социологической мысли/Р. Арон. - М., 1993; Вебер, М./О некоторых категориях понимающей социологии/М. Вебер//Избранные произведения. - М., 1990. - С. 495–546.; Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологи/Э. Дюркгейм.- М., 1990.
5В.О. Ключевский//Т.VI. - М., 1989. - С. 134, 140–142.
6Милюков, П.Н./Очерки по истории русской культуры - М., 1993.
7The New History. - N.Y. - 1918. - P. 48–51, 75, 81–83.
8Ротмэн, Д.Б./«Новая социальная история»в США - 1990. - № 2. - С. 67.
9Suny, R./Revision and Retreat in the Historiography of 1917 - 1994. - V. 53, № 2. - P. 165–182; Malia, M./The Soviet Tragedy: a History of Socialism in Russia, 1917–1991 - N.Y. -Toronto, 1994.
10Хеймсон Л./Исторические корни Февральской революции/Л.Хеймсон//Анатомия революции 1917 года в России: массы, партии, власть. - СПб.,1994. - С. 22.
11Комиссина И.Н./Куртов А. А./Шанхайская организация сотрудничества. - С.252
12Комиссина И.Н./Куртов А. А./Шанхайская организация сотрудничества. - С.252
13Выступление И.С./Иванова на совместной пресс-конференции по итогам совещания// Дипломатический вестник. - 2002. - № 5. - С. 66.
14Комиссина И.Н., Куртов А.А./Шанхайская организация сотрудничества. - С.256
15http://ru.wikipedia.org/
16http://ru.wikipedia.org/
17http://ru.wikipedia.org/
18http://ru.wikipedia.org/
19См.:
Столповский О., В.Парамонов. ШОС как механизм
взаимодействия России и государств Центральной
Азии в сфере безопасности //http://www.easttime.ru/
20См.: Столповский О., В.Парамонов. ШОС как
важный механизм взаимодействия России
и стран Центральной Азии в сфере безопасности//http://www.
21http://www.vneshmarket.ru/
22См.:Дегтярева Д.А./Китай и страны Центральной
Азии в рамках Шанхайской Организации
Сотрудничества//http://www.
23См.:Анатолий
Ястремский/Политика России по обеспечению
безопасности на постсоветском пространстве//http://www.
24См.:Анатолий
Ястремский/Политика России по обеспечению
безопасности на постсоветском пространстве//http://www.