Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

В последние месяцы ядерная программа Ирана становится одной из ключевых проблем международной политики. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», которые развивали сотрудничество с Ираном в ядерной области до исламской революции, но затем свернули его, уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция – предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ряд российских экспертов считает, что выход из ситуации есть, но он требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Ядерная программа Ирана………………..……………………….…...5
1.1 Исторический аспект ядерной программы Ирана …………….….5
1.2 Иран - на пути создания ядерного оружия …………………….….7
1.3 Вероятные последствия нуклеаризации Ирана……………..…....13
Глава 2. Сохранение режима нераспространения ядерного оружия………..20
2.1 ДНЯО как гарант безопасности мира.. …………………………..20
2.2 Перспективы ДНЯО……………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………….…..26
Литература………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

иран - курс. раб..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, все ядерные державы могли бы взять на себя обязательство (по той же модели) не размещать ядерное оружие на суше за пределами национальных территорий. Первый шаг сделан: новый Договор по СНВ включает это положение в отношении российских и американских стратегических вооружений. Теперь следует распространить его на все виды вооружений и все ядерные государства.

В-третьих, должно быть обеспечено скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Это не произойдет до тех пор, пока его не подпишут и не ратифицируют Индия, КНДР и Пакистан, ратифицировать должны подписавшие Египет, Израиль, Индонезия, Иран, КНР и Соединенные Штаты. Все условия для этого существуют, особенно принимая во внимание исходящие от США позитивные сигналы об изменении отношения к этому Договору». До вступления ДВЗЯИ в силу все государства должны придерживаться моратория на испытания ядерных взрывных устройств.

В-четвертых, все ядерные державы могли бы взять на себя обязательство (через совместное заявление либо односторонние параллельные заявления) об отказе от разработки новых, более совершенных типов ядерных вооружений.

В-пятых, на Конференции по разоружению в Женеве должны быть наконец разблокированы усилия по подготовке Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для военных целей. Такой документ стал бы весомым практическим вкладом в дело разоружения.

В-шестых, все ядерные державы могли бы присоединиться к инициативе России и КНР относительно начала работы над Договором о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве.

В-седьмых, российско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) следует сделать многосторонним – с обязательным участием в нем всех государств, имеющих ядерное оружие де-юре и де-факто.[18]

Отдельный вопрос – место ядерного оружия в военной политике. Вокруг этого развернулось немало дебатов, в том числе и в связи с принятием в феврале с. г. новой Военной доктрины Российской Федерации.

На самом деле роль ядерного оружия в России этим доктринальным документом не пересматривается, сущностных изменений не произошло. Но речь не об этом. Для таких государств, как Россия или КНР, умалять сегодня значение ядерного оружия в своей военной политике вряд ли представляется разумным, и прежде всего с учетом недостаточной развитости у них новых типов неядерных вооружений (в первую очередь высокоточного оружия, играющего стратегическую роль).

Помимо «легитимной» ядерной «пятерки» есть еще четыре члена «ядерного клуба», которые законам ДНЯО не подчиняются: Израиль, Индия, Пакистан (у каждого, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, имеется от 60 до 80 развернутых боеголовок), а также КНДР. С учетом последней, наверное, правильно говорить о «трех с половиной» членах «ядерного клуба».

Также существует одно проблемное государство – Иран, где ядерного оружия нет, но нет и уверенности в том, что отсутствует подпольная военная ядерная программа с целью его создания. (При этом мы исходим из того, что политическое решение о создании ядерного оружия Тегераном пока не принято, хотя базовые технологические возможности для этого в основном подготовлены.)                                               

Как видим, что дело ядерного разоружения должно быть заботой исключительно ядерных государств, верен лишь отчасти. Внести свою лепту в ядерное разоружение способны все государства – участники ДНЯО (а также и государства вне ДНЯО), если они заинтересованы в том, чтобы режим нераспространения не буксовал.

Но если говорить о повестке дня не на пятилетку, а, скажем, на ближайшие 20 лет, действительно следует серьезно задуматься о том, что в XXI веке влияние ядерного оружие будет убывать и в военных, и в статусно-политических делах. Пока же представить себе «ядерный ноль» в текущем столетии сложно. Однако готовиться к ситуации «около ноля» стоит загодя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

ДНЯО, сумел замедлить распространение ядерного оружия в мире. Более десятка государств, располагающих техническими возможностями по созданию ядерного оружия, добровольно отказалось от приобретения ядерного статуса. Имеется прецедент, когда одна из стран, ЮАР, пошла на ликвидацию уже созданного ядерного потенциала.

Этот режим оказал сдерживающее воздействие и на государства, не присоединившиеся к ДНЯО. Они были вынуждены пойти на самоограничения при проведении ядерных испытаний, а также предпринять меры по предотвращению утечек своих ядерных технологий. Даже наиболее проблемный случай КНДР, создававшей ядерное оружие в нарушение обязательств по Договору, все же свидетельствует о том, что факт нарушения мобилизовал международное сообщество на активные действия, направленные на ликвидацию ядерной программы этой страны и ее возвращение в ДНЯО.

При этом созданный в рамках МАГАТЭ режим инспекций выявил факты нарушений и был вновь задействован в целях мониторинга за выполнением денуклеаризации этой страны.

Вместе с тем, разработанный еще в 1960-е гг. документ нуждается в адаптации к новым реалиям. Распространение научно-технических знаний позволяет все большему количеству стран развивать ядерные технологии и, пользуясь лазейками в Договоре, вплотную подойти к созданию ядерного оружия. Другая проблема – риск ядерного распространения среди негосударственных группировок, который действующий режим практически не регулирует.

Все это требует от международного сообщества интенсивных усилий по укреплению режима нераспространения – как в рамках имеющегося комплекса мер, так и путем выработки новых решений.[19]

 

Литература.

 

1.      "Россия в глобальной политике". № 2, Март - Апрель 2010

2.      http://referats.qip.ru/referats/preview/41268/

3.      http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/aiz30311.htm

4.      http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/24-01-06a.htm

5.      http://www.easttime.ru/analitic/3/8/320p.html

6.      Современные международные отношения и мировая политика. Отв. Ред. А.В.Торкунов. М., 2004

7.      http://www.rosbalt.ru/2010/05/04/734036.html

8. http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/rn_iranian_programme.shtml

     9. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/20874/

     10. http://rus.ruvr.ru/2010/05/05/7322885.html   

     11. А.Малашенко. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006

 

  12. http://www.globalaffairs.ru/numbers/43/13571.html

   13. http://www.nationalsecurity.ru/maps/nonproliferation.htm

   14. http://www.perspektivy.info/rus/konturi/65424.html

   15. http://www.pircenter.org/data/publications/yki24-2005.html

   16. http://www.atominfo.ru/news/air2100.htm

  17. http://www.rosbalt.ru/2010/05/04/734036.html

 

 

 

32

 



[1] http://referats.qip.ru/referats/preview/41268/

[2] http://www.pircenter.org/data/publications/yki24-2005.html

[3] http://www.atominfo.ru/news/air2100.htm

[4] http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/aiz30311.htm

[5] http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/24-01-06a.htm

 

[6] А.Малашенко. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006

[7] http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/15-03-09a.htm

[8] http://www.easttime.ru/analitic/3/8/320p.html

[9] http://www.rosbalt.ru/2010/05/04/734036.html

[10]Современные международные отношения и мировая политика. Отв. Ред. А.В.Торкунов. М., 2004

 

[11] http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2010/05/100503_rn_iranian_programme.shtml

[12] http://www.perspektivy.info/rus/konturi/65424.html

[13] "Россия в глобальной политике". № 2, Март - Апрель 2010

[14] http://www.globalaffairs.ru/numbers/43/13571.html

[15] http://www.easttime.ru/analitic/3/8/320p.html

[16] http://rus.ruvr.ru/2010/05/05/7322885.html

[17] http://www.nationalsecurity.ru/maps/nonproliferation.htm

 

[18] http://www.globalaffairs.ru/numbers/43/13571.html

 

[19] http://www.perspektivy.info/rus/konturi/65424.html


Информация о работе Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия