Автор: o********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение инструментов протекционистской политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Определить сущность и инструменты протекционистской политики;
Рассмотреть понятие и функции таможенного тарифа;
Изучить классификацию таможенных пошлин;
Рассмотреть нетарифные методы регулирования торговли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и инструменты политики протекционизма…......…………5
Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли. Их классификация………………………………………………………………….....8
2.1.Понятие и функции таможенного тарифа……………...……………………8
2.2. Классификация таможенных пошлин…………………….........................12
Глава 3. Нетарифные методы регулирования международной торговли.…...17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Совет
таможенного сотрудничества (ныне Всемирная
таможенная организация) в 1950 г. разработал
Брюссельскую товарную номенклатуру,
а в 1983 г. - Гармонизированную систему
описания и кодирования товаров.
Последняя представляет собой многоцелевую
классификационную систему, используемую
"для публикации таможенных тарифов,
ведения статистики внешней торговли,
организации транспортно-
Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.
Необходимость
цифровых кодов обусловлена тем,
что они используются для определения
ставок таможенных пошлин, так как
на основе ТН ВЭД составляется таможенный
тариф - система таких ставок. Основополагающей
характеристикой ТН ВЭД является
"строгое соблюдение правила однозначного
отнесения товаров к
Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.4
Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние на мировые цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш.
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.5
Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
2.2. Классификация таможенных пошлин
В настоящее время существуют различные классификации таможенных пошлин. Одна из таких классификаций – это деление все таможенных пошлин по способу взимания. В связи с этим существуют следующие виды пошлин:
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%.
Слабой
стороной адвалорных пошлин является
то, что они предусматривают
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения таможенные пошлины делятся на:
Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних "регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Классификация пошлин по характеру предполагает их деление на следующие виды:
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению таможенные пошлины подразделяются на:
Обычно решение о введении конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок таможенные пошлины бывают:
Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
Кроме перечисленных ставок, размер которых устанавливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин.
К дополнительным пошлинам относятся: