Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование целей и взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества со странами Центральной Азии. Для исследование данной цели в работе осуществлены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты политических процессов;
- изучено Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие России и государств Центральной Азии;
- исследовано взаимодействие Китая и государств Центральной Азии;
- исследовано Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ…….6
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...6
1.2. Образование и взаимодействие ШОС со странами Центральной Азии..9
ГЛАВА 2. ШОС КАК ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ, КИТАЯ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……….………………16
2.1. ШОС как механизм взаимодействия России и государств Центральной Азии ……………………………………………………………………….16
2.2. Китай и страны Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества…………………………………………………………...20
2.3. Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии……………………………………………………................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
В этом плане особого внимания заслуживает идея усиления именно аналитической и аналитико-прогнозной, а вовсе не пропагандистской составляющих взаимодействия РФ и ЦА в сфере безопасности, в том числе в рамках ШОС. При этом, в современных условиях важное значение приобретает также необходимость интенсификации взаимодействия между антитеррористическими структурами ШОС, ОДКБ и Антитеррористическим центром СНГ с целью расширения обмена оперативной и аналитической информацией для обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии коллективными усилиями.
2.2. Китай и страны Центральной Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества
Двустороннее сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии в политической, экономической, культурной и других областях непрерывно и многосторонне развивается в рамках ШОС, по направлению, чем дальше, тем теснее. Несмотря на нестабильность международной обстановки, отношения между Китаем и странами Центральной Азии, в определенной степени, обладают рядом положительных факторов, не исключая возможные проблемы, и перспективы данных отношений благоприятные.
ШОС служит важной платформой
для многостороннего
В рамках ШОС Китай беспрепятственно осуществляет сотрудничество со странами Центральной Азии. 25 июня 2010 года выдал Таджикистану льготный кредит по проекту строительства дополнительных линий электропередач 220 кВ «Лолазор - Хатлон».
Говоря о перспективах двусторонних отношений со странами Центральной Азии, отметим, что 2008-2009 года являются относительно неспокойным периодом, поворотным пунктом в отношениях Китая со странами Центральной Азии, несущим как возможности, так и проблемы. В целом, возможности перевешивают проблемы, поскольку существует очень много положительных факторов для развития отношений между Китаем и центральноазиатскими странами.
С глобальной точки зрения, финансовые, энергетические и продовольственных кризисы, стихийные бедствия и другие проблемы мировой экономики способствовали увеличению появления негативных факторов, что осложнило международные отношения, внеся в них неопределенность и хаос. Сохранение независимости и развитие стало еще более сложной задачей для молодых стран Центральной Азии, заставив их столкнуться с внешним миром, особенно с крупными соседними странами, такими как Китай, чтобы укрепить связи, консультации и сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами.
С региональной точки зрения, ухудшение ситуации в Афганистане, тревожность в отношениях Индии и Пакистана, югоосетинский конфликт свидетельствуют о том, что потенциал угрозы безопасности в Центрально-Азиатском регионе не только не уменьшился, а наоборот укрепился. В результате чего Азиатские страны страдают от терроризма, религиозного экстремизма, незаконного оборота наркотиков, контрабанды оружия и других нетрадиционных угроз безопасности, и стремятся расширить и укрепить сотрудничество в области безопасности с Китаем. Это поможет создать общий механизм безопасности в борьбе с нетрадиционными угрозами, что станет стимулом и сблизит сотрудничество во всех областях.
Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта своих товаров, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации.
Туркменистан готов продавать в Китай дополнительные 20 миллиардов кубометров газа ежегодно, то есть больше на 55%, чем те 40 миллиардов кубометров, которые он планировал поставлять к 2015 году, заявил в Сингапуре первый вице-премьер правительства Туркменистана Баймурат Ходжамухамедов. Таким образом, китайский импорт из Туркменистана достигнет уровня в две трети от спроса Китая образца 2009 года. Туркменистан имеет 160 обнаруженных месторождений, 50 из них уже разрабатывается. Страна занимает четвертое место в мире по объему запасов газа. Туркменистан открыл для себя маршрут в Китай в 2009 году, когда поставки в Россию были прекращены после взрыва на трубопроводе советских времен в апреле 2010 года.23
Из Казахстана Китай также стал получать нефть. В 2009 году Пекин выделил Астане 10 млрд. долларов в обмен на доступ к активам в энергетическом секторе страны, получил согласие увеличить мощность нефтяной трубы до 20 млн. тонн в год. В апреле 2006 года заключено соглашение на строительство газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан - Китай. Уже в 2009 году по трубе протяженностью 1800 км пошел первый газ. К 2013 году труба должна выйти на проектную мощность - 40 млрд. кубометров газа в год. В настоящее время Пекин ведет переговоры по ее увеличению до 60 млрд.24
В целом, страны Центральной Азии становятся все более важным партнером Китая, и можно надеяться на хорошие перспективы участия Китая в процессе стабильности и развития во всем регионе, и в развитии двусторонних отношений. Потребности стран различны. Казахстан надеется, что Китай поддержит его в международных и региональных делах, включая региональные экономические интеграционные процессы, которые играют важную роль; надеется на тесное сотрудничество Китая и Казахстана в рациональном использовании трансграничных рек и водных ресурсов. Президент Узбекистана Ислам Каримов - что Китай будет поддерживать координационную группу по Афганистану, в рамках соглашения «6+3», на поддержку Узбекистана в урегулировании споров о воде; Кыргызстан и Таджикистан - что Китай намерен предоставлять больший объем инвестиций и помощи; Туркменистан - занять важное место среди стран экспортеров Китая. Китай во имя стабильного и успешного развития отношений должен учитывать интересы каждой из стран.
2.3. Афганский вектор политики безопасности Шанхайской Организации Сотрудничества в Центральной Азии
Для мирного урегулирования афганской проблемы необходимо непосредственное участие государств, граничащих с этой страной, а также ключевых акторов в регионе в виде контактной группы по формуле 7 + 5, что подразумевает участие семи государств, имеющих общую границу с Афганистаном, а также России, США, НАТО, ШОС, ОДКБ. Афганистан, как наблюдатель в ШОС, находится в зоне ответственности организации, поэтому важно усилить диалог ШОС — Афганистан, наладить эффективные консультации ШОС — НАТО, ШОС — США.25
Наиболее важными акторами, имеющими влияние в Афганистане, являются США и НАТО, ЕС, Пакистан, Иран, Китай, Россия, страны Центрально-Азиатского региона (Таджикистан, Узбекистан, Туркмения), Индия. С октября 2001 г. основные возможности влияния на ситуацию непосредственно в Афганистане имеет Евро-Атлантическое сообщество. Продолжается война на всей территории Афганистана, и коалиционные войска оказались не в силах обеспечить мир в стране. Становится очевидным, что нельзя установить мир здесь военным путем. Затянувшееся урегулирование афганского конфликта привело только к одному результату — конфликт в регионе стал шире, глубже и острее.26 Серьезное влияние в стране сохранили Пакистан и Иран, определенными возможностями располагают Россия, Таджикистан, Узбекистан, Индия.27 Причем три ядерные державы — Китай, Индия и Пакистан — частично расположены в Центральной Евразии и непосредственно граничат с нестабильной страной. А Ирану, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану, тоже имеющим общие границы с Афганистаном, для реализации своих национальных интересов крайне необходимы стабилизация и демилитаризация соседней страны. Здесь опять становится актуальной задача мирного урегулирования афганской проблемы.
Есть опасения, что при принятии формата сотрудничества 7 + 5 индо-пакистанские противоречия смогут иметь продолжение еще и в Афганистане, а это может заметно осложнить и без того непростую ситуацию в регионе. Возможно, что при таких обстоятельствах как раз платформа ШОС будет способствовать сближению позиций и снижению напряжения в международных отношениях в регионе, смягчению напряжения между Индией и Пакистаном для обеспечения региональной безопасности.
В настоящее время очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию афганской проблемы с учетом современных геополитических реалий страны в рамках контактной группы Афганистан — ШОС, вызванная осознанием необходимости принимать превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане — одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением этих государств альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями. Хотя существует контактная группа ШОС — Афганистан, для координации усилий всех заинтересованных сторон в афганском мирном процессе необходим многосторонний формат сотрудничества 7 + 5. Для этого необходимы выработка механизма процесса мирного урегулирования, а также тесное сотрудничество НАТО — ШОС — ОДКБ по урегулированию афганской проблемы и по координации усилий в обеспечении региональной безопасности. Для этого, видимо, необходимо усилить диалог ШОС — Афганистан, наладить эффективные консультации ШОС — НАТО, ШОС — США. Основу для активизации такого регионального сотрудничества создают общие интересы, такие, как борьба с террористическими сетями исламистов, организованной преступностью и наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и разрешения афганской проблемы.28
Оптимальным для процесса урегулирования в Афганистане представляется подключение возможностей соседних Афганистану стран — членов ШОС: Таджикистана и Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также стран-наблюдателей ШОС. Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует с Афганистаном экономически, планирует реализовать ряд проектов, которые могут содействовать развитию этой страны. Реализация предлагаемых таджикской стороной проектов, таких, как строительство железнодорожной ветки Туркменистан — Афганистан (Мазари-Шариф) — Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства энергетического проекта ЛЭП CASA-1000 и Рогун — Мазари-Шариф — Герат — Мешхед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана, серьезно содействовала бы развитию Северного Афганистана, способствовала укреплению регионального взаимодействия и обеспечению безопасности. Кроме того, в плане развития альтернативных коммуникаций и восстановления геополитической целостности Центральной Азии важно было бы обсуждение проекта возможного строительства железной дороги через Ваханский коридор, которая связала бы такие государства, как Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Китай. Возможно, этот проект мог бы быть обсужден и реализован в рамках ШОС.
Стабильность в Афганистане можно обеспечить только путем переговоров и поиска компромиссов, а также содействием экономическому развитию страны. По мнению таджикского эксперта Х. Холикназарова, США должны активно вовлекать граничащие с Афганистаном страны в переговорный процесс по урегулированию афганского конфликта, в ходе которого могли бы подписать соглашение о выводе своих и коалиционных войск из Афганистана (после полного разоружения движения талибан и «Аль-Каида»). Кроме того, эксперт предлагает направить в Афганистан военных наблюдателей из соседних с Афганистаном стран, таких, как Китай, Индия, Пакистан, Иран, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
При разрешении сложной афганской проблемы недостаточно внимания уделяется реально существующим сложным геополитическим факторам, серьезно влияющим на обстановку в стране. Практически Афганистан оказался совершенно «разорван» по нескольким направлениям. На юге страны усиливает свое влияние Пакистан. Иран до сих пор контролирует западные провинции. На севере страны господствуют таджики и узбеки, которые стремятся воспрепятствовать проникновению туда пуштунов. Центр Афганистана пытаются контролировать правительственные силы. А на северо-востоке Афганистана столкнулись интересы Китая и Индии, для которых в этом регионе сосредоточены источники угроз — базы подготовки боевиков, экстремистских сил. Нельзя не учитывать, что численно преобладающее и традиционно политически доминирующее в Афганистане пуштунское сообщество в основном ориентируется на соседний Пакистан, с которым его связывают более тесные узы, нежели с Ираном и северными соседями. При этом крупные державы и северные соседи, в свою очередь, поддерживают своих клиентов в Афганистане: Россия и Таджикистан — афганских таджиков, Узбекистан — афганских узбеков, Иран — хазарейцев, что лишь усиливает национальный раскол в самом Афганистане и не способствует созданию условий для возможной интеграции страны в региональное сообщество в будущем.29 Формат сотрудничества с северными соседями у Афганистана ограничивается экономическими отношениями. В политической сфере предпосылки для сближения и последующей интеграции еще не созданы. Страну отделяет от северных соседей четкий политико-идеологический и психологический барьер: Афганистан и новые государства Центральной Азии находятся в различных, во многом противостоящих сферах влияния крупных держав — США и России. Поэтому на отношения Афганистана с этими странами оказывают влияние соотношение сил и политика обеих держав. Хотя внутри Афганистана, в политических кругах, существует тенденция к тесной интеграции с «новыми государствами» Центральной Азии.