Инструменты протекционистской политики

Автор: o********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение инструментов протекционистской политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Определить сущность и инструменты протекционистской политики;
Рассмотреть понятие и функции таможенного тарифа;
Изучить классификацию таможенных пошлин;
Рассмотреть нетарифные методы регулирования торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и инструменты политики протекционизма…......…………5
Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли. Их классификация………………………………………………………………….....8
2.1.Понятие и функции таможенного тарифа……………...……………………8
2.2. Классификация таможенных пошлин…………………….........................12
Глава 3. Нетарифные методы регулирования международной торговли.…...17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

курсовая ВЭД.docx

— 58.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и инструменты политики протекционизма…......…………5

Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли. Их классификация………………………………………………………………….....8

2.1.Понятие и  функции таможенного тарифа……………...……………………8

2.2. Классификация   таможенных пошлин…………………….........................12

Глава 3. Нетарифные методы регулирования международной  торговли.…...17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В условиях развития международных экономических  отношений огромное значение имеет  эффективная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная  система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько  эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.

      Выделяют  два конкурирующих друг с другом направления внешнеторговой политики − политику свободной торговли и  политику протекционизма. Политика свободной  торговли в чистом виде практически  не существует, поскольку предполагает отсутствие какого бы то ни было вмешательства  государства в отношения, связанные  с внешнеторговым обменом с другими  государствами. В реальности она  сводится к минимальному вмешательству  государства. Свобода торговли позволяет  странам беспрепятственно реализовывать  преимущества, которыми они наделены в результате сложившегося международного разделения труда.

      На  протяжении длительного исторического  периода внешнеторговая политика мира носит главным образом протекционистский характер. Под протекционизмом понимается политика, направленная на защиту национальных производителей от конкуренции извне с помощью применения торговых барьеров. Ее цель − создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных компаний на национальном и зарубежном рынках по сравнению с иностранными конкурентами. Она осуществляется путем, как защиты внутреннего рынка, так и содействия повышению конкурентных преимуществ отечественных компаний на зарубежных рынках.

      Объектом  работы являются инструменты протекционистской  политики

      Предмет курсовой работы – научная и учебная литература по исследованной теме.

      Целью моей работы является рассмотрение инструментов протекционистской политики.

      Из  поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • Определить сущность и инструменты протекционистской политики;
  • Рассмотреть понятие и функции таможенного тарифа;
  • Изучить классификацию таможенных пошлин;
  • Рассмотреть нетарифные методы регулирования торговли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность и инструменты политики протекционизма

      Для того чтобы  определить инструменты протекционистской политики, необходимо изучить ее сущность. Итак, протекционизм — это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков.  Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.1

      Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

      Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

      Для протекционизм характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь Протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»

      Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху.

      Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизм является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.

      Развитие  процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество.  Особенность современного Протекционизм — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.2

        В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

      Инструменты протекционистской политики по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

      Роль  отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.  

Глава 2. Тарифные методы регулирования  международной торговли.

Их  классификация

2.1.  Понятие и функции таможенного тарифа

      Происхождение понятия "тариф", как следует  из литературных источников, неоднозначно. К. Лодыженский в конце XIX в. указывал, что оно произошло от названия небольшой арабской крепости, расположенной  на европейском берегу Гибралтарского пролива. Там взимались особые сборы  с грузов, привозимых в страну на кораблях. Для реализации фискальной цели была составлена подробная роспись  товаров. Потом эти сборы и  роспись, устанавливающая размер ставок пошлин, были распространены на морскую  торговлю во всех мавританских гаванях.

      Спустя  столетие Ю.Г. Кисловский пишет, что  за несколько веков до нашей эры  в г. Тарифе, на юге Испании, была изобретена "таблица, согласно которой  устанавливалась определенная ставка пошлин на тот или иной вид товара, она получила название тарифа".

      Ясно  одно: история таможенного тарифа исчисляется несколькими сотнями  лет, и данное понятие всегда отождествлялось  с группой платежей за товар в  торговле.

      Новоторговый  устав, принятый в 1667 г., оценен историками как первый русский таможенный тариф. А с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней  торговли. В советский период 20-х  годов ХХ в. таможенные тарифы "отражали стремление использовать пошлины как  источник дохода, а не как метод  защиты отечественной промышленности. Но уже осенью 1922 г. Советом труда  и обороны было признано необходимым  выработать новые тарифы, преследующие более широкие экономические  цели".

        В течение XX в. таможенный тариф  претерпевал ряд изменений, в  определенной степени совершенствовался  и в настоящее время стал  одним из основных документов, активно используемых всеми субъектами  таможенных правоотношений.

      Часто отмечается, что "любая попытка  составить исчерпывающий перечень товаров, которые являются предметом  международной торговли, выглядит трудной  задачей, поскольку современное  производство предполагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками".3 Но сделать это необходимо, поскольку именно характеристика товара (потребительские свойства, качество, степень его технической обработки) влияет на уровень ставки таможенной пошлины. "Роль таможенных тарифов в регулировании внешней торговли определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельный вид товаров, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки". Иными словами, чем выше качественные характеристики товара, тем больше ставка таможенной пошлины.

Информация о работе Инструменты протекционистской политики